Скачать 108.55 Kb.
|
МОУ «Покровская основная общеобразовательная школа Ивнянского района Белгородской области» Лабораторные и практические работы по биологии в 9 классе Учитель биологии Ечина Л.Н. 2010 год Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов среде обитания» Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания. Оборудование: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображение животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки. Ход работы
3. Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания. Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора» Цель работы: закрепить на практике знания учащихся о критериях вида и его структуре. Оборудование: живые растения, чучела животных, гербарий с определительными карточками, изображения живых организмов из источников дополнительной информации. Ход работы
-можно ли только на основании рассмотренных вами критериев судить о видовой принадлежности данных организмов? Почему? - Какова структура вида? - Какова роль популяций в эволюционном процессе? Лабораторная работа №3 Тема: строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой. Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных. Ход работы 1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма. 2.Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые, в световой микроскоп, организмы. 3.Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений? Лабораторная работа № 4 «ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ. ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОЙ КРИВОЙ» Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой. Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш. Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).
1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок. Результат занесите в таблицу:
2. Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания длины листовой пластины. 3. Постройте вариационную кривую. Для этого необходимо посчитать число отдельных вариант в вариационном ряду. Мы увидим, что чаще всего встречаются средние члены вариационного ряда, а к обоим концам ряда частота встречаемости будет снижаться. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину листовой пластинки, а по оси ординат – значение, соответствующие частоте встречаемости данной длинны листовой пластинки. 4. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду? 5. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов. Лабораторная работа №5 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) Цели: 1) продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды; 2) учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах. Ход работы: 1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения кузнечики лягушки ужи ястреб-змееяд, предлагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т (рис.1) 0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40 0 1 2 3 4 5 6 7 8 Особи, млн Рис.2. Пирамида чисел 2. постройте пирамиду чисел пищевой цепи (рис.2), зная, что биомасса одного побега травянистого растения составляет 5 г (0,005 кг), одного кузнечика – 1 г (0,01 кг), ужа – 100 г (0,1 кг), змееяда – 2 кг. 3. Рассчитанные значения впишите в таблицу. 4. Ответьте на вопросы:
Лабораторная работа №6. Изучение и описание экосистемы своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме (на примере дубравы). Цель работы: 1) изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть показатели, характеризующие биоценоз; 2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений, определить их значение в природе и жизни человека. Оборудование: таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки. Ход работы. 1. 1)Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав растений. 2)Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса. П. 1)Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе. 2)Приведите примеры влияния растений на животных и животных на растения. Данные внесите в таблицу.
3)Запишите примеры пищевых цепей в ярусах. 1П. 1)Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей, отметьте цепи питания). 1У. Объясните значение леса в природе и жизни человека. У. Вывод. Что такое дубрава? Практическая работа №1. «Решение генетических задач и составление родословных» Цель работы: на конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления; продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на многогибридное и дигибридное скрещивания; записывать задачи, ее решение ответ; пользоваться генетической символикой; объяснять закономерности наследования с помощью основных понятий генетики и цитологии. Оборудование: инструктивные карточки-задания. Ход работы. 1. Полное доминирование. Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными цветами и 9 с белыми. Какие можно сделать выводы относительно наследования окраски цветов у этого вида? Какая часть потомков, имеющих пурпурные цветы, должна давать «чистое» по этому признаку потомства? 2. На неполное доминирование. У львиного зева красная окраска цветков А не полностью доминирует над белой окраской а. Взаимодействие генов А и а дает розовую окраску цветков. При скрещивании двух растений львиного зева получены гибриды, из которых ¼ имела красные цветки, ½ розовые и ¼ белые. Определите генотип и фенотип родителей. 3. Кодоминирование – наследование групп крови человека в системе АВО. У матери третья группа крови у отца – неизвестна. Ребенок имеет первую группу. Может ли у отца быть вторая группа крови? 4. Полигибридное скрещивание.
5. На сцепленное с полом наследование. Отец и сын дальтоники, а мать различает цвета нормально. От кого сын унаследовал ген дальтонизма: если известно, что последний является рецессивным и локализован в Х-хромосоме? П. Анализ родословных. В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать у ребенка кареглазая темноволосая, бабушка по материнской линии – голубоглазая темноволосая, дедушка по материнской линии – кареглазый светловолосый, бабушка и дедушка по отцовской линии – кареглазые темноволосые. Составьте схему родословных трех поколений и определите: а) каковы генотипы всех упомянутых лиц; б) какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребенка; какова вероятность рождения кареглазого светловолосого ребенка? Практическая работа № 2. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах. Цели: 1) сформировать представление о взаимодействие факторов среды, умение оценивать влияние деятельности человека на виды, экосистемы и принимать решения по их охране. 2) сформировать представления о природно-ресурсных возможностях окружающей сферы, умение оценивать их состояние и принимать решения по их охране. Оборудование: карта экологические проблемы России, учебник география России, природа 8 класс, рефераты, выполненные учащимися по данной теме, информация из периодической печати о влиянии деятельности человека на биосферу и окружающую среду. Ход работы: Задание 1: Влияние антропогенного фактора на окружающую среду, растительный и животный мир (самостоятельная работа в группах с текстом учебника, рисунками, таблицами, текстами печати, рефератами). 1. Определите формы влияния человека на живую природу. 2. Приведите примеры этих влияний. 3. Данные занесите в таблицу. Влияние человека на живую природу.
Задание 2. По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными. Выписать в одну колонку положительные в другую отрицательные последствия воздействия человеческого общества на среду обитания – Сделать вывод, что отрицательных воздействий больше, что еще не все возможности использует человек для исправления вызванных нарушений. Предложите пути решения этих проблем. |
Урок-проект: «Почва-среда обитания» Образовательная: сформировать знания учащихся о почве как среде обитания живых организмов; выяснить черты приспособленности организмов... | «три среды обитания» Цели урока: Учащиеся конкретизируют свои знания о средах обитания организмов, их особенностях, выясняют приспособленность организмов... | ||
Тема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С. В | Урок обобщение по теме «Земноводные» Задачи : Образовательная обобщить знания учащихся о особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных, их приспособленности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: выявить особенности каждой экологической группы птиц и их черты приспособленности к среде обитания | Лабораторная работа № Лабораторная работа №1. Изучение основных возможностей программного продукта Яндекс. Сервер. Установка окружения, установка и настройка... | ||
Приспособленность организмов к среде обитания, ее причины «Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий | Урок познания мира в 1 классе. Насекомые (Автор учебника Оспанов... Цель: Дать понятие о насекомых, среде их обитания, приспособление их к среде обитания, их необходимости | ||
Работа №6 Изучение Тема: лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: расширять знания обучающихся о среде обитания животных, её компонентах и их влиянии на организмы; раскрыть разнообразие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодняшний урок мы с вами начинаем с изучения новой темы наша с вами цель на уроке – за 2 часа изучить 5 текстов, понять их смысл,... | Лабораторная работа «Химический состав клетки» Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: дать представление о строении Класса Насекомые, познакомить с отличительными особенностями. Научить определять животных в их... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лабораторные работы по аналоговой электронике в программно-аппаратной среде ni elvis. Кн. Цимбалист Э. И., Силушкин С. В. Лабораторная... | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента... Нный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей... | Пояснительная записка реферат «Удивительная жизнь растений» «Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 6 класс», в курсе «Общая биология. 10 – 11 класс» при изучении тем «Движущие силы эволюции»,... |