Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города





Скачать 112.49 Kb.
НазваниеИз опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города
Дата публикации07.05.2015
Размер112.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Преподавание истории через культуру родного края.

(из опыта работы учителя истории, обществознания и права МОУ СОШ №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города)

Викторова Т.Н.

Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель ЧР, Почетный работник общего обра­зования РФ, заместитель руководи­теля республиканской ассоциации учителей истории.
Воспитание гражданина - одна из важнейших проблем образовательной политики России на рубеже веков. Одним из основных качеств личности является чувство национальной гордо­сти, бережное отношение к национальным богатствам страны, к языку, культуре, традициям и при этом - уважение к людям других национальностей, к особенностям их языков и культур. Во многих странах обучение и воспитание ведется в рамках национальных систем образования, основанных на историческом опыте и культурных достижениях конкретных народов, стран, регионов.

Программы исторического образования предусматривают три компонента (федеральный, региональный и школьный), которые имеют ряд объективно общих принципов:

  • принцип направленности на достижение основных целей и задач преподавания истории как школьного предмета - образование, развитие, социализацию личности;

  • принцип системности: каждый из компонентов может полноценно работать только во взаимодействии с другими

  • принцип соответствия содержания, формы изложения материала и учебной деятельности возрастным возможностям, потребностям и интересам школьников.

Но в то же время каждый компонент имеет особенности, которые весьма существенно отлича­ют его от других. Они выражаются в:

  • масштабе (уровне) представления материала;

  • характере предлагаемого исторического материала;

  • преобладающих формах работы с историческим материалом;

  • мотивации, лежащей в основе познавательной деятельности учащихся.

Указанные особенности могут быть детализированы и для облегчения анализа сведены в условную таблицу:



Федеральный компонент


Региональный (национальный) компонент


Локальный (школьный) компонент


Масштаб (уровень) представления


История России (пре­имущественно государ­ства)


История региона (его народов)


История города, села, школы


Нормативная база


Государственный обра­зовательный стандарт Базовые программы


Региональный образо­вательный стандарт Региональные и авторские программы


Авторские програм­мы


Характер пред­ставления мате­риала


Систематический


Систематический (от­дельный курс) Сюжет­ный


Аспектный


Преобладающий исторический ма­териал


Политическая и соци­альная история, история внешней политики, история культуры


Социальная и поли­тическая история, этническая история, история культуры


Социальная история, история культуры, история семьи, устная история


Преобладающие формы изучения


Традиционные формы урочной работы


Дополнительно : работа в музеях, с историко-культурным, этнографическим мате­риалом


Поисковая работа-описание историче­ских памятников, работа в музеях, личных архивах, со­ставление устной истории


Работа с историче­скими источниками


В пределах учебни­ка, учебнометодического комплекта


Дополнительно : источники по нацио­нальной и региональной истории


Описание, поиск, создание первоис­точников


Мотивация


Общепознавательная Общегражданская иден­тичность


Дополнительно : региональная, этнокультурная идентичность


Идентичность в цепи поколений

Охарактеризуем наиболее существенные моменты, зафиксированные в этой таблице
и имеющие особое значение для целостного, интегрированного понимания рассматриваемой
проблемы.. Касаясь масштаба «исторического полотна», рисуемого учебным курсом того или иного уровня, отметим прежде всего, что в каждом отдельном случае мы имеем дело как бы с раз­ными субъектами, с позиций которых нам прилагается смотреть на это полотно и судить о нем. В первом - федеральном - случае это общероссийское, а следовательно, если так можно выразиться, «государствоцентрированное» повествование. В федеральных стан­дартах, программах и учебниках есть, безусловно, сюжеты, в той или иной степени затраги­вающие темы, связанные с историей народов России, но как мы все знаем, не они составляют идейно-содержательный стержень этого курса: он ориентирован по вектору истории российской государственности. А поскольку этот процесс, как по-прежнему представляется абсолютному большинству исследователей (и всем авторам действующих учебников), возник и формировался в русле русской (а не, скажем, евразийской) доминирующей культурной традиции, то кажется вполне естественным и логичным, что основное внимание и место федеральные учебники отече­ственной истории уделяют именно этой компоненте. И хотя в некоторых современных учебни­ках сделана попытка не сводить историю отечества только к истории государства, они остаются, к сожалению, учебниками по истории «русской России». Они по-прежнему фактически ли­шены иных «этнокультурных измерений». Большинство народов России, вглядываясь в общероссийские учебники отечественной истории, как в коллективное зеркало, не видят себя.

Эта большая и важная проблема находит своеобразное преломление на региональ­ном уровне, который, естественно, стремится компенсировать недостаток информации о «своей» истории. В результате здесь возникают учебники, по объему равные федеральным, а иногда и превосходящие их. Но главное - эти учебники, как мы видим, строятся на совершен­но иной содержательной основе. Если федеральные, как было сказано, излагают преимуще­ственно историю государства, то региональные - историю народа и его культуры (прежде всего «титульного», если речь идет об учебниках истории субъектов Федерации, образованных по административно-национальному признаку).

Кроме того, учебники разных уровней и функционируют в учебном процессе по-разному, и апеллируют к разным эмоционально-мотивационным сферам учеников. Если пафос федераль­ных учебников - в раскрытии перед учениками обстоятельств и хода создания и трансфор­мации великого государства, а через это - в формировании чувства принадлежности к нему в качестве продолжателей и наследников, то пафос многих региональных учебников - в приоб­щении к истории «родной земли» - «исконной» территории проживания «своего» народа.Федеральный учебник практически не касается этнической истории - учебники национальных республик построены на ней.

Немаловажно отметить также, что многими учениками, живущими в разных частях такой громадной страны, как Россия, «большая», «федеральная» история с ее героями и событиями воспринимается какой-то далекой, «нездешней», поскольку ее реалии никогда не были даны им «в ощущении», а региональная и особенно локальная история - здесь, рядом, и говорят с тобой на привычном языке родной культурно-бытовой традиции.

Действительно, социальная, политическая и еще более сильно проявляющаяся линия этнической истории - истории народа, а также истории культуры приобретает на локаль­ном уровне особое звучание. Здесь мы видим уже другие концептуальные основания. Если говорить о методологическом подходе, то здесь он преимущественно антропоцентрический.

Очень часто речь идет о конкретном человеке, его судьбе. Далее - это история малых соци­альных групп, например, семьи, и в значительной степени - история повседневности. Дети сами участвуют в создании и накоплении исторических источников: их нужно найти, увидеть, за­фиксировать. Здесь предполагается и описание памятников, и работа в школьном или краеведческом музее, работа с материалами семейных и личных архивов, запись «устной исто­рии». Эта деятельность делает локальную историю для ученика особенно масштабной, нефор­мальной, приближенной к нему гораздо сильнее, чем федеральная.

Из сказанного вытекает первая сложнейшая практическая задача - помочь учителям и ученикам осознать формальную условность компонентного подхода, многомерность и, так сказать, интегральность исторического и культурно-исторического самоощущения совре­менного человека, который реально существует не отдельно в федеральной, региональной или местной истории, а во «всех историях» одновременно, и должен уметь свободно «пере­ходить» из контекста одной в контекст другой, понимая, что каждая из них - ипостась единого процесса - истории человечества. Основная содержательная линия - человек в истории. Толь­ко преподавая историю «нерасчлененно», не противопоставляя один ее аспект другому, уде­ляя особое внимание переходам на «стыках» курсов мировой, общероссийской, региональ­ной, национальной и локальной истории можно воспитать настоящий историзм мышления, помогающий жить более осмысленно и лучше понимать столь сложный современный мир.



В Чувашской Республике накоплен большой опыт преподавания и изучения истории через культуру родного края. Курс КРК, содержащий большой объём исторической информации, в большинстве школ ведется с 5 по 9 класс ( по одному часу в неделю), а в классах технического профиля интегрированно с географией, литературой, чувашским языком, музыкой, ИЗО. Выпущены учебники: В.Д. Данилов, Б.И.Павлов «История и культура Чувашской Республики» (в 2-х
частях), В.Д.Данилов, Б.И.Павлов «История Чувашии», «Культура чувашского края» (учебное
пособие), Елена Енькка «Родной Край»(5,6,7классы).

Учителя используют самые разнообразные формы и методы чтобы увлечь учащихся. Это различные

    • конкурсы: на лучшее сочинение, рисунок, реферат, чтеца, переводчика;

    • читательские и научно - практические конференции;

    • устные журналы (например: «Из древности в современность»)

    • концерты - путешествия (например, по Волжской Булгарии).

Традиционным стали в республике фестивали «В краю 100 тысяч песен», «Цветы Чува­шии», «Серебряный голос», «Искорка дружбы», «Костры Сеспеля», Яковлевские чтения, куль­турные акции «День духовности», День государственной символики «Святыни Чувашского на­рода» и др.



Во многих школах г. Новочебоксарска оборудованы краеведческие музеи (№5,10,12,14,гимназии№6) или оформлены краеведческие уголки, где проводятся уроки, т.к. изучать культуру нужно в самом Храме культуры.

Очень помогает формированию толерантного мышления краеведческая работа, ведь одно дело прочитать о старинном городе, йнтёресной находке, памятнике архитектуры в книжке, и совсем другое- увидеть собственными глазами, соприкоснуться с прошлым, своим трудом способствовать сохранению святынь для следующих поколений. В связи с этим значительно возрастает роль краеведения в школе. Походы по родному краю, совместная работа в археологической или этнографической экспедиции создают предпосылки для духовной близости. Происходит сближение социальных ролей: педагог и ученик выступают в одинаковой роли людей, делаю­щих общее дело. Это позволяет учителю решать множество важнейших задач: развивать инте­рес к предмету, углубленно изучать отдельные проблемы, способствовать профориентации учащихся, давать им навыки научной работы, успешно решать разнообразные воспитательные задачи в классном коллективе.

В школе №8 г. Новочебоксарска накоплен определённый опыт краеведческой работы.
Участие детей в археологических экспедициях:

На раскопках в селе Верхние Ачаки



- в течение трех лет (1987-1989 годы) совместно со студентами исторического факультета ЧГУ им. И.Н.Ульянова под руководством профессора, доктора исторических наук В.Ф.Каховского и кандидата исторических наук Б.В.Каховского выезжали на археологические раскопки в Ядринский район Чувашской Республики, д. Верхние Ачаки;

- в 1990 году в составе археологической смены Всероссийского детекого туристического центра работали на легендарном Бородинском поле на расчистке линий оборонительных сооружений 1941-1942 года под Москвой. Там ребята впервые выступили на научно-практической конференции на тему «Исследование языческого могильника близ деревни Верхние Ачаки Ядринского района Чувашской Республики, получили грамоту за это исследование и за работу в составе экспедиции; - в 1996-1999 годах в составе группы «Наследие» при Новочебоксарском ЦТДиЮ при содействии Министерства культуры и Комитета по делам молодежи Чувашской Республики участвовали в реставрационных работах в Алатырском Свято-Троицком мужском монастыре и разведывательных работах на Духовой пустыни.

В настоящее время в Чувашии созданы несколько детских клубов, которые занимаются этой работой. Это, например, подростковый клуб «Отечество» из г. Новочебоксарска, члены которого изучают историю Великой Отечественной войны, создали музей, открыли новые страницы исто­рии, связанные с участием наших земляков в войне.

Научная работа.

Результаты краеведческой работы послужили основой для научных исследований уча­щихся. Так, работы «История Алатырского Свято-Троицкого мужского монастыря» (авторы Намаева Анна и Осипова Екатерина, ученицы 10 класса) в 1999 году и «Судьбы священнослу­жителей Чувашии в годы сталинских репрессий» (автор Намаева Анна, ученица 11 класса) в 2000 году получили I место в городских научно-практических конференциях «Наука. Творчество. Развитие» и I место в республиканских конференциях-фестивалях творчества молодежи и школьников «Ехсе1зюг». Им не было равных. Работа «Духовное возрождение Чувашии» (А. Намаева, студентка исторического фа­культета ЧГУ им. И.Н.Ульянова, С.Тюльканов, ученик 11 класса) была подготовлена к на­учно-практической конференции работников образования «Чувашия - президентская респуб­лика» (10 октября 2003г., к 10-летию введения института Президентства в Чувашской Респуб­лике).

Организация экскурсий и походов по историческим местам России и родного края.

Одной из форм организации занятий является экскурсии, которые помогают расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках, дают возможность увидеть подлинные па­мятники культуры по новому осмыслить исторические явления. Прежде всего это экскурсии по городу: на соборную площадь к памятнику землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятнику воинам- интернационалистам в художественный музей, на предприятия го­рода. Особое значение для ребят имеют экскурсии в другие города.

Так, сильные впечатление на них произвели памятники Владимиро-Суздальской Руси: Дмитриевский и Успенский соборы, Золотые ворота, Суздальский кремль, фрески Рублёва, па­норама обороны Владимира от монголо-татар.

Также ребята часто совершают экскурсии в Санкт-Петербург, Москву, Болдино, Казань, Шереметьевский замок, по историческим местам и музеям Чебоксар и ежегодные тра­диционные пешие походы по территории Чувашии.


Правильно организованная краеведческая работа открывает широкие возможности в вос­питании подрастающего поколения. Кем бы ни стали в дальнейшем наши ученики, прошедшие школу краеведения, они всегда будут ощущать свою причастность к родному краю. Преподава­ние культуры через свой край помогает детям глубже понять, что культурнее разнообразие наиболее отвечает направлению прогресса, формирует у учащихся гражданскую позицию, на­циональную идентичность, воспитывает патриотизм, толерантность.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconМоу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт...
...
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconТема обобщения и демонстрации педагогического опыта
Инновационные методы в обучении учащихся истории и обществознания. Августовская конференция учителей истории и обществознания города...
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconОтдел информационной политики и информатизации администрации города...

Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconПоложение республиканского конкурса «Музыкальный эрудит»
Конкурс проводится при поддержке Министерства культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, научно – методического...
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconВ. В. Федотова Протокол №4 от 27. 08. 2012
«Средняя общеобразовательная школа №13» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconАнализ работы шмо учителей математики, физики и информатики моу «Эльбарусовская...
Анализ работы шмо учителей математики, физики и информатики моу «Эльбарусовская сош» Мариинско – Посадского района Чувашской Республики...
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconОписание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской...
Свою педагогическую деятельность, в качестве учителя истории и обществознания, я начала в 2005 году. Проблема, над которой сегодня...
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconРабочая программа по истории 5 класс по уч. В. И. Уколовой, учителя...
Рабочая программа по истории 5 класс по уч. В. И. Уколовой, учителя истории и обществознания моу сош №7 г. Тутаева Устиновой Г. В....
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр...

Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Средняя общеобразовательная школа №3» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconОбобщение опыта работы учителя химии моу сош №4 г. Собинка Бурдиной Н. Ю. Собинка, 2013 г
А. В., работа на кафедре теории и методики воспитания випкро под руководством Поповой И. Н., прохождение курсов повышения квалификации...
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информация о мдоу «Детский сад №33 «Песенка» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей...
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа кружкового занятия «Школьные сми» для 8 классов учителя информатики муниципального бюджетного общеобразовательного...
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад...
Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск