Скачать 107.31 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Философский факультет
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕВРОПЕЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ: ИСТОКИ И ИСТОРИЯ для студентов дневного отделения философского факультета, специальность «культурология» Автор к.ф.н., доц. И.К.Романова Рецензент д.ф.н., проф. Е.Г.Соколов Санкт-Петербург 2009 1. Организационно-методический раздел1.1. Цель курса состоит в изучении основных этапов развития немого кинематографа, а также основных проблем, связанных с этим становлением. Спецкурс предусматривает сведение ретроспективного, описательного и аналитического аспектов рассмотрения проблемы немого кино. 1.2. Задачи курса заключаются в изучении художественной системы средств кинематографа, реализующих идею зримости, ознакомлении с историей немого кино и основными теоретическими трудами, посвященными этой истории, сравнении повествовательных механизмов кино и литературы. 1.3. Место курса в профессиональной подготовке студента. Дисциплина «Европейский кинематограф: истоки и история» является вспомогательной в подготовке профессионального культуролога и служит источником для изучения других культурологических дисциплин. 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса: знать содержание курса, периодизацию, основные школы, направления раннего кинематографа и их представителей, уметь анализировать отдельные кинематографические произведения, самостоятельно работать с текстами, посвященными исследованию в области кинотеории. 2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля. Аудиторных занятий – 68 часов. Из них лекций – 34 часа, практических занятий – 34 часа. Самостоятельная работа студента – часов. Трудоемкость дисциплины – часов. Распределение учебного времени
Форма текущего контроля: контроль за посещаемостью занятий и активностью студентов. Форма промежуточного контроля: проведение контрольных опросов. Форма итогового контроля: экзамен. Изучение дисциплины по семестрам: 1-й семестр, лекции –34 часа, практические занятия –34 часа. 3. Содержание дисциплины3.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий. Тема 3.1.1. Возникновение кинематографа. Фундаментальное открытие братьев Люмьер. Принцип равномерного движения кадров. Единое и дискретное. Новая интенсивность. Конструирование сюжета. Видеологические объекты. Лубочная природа раннего кинематографа: совмещение гиньоля и магии экранного движения. Трюковые фильмы Жоржа Мельеса: «Путешествие на Луну» (1902 г.). Авторизация кино: Аста Нильсен, Макс Линдер, Пола Негри. Тема 3.1.2. Кино и литература. Принципиальные различия текста и зрелища. Видимость и зримость. Зримое и высказываемое. Кинонарратив. Первые опыты русского немого кино. Визуализация дискурсивных объектов. Яков Протазанов: «Пиковая дама» (1916 г.), А.Санин: «Поликушка» (1919 г.). Тема 3.1.3. Американское немое кино. Феномен Голливуда. Появление режиссуры в кино как самостоятельного вида творчества: Д.У.Гриффит и его фильмы «Рождение нации» (1915 г.), «Нетерпимость» (1916 г.). Производство звезд в американском кино: Р.Валентино, Д.Фэрбенкс, М.Пикфорд. Образы Чарли Чаплина: ирония и жестокость. Тема 3.1.4. Экспрессионизм в немецком кино. Фантазм и его киноверсия. Роберт Вине: «Кабинет доктора Калигари» (1919 г.). Демоны и злодеи в фильмах Фрица Ланга: «Доктор Мабузе – игрок» (1922 г.), «Метрополис» (1926 г.). Психоанализ в творчестве Г.В.Пабста: «Ящик Пандоры» (1929 г.). Киноимпрессионизм во французском кино. Влияние сюрреализма на французский кинематограф. Луис Бунюэль, Сальвадор Дали: «Андалузский пес» (1928 г.). Тема 3.1.5. Теория монтажа. Послереволюционый этап развития отечественного немого кино. Мастерская Льва Кулешова: фильмы без пленки. «Эффект Кулешова»: различные наборы означающих для одной смысловой серии. От принципа гэгов («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», 1924 г.) к драме психологических гештальтов («По закону», 1926 г.). Тема 3.1.6. Метод режисуры Сергея Эйзенштейна. Скрытая связь фотограммы с моральным сознанием. Снижение идеологической планки. «Третий смысл». Оператор как демиург. Художественное сотворение мира. «Броненосец Потемкин» (1925 г.): новые дискретные единицы смысла. Использование рессентимента в художественной конструкции. Тема 3.1.7. Актер в немом кино. Физиогномический опыт Эйзенштейна. Лицо и маска. Обнуление индивидуальности. Тело как поверхность для записи. Крупный план и концепция страстей. Олицетворение. Актерское кино: Иван Мозжухин, Иван Москвин, Вера Холодная. Опыт реконструкции образа актера немого кино Н.Михалковым. Дезавуирование актерской маски в «монтажном» кино: «натурщики» Кулешова, «типажи» Эйзенштейна. Попытка соединения «актерского» стиля с принципом монтажа в фильмах Всеволода Пудовкина. Тема 3.1.8. ФЭКСы и динамический принцип в культуре 20 века. Статическое и динамическое в кино. Доминанта движения как выражение идеи непрерывности мира. Ранние фильмы Козинцева и Трауберга: «сцепка трюков». Связь кино с ленинградской «формальной» школой. Юрий Тынянов: сценарий «Шинели» (1926 г.), «С.В.Д.» (1927 г.). Тема 3.1.9. Революция в документальном кино. Отказ от тематизации в кино. Ринцип спонтанности в фиксации жизненного процесса. Реальность и семиозис. Дзига Вертов и «киноки»: раскрепощение зрения, «свободная» камера, динамическая модель мира в фильме «Человек с киноаппаратом» (1929 г.). «Кино-Правда»: реализация принципа спонтанности в документальных хрониках (1922-1925). Тема 3.1.10. Художественная модель Нового Мира. Метаморфоз женского образа: функциональность и партийная интуиия вместо эроса и соблазна. Психоанализ в отечственном кино. Абрам Роом: новая модель любви. Тройной союз в фльме «Третья Мещанская». Фридрих Эрмлер: «Обломок империи» (1929 г.). 3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы В качестве самостоятельной работы рекомендуется читать литературные источники, приведенные в списке литературы 3.3. Примерные темы курсовых работ В данной дисциплине не предусмотрены. 3.4. Примерные темы рефератов Студент может предоставить реферат по свободно выбранной теме. Перечень вопросов для рефератов совпадает с вопросами, выносимыми на экзамен. 3.5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайд-фильмов, кино- и видеофильмов В ходе изучения спецкурса предполагается просмотр следующих фильмов (полностью или отдельных эпизодов):
4.2. Активные методы обучения Основу данного курса составляют обычные методы аудиторных лекций с использованием элементов диалога преподавателя со студентами 4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля Лекционная аудитория, оборудованная аппаратурой для просмотра фильмов. 4.4.Список литературы
|
Учебной дисциплины опд. Ф "Онтология и теория познания" специальность... Язык философии (гномы, поэма, диалог, лекция, исповедь, медитации, аффоризм, эссе, научный трактат) | Программа учебной дисциплины гендерная антропология для студентов... Спецкурс предусматривает рассмотрение проблемы человека в философии с точки зрения гендерного измерения человеческого бытия | ||
Программа дисциплины философи я гос впо специальность 040500 Фармация.... Нента) к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по специальности 040500 (Фармация) и уровню... | Программа курса «история и методология математики» для студентов... Лекция 1 09. Юбиляры-2010. Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование... | ||
ПРограмма по дисциплине «история политических и правовых учений»... Программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» разработана для студентов мпф вавт с учетом требований Государственного... | Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»... | Программа курса «история и методология математики» для студентов... Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование первичных математических... | ||
Программа курса для студентов заочного отделения исторического факультета... Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая... | Программа дисциплины «Всеобщая история (история мировых цивилизаций)»... Программа курса предназначена для студентов 4-го курса очного отделения исторического факультета Магнитогорского государственного... | ||
Программа курса для студентов заочного отделения исторического факультета... Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая... | Контрольные вопросы по куру «История государства и права зарубежных... История государства и права зарубежных стран: Программа курса и методические рекомендации для студентов специальности 021100 – «Юриспруденция»... | ||
Программа курса для студентов заочного отделения исторического факультета... Учебный курс «Новая история» является частью университетского курса всеобщей истории. Цель курса «Новая история» (часть 2) – изучить... | Курс лекций "концепции современного естествознания " для студентов факультета социологии Рф и предназначен для студентов 2 курса дневного отделения Факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов дневного и заочного отделения... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа учебной дисциплины Справка к рабочей программе дисциплины «Фтизиопульмонология» для студентов лечебного факультета очного отделения |