Скачать 144.52 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1060 Рабочая программа по предмету «История Средних веков. История России с древнейших времен до начала XVI в.» для 6 А класса на 2013-2014 учебный год Составитель: А. А. Спирина, Учитель русского языка и литературы 1 категории. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по истории Средних веков для параллели 6 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В ее основе лежат примерные программы основного (общего) образования по истории, а так же авторская рабочая программа: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение. 2009 г. В соответствии с бинарным характером курса, выраженным в выделении отечественной истории, обучение реализуется на основе трех учебников: История Средних веков. 6 класс. Ведюшкин В.А., под редакцией Чубарьяна А.О. М.:«Просвещение», 2006. История Средних веков. 6 класс. Е.В. Агибалова Г.М. Донской. М.: Просвещение, 2012. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 2012. Рабочая программа по предмету история (6 класс) направлена на реализацию ряда следующих задач:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА. Программа охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории, которые вошли в современную цивилизацию. Задачи предмета – показать самобытные черты Средневековья, его особенности. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам истории Средних веков, проследить динамику этого периода и обозначить его основные этапы. Курс включает историю Европы и Азии при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. История России этого периода, обладая определенной спецификой, рассматривается на фоне общемировых преобразований (после изучения всеобщей истории). В изучаемый отрезок времени (с древнейших времен до начала XVI столетия) происходило создание российской государственности, а также формирование российской, белорусской и украинской народностей. Эти процессы сопровождались укреплением центральной власти в руках московских князей. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного и литературно-культурологического подхода в изучении истории. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на ступени 6 класса отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох. Складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные блоки хронологического периода реализуются в рамках двух отделов – «Всеобщая история» и «История России». Данная программа предполагается их последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Реализация представленной программы подразумевает широкое использование межпредметных связей. Параллельное взаимодействие курсов истории,обществоведения и литературы позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения. Связь курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение пользоваться статистическим и картографическим материалом. Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения:
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. К важнейшим личностным результатам изучения истории России в 6 классе относятся следующие убеждения и качества: – осознание своей идентичности как гражданина России, для которого общая историческая судьба с другими народностями выступает в качестве важного признака; – осмысление социально-нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
Метапредметные результаты изучения истории России в 6 классе выражаются в следующих качествах: – овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации; – способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);
Предметные результаты изучения истории России в 6 классе включают: - овладение целостным представлением об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца XVI в.; - способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; - умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство начала XVI в.);
и культурных памятников истории России до начала XVI в. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА. «История Средних веков». Введение. Что изучает история Средних веков. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков. Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI века).
почему распалась империя Карла Великого.
норманнов. Тема 2. Византийская империя и славяне вVI – XI веках. 7. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития Византии. Власть императора. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов. Культура Византии. Развитие образования. Научные знания. Архитектура и живопись. Культурные связи Византии. Тема 3. Арабы в VI – XI веках. 8. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природа и занятия Аравии. Племена бедуинов. Мухаммед – основатель ислама. Мораль и право. Завоевания арабов. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата. Культура стран халифата. Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата. Тема 4. Феодалы и крестьяне. 9. Средневековая деревня и ее обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство. 10. В рыцарском замке. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Воспитание рыцаря. Развлечения рыцарей. «Позор и срам мне страшны – не кончина». Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 11. Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Изменения в общественной жизни. Возникновение в Европе множества городов. Борьба городов с сеньорами. Мастерская городского ремесленника. Цехи – союзы ремесленников. Цехи и развитие ремесла. Торговля в Средние века. «Что с возу упало, то пропало». Расширение торговых связей. Ярмарки и банки. Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города. Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. 12. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордены монахов. 13. Крестовые походы. В Палестину! Крестовый поход бедноты. Крестовые походы феодалов. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев. Конец крестовых походов на Восток и их последствия. Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века).
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Франция – централизованное государство. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII (1485-1509). Тема 8. Культура Западной Европы в Средние века. 16. Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Переводы с греческого и арабского. Средневековые университеты. 17. Средневековая литература. Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература. Заключение. Наследие Средних веков в истории человечества. «История России с древнейших времен до конца XVI века». Тема 1. Древняя Русь в VIII – первой половине XII века.
центров. 5. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация. Первые киевские князья. Деятельность князя Олега (879-912). Правление Игоря (912-945) и Ольги (945-957). Походы князя Святослава (957-972).
народности. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения.
Тема 2. Русь Удельная в XII – XIII веках.
Боголюбский (1157-1174). Всеволод Большое Гнездо (1176-1212).
владычества на русскую культуру. Тема 3. Московская Русь в XIV – XVI веках.
Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты (1325-1340). Причины возвышения Москвы. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и орда накануне решающего столкновения. Битва на Куликовом поле. Значение Куликовской битвы.
Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА. Прогнозируемый результат изучения. Результатом обучения истории в 6-м классе будет овладение учащимися знаний и умений по Всемирной истории, значимых для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни. В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать: – основные этапы, ключевые события и выдающихся деятелей Всемирной истории и истории России в изучаемый период; – важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; – базовые термины и понятия, а так же виды исторических источников периода; В течении изучения курса учащиеся должны овладеть навыками: – соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий; – использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; – показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; – рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе рефератов, отчетов об экскурсиях); – соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; – объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной культуры. ЛИТЕРАТУРА.
|
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,... Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс... | Рабочая программа предмета история по содержательным курсам «История средних веков» «История средних веков», «История России с древнейших времен до конца XVI века», «История Ярославского края до конца XV века» | ||
История средних веков Примерной программы основного общего образования по истории, в соответствии с п ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к учебникам Данилова... | Тематическое планирование по курсу: «История средних веков» к учебнику... «История средних веков» к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История средних веков» 6 класс М. «Просвещение» 2007г и «История... | ||
Программа по истории предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной... Данилова А. А., Косулиной Л. Г. (история России с древнейших времен до конца XVI в.) и авторской программы В. А. Ведюшкина (История... | Рабочая программа по истории России для 6 класса 2013-2014 учебный год Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории 2004 г и... | ||
Рабочая программа по истории для 6 класса на 2013-2014 год А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «История России 6-9 классы», В. А. Ведюшкин «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных... | Программа по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» РФ, Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, учебника А. А. Данилов,Л. Г. Косулина «История России... | ||
Рабочая программа по предмету «История» для 10 класса на 2012-2013 учебный год В. И. Буганов. (М. «Просвещение»,2009г ). «История России. Конец XVII-XIX век», учебник для 10 класса, В. И. Буганов, П. Н. Зырянов.... | Календарно-тематическое планирование курса истории россии. История... Программа: Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Козленко С. И. «История России с древнейших времен до конца 19 в.» для 10 класса средних... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос основного общего образования на основе примерной основной образовательной программы и авторской программы по истории, М. В.... | Рабочая программа по истории 6 класс Программа рассчитана на 2013-2014 учебный год, История средних веков 33 ч, История России 36 ч | ||
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца 16 века Количество часов в неделю 2; на год 70 часов: История средних веков 34 часа, история России 36 часов | Рабочая программа по истории 6 класс (общеобразовательный) Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Федеральной примерной... | ||
Рабочая программа по истории для 6 класса учителя истории и обществознания «История средних веков» Бойцова М. А., Петровой Н. Г. для 6 класса, курса «История России с древнейших времен до конца XVIII в.»Пчелова... | Рабочая программа по курсам «История средних веков», «История России... Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории |