План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй





Скачать 139.79 Kb.
НазваниеПлан История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй
Дата публикации30.04.2015
Размер139.79 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации




2. ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ

Тема 1. Древняя Русь

План

  1. История как наука.

  2. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй.

  3. Образование Древнерусского государства.

  4. Политический строй Древней Руси. Внешняя политика киевских князей.

  5. Социально-экономическое развитие Древней Руси.

  6. Принятие Русью христианства.

Методические рекомендации

1. Данное занятие начинается с рассмотрения вводного вопроса - предмета и функций исторической науки в целом, предмета и задач отечественной истории. Необходимо также дать определение исторического источника, указать виды исторических источников, рассмотреть основные этапы развития отечественной исторической науки.

В современных условиях значение изучения истории рез­ки возрастает. Прежде всего, любой грамотный человек должен знать историю отечества, жизнь и дела отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь ранее, не помнить о прежних трудах, славе, заблужде­ниях и ошибках, ибо прошлое передает потомкам не только материальное, но и духовное наследство.

Само слово - история - пришло к нам из древнегречес­кого языка. Оно означало - рассказ о прошедшем, об узнан­ном. Ныне термин - история - употребляется в двух смыс­лах: как процесс развития исторического общества, и как наука, изучающая данный процесс.

Мы будем изучать историю как науку о развитии чело­веческого общества во всем его многообразии. Предметом изучения истории является деятельность и действия лю­дей, вся совокупность отношений в обществе.

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), первым написавший книгу, которая так и называлась: «История». Древние очень ценили исто­рию и называли ее - magistra vitae - (наставница жизни), а историка уважительно именовали - translator temporis - (пе­редатчик времени).

Историческая наука играет важную роль в жизни общества.

Она выполняет следующие социальные функции:

1. Научно-познавательная функция направлена на самопознание общества. Очевидно, что невозможно понять настоящее без знания прошлого. Историческая наука дает знания, необходимые для всякого образованного человека и - особенно - для дипломированного специалиста.

  1. Воспитательная функция исторической науки заключается в том, что история делает опыт прошлого достоянием современников, играя тем самым важную роль в их социальном воспитании. Непридуманный драматизм истории обусловливает ее огромную воспитательную роль. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, красоте и др. Не случайно историю издавна на­зывают «наставницей жизни». Особенно велика здесь роль отечественной истории, ибо без знания истории Родины нельзя стать ее настоящим гражданином.

  2. Функция социальной памяти состоит в том, что историческая наука воссоздает картину мира во всем ее многообразии. В этой связи история является неотъемлемой предпосылкой развития и самого существования человеческой цивилизации. Ни одно поколение не начинает с нуля, каждое вступает на арену исторической деятельности, усвоив в той или иной степени опыт прошлого. Историческая наука - это связь прошлого и настоящего.

Говоря о роли исторической науки в целом, следует под­черкнуть, что, не зная прошлого, невозможно понять насто­ящее и предвидеть будущее.

Основой для получения знаний о прошлом является изу­чение исторических источников. Исторический источник - это любой объект, отражающий прошлое, несущий инфор­мацию о нем. Основными типами исторических источни­ков являются: 1) материальные памятники (здания и со­оружения, предметы быта, археологические находки и др.; 2) письменные источники - любые тексты с записанной на них информацией (документы, книги, газеты и журналы, письма, дневники, мемуары и пр.); 3) устные сказания об исторических событиях; 4) изобразительные источники (жи­вописные полотна, чертежи и др.); 5) звуковые источники (звукозаписи речей исторических деятелей, песен и др.).

Отечественную историю изучали многие выдающиеся уче­ные. Первые исторические труды появились еще во времена Древней Руси. Они были в форме летописей-записей событий по годам. Автором первой русской летописи считается киевс­кий монах Нестор (XII в.). Летописная традиция просуще­ствовала несколько столетий. Помимо летописей, историчес­кие события отражались в различных литературных произведениях.

Наукой, в современном понимании этого слова, отечествен­ная история стала, начиная с XVIII века. В это время появи­лись первые фундаментальные труды по отечественной исто­рии, в том числе - семитомная «История Российская» Василия Никитича Татищева. Расцвет русской исторической науки приходится на XIX век. Непревзойденными и ныне вершинами научной мысли являются труды Николая Ми­хайловича Карамзина («История государства российского» в 12 книгах); Сергея Михайловича Соловьева («История Рос­сии с древнейших времен» в 29 томах) и Василия Осиповича Ключевского («Курс русской истории» в 5 томах). В XX веке наибольшую известность приобрели работы по российс­кой истории таких авторов, как С. Ф. Платонов, Е. В. Тарле, М. Н. Тихомиров, А. А. Зимин, Л. Н. Гумилев, И. Я. Фроянов и многих других. Исследование малоизученных и дис­куссионных проблем отечественной истории плодотворно продолжается и в настоящее время.

2. Рассмотрение истории Древней Руси следует начи­нать с вопроса о происхождении восточных славян. Затем нужно показать расселение славян по территории Восточ­но-европейской равнины, охарактеризовать их основные хозяйственные занятия, эволюцию общественного строя, особенности языческой религии.

Первые упоминания о славянах в письменных источни­ках относятся к I веку до нашей эры. Их прародиной явля­лась территория между реками Одер и Днепр. Из этого рай­она славяне в VI - VIII вв. расселились на юг - на Балканский полуостров; на восток и север - по Восточноев­ропейской равнине. В ходе расселения у славян происходи­ло разложение родоплеменного строя. В результате дробле ния и смешивания племен складывались новые славянские общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Славянские общ­ности имели двухступенчатую структуру: несколько отно­сительно небольших образований, которые можно условно определить как племенные княжения, объединялись в бо­лее крупные - союзы племенных княжений. На террито­рии, вошедшей в состав Киевской Руси, известны такие союзы славянских племен, как: поляне, древляне, волыняне (другое название - бужане), хорваты, тиверцы, уличи, ра­димичи, вятичи, дреговичи, кривичи и новгородские слове-не, совпадающее с общеславянским самоназванием.

Хозяйственной ячейкой у славян была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной организации, объе­динявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община - вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между крестьянскими хозяйствами. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к со­седской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения (VI- VTII вв.).

Древние славяне исповедовали языческую религию, сущ­ностью которой являлось обожествление природы.

3. При ответе на третий вопрос следует подробно рас­смотреть: причины и предпосылки возникновения Древне­русского государства, основные исторические теории, трак­тующие это событие (норманнская и антинорманнская) и основные этапы формирования государства Русь.

Образование государства у восточных славян явилось за­кономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. За­родышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объеди­нений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех круп­ных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артанйи. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Арта­нии - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.

Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили при­гласить варяжских князей как силу, стоящую над противо­борствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Легенда о призвании варяжских князей послужила ос­нованием для создания так называемой норманнской тео­рии возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие уче­ные Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Они подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государ­ства у восточных славян. Научная несостоятельность нор­маннской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выда­ющихся, личностей.

Смешение родов и племен, преодоление былой замкнуто­сти, установление регулярных связей с близкими и дальни­ми соседями, наконец, этническое объединение северных и южнорусских племен - все это характерные особенности про­движения славянского общества к образованию государства.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, перенявший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив кня­живших там Аскольда и Дира, он впервые объединил север­ные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государ­ство часто называют Киевская Русь.

4. При ответе на четвертый вопрос следует подробно ос­тановиться на характеристике политического устройства древнерусского государства, показать основные направле­ния внутренней политики киевских князей. Необходимо дать характеристику первых русских князей - Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава. Следует показать основные направления внешней политики Древней Руси и охарактеризовать основные внешнеполитические события IX- XII вв.

В истории Киевской Руси выделяется три периода: ста­новления; укрепления и расцвета; разложения. Первый пе­риод, хронологические рамки которого определяются IX -концом X в., связан с деятельностью первых киевских кня­зей - Олега, Игоря (912-945), Ольги (945-957), Святослава (957-972). В это время почти завершается процесс объедине­ния основных восточнославянских земель. Киевскими кня­зьями решается проблема обороны и одновременно завоева­ния и защиты торговых путей: ведется борьба с Византией и Хазарией, начинается многовековая борьба со степняками-кочевниками, орды которых непрерывным потоком влива­лись в южно-русские степи. Отношение Древней Руси и Ве­ликой степи, постоянные столкновения с восточными и юго-восточными кочевниками оказали значительное влия­ние на становление славянской государственности. В этот период существования русского государства начинается пе­реход от сбора дани с населения путем периодических объез­дов князем и его дружиной зависимых земель (полюдье) к созданию административно-финансовых центров сбора дани.

Укрепление и расцвет Киевской Руси (конец X - первая половина XI вв.) связан с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054). В этот период завершается объединение восточнославянских земель в рам­ках единого государства; решается проблема обороны юж­ных и юго-восточных рубежей страны; расширяется террито­рия государства. Древнерусское государство представляло собой монархию во главе с великим князем киевским, обла­давшим всей полнотой власти. В пользу князя население уплачивало дань (налог). Государство представляло собой своеобразную федерацию. Оно состояло из отдельных земель, во главе которых стояли местные князья. Они подчинялись великому князю киевскому, но, в то же время, пользова­лись определенной самостоятельностью. Государственный аппарат в Древней Руси только формируется. Главную роль в управлении играет дружина (приближенные князя, быв­шие одновременно и воинами, и чиновниками). Старшие дру­жинники получили название бояр и составляли совет при князе (боярскую думу). Появляется также особый княжес­кий суд. Наряду с новыми органами власти существовали и прежние, оставшиеся от первобытного строя - народное со­брание (вече), народное ополчение, племенные старейшины и др.

Древняя Русь представляла собой одно из крупнейших государств Европы. Ее территория простиралась от Балтий­ского до Черного морей, а население насчитывало около 4 млн. человек. Развитие общественных отношений в этот пе­риод нашло свое отражение в законодательстве. В XI веке появился первый свод законов - «Русская правда».

5. Освещение пятого вопроса семинарского занятия пред­полагает начинать с анализа социально-экономического строя Киевской Руси. Затем необходимо охарактеризовать основные сферы в экономике страны. На основе анализа «Русской правды» и других источников следует показать положение основных социальных групп населения.

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом или ралом, с двойной упряж­кой волов. На севере - сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерно­вые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, овес. Распростране­ны были также просо, горох, чечевица, репа. Известны двух­польный и трехпольный севообороты. Двуполье заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая «отдыхала» - находилась под паром. При трехполь­ном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие оставалось ведущей формой сельского хозяйства

У славян сохранялся устойчивый набор домашних жи­вотных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, до­машнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С раз­витием внешней торговли увеличился спрос на пушнину. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяй­ства совершенствуются приемы домашнего ремесла - обра­ботка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремеслен­ное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, ко­жевенное. Русское ремесло по своему техническому и худо­жественному уровню не уступало ремеслу передовых евро­пейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало нату­ральное хозяйство. Расширение внешней торговли было свя­зано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавше­го их своим авторитетом на международных рынках. В Ви­зантии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников - оружейников и златокузнецов, а также рабов Ввозились в основном предметы роскоши: виноград­ные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.

Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, коли­чество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой - страной городов. В русских летописях на начало Х1П в. упоминаются более 200 городов. Однако жители их еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотовод­ством.

Вопрос о социально-экономическом строе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду спе­циалистов оценивать Древнерусское государство как раннек­лассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.

Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам. Рост экономического и политического могущества землевла­дельцев приводил к установлению различных форм зависи­мости рядовых общинников от землевладельцев. Зависимые крестьяне носили названия: «смерды», «закупы», «рядови­чи» . Однако в Киевский период оставалось довольно значи­тельное количество свободных крестьян - общинников, за­висимых лишь от государства. В источниках они носят название «люди». В Древней Руси имелось также значитель­ное количество рабов - «холопов».

6. К шестому вопросу следует приступать с выявления причин и предпосылок введения монотеистической религии на Руси. Затем необходимо рассмотреть такие вопросы, как: «языческая реформа» князя Владимира, проблема «выбора вер», принятие православия Владимиром и его окружением и ход христианизации в различных русских землях. В зак­лючение необходимо всесторонне проанализировать значение принятия христианства на Руси, показать его влияние на исторический путь страны в целом, на развитие социальных отношений и культуры.

После возникновения русского государства прежнее языче­ство перестало отвечать новым запросам общества. На Руси стало распространяться монотеистическая религия - христианство. Первые сведения о христианстве у русов относятся еще к 860-870 гг. Государственной религией Руси христианство стало в конце X века, при князе Владимире, который с помощью новой рели­гии стремился укрепить свою власть, сплотить различные сла­вянские племена и укрепить международный престиж государ­ства. Крещение Русь приняла из Византии.

В 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. Капища древних богов были разру­шены. На их месте, как правило, строили церкви. Приня­тие христианства было длительным процессом и затянулось на десятилетия. Долгое время христианские представления сосуществовали с языческими.

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Под воздействием Православной церкви в жизни рус­ского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, - умыкание - (похищение) девиц; возрос­ли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья. Историки отмечают, что «Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства».

Принятие православия способствовало широкому распро­странению на Руси грамотности, просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, воз­никновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиоте­ки стали важнейшим средством распространения просве­щения на Руси. С Крещением Киевской Руси еще более рас ширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы.

Темы рефератов

  1. Происхождение восточных славян

  2. Язычество древних славян

  3. Происхождение названия «Русь»

  4. Норманнская теория и антинорманизм

  5. Деятельность первых Киевских князей

  6. Внешняя политика Древней Руси

  7. Крещение Руси

  8. Культура и быт Древней Руси

Литература

  1. Кушетеров P.M., Панаедова Г.И., Птицын А.Н., Крав­ченко И.Н. Отечественная история. - Ставрополь : Кавказский край,2002.

  2. История России с древнейших времен до конца XVII
    века / под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2001.

  3. История России с древнейших времен до 1861 года /
    под ред. Н.И. Павленко. - М., 2000.

  4. Орлов А. С. и др. История России с древнейших времен до наших дней. - М., 1999.

5. Ключевский В. О. Курс русской истории. - Т. 1.
(любое издание).

6. Бранд М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. -М., 1994.

  1. Как была крещена Русь. - М., 1990.

  2. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. - М., 2004.

  3. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. - М., 1991.

10. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. - М.,
1995.

  1. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-
    экономической истории. - Л., 1974.

  2. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-
    политической истории. — Л., 1980.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй iconЭкзаменационные вопросы по курсу «История»
Восточные славяне: Племена восточных славян в VIII – IХ вв., их происхождение, расселение, занятия, быт, верования, культура, общественный...
План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Восточные славяне до образования государства: происхождение, расселение, занятия, общественный строй, верования, взаимоотношения...
План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй iconПрограмма вступительных экзаменов в сгу по истории россии восточные славяне
Восточные славяне. Праславяне. Проблема происхождения. Выделение восточного славянства. Расселение, жизнь, быт, верования, основные...
План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Восточные славяне и их соседи в древности: теории происхождения и расселения восточных славян. Проблемы этногенеза. Основные занятия...
План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй iconИспользуемые методы, приемы средства
Факторы, влияющие на развитие страны. Восточные славяне. Происхождение, верования, хозяйство
План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй iconРекомендации
В эту группу входят восточные славяне — русские, украинцы и белорусы; западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане;...
План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй iconИтоги Интернет-конференции «Августовский педсовет фипи» 2008 года
В эту группу входят восточные славяне — русские, украинцы и белорусы; западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане;...
План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй iconЭкзаменационные вопросы по истории. Происхождение восточных славян....
В эту группу входят восточные славяне — русские, украинцы и белорусы; западные славяне — поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане;...
План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй iconГосударство гуннов в Центральной, Средней Азии и в Европе
...
План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План урока истории в 10 классе «Восточные славяне в VIII-IX вв.» (по учебнику Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до...
План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй iconПримерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «история»
Восточные славяне в мировом историческом процессе VI-VIII вв.: проблема этногенеза
План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй icon1. Древние славяне, их расселение, нравы и быт
Государственно-административные реформы Петра I. Утверждение абсолютизма в России
План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй iconТемы рефератов по иогп игп россии как научная дисциплина, ее понятия и историография
Общественный и государственный строй русского централизованного государства (Х1у-ху1 вв.)
План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй iconВосточные славяне ныне население, говорящее на русском, украинском...
Восточные славяне ныне – население, говорящее на русском, украинском и белорусском языках. Этому населению свойственны специфические...
План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй iconВосточнославянские племена и их соседи Современные
То есть, восточные славяне понятие этноисторическое. История восточных славян начинается с того периода, когда из общеславянского...
План История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй iconПримерный план легенда об основании Рима. Общественный строй Рима...
Дионисий Галикарнасский. Римские древности / Пер под общ ред. И. Л. Маяк. Т. I–iii. М., 2005


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск