Скачать 45.64 Kb.
|
План-конспект урока в 7 классе «Многообразие птиц» Цель: выявить особенности каждой экологической группы птиц и их черты приспособленности к среде обитания. Задачи: - раскрыть особенности внешнего строения, питания, размножения птиц в связи с приспособленностью к условиям различных экологических групп; -активизировать познавательный интерес к природе и ее изучению; -совершенствовать умение работать с рисунками, текстом учебника; -узнавать изученных птиц в природе, на таблицах, рисунках; Тип урока: комбинированный. Форма урока: работа в группах. Оборудование: компьютер, проектор, запись с голосами птиц, картины с изображением птиц, фотографии, справочники, определители, вопросы и задания для выполнения в группах. Учебно-методический комплект: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В. С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М.: Вентана-Граф,2008. Предварительная работа: учащиеся готовят сообщения; Ход урока: I. Изучение нового материала начинается с прослушивания голосов птиц. Учитель:Вот и снег последний в поле тает. Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает И зовут друг друга журавли. Весна-время пробуждения природы, время прилета многих перелетных птиц. В нашей республике обитают 240 видов птиц, из них 179 - перелетные. Скоро начнется процесс образования пар, гнездования и выведения птенцов. Птицы - самый многочисленный класс наземных позвоночных животных. Он насчитывает около 9000 видов. Напоминаем для сравнения, что число современных амфибий равно 2100, рептилий-6000. Приспособленные к самым различным условиям местообитания и добывания корма, птицы, занимают видное место в современной фауне, образовав огромное многообразие форм, распространенных от Арктики до Антарктиды. Задание 1.Прочитайте текст «Систематические группы птиц», используя рисунки 176, 177 и 178 (с.229) назовите 3 группы, образующие класс Птицы, перечислите их отличительные признаки.(Страусовые: не способны к полету, так как крылья редуцированы, контурные перья рассученные: не имеют крючочков и бородки не образуют сомкнутых опахал .Небольшая грудина лишена киля Небольшая голова высокоподнята.. Пингвины: жесткие перья с расширенными уплощенными стержнями и небольшими опахалами плотно черепицеобразно налегают друг на друга , передние конечности видоизменены в крылья- ласты, ноги сдвинуты назад ,короткий хвост. Типичные птицы: летающие птицы разной окраски, клюв различной формы. Распространены по всему земному шару .) Формирование задач урока учащимися. Задание 2. Прочитайте текст «Экологические группы птиц», заполните схему.(слайд 1) 1 - ? 1 - ? 1 - ? 2 - ? 2 - ? 2 - ? 3 - ? 3 - ? 3 - ? 4 - ? 4 - ? 4 - ? 5 - ? Задание 3. изучите текст «Классификация птиц по местам обитания», выпишите в тетрадь особенности внешнего строения. 1 группа- птиц леса.(Укороченные закругленные крылья, длинные хвосты.) 2 группа- птиц открытых пространств.(Сильные ноги и длинная шея.) 3. группа- водоплавающих птиц.(Уплощенное лодкообразное тело, перепонки на лапах, ноги сдвинуты далеко назад.) 4. группа- птиц побережий, водоемов и болот.(Длинные тонкие ноги и длинная шея, большой клюв.) 4. Творческие и поисковые задания. 1. группа. Назовите редких и охраняемых птиц нашей местности. 2. группа. Знаете ли вы народные приметы, связанные с птицами? Если нет, то постарайтесь найти. 3. группа. Нарисуйте плакат в защиту птиц. 4. группа. Напишите четверостишие о птицах. 5.Задачи к теме. 1.Пара ласточек в период выкармливания, длящийся 20 дней, прилетает к гнезду до 400 раз в день, принося за один раз около 1,5 г. насекомых. Какую массу насекомых могут уничтожить три пары ласточек в период выкармливания птенцов?( Примерно 12 кг насекомых). 2. Однажды с учеником произошел удивительный случай: мальчик шел мимо гнезда, птица спрыгнула с гнезда и стала скакать, распустив и волоча крылья. Мальчик подумал, что птица ранена. Но, проскакав около 10м, отважная мамаша полетела как ни в чем не бывало. Объясните поведение птицы.( Птица отводила человека ,представляющего опасность , от гнезда , в котором у него были птенцы). 3.Наблюдая за обыкновенными чайками, гнездящимися большими колониями в дюнах на морском берегу, дети увидели, как те сразу после вылупления птенцов уносят прочь яичную скорлупу. Объясните малышам, зачем чайки уносят скорлупу.( Белая внутренняя сторона оболочки яиц хорошо заметна хищникам, в отличие от пестрой наружной). 4. Мальчик отправился на рыбалку. Проходя через кусты ольшаника, он увидел серенькую птичку с коричневыми крылышками - крапивника , потом он обратил внимание на шары, сплетенные из мха, листьев папоротника и тав. Любопытный рыболов забрался на дерево и, заглянув внутрь шаров, догадался, что это гнезда. Но каково было недоумение мальчика, когда он увидел птенцов только в одном из пяти гнезд. Объясните юному рыбаку, зачем же крапивник строит столько гнезд. ( Крапивник иногда строит до 10 «ложных» гнезд. Это своеобразное защитное приспособление , обеспечивающее лучшее выживание потомства). II.Закрепление изученного материала.(слайд 2,3) Сообщения учащихся, знакомство с книгами о птицах. 6. Отгадайте загадки.
III.Домашнее задание. Изучить § 49. Творческое задание для желающих: «Очевидное- невероятное в мире птиц». IY. Подведение итогов и выставление оценок. Литература: 1.Биология:1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы./Т.А.Дмитриева, С.И.Гуленков, С.В. Суматохин и др.._М.:Дрофа, 1999. 2.Наумов С.П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов пед. институтов по биологии._М.: Просвещение, 1982 3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс. Универсальные поурочные разработки.-М.:ВАКО, 2006 4.Яхонтов А.А. Зоология для учителя: Хордовые. -М.: Просвещение, 1985. |