Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 139.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.05.2014
Размер139.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Тема урока: Строение и деятельность систем внутренних органов земноводных.

Цель урока: 1. Изучить особенности внутреннего строения амфибий, в связи с приспособленностью к среде обитания.

2. Совершенствовать умения сравнивать земноводных с ранее изученными классами животных.

Оборудование: презентация по теме, модели головного мозга земноводных и рыб, таблица « Размножение земноводных», рисунки для рефлексии, листки с заданиями для закрепления материала.
Ход урока:

1. Повторение пройденного материала.

2. Новая тема:

- пищеварительная система;

- кровеносная система;

- дыхательная система;

- нервная система;

- размножение земноводных.

3. Закрепление.

4. Подведение итогов урока.

5. Рефлексия.

I. Повторение пройденного материала.

Вступительное слово учителя (слайд 3)

Земноводные, или амфибии – первые позвоночные, переступившие рубежи водной среды. Первые завоеватели суши. Амфибии появились на земле более 350 млн. лет назад. Путь на сушу им проложили, как нам известно, кистеперые рыбы, однако земноводные были пионерами во всём, что касалось жизни в воздушной среде – на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни в водной среде и воздушной среде отличаются очень сильно.

В воздушной среде обитания в отличие от водной:

- хорошая видимость, т.к. воздух прозрачен,

- существенные колебания температуры, как в течение суток, так и в разные сезоны,

- существенное испарение, особенно при высокой температуре,

- количество кислорода в воздухе постоянно и он абсолютно доступен.

Для нормального существования на суше земноводные должны были решить следующие проблемы:
Вопрос ученикам: Как вы думаете, какие проблемы надо было решать земноводным, чтобы жить на суше?
- дышать кислородом воздуха;

- проблема испарения воды;

- изменить характер передвижения;

- в каких условиях размножаться, как защитить отложенные яйца от высыхания?

- перенесение пониженных температур в осеннее - зимний период.
Задание 1. Выявите черты приспособленности земноводных к жизни на суше Слайд 7, 8

Ответ:

1. Тонкая кожа нуждается в постоянном увлажнении, поэтому имеются железы, выделяющие слизь и амфибии обитают во влажных местах.

2. Наличие ноздрей для лёгочного дыхания.

3. Наличие свободных конечностей.

4. Глаза защищены подвижными веками.

5. Среднее ухо закрыто барабанной перепонкой.

6. При понижении температуры земноводные впадают в оцепенение.
Однако сумевшие освоить сушу, земноводные всё же не порвали до конца связь с водой.
Вопрос ученикам: Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют об этом?

Ответ:

1. Плавательная перепонка между пальцами задних конечностей.

2. Кожное дыхание в воде.

3. Размножение только в воде.

ВЫВОД: Лягушка – животное, которое приспособилось к жизни на суше и воде.

Строение скелета лягушки.

Задание 2. Слайд 9,10

Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей, кости передних и задних конечностей.

II. Новая тема.
Пищеварительная система земноводных (слайд 12)

Вопрос ученикам:

1. Чем питаются земноводные?

2. Какую роль в процессе питания играет лоссо? (Слайд 13)

Лягушка без языка, что охотник без ружья. У лягушек и жаб язык словно вывернут задом наперёд: передний его конец прикреплён, а задний свободен. Получилось неплохое стрелковое оружие. Правда эффективное лишь на дистанции лишь 10см, зато стреляет почти без промаха. Промахи очень редки. Язык выстреливает и возвращается с добычей за десятые и сотые доли секунды. А тяжёлую добычу (крупного жука, дожд. червя, мышонка) лягушка сразу проглотить не может и помогает подталкивать лапами миллиметр за миллиметром. Загнав добычу в рот, помогают проглатыванию глаза.
Кровеносная система земноводных слайд 14, 15, 16.

Вопрос ученикам:

1. Чем образована кровеносная система земноводных?

2. Сколько кругов кровообращения у лягушки?

3. Какие кровеносные сосуды называют:

- артериями

- венами

- капиллярами.
Дыхательная система земноводных слайд 17, 18

Вопрос ученикам:

1. Назовите органы дыхания лягушки (работа с учебником)

2. Каким образом помогает дыханию приплюснутая голова лягушки?

3. Как дышат личинки (головастики) земноводных?
Нервная система земноводных слайд 19, 20.

Вопрос ученикам:

1. Какими отделами образована нервная система земноводных?

2. Назовите 5 отделов головного мозга лягушки.
Размножение земноводных слайд 21,22

В брачный период некоторые земноводные становятся наиболее яркими, но это характерно только для самцов. У самца гребенчатого тритона в брачный период на спине заметен кожистый гребень, брюшко становится ярко - оранжевым. Самцы лягушек в брачный период способны громко «кричать», усиление звука происходит с помощью резонаторов – кожистых пузырей. Лягушечьи песенные фестивали длятся недели по три, а у жаб меньше.

Яйца и личинки развиваются обычно в воде. Оплодотворение у безногих амфибий внутреннее, а у большинства наружное. Плодовитость амфибий, в общем, невелика, но также зависит от того, проявляется ли забота о потомстве.
Например: (Сообщение ученицы)

1. Самец лягушки ринодермы Дарвина вынашивает икринки в горловом мешке, поэтому их количество не превышает 20 – 30. (Слайд 25 - самец «выплюнул» в воду одного лягушонка).

2. Самец жабы – повитухи ( слайд 26) наматывает шнуры с икринками на свои бёдра, вскидывает свою нелёгкую ношу повыше на спину и скачет туда, где посырее и поукромнее (под корнями, в норах..). Через 18 дней при тёплой погоде и через 30 -50 при холодной из икры начинают появляться головастики. В этот период отец – повитуха садится на мелководье, дожидаясь, когда последний головастик не разорвёт оболочку яйца и не уплывёт.

Многие лягушки не заботятся, а своём потомстве, поэтому откладывают намного больше икринок.

Например: остромордая лягушка откладывает 600-700, а травяная 1300 – 2100 икринок.

3. «Новые» виды лягушек.

В 1973 году из Австралии пришло известие: что найдена лягушка, вынашивающая икру, затем головастиков и лягушат в желудке! Первый вопрос, возникший у учёных – почему в желудке не происходит переваривание? Оказалось, что желудок вырабатывает вещество, которое не даёт выделяться желудочному соку в течение всего срока вынашивания лягушат, а он длится более 1,5 месяцев. В этот период лягушка питается только за счёт своих внутренних запасов. Лягушата рождаются точной копией взрослых, только очень маленькие. И немудрено, если учесть, что в желудке их до 30 особей.

Развитие лягушек происходит с метаморфозом (превращением)
III. Закрепление (на столе задание для каждого ученика)

Выберите правильные утверждения, если вы считаете, что утверждение верно, то в ответах ставьте +, если нет -.

  1. Глаза земноводных имеют подвижные веки.

  2. Самое крупное животное среди земноводных - слоновая черепаха.

  3. На пальцах задних конечностей у бесхвостых земноводных есть плавательные перепонки.

  4. Конечности земноводных представляют собой многочленный рычаг.

  5. Пояс передних конечностей образован лопатками, вороньей костью и ключицами.

  6. У земноводных голова подвижно соединена с туловищем, и они поворачивают ее на 90 0

  7. Скелет головы земноводных образован меньшим количеством костей, чем у рыб.

  8. В коже саламандры есть ядовитые железы.



1

2

3

4

5

6

7

8
























Ответы

IV. Подведение итогов урока.
V. Рефлексия.

На столах у вас рисунки человечков, один из них довольно улыбается, лицо другого грустное, а третий очень серьёзен. Выберите любой из этих рисунков, выражение лица которого отражает ваше настроение, и приклейте себе в тетрадь. А теперь объясните, почему вы выбрали именно этого человечка?


Домашнее задание: параграф 37, составить синквейн по пройденной теме.

Происхождение земноводных слайд 27, 28.

Предками амфибий считают пресноводных кистеперых рыб. Почему?

1. Сходство в строении скелета плавников кистеперых рыб и в строении конечностей земноводных.

2. Древние кистеперые жили в мелких озёрах, речках и могли переползать из одного водоёма в другой, при помощи своих мускулистых плавников.
2. Многообразие земноводных. (Сообщение Драчёвой Анжелики)

В мире известно более 2800 видов земноводных.

В пермском крае обитает всего 9 видов земноводных, большинство

из которых занесены в Красную книгу Среднего Урала.

1. Сибирский углозуб Слайд 32

Один из самых северных видов. Распространён от Сахалина, Курильских островов, Чукотки до Кировской, Пермской областей. Сибирский углозуб встречается в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до - 450С, способен вмерзать в лёд и «оживать» после оттаивания. Такими способностями не обладает ни одно другое позвоночное животное. В Пермской области обитает в некрупных озёрах, по краям болот. Питается пауками, червями, жуками. Зимует в различных углублениях в почве. На зимовку уходит в сентябре. Продолжительность жизни до 9 лет. Вид занесён в Красную книгу Среднего Урала.

2. Гребенчатый тритон.

Самый крупный из тритонов нашей страны. Кожа грубозернистая. Окраска верха – чёрная, а брюшная сторона оранжевая. В начале мая тритоны встречаются в озёрах, старицах. В воде кормится водяными жуками, моллюсками, личинками комаров и стрекоз. На суше питается дождевыми червями, слизнями, насекомыми. Тритоны совершенно не боятся холода, они могут вмёрзнуть в лёд зимой, а как только он растает, ожить без особых трудностей. Тритоны способны восстанавливать утраченные ноги, хвост и даже глаза, т.е. регенерировать. Продолжительность жизни до 14 лет. На Урале гребенчатый тритон – редкий малочисленный вид.

3. Краснобрюхая жерлянка Слайд 33

Жерлянка встречается в таких необычных местообитаниях, как ямы, наполненные навозной жижей, проросшие по краям болотной растительностью. Но чаще можно встретить жерлянок в поймах рек, где они держатся на мелководьях. Предпочитают мелкие открытые водоёмы с илистым дном и мутной водой. Большую часть времени проводит в воде. Питается насекомыми, моллюсками.

Кожа жерлянок имеет железы, выделяющие ядовитую жидкость. Предупреждает жерлянка о своей несъедобности так: переворачивается чёрно – красным брюхом вверх! Когда напугана, словно пеной покрывается ядовитыми выделениями. В этом случае надо беречь глаза, чтобы не попал жерлянки кожный секрет. Даже если низко наклониться к «пенной» лягушке в этом случае глаза слезятся и зудят.
4. Обыкновенная чесночница.

Чесночницы – желто-бурые или серые лягушки, длиной 6-8 см. Спина с тёмными пятнами, гладкая. Если лягушка напугана, выделяет кожный секрет, имеющий запах чеснока, отсюда и название лягушки – чесночница. Лягушка способна быстро зарываться в рыхлую почву, для этого на задних лапах имеются ороговевшие бугорки. В дневное время суток чесночницы отсиживаются в таких норках. Питаются червями, муравьями, пауками. Зимуют в почве, нередко в подвалах, старых колодцах. Вид занесён в Красную книгу Среднего Урала.

5. Зелёная жаба слайд 34

У жабы кожа не гладкая как у лягушки, а бугристая, бородавчатая, выделяет ядовитый секрет. В дневное время суток жабы находятся в укрытии. Лишь в сумерках начинают вылезать из нор, подвалов, из-под брёвен, камней и прочих укрытий. Плотно прижимаясь к земле, выбирая пути поукромнее, выходят жабы на охоту за насекомыми, слизнями, червями, большая часть из которых являются вредителями садов и огородов. Польза людям от ночных жабьих похождений огромна. В США подсчитали, что ежегодная «прибыль» от одной жабы – 20-30 долларов. Зимуют на суше, часто в норах грызунов. Вид нуждается в охране.
6. Сибирская лягушка.

Одна из самых северных лягушек, ареалы её заходят за Северный Полярный круг. В Пермском крае является редким видом. Обитает в поймах рек, на берегах озёр, лесных опушках. В воде бывает только в период размножения. Активна от схода снега до устойчивых заморозков. Питается насекомыми и дождевыми червями. Личинки развиваются до 2-х месяцев. Вид занесён в Красную книгу Среднего Урала.
3. Амфибии на разных континентах

(сообщение Драчёвой Насти)

1. Квакша обыкновенная слайд 35

Встречается в южных районах России. Маленькая лягушка – до 4 см. Живёт на деревьях и кустарниках, удерживаясь присосками. Питается насекомыми, зимует в укромных местах на суше.
2. Огненная саламандра слайд 36

Самая известная из всех саламандр, которую также называют пятнистой. Форма, размер и рисунок пятен у каждой саламандры особенный, и не бывает двух совершенно одинаковых. Длина тела 30 -35см. Обитает в Центральной и Южной Европе, Северной Африке и встречается на Украине. Хорошо развито обоняние. Если в кладку подложить яйца из другого гнезда она их съедает, определяя чужаков по запаху. Главное условие для её существования – обилие влаги, в сухую погоду саламандра может даже погибнуть. Её кожа выделяет очень много слизи, если саламандру бросить в огонь, то она не горит и даже может спастись. Всё это порождало много легенд. Отсюда и название – огненная саламандра. Некоторые особи живут 10 -12 лет.
Чем отличается жаба от лягушки? (вопрос Насте задаёт Наташа Гурина)

Многие слышали сказку о царевне – лягушке, о лягушке – путешественнице, но вряд ли кто припомнит сказку о жабе. Поэты и писатели вряд ли отличат лягушку от жабы. Хотя и лягушки, и жабы ходят голышом, т.к. нет у них ни перьев, ни меха. А самое явственное различие в их коже. У жаб она неровная, бородавчатая, часто сухая. А у лягушек красивая гладкая, скользкая, всегда мокрая и блестящая, как бы покрыта лаком.

Не только кожа, но и фигуры разные: лягушка- само изящество, а про жабу, увы, такого не скажешь. Ноги короткие и слабые, поэтому передвигаются ползком. Жабы и не выставляют себя на показ – добывают пропитание по ночам. Есть ещё одно отличие, которое легко запомнить: самцы жаб не квакают. Как утверждают знатоки – поют довольно нежным стонущим голосом. А не кажется ли вам, что просто жабы степеннее и серьёзнее лягушек.
А я вам расскажу о лягушкиных рекордах (сообщение Наташи Гуриной) Лягушкины рекорды.

Многие земноводные способны удивлять, завораживать и наводить страх.
1.Лягушка голиаф (слайд 37, 38)

Самая крупная лягушка, достигает в длину до 33 см., а с вытянутыми ногами более 50 см. Весит 2,5 -3,5 кг. Живёт на ограниченной территории шириной около 100 км, в Камерунских горных реках с водопадами (Африка).
2.Лягушки – древолазы (слайд39, 40) небольших размеров до 2, 5 см но окрашены ярко и пёстро. Окраска кричащая о их исключительной ядовитости. Обитают в центральной и Южной Америке. Их кожный яд индейцы используют для смазывания наконечников стрел. Яд лягушек – древолазов в 20 раз сильнее яда кураре. Поражённые отравленными стрелами птицы, обезьяны тут же падают с деревьев парализованные. Яд нейротоксичен и опасен для человека. Маленькая ранка от отравленной стрелы может быть смертельной.
3.Жаба – ага (слайд 41, 42)

Одна из самых больших жаб, обитающая в тропической зоне Ю. Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра 450 грамм, но встречаются единичные особи до 1 килограмма и более. Кожа жаб наиболее ороговевшая, чем лягушек и соответственно развиты лёгкие. Жаба – ага, выделяет кожный секрет, содержащий яд. Яд этой жабы сильнодействующий и опасен для всякого, кто попытается её проглотить. Жаба – ага по ядовитости превзошла многих жаб. У неё ядовиты и икра, и головастики, а сама в приступе ярости способна прыскать из околоушных желез на расстоянии 30 – 35 см.

4.Саламандра исполинская (слайд 43, 44)

Это самая большая амфибия мира, которая от рождения до смерти живёт в быстрых незамерзающих ручьях и речках. Вид у неё достаточно неприглядный: тело сплющенное, на боках складками обвисла дряблая кожа. На плоской соминой голове – бородавки и подслеповатые глазки, которые только свет от тьмы различают. Исполинская саламандра имеет внушительный рост до 1,5 метров и вес 8 -10 кг. Питаются лягушками, раками, рыбами и червями. В конце лета самки откладывают икру в норы на дне ручья, после чего самцы, не церемонясь, выдворяют самок от нор, т. к. они сами способны съесть свою икру. До появления головастиков продолжаются отцовские заботы. Мясо исполинских саламандр вкусное. Малоподвижное животное легко становилось добычей человека. В настоящее время встречаются в Японии и Китае, но осталось их мало. Нуждаются в охране.
5.Стеклянная лягушка (слайд 45)

Маленькая изящная лягушка, мышцы и кожа которой почти прозрачны. В результате чего все внутренности видны, поэтому её и называют «стеклянной» лягушкой. Обитает в тропических лесах.

6.Суринамская лягушка ( слайд 46)

Яркая окраска суринамской лягушки предупреждает хищников, что попытка полакомиться ею закончится смертью. Индейцы бассейна Амазонки смазывают лягушачьим ядом наконечники стрел.
7.Европейский протей ( слайд 47)

Протей - истинный житель подземного царства. Пещеры Триеста, Истрии в Западной Югославии – его родина. Жизнь протея протекает в подземных водах, поэтому у него слабое зрение, а лишённая пигмента кожа – белорозового цвета. С окраской кожи контрастируют тёмно – красные жабры, насыщенные кровеносными сосудами. Предпочитает тихие воды, которые текут ровно, небыстро. Вылезает из воды и ползает по глине, известняку. В воде дышит жабрами, но есть и лёгкие, а также дышит всей кожей. Протей – это бледное червеобразное тельце длиной 20 – 25см. Лапки слабые, для дальних путешествий малопригодные. На передних конечностях три малюсеньких пальца, а на задних только два. Протей похож на головастика, т.е. личинка – переросток.

Американские протеи в отличии от европейского – зрячие, обитают в прудах, ручьях и озёрах, с густыми пучками наружных жабр.

Вопрос учителя: какое значение имеют земноводные в природе и жизни человека?
Значение земноводных (слайд 48)

1. Уничтожают большое количество вредителей садов и огородов (насекомых, слизней)

2. Земноводные являются звеном в цепи питания для животных, обитающих в воде (жуки плавунцы, личинки стрекоз, рыбы..), так и на суше (коршун, уж, филин, сова, ворона и другие).

3.Являются лабораторным экспонатом – изучение органов, рефлексов. Студенты, изучающие медицину, биологию при изучении физиологии человека используют лягушек, чтобы понять как работает мышцы и другие органы и научиться лечить заболевания.

У А.С. Пушкина есть стихотворение:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастёт народная тропа….

Так вот о лягушке можно сказать, что она себе руками человека тоже воздвигла памятник. Памятник лягушке поставлен во Франции и в Японии (Токио). Люди осознали, какое количество лягушек было принесено в жертву во имя науки!
Закрепление - слайд

Задание 3. Вставьте пропущенные слова в тексте:

(учащимся раздаются тексты с пропущенными словами)
Земноводные – это позвоночные животные, жизнь которых связана как с водой, так и с сушей. На голове заметны два выпученных глаза, защищённые веками. Лягушка питается подвижными беспозвоночными, которых ловит с помощью липкого языка, а в акте глотания участвуют глаза. Лягушка имеет всегда холодную кожу, т. к. с её поверхности испаряется вода, унося с собой много тепла. Земноводные имеют непостоянную температуру тела. В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом. Одним из приспособлений к плаванию является плавательная перепонка между пальцами стоп.
Рефлексия.

1. Что нового узнали на уроке?

2. Каких земноводных запомнили? (отвечают по памяти)

3.А какое земноводное вам показалось интересным? Почему?
Подведение итогов урока.

Выставление отметок за ответы на уроке.
Игровой момент (если есть время)

Учитель выносит «чёрный ящик» и читает текст, спрашивая учеников: « Что лежит в чёрном ящике?»

Задание 1.

Этим приспособлением, скопированным с лягушек, пользуются аквалангисты и дайверы. Что это за приспособление?
Задание 2.

У маленькой лягушки квакши внимательные рационализаторы увидели приспособление, которое стали использовать при изготовлении разных мелких бытовых изделий. Например: игрушки. Что лежит в чёрном ящике? (Присоски)
Задание 3.

Глядя на жаб, была выявлена очень интересная особенность, которая помогает жабе быть незаметной. Это стали использовать первоначально в Армии, а сейчас довольно часто мы это видим в быту. Что находится в чёрном ящике? (камуфляжная ткань)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск