Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы





Скачать 157.64 Kb.
НазваниеОписание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы
Дата публикации29.11.2014
Размер157.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Описание опыта работы

учителя истории и обществознания МБОУ – Подывотской средней общеобразовательной школы

Случевской Светланы Ивановны –

учитель высшей категории


«Пусть же все содержание вашего труда

имеет продолжение в памяти, умах и

сердцах учеников, а ученики изменят ваш мир,

делая его более светлым, добрым, веселым.»

Из притчи

Свою педагогическую деятельность, в качестве учителя истории  и обществознания, я начала в 2005 году. Проблема, над которой  сегодня работаю, – «Использование информационных технологий в воспитании и обучении» - полностью отвечает современным требованиям к школе.

 Приоритетной задачей в контексте национальной программы «Образование» является информатизация процесса образования. В наш информационный век особенно актуальными и востребованными являются умения учащихся работать с потоками разного вида информации: отбор ее содержания, красочное и привлекательное представление результатов своей работы. 

  Сегодняшние дети отличаются от своих сверстников, которые учились 15 - 20 лет назад. Они живут в другой стране, при другом общественном строе. Аргументы, которые  затрагивали нас, до них часто попросту не доходят. Для современных детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни.

Единственный выход - каждый день, при каждом удобном случае, на классных часах показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней,  расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане - "взять и съесть", а в плане - "понять". И это понимание может доставлять не меньшее, а зачастую и большее удовлетворение, чем прямое обладание. Объяснять нужно на доступных ребенку примерах. 

Сейчас  немногие  дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о бизнесе. Большинство из них абсолютно не представляют себе, что это такое. Объяснить им, суметь доказать, что бизнес - это в первую очередь правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую - управление всем этим в интересах дела.  Сообщить им о том, что существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту невозможен, как невозможно полететь в космос, не используя достижений математики и физики. Вот задача учителя.

 

Другая причина, по которой часто не учатся  вполне  способные, и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им попросту неинтересно, и никакие наши убеждения и угрозы здесь не помогут. 

Первый выход в этом случае - построить учебный процесс так, чтобы дети почувствовали  удовлетворение от приобретения знаний и умений. У каждого учителя найдется в арсенале большое количество методов и приемов по привитию интереса к учебе.

     Я делаю все возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона.

Это вселяет уверенность   ребенка в том, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться.

     Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа  историка – исследование различных источников информации: карт, исторических текстов, археологических находок, произведений искусства.
1.Использование презентаций на уроках и во внеурочное время.
      Последние три года я работаю над темой «Использование информационных технологий  в воспитании и обучении», так как считаю, что это еще один способ повысить познавательную активность современных учащихся, в жизни  которых компьютер  играет,  чуть ли не ведущую роль.

Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.

Учитель истории часто сталкивается с проблемой нехватки  наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины по истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху.

Весь этот материал в большинстве своем довольно ветхий и обновляется нерегулярно.

Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.

        За три года работы над темой я изучила необходимую литературу по подготовке презентаций и разработала много уроков с их использованием, при этом учла основные принципы создания презентаций для уроков.

Работая с презентацией, учитель экономит время, которое затрачивается на запись информации на доске – она появляется сразу на слайде. В зависимости от целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала, я использую на своих уроках электронные пособия:

 

 1. Энциклопедия истории России. 862 – 1917. «Интерактивный мир»

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия. 2012.

 3. История России XX век. КЛИО СОФТ

4. Россия на рубеже третьего тысячелетия

5. История России. Учимся вместе – в помощь учащимся

6.Государственная символика России. История и современность

7.Ожившая история /4 части/. Видеохристоматия по истории России IX -XVIII вв.

8. От Кремля до Рейхстага

9.Видеофильм «Севский марш»

10.Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия

11.Первый славянский международный экономический форум. Брянский инвестиционный форум

 

В моей методической копилке имеются разработки по следующим темам:

1.Предпосылки объединения Русских земель / 6 класс/

2.Пётр Первый /7 класс/

3.Художественная культура народов России второй половины XIX века /8 класс/

4. Петр Первый! Во всём ты Первый! /10 класс/

5.ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ 1918-1920 гг.» /11 класс/

6.Салют, Пионерия! /внеклассное мероприятие, посвященное 90-летию Пионерии/

7.День освобождение Брянщины

8.Александр Сергеевич Пушкин /внеклассное мероприятие/

9.История основного закона внеклассное мероприятие, посвященное Дню Конституции
Создание презентаций вызывает большой интерес у учащихся и способствует развитию проектной деятельности учащихся.

Учителя часто дают учащимся задание написать реферат. Чаще всего учащиеся сдают учителю некачественно сделанные рефераты большого объема – это или конспект 1-2 книг, или взятые из Интернета, сканированные материалы, которые не всегда даже форматируются учащимися. Такой реферат, а особенно если сдают сразу 5-10 рефератов, учитель не в состоянии полноценно проверить и исправить вместе с учащимися, иногда, он  остается вовсе не прочитан, а только «просмотрен» учителем. Это ослабляет интерес учащихся к такому роду работы и уменьшает ее результативность.

Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Я даю учащимся тему и предлагаю создать электронную презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. В отличие от заведенного правила – презентация только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведенной работе – в данном случае она является главной целью работы.

Вместе с учащимися разрабатывается  план презентации, мотивирую учащихся тем, что их презентации  понадобятся мне для дальнейшей работы по данной теме, я буду использовать их как мультимедийное  пособие.

Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно отнесутся к такому домашнему заданию.

Это своего рода проектная деятельность по созданию готового продукта.

        В своей работе я использую активные методы обучения, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

     Особенности  активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Активные методы позволяют учащимся на уроке:

- формировать собственное мнение;

 - учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

  - обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

 - продуктивно усваивать учебный материал;

  - активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;

 - уметь разрешать конфликты в  повседневной жизни;

 - анализировать факты и информацию;

  - творчески подходить к учебному материалу.

Учащимися были разработаны такие презентации как:

1. «Освобождению Брянщины посвящается»

2. «Нобелевская премия»

3. «Великие полководцы Отечественной войны 1812 года»
    Так же в своей работе я часто использую и такие  формы проведения уроков, как  (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.).

На мой взгляд, роль  активных  форм  и  методов  обучения на уроках истории и обществознания очень велика. Необходимость этого связана с потребностью общества воспитать граждан с критическим мышлением, умеющих аргументировать, вести дискуссию, дебаты. Задача учителя - воспитать будущих граждан своей страны, умеющих доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.  

Большую роль в воспитании гражданина, человека и личности  играет правильно поставленная внеклассная работа… Чаще всего успешность формирования и развития исследовательских умений связывается с углублённым изучением предмета в специальных классах или группах, что не всегда возможно, особенно в небольшой школе. Выходом  из такого положения служит внеклассная работа, которая позволяет работать с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и сбором разного вида исторической информации, развивает у школьников исследовательские наклонности. Учащиеся готовят проектные работы и защищают их на школьном уровне, затем и на районной  Научно-практической  конференции.

2. Использование технологий проектной деятельности в преподавании истории, обществознания и

Истории Брянского края

Главный принцип проектных технологий: ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

Социальное проектирование – особый вид деятельности подростка. Я не могу не согласиться с мнением некоторых авторов, что это ведущий вид деятельности подростка, в ходе которого и благодаря которому происходит его наиболее интенсивное развитие. Я считаю, что именно социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи возраста: формировать свои Я - концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

-социальные явления («социальные негативы» - курение, сквернословие, алкоголизм);

- социальные отношения (отношение к старикам, молодежи; отношение к клиенту, потребителю, заказчику и др.);

- социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

- социальная среда: ландшафт (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.).

Социальное проектирование и проектная деятельность в целом – цельное комплексное явление, и её элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики – проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности – преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития – те критерии. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.

Так как предметом деятельности на этапе пробы является информация, то продуктом может быть действие по применению этой информации (круглый стол, пресс-конференция), материальный носитель информации (аналитическая справка, материал для печати, Web - страничка). План действий, таким образом, описывает шаги по получению информации, которая может быть преобразована в «продукт». Также в план действий включаются те мероприятия, которые учащиеся предполагают осуществить на этапе анализа полученной информации (пресс-конференция, круглый стол и т.п.)

Формирование групп. Основанием для распределения ребят по разным группам можно считать направленность интересов конкретного подростка (что ему интересно делать) и конкретные социальные навыки, которыми он владеет. Способы группового взаимодействия бывают различны.

Этап действий. Это те реальные, конкретные шаги, которые предпринимают подростки, собирая и анализируя информацию. Такими формами организации этапа практических действий могут быть:

- экскурсия (например, экскурсионный проект). Более характерна данная форма для учащихся 5-6 классов. Каждая экскурсия – проект детально планируется. Перед ребятами ставятся конкретные вопросы, итоги обязательно обсуждаются. Цель – поиск ответа на один конкретный вопрос: Как проводятся выборы в школьные советы?

- интервью /Кто такой Виктор Бибиков?/ (в результате проведения интервью был реализован проект, посвященный войне в Афганистане и войнам-афганцам, выпускникам нашей школы);

- встреча с компетентным представителем;

- анкетирование;

- пресс-конференция, круглый стол (в основном данная форма используется по результатам проведенной работы);

- наблюдение /Проект – наблюдение. Наблюдения за природой можно связать с историей города, края, страны. Например, зима – «стихийное бедствие с интересным результатом». Никто не говорит «летушко – лето», но часто мы слышим - «зимушка-зима». А почему? В чем красота зимы для современного человека? Что говорит о зиме русский фольклор? Зимние праздники, игры в древности и современности, что общего? Таким образом, создается достаточно интересный и многогранный проект/;

- социологическое исследование или исследование исторической направленности.

Важно, чтобы придуманы они были сами подростками, какими бы примитивными, простыми и, наоборот, нереальными, чрезмерно усложненными ни казались вам их предложения.

Групповое обсуждение – это этап групповой рефлексии своей деятельности в рамках социальной пробы. В это время предметом обсуждения становится не содержание социального объекта (темы действий подростков), а их эффективность, отношение к совершенным шагам и полученным результатам.

Также необходимо обязательно проведение обсуждения по итогам работы в группе. Для этого учащиеся следуют правилам групповой работы и общения.

Позиция обучения – предметом взаимодействия учителя с подростком становится содержание понятия «социальная проба» и содержание деятельности в рамках социальной пробы. Учащиеся 5, 6, 7 классов должны уметь различать (именно различать, но ещё не реализовывать самостоятельно) разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла. Психолого-педагогические особенности возраста учащихся 7-9 классов позволяют отрабатывать технологии и способы деятельности в отрыве от конкретного содержания. Поэтому набор модулей для учащихся разных возрастов отличается. То есть в некоторых случаях учащимися более старшего возраста нужно освоить базовые для работы над проектами способы деятельности, причем они сразу могут сделать это на более высоком (по сравнению с младшими школьниками) уровне.

Позиция поддержки в рамках социальной пробы выражается в готовности и способности учителя к обсуждению действий подростка в рамках социальной пробы. Целью этого обсуждения является не оценивание деятельности по критериям «правильно – неправильно», а выражения мнения учителя о шагах подростка, совместное определение его эффективности, выявления проблемных. Трудных вопросов, определения перспектив. Проведение экспертизы деятельности подростов на различных этапах социальной пробы является одной из форм осуществления взрослым поддержки. Помимо позиции поддержки-обучения, учитель в ходе социальной пробы стоит на позициях организатора и внешнего координатора.

Примером социальной пробы может служить работа учащихся, например, по таким направлениям – «Убивает ли капля никотина лошадь?» (по проблеме подросткового курения), «Детское адвокатское бюро» (права детей).

Социальный проект – вид социального проектирования, наиболее сложная форма организации социального действия. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно-значимая, и потребностью личности.

Сейчас встречается очень разное понимание проектной деятельности. На мой взгляд, одна из обязательных отличительных черт – исследовательская деятельность учащихся сопровождается использованием имеющихся школьных знаний и поиском необходимо новых. На конкретных примерах механизм работы над проектом можно представить следующим образом: на начало учебного года ребятам предлагаются различные проектные темы, в течение месяца создаются группы. Обычно в состав проектной группы входит от 6-7 учеников до 15-17. Уточняются формулировки тем, добавляются новые названия. Группа обсуждает возможный ход работы, планируемый результат, форму презентаций, распределяют роли. Так, в проекте «Глобальные проблемы Брянской области», «Письмо солдата» ключевой идеей была идея поиска взаимосвязей, связанных с различными направлениями.

Опыт преподавания с использованием проектных технологий на уроках в течение ряда лет, сравнение результатов обучения в экспериментальных и контрольных классах, где преподавание велось с применением традиционной методики, показало, что этот вид обучения имеет преимущества. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание.
Заключение.

Опыт работы по данной теме показал, что использование технологий проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростками в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание. Как подтверждение можно представить следующие результаты: сдача ЕГЭ по истории и обществознанию на «хорошо» и «отлично» /история – средний бал 60, обществознание – бал/, ежегодное участие и победы в школьных, муниципальных олимпиадах. Призовые места в районных и областных конкурсах и олимпиадах:

  1. 2011-2012 учебный год – Случевская Елена победитель районного конкурса по краеведению с исследовательской работой «Родословная»; /Приложение 1/

  2. 2011-2012 учебный год – Случевская Елена дипломант областного конкурса на лучшее знание символики Брянской области – «История создания герба города Севска» /исследовательская работа/; /Приложение 2/

  3. 2012-2013 учебный год – Случевская Елена дипломант областного конкурса на лучшее знание символики Брянской области – «История создания гимна Севска» /исследовательская работа/; /Приложение 3/

  4. 2011 – 2012 учебный год – Случевская Елена /10 класс/ победитель муниципального этапа олимпиады по обществознанию; /Приложение 4/

  5. 2011 – 2012 учебный год – Павлюкова Ксения /11 класс/ призёр муниципального этапа олимпиады по праву.

Закончить хочется словами ещё из одной притчи «Учитель и ученики» : « Хороший учитель гордится самостоятельными успехами ученика, и радуется, когда тот превосходит его.

Плохой учитель требует точного повторения и пресекает попытки что-либо делать по-своему.

Превосходства над собой он никогда не терпит. Если ученик успешен, плохой учитель всем стремится доказать, что заслуга в том только его — учителя.»


Библиографический список.

1. Анисимов Н.М. Современное представление об изобретательской и инновационной деятельности. / школьные технологии, 1999 г.

2. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. «Мой выбор». М., 2002 г.

3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 5-7 класс. Самара: Издательство «Учебная литература», 206 г.

4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 8 - 9 класс. Самара: Издательство «Учебная литература», 2006 г.

5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования. Самара, 2006 г.

6. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. Самара, 2006 г.

7. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Рабочая тетрадь. 5 – 7 класс. Самара., 2006 г.

8. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Коммуникативный практикум 5 – 9 класс. Самара: Издательство «Учебная литература», 2006 г.

9. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Рабочая тетрадь. 8 - 9 класс. Самара., 2006 г.

10. Журнал «Преподавание истории в школе» за 2000-2008 гг.

11. Историческое образование в современной России. М., «Русское слово», 2002 г.

12. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994 г.

13. Романовская Метод проектов в образовательном процессе. М., 2006 г.

14. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. М., 2005 г.

15. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004 г.

16. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., «Владос», 2000 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы iconИз опыта работы учительницы истории и обществознания головинской...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы iconМоу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт...
...
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Ковалева Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания мбоу рассветовской средней общеобразовательной школы Аксайского...
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы iconИз опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8...
Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель чр, Почетный работник общего обра­зования рф, заместитель руководи­теля...
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы iconОпубликованных и приравненных к ним научных и учебно-методических работ
Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С. В
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы iconТема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания
Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С. В
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы iconУрок истории в 10 классе на тему «Отечественная война 1812 года»
Уважаемые коллеги, я, Хасаншина Гулюзя Ахметовна, учитель истории и обществознания Государственного бюджетного общеобразовательного...
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические особенности использования информационных технологий в кабинете математики из опыта работы учителя математики Кемеш-Кульской...
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы iconУрок разработан с использованием икт для учащихся 9-х классов в рамках...
Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С. В
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы iconОбразовательная программа по школьному курсу «Обществознание» для...
Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы iconПлан воспитательной работы мбоу шуйской средней общеобразовательной...
План воспитательной работы мбоу шуйской средней общеобразовательной школы на 2012-2013 учебный год
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы iconПлан воспитательной работы мбоу шуйской средней общеобразовательной...
План воспитательной работы мбоу шуйской средней общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы iconАнализ работы библиотеки мбоу линдовской средней общеобразовательной...
Работы библиотеки мбоу линдовской средней общеобразовательной школы за 2012 – 2013 учебный год
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы iconМетодические рекомендации подготовка кадров для пищевой отрасли региона...
Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С. В
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской средней общеобразовательной школы iconКлинико-иммунологическая характеристика больных атопическим дерматитом...
Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С. В


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск