Скачать 112.49 Kb.
|
Преподавание истории через культуру родного края. (из опыта работы учителя истории, обществознания и права МОУ СОШ №8 г. Новочебоксарска Чувашской Республики и учителей города) Викторова Т.Н. Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель ЧР, Почетный работник общего образования РФ, заместитель руководителя республиканской ассоциации учителей истории. Воспитание гражданина - одна из важнейших проблем образовательной политики России на рубеже веков. Одним из основных качеств личности является чувство национальной гордости, бережное отношение к национальным богатствам страны, к языку, культуре, традициям и при этом - уважение к людям других национальностей, к особенностям их языков и культур. Во многих странах обучение и воспитание ведется в рамках национальных систем образования, основанных на историческом опыте и культурных достижениях конкретных народов, стран, регионов. Программы исторического образования предусматривают три компонента (федеральный, региональный и школьный), которые имеют ряд объективно общих принципов:
Но в то же время каждый компонент имеет особенности, которые весьма существенно отличают его от других. Они выражаются в:
Указанные особенности могут быть детализированы и для облегчения анализа сведены в условную таблицу:
и имеющие особое значение для целостного, интегрированного понимания рассматриваемой проблемы.. Касаясь масштаба «исторического полотна», рисуемого учебным курсом того или иного уровня, отметим прежде всего, что в каждом отдельном случае мы имеем дело как бы с разными субъектами, с позиций которых нам прилагается смотреть на это полотно и судить о нем. В первом - федеральном - случае это общероссийское, а следовательно, если так можно выразиться, «государствоцентрированное» повествование. В федеральных стандартах, программах и учебниках есть, безусловно, сюжеты, в той или иной степени затрагивающие темы, связанные с историей народов России, но как мы все знаем, не они составляют идейно-содержательный стержень этого курса: он ориентирован по вектору истории российской государственности. А поскольку этот процесс, как по-прежнему представляется абсолютному большинству исследователей (и всем авторам действующих учебников), возник и формировался в русле русской (а не, скажем, евразийской) доминирующей культурной традиции, то кажется вполне естественным и логичным, что основное внимание и место федеральные учебники отечественной истории уделяют именно этой компоненте. И хотя в некоторых современных учебниках сделана попытка не сводить историю отечества только к истории государства, они остаются, к сожалению, учебниками по истории «русской России». Они по-прежнему фактически лишены иных «этнокультурных измерений». Большинство народов России, вглядываясь в общероссийские учебники отечественной истории, как в коллективное зеркало, не видят себя. Эта большая и важная проблема находит своеобразное преломление на региональном уровне, который, естественно, стремится компенсировать недостаток информации о «своей» истории. В результате здесь возникают учебники, по объему равные федеральным, а иногда и превосходящие их. Но главное - эти учебники, как мы видим, строятся на совершенно иной содержательной основе. Если федеральные, как было сказано, излагают преимущественно историю государства, то региональные - историю народа и его культуры (прежде всего «титульного», если речь идет об учебниках истории субъектов Федерации, образованных по административно-национальному признаку). Кроме того, учебники разных уровней и функционируют в учебном процессе по-разному, и апеллируют к разным эмоционально-мотивационным сферам учеников. Если пафос федеральных учебников - в раскрытии перед учениками обстоятельств и хода создания и трансформации великого государства, а через это - в формировании чувства принадлежности к нему в качестве продолжателей и наследников, то пафос многих региональных учебников - в приобщении к истории «родной земли» - «исконной» территории проживания «своего» народа.Федеральный учебник практически не касается этнической истории - учебники национальных республик построены на ней. Немаловажно отметить также, что многими учениками, живущими в разных частях такой громадной страны, как Россия, «большая», «федеральная» история с ее героями и событиями воспринимается какой-то далекой, «нездешней», поскольку ее реалии никогда не были даны им «в ощущении», а региональная и особенно локальная история - здесь, рядом, и говорят с тобой на привычном языке родной культурно-бытовой традиции. Действительно, социальная, политическая и еще более сильно проявляющаяся линия этнической истории - истории народа, а также истории культуры приобретает на локальном уровне особое звучание. Здесь мы видим уже другие концептуальные основания. Если говорить о методологическом подходе, то здесь он преимущественно антропоцентрический. Очень часто речь идет о конкретном человеке, его судьбе. Далее - это история малых социальных групп, например, семьи, и в значительной степени - история повседневности. Дети сами участвуют в создании и накоплении исторических источников: их нужно найти, увидеть, зафиксировать. Здесь предполагается и описание памятников, и работа в школьном или краеведческом музее, работа с материалами семейных и личных архивов, запись «устной истории». Эта деятельность делает локальную историю для ученика особенно масштабной, неформальной, приближенной к нему гораздо сильнее, чем федеральная. Из сказанного вытекает первая сложнейшая практическая задача - помочь учителям и ученикам осознать формальную условность компонентного подхода, многомерность и, так сказать, интегральность исторического и культурно-исторического самоощущения современного человека, который реально существует не отдельно в федеральной, региональной или местной истории, а во «всех историях» одновременно, и должен уметь свободно «переходить» из контекста одной в контекст другой, понимая, что каждая из них - ипостась единого процесса - истории человечества. Основная содержательная линия - человек в истории. Только преподавая историю «нерасчлененно», не противопоставляя один ее аспект другому, уделяя особое внимание переходам на «стыках» курсов мировой, общероссийской, региональной, национальной и локальной истории можно воспитать настоящий историзм мышления, помогающий жить более осмысленно и лучше понимать столь сложный современный мир. В Чувашской Республике накоплен большой опыт преподавания и изучения истории через культуру родного края. Курс КРК, содержащий большой объём исторической информации, в большинстве школ ведется с 5 по 9 класс ( по одному часу в неделю), а в классах технического профиля интегрированно с географией, литературой, чувашским языком, музыкой, ИЗО. Выпущены учебники: В.Д. Данилов, Б.И.Павлов «История и культура Чувашской Республики» (в 2-х частях), В.Д.Данилов, Б.И.Павлов «История Чувашии», «Культура чувашского края» (учебное пособие), Елена Енькка «Родной Край»(5,6,7классы). Учителя используют самые разнообразные формы и методы чтобы увлечь учащихся. Это различные
Традиционным стали в республике фестивали «В краю 100 тысяч песен», «Цветы Чувашии», «Серебряный голос», «Искорка дружбы», «Костры Сеспеля», Яковлевские чтения, культурные акции «День духовности», День государственной символики «Святыни Чувашского народа» и др. Во многих школах г. Новочебоксарска оборудованы краеведческие музеи (№5,10,12,14,гимназии№6) или оформлены краеведческие уголки, где проводятся уроки, т.к. изучать культуру нужно в самом Храме культуры. Очень помогает формированию толерантного мышления краеведческая работа, ведь одно дело прочитать о старинном городе, йнтёресной находке, памятнике архитектуры в книжке, и совсем другое- увидеть собственными глазами, соприкоснуться с прошлым, своим трудом способствовать сохранению святынь для следующих поколений. В связи с этим значительно возрастает роль краеведения в школе. Походы по родному краю, совместная работа в археологической или этнографической экспедиции создают предпосылки для духовной близости. Происходит сближение социальных ролей: педагог и ученик выступают в одинаковой роли людей, делающих общее дело. Это позволяет учителю решать множество важнейших задач: развивать интерес к предмету, углубленно изучать отдельные проблемы, способствовать профориентации учащихся, давать им навыки научной работы, успешно решать разнообразные воспитательные задачи в классном коллективе. В школе №8 г. Новочебоксарска накоплен определённый опыт краеведческой работы. Участие детей в археологических экспедициях: На раскопках в селе Верхние Ачаки - в течение трех лет (1987-1989 годы) совместно со студентами исторического факультета ЧГУ им. И.Н.Ульянова под руководством профессора, доктора исторических наук В.Ф.Каховского и кандидата исторических наук Б.В.Каховского выезжали на археологические раскопки в Ядринский район Чувашской Республики, д. Верхние Ачаки; - в 1990 году в составе археологической смены Всероссийского детекого туристического центра работали на легендарном Бородинском поле на расчистке линий оборонительных сооружений 1941-1942 года под Москвой. Там ребята впервые выступили на научно-практической конференции на тему «Исследование языческого могильника близ деревни Верхние Ачаки Ядринского района Чувашской Республики, получили грамоту за это исследование и за работу в составе экспедиции; - в 1996-1999 годах в составе группы «Наследие» при Новочебоксарском ЦТДиЮ при содействии Министерства культуры и Комитета по делам молодежи Чувашской Республики участвовали в реставрационных работах в Алатырском Свято-Троицком мужском монастыре и разведывательных работах на Духовой пустыни. В настоящее время в Чувашии созданы несколько детских клубов, которые занимаются этой работой. Это, например, подростковый клуб «Отечество» из г. Новочебоксарска, члены которого изучают историю Великой Отечественной войны, создали музей, открыли новые страницы истории, связанные с участием наших земляков в войне. Научная работа. Результаты краеведческой работы послужили основой для научных исследований учащихся. Так, работы «История Алатырского Свято-Троицкого мужского монастыря» (авторы Намаева Анна и Осипова Екатерина, ученицы 10 класса) в 1999 году и «Судьбы священнослужителей Чувашии в годы сталинских репрессий» (автор Намаева Анна, ученица 11 класса) в 2000 году получили I место в городских научно-практических конференциях «Наука. Творчество. Развитие» и I место в республиканских конференциях-фестивалях творчества молодежи и школьников «Ехсе1зюг». Им не было равных. Работа «Духовное возрождение Чувашии» (А. Намаева, студентка исторического факультета ЧГУ им. И.Н.Ульянова, С.Тюльканов, ученик 11 класса) была подготовлена к научно-практической конференции работников образования «Чувашия - президентская республика» (10 октября 2003г., к 10-летию введения института Президентства в Чувашской Республике). Организация экскурсий и походов по историческим местам России и родного края. Одной из форм организации занятий является экскурсии, которые помогают расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках, дают возможность увидеть подлинные памятники культуры по новому осмыслить исторические явления. Прежде всего это экскурсии по городу: на соборную площадь к памятнику землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятнику воинам- интернационалистам в художественный музей, на предприятия города. Особое значение для ребят имеют экскурсии в другие города. Так, сильные впечатление на них произвели памятники Владимиро-Суздальской Руси: Дмитриевский и Успенский соборы, Золотые ворота, Суздальский кремль, фрески Рублёва, панорама обороны Владимира от монголо-татар. Также ребята часто совершают экскурсии в Санкт-Петербург, Москву, Болдино, Казань, Шереметьевский замок, по историческим местам и музеям Чебоксар и ежегодные традиционные пешие походы по территории Чувашии. Правильно организованная краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Кем бы ни стали в дальнейшем наши ученики, прошедшие школу краеведения, они всегда будут ощущать свою причастность к родному краю. Преподавание культуры через свой край помогает детям глубже понять, что культурнее разнообразие наиболее отвечает направлению прогресса, формирует у учащихся гражданскую позицию, национальную идентичность, воспитывает патриотизм, толерантность. |
Моу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт... ... | Тема обобщения и демонстрации педагогического опыта Инновационные методы в обучении учащихся истории и обществознания. Августовская конференция учителей истории и обществознания города... | ||
Отдел информационной политики и информатизации администрации города... | Положение республиканского конкурса «Музыкальный эрудит» Конкурс проводится при поддержке Министерства культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, научно – методического... | ||
В. В. Федотова Протокол №4 от 27. 08. 2012 «Средняя общеобразовательная школа №13» города Новочебоксарска Чувашской Республики | Анализ работы шмо учителей математики, физики и информатики моу «Эльбарусовская... Анализ работы шмо учителей математики, физики и информатики моу «Эльбарусовская сош» Мариинско – Посадского района Чувашской Республики... | ||
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской... Свою педагогическую деятельность, в качестве учителя истории и обществознания, я начала в 2005 году. Проблема, над которой сегодня... | Рабочая программа по истории 5 класс по уч. В. И. Уколовой, учителя... Рабочая программа по истории 5 класс по уч. В. И. Уколовой, учителя истории и обществознания моу сош №7 г. Тутаева Устиновой Г. В.... | ||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Средняя общеобразовательная школа №3» города Новочебоксарска Чувашской Республики | ||
Обобщение опыта работы учителя химии моу сош №4 г. Собинка Бурдиной Н. Ю. Собинка, 2013 г А. В., работа на кафедре теории и методики воспитания випкро под руководством Поповой И. Н., прохождение курсов повышения квалификации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информация о мдоу «Детский сад №33 «Песенка» города Новочебоксарска Чувашской Республики | ||
Аннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей... Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа кружкового занятия «Школьные сми» для 8 классов учителя информатики муниципального бюджетного общеобразовательного... | ||
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад... Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный... |