Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания





НазваниеТема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания
страница1/4
Дата публикации12.07.2013
Размер0.62 Mb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Биология > Закон
  1   2   3   4


Министерство образования Р.Ф.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Самофаловская средняя общеобразовательная школа»

Городищенский район Волгоградская область
Тема учебного занятия


Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания

(моделирование учебного занятия (2 урока)

в режиме педагогической мастерской)

Выполнила:

учитель биологии I категории

Куриленко Л.М.

контактные телефоны:

4-23-72 (ст.школа)

8-9047501632 (сот)


п. Самофаловка

2013 г.
Актуальность разработки

Алгоритм технологии педагогической мастерской это - средства создания комфортных условий для успешного взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии.

Педагогическая мастерская — новая технология обучения. Это технология взаимодействия с личностью ученика, сводящей к минимуму разговорную роль педагога.

Мастерская — одна из основных обучающих и воспитывающих форм

Особое внимание уделяется атмосфере мастерских, принципам и основным этапам организации творческой деятельности учащихся.

Процесс обучения становится нужным как мастеру, так и каждому участнику мастерской.

Закон мастерской — делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам — раскрывает главное ее отличие от традиционного урока.

Если основной принцип самой лучшей традиционной формы занятий: делай, как я, делай лучше меня, то мастерская реализует следующие принципы.

• Равенство всех участников, включая мастера: все способны к творчеству, саморазвитию.

• Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации. Для этого используется «индуктор» — слово, предмет, музыка, действие и т.д., который «наведет» в умах учеников мотивационный запрос. Труднейшая задача мастера — подобрать такой индуктор.

• Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Вместо этого в качестве стимулов - самооценка, самокоррекция, самовоспитание.

• Сочетание индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

• Важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики.

• Работа мастерской основывается на природном материале и результатах духовной деятельности человечества. Поэтому язык — важнейший материал для работы во всех мастерских независимо от предмета.

• Возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, ибо без выбора нет свободы.

• Нравственная ответственность каждого за свой выбор, свою деятельность и ее результаты, так как иначе рождается своеволие.

Моделирование учебных занятий в режиме технологии педагогических мастерских осуществляется с учетом диагностики уровня учебных возможностей учащихся, прогнозирования их достижений.

Урок по теме: Педагогическая мастерская

«Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания».

Задачи урока

Образовательные: помочь развить представления учащихся о взаимосвязи особенностей внешнего и внутреннего строения и среды обитания, продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки процессов жизнедеятельности земноводных и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства происхождения земноводных и обосновывать их, знакомство с таксономическими единицами класса Земноводные, помочь в раскрытии значения земноводных в природе и жизни человека, мер по их охране,

Развивающие: создать содержательные и организационные условия для развития у детей таких умственных способностей, как мышление, память, запоминание, эмоции; для развития умений устанавливать причинно- следственные связи, учить объяснять, аргументировать; развивать коммуникативные способности через посредство работы в малых группах;

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников; воспитывать желание узнавать новое в области биологии, прививать стремление к самостоятельной работе.

Цели урока

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии педагогических мастерских.

Учебная цель: способствовать осознанию взаимосвязи особенностей внешнего и внутреннего строения, среды обитания и поведением животных; развивать самостоятельность мышления, формировать умение школьников устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы; стимулировать переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе.

Тип урока: по дидактическим целям – изучение нового материала;

по методам обучения – педагогическая мастерская.

Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.

Оборудование: таблицы; плакаты и рисунки; сигнальные карточки (синего, зеленого, коричневого, красного цветов) ; тестовые задания; макет; кассета с записью «Осенняя песня» П. И. Чайковского; карта, таблица «Класс Земноводные», влажные препараты, мультимедийный проектор, заранее подготовленные слайды
Ход урока

I.Организационный момент.

1.Приветствие

Учитель: приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места школьников к учебному занятию.

Ученики: приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов для работы на занятии.

Учитель: формирует творческие группы учащихся по средам обитания и отрядам земноводных:

1группа учащихся, которая будет работать по представителям водной среды и отряду хвостатых амфибий получают сигнальные карточки синего цвета;

2 группа учащихся, которая будет работать по представителям водно-наземной среды и отряду бесхвостых амфибий получают сигнальные карточки зеленого цвета ;

3 группа учащихся, которая будет работать по представителям, обитающим в почве и отряду безногих амфибий получают сигнальные карточки коричневого цвета ;

формирует одну творческую группу учащихся, которая будет работать по представителям, внесенных в Красную книгу и получают сигнальные карточки красного цвета;

определяет учащихся для работы в парах ( две пары сильных учеников, которые будут помогать учащимся и учителю и представляют команду «скорая помощь»; остальные пары включают слабого и сильного ученика)
2.Вступительное слово.

Учитель. Сегодня мы приступаем к изучению животных типа - хордовые, подтипа позвоночные, класса — земноводные. Тема урока: Педагогическая мастерская «Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания».

Учитель: предлагает учащимся открыть тетради и записать тему урока и схему с указанием таксономических единиц класса Земноводные (проектирование на интерактивной доске) (см.приложение 2)

Учащиеся: открывают тетради и записывают тему.
II.Индукция.

1.Мотивация – вовлечение в тему

Некоторых представителей амфибий садовники Великобритании, Нидерландов завозили из других стран и выпускали в пруды в садах и оранжереях. На Гавайских островах их выпускали в водоемы на плантациях сахарного тростника.

Среди добычи животных этого класса немало насекомых, вредящих садам, огородам, полям. Поедают они и различных переносчиков и промежуточных хозяев паразитов: комаров, москитов, оводов, слепней и их личинок, а также моллюсков. Животные этого класса гораздо чаще, чем птицы, поедают насекомых с неприятным запахом и вкусом, а также обладающих покровительственной окраской.

Земноводные необычны. У одних вызывают брезгливость, а порой даже и страх. «Фу, лягушка!» — вскрикивают другие, и вот уже слышен хруст раздавленного ногой тельца животного. Третьи, правда их не так уж много, напротив, очень ценят этих животных, и свидетельством тому являются памятники, установленные лягушке.

Крупнейший швейцарский натуралист-энциклопедист Конрад Геснер во второй половине XVI в. опубликовал 5 томов «Истории животных», по тем временам это было большим вкладом в зоологическую науку. При написании своего труда Геснер использовал более 250 литературных источников, что, несомненно, обогатило его произведение. Но вместе с тем приходится поражаться тому, как могли в те времена ученые, признаваемые и в наше время, допускать в своих трудах грубое искажение действительности, небылицы и вымыслы, основанные только на безудержной фантазии. Вот что написано в трудах Геснера о жабе: «Животное это совсем холодное и влажное, все пропитанное ядом, ужасное, отвратительное и вредное. Если это животное бить, то оно приходит в такой гнев, что если бы могло, то охотно наградило бы человека болезнью или же отравило его своим вредным, ядовитым дыханием. Но вреден не только находящийся на них белый яд, а и все их тело, и если кто-нибудь коснется их тела, то место, которым он коснется, гниет и может быть излечено лишь с очень большим трудом. Принятая внутрь жаба смертельна. Дыхание ее и вид также вредны, люди от них становятся очень бледными и некрасивыми. Иногда случается, что люди нечаянно, вместе с водой или другими напитками, проглатывают яйца жаб или лягушек; из яиц этих потом выводятся в человеке лягушки и жабы, и это совсем ужасно».

Часто невежество человека просто поражает, каких только небылиц он не насочинял про земноводных. Например, известны и такие.

• Прежде чем возить хлеб, следует на пороге амбара повесить за заднюю ногу лягушку, чтобы предохранить зерно от порчи.

• Если в середине засеянного поля зарыть горшок с лягушкой, то буря не повредит посевы.

Учитель: предлагает учащимся вспомнить какие-либо суеверия, связанные с земноводными.(работа в парах)

Ученики: представляют суеверия, которые знают

* французы и немцы уверены, что жабы высасывают молоко у коров;

*если увидел жерлянку и она перевернулась, жди в доме беды;

*если на дороге встретил мертвую лягушку, жди дождя.

Учитель: Итак, земноводные всем знакомы, но в то же время мы очень мало знаем об этих животных.

Учитель: предлагает учащимся составить таблицу (индивидуальная работа)

(см.приложение 3)
1.Напишите в тетради, разделив страницу на четыре части, что вы знаете о земноводных по следующим вопросам.

С чем связано название класса Амфибии, или Земноводные

Представители класса

Особенности внешнего строения,

образ жизни

Значение














Дополнительные вопросы для выяснения особенностей внешнего строения земноводных: «Какие особенности внешнего строения лягушки связаны с жизнью в воде? Как приспособленность к жизни на суше выражается во внешнем строении лягушки? Какое значение в жизни лягушки имеет слизь, покрывающая ее кожу? Почему на коже лягушек не живут микроорганизмы? Чем отличаются передние и задние конечности лягушки от парных плавников рыбы? »

2. Обсудите в парах написанное, допишите то, что считаете необходимым, узнанным от соседа.

Приготовьтесь к высказыванию своего мнения по каждому предложенному вопросу (работа в паре).

При обсуждении высказываний, дополните таблицу ( необходимое дополняет каждый в своей тетради). По ходу урока каждый в своей тетради дополняет необходимую информацию по каждому вопросу.

Ученики: заполняют таблицу индивидуально, затем по указанию учителя обсуждают в парах и дополняют таблицу;

3.Предлагает учащимся записать слова или словосочетания по ассоциации со словосочетанием « земноводные животные» (работа в паре) и по цепочке назвать их.

Ученики по цепочке назавают: зеленая лягушка, квакает, червяга, лягушка съела кузнечика, наземные позвоночные животные, бесхвостые земноводные, безногие земноводные, хвостатые земноводные, жаба, саламандра, амфибии, тонкая бугристая кожа и т.д.

Учитель: предлагает учащимся распределить названные слова и словосочетания на группы по смыслу.( работа в парах)

Ученики распределяют названные слова и словосочетания на группы и объясняют смысл :

зеленая лягушка, червяга, жаба, саламандра (представители земноводных),

бесхвостые земноводные, безногие земноводные, хвостатые земноводные (отряды класса земноводные),

лягушка съела кузнечика (фрагмент пищевой цепочки лягушки),

квакает(многие земноводные привлекают своим «пением» своего партнера по размножению)

наземные позвоночные животные, амфибии (немногочисленная группа животных, обитающих, в зависимости от стадии жизненного цикла и приспособленности к определенному образу жизни в разных средах обитания)

тонкая бугристая кожа (особенность внешнего строения)
2.Целеполагание.

Учитель:

Вопрос учащимся: ребята, достаточно ли мы узнали информации о земноводных?

Ученики: нет

Вопрос учащимся: что бы вам хотелось узнать еще о земноводных?

Ответы учащихся: записывают на доске.

О взаимосвязи особенностей внешнего и внутреннего строения, среды обитания и поведении животных; о разнообразии (многообразии) и происхождении земноводных от рыбообразных предков, какие черты приспособленности представителей каждого отряда к среде обитания, о значении представителей данного класса в природе, нужно ли охранять представителей земноводных.

Обращение учителя к учащимся:

ребята на основе ваших ответов давайте сформулируем «информационный запрос» на данное учебное занятие

(проецирование на интерактивной доске) (см.приложение 4)
III. Изучение нового материала.

«информационный запрос» учеников

1) кто такие земноводные?

2) среда обитания и черты приспособленности.

3) разнообразие (многообразие).

4) поведение.

5) охрана.

6) происхождение земноводных от рыбообразных предков

7) об особенностях строения, поведения животных: жабы, квакши, лягушки, жерлянки, саламандры?

8)какова роль земноводных в природе?

Учитель сообщает, что лягушки, жабы, саламандры, тритоны — представители класса земноводных За что же они получили свое название?

Разобраться в этом вопросе нам поможет биологическая наука – этимология (наука о поведении земноводных ), а этимологи- ученые изучающие поведение земноводных.

Amphi по-гречески — двойной bios — жизнь. Из этих двух слов и слагается название целого класса позвоночных животных амфибий, или земноводных (так они называются на русском языке). Оба названия подчеркивают, что животные этого класса ведут двойной образ жизни, тесно связанный как с водной средой, так и сушей. Возникли земноводные на нашей планете примерно 320 млн лет назад, они явились первыми наземными позвоночными животными, однако связь с водой после выхода на сушу они сохраняют и до настоящего времени.

Удивительные животные! Современная фауна включает немногим более 2500 видов амфибий, объединенных в три отряда: Хвостатые ( тритоны, саламандры), Бесхвостые (жабы, лягушки), Безногие(червяги) земноводные.(см. приложение 5) Неужели на самом деле можно говорить о том, что они являются обитателями двух сред?
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания iconУрок-проект: «Почва-среда обитания»
Образовательная: сформировать знания учащихся о почве как среде обитания живых организмов; выяснить черты приспособленности организмов...
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: выявить особенности каждой экологической группы птиц и их черты приспособленности к среде обитания
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодняшний урок мы с вами начинаем с изучения новой темы наша с вами цель на уроке – за 2 часа изучить 5 текстов, понять их смысл,...
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания iconЛабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов среде обитания»
Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Изучить особенности внутреннего строения амфибий, в связи с приспособленностью к среде обитания
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания iconУрок обобщение по теме «Земноводные»
Задачи : Образовательная обобщить знания учащихся о особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных, их приспособленности...
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания iconУрок: Экологические группы птиц по местам обитания
Птицы за счет получения новой информации. Сформировать знания об экологических группах птиц по местам обитания; особенностях строения...
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания iconУрок познания мира в 1 классе. Насекомые (Автор учебника Оспанов...
Цель: Дать понятие о насекомых, среде их обитания, приспособление их к среде обитания, их необходимости
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания iconПлан-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц»
Целью нашего урока является выделение экологических групп птиц в связи с различиями условий их обитания. Каковы приспособления птиц...
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания icon«три среды обитания»
Цели урока: Учащиеся конкретизируют свои знания о средах обитания организмов, их особенностях, выясняют приспособленность организмов...
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: дать представление о строении Класса Насекомые, познакомить с отличительными особенностями. Научить определять животных в их...
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Нный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей...
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания iconУрок 27. Тема: Природные комплексы России
России, их распространением на территории страны и приспособлением к среде обитания
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в...
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания iconЛитература Тема учебного занятия: «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба»
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск