Скачать 67.18 Kb.
|
Министерство образования Саратовской области. Управление образования Дергачёвского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение «Основная Общеобразовательная школа п.Тимонин» КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Среда обитания животных» Автор: Сероштанова Ирина Петровна, учитель экологии МОУ «ООШ п.Тимонин» 2012 Тема урока: Среда обитания и условия существования животных. Цели урока: 1. Образовательная: расширять знания обучающихся о среде обитания животных, её компонентах и их влиянии на организмы; раскрыть разнообразие и взаимодействие организмов. 2. Развивающая: развивать умения анализировать, делать выводы, сравнивать; совершенствовать умения работать с учебником, находить в содержании текста и рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы. 3. Воспитательная: прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает. Тип урока: изучение нового материала. Методы и методические приёмы: рассказ, применение знаний, решение проблем методом мозгового штурма. Средства обучения (оборудование): таблицы с изображением животных, сред жизни, таблица-схема «Взаимосвязи организма и среды обитания», карточки с названием компонентов среды обитания, тестовые задания, компьютер и мультимедийный проектор. План урока с указанием времени на реализацию каждого из его этапов
Ход урока 1. Организационный момент. - приветствие; - подготовка аудитории к работе; - наличие учащихся. 2. Целеполагание. - Сегодня на уроке мы познакомимся со средой обитания животных, с её компонентами и их влиянием на организмы, узнаем, как взаимодействуют организмы. При изучении новой темы мы должны ответить на вопросы (вопросы записаны на слайде): - Почему изменяются условия существования? - Какое значение это имеет для животных? - Как можно применять в жизни, полученные на уроке знания? 3. Контроль достижений учащихся. Метод: самостоятельная работа. Тест по теме «Роль животных в природе».
а) рыбы; б) насекомые; в) бактерии; 2. Где птицы могут устраивать гнёзда? а) в траве; б) на дороге; в) в доме; 3. Какие материалы используются при постройке гнезда? а) толстые рейки; б) доски; в) тонкие ветки. 4. Растительноядными животными являются: а) акулы; б) гусеницы; в) дельфины. 4. Изучение нового материала. 1. Введение в тему. Ученик-консультант читает стихотворение. У осла и соловья, у лисы и журавля, У стрекоз и муравья Жизнь у каждого своя. Каждый соблюдает точно. Свой режим и дня, и ночи, И у каждого своё Облюбовано жильё. Выбирает привереда лишь своё меню обеда, А в дороге изберут Каждый собственный маршрут – у букашки и у птички. Тем-то каждый и хорош, Что на прочих не похож. - Ребята, о чём это стихотворение? (ответы детей) _ Да, это стихотворение об условиях, месте, или по-другому – среде обитания животных. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке. - Что такое среда обитания? (ответы детей) 2. Рассказ учителя сопровождается показом слайдов. - Правильно, каждое животное живёт в определённой среде обитания: одни – в воде, другие – около воды, одни – на поверхности земли, другие – в почве или в пещерах. Каждое животное обитает только в определённых условиях. Эти условия – среда обитания животного, которая обеспечивает животным существование. Среда обитания включает компоненты живой и неживой природы, которые влияют по-разному на жизнь животного. Одни им необходимы, без них животное не может жить и воспроизводить себе подобных, другие – вредны, третьи безразличны. Выделим главные компоненты среды обитания, т. е. основные условия существования, без которых животное не может обойтись и которые всегда оказывают на него влияние в процессе жизни. - Что является главным для всех животных? (ответы детей) - Значит, основными компонентами среды обитания являются: пища, вода, воздух, температура, свет, жилище, другие инструменты. 3. Мозговой штурм. (работа в группах) – выяснение значения компонентов. Учащиеся объясняют значение каждого компонента среды обитания. (пища, вода, воздух, температура, свет, жилище, другие организмы). Физминутка - Жизнь животного вне связи со средой невозможна. Живя в среде обитания, животные ее изменяют, а следовательно, меняют свои условия существования. Условия существования и сами по себе изменчивы. Одни могут меняться в течение суток: дневная и ночная температура, влажность, наличие пищи, состояние воздуха, освещённость, состояние жилища. Эти условия могут изменятся на протяжении года. Другие условия могут постепенно меняются на протяжении нескольких лет. Условия существования зависят и от пространственных характеристик. В океанах и в почве с глубиной, в воздухе – с поднятием в высоты, на поверхности земли – с распространением по её просторам вширь и ввысь. Все животные перемещаются: или активно, или пассивно. Активно – благодаря организмам передвижения, пассивно – в водных или воздушных потоках. Вот поэтому животные могут попадать в другие условия существования. Другая среда обитания может быть для них благоприятной или, наоборот, гибельной. Человек оказывает большое влияние своей деятельностью на жизнь животных. Он может улучшить условия для жизни животных, но чаще разрушает их среду обитания и нарушает условия существования. Отношения животных со средой обитания разнообразны. Чтобы выжить и оставить после себя потомство, животным нужно приспосабливаться в среде обитания комплексу условий существования. 5. Закрепление. 1. Выполните задания: - Что такое среда обитания животного? - Перечислите основные компоненты среды обитания животного.
Распредели организмы по средам обитания.
Журавль, медведь, акула, клещи, крабы, антилопа, землеройки, дождевые черви, клопы, лягушки, жабы, дуб, кувшинки, ласточка, комары, печеночный сосальщик, зебра, медуза, пауки. 6. Подведение итогов. 1. Оценить степень реализации поставленных на уроке целей. - Оценить работу учеников во время урока. Почему изменяются условия существования? Какое значение это имеет для животных? 7. Домашнее задание. 1 группа: Сероштанов Иван , Сулуева Мадина, Юсубова Рунаи – подготовить сообщение по теме «Среда обитания животных» 2 группа: Юсубов Оджалан, Юсубов Длован, Юсубов Жамал, Юсубов Азиз – читать, стр. 16-18. 8. Рефлексия. Учащиеся показывают смайлики определённого цвета: жёлтый – у меня всё получилось; зелёный – я молодец; красный – мне надо быть внимательным; коричневый – я ничего не понял. 9. Литература и электронные ресурсы. Бабенко В.Г., Богомолов Д.В., Шаталова С.П .Экология животных. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2009 год. Балабанова В.В.Биология. Открытые уроки 7-9 класс.. Издательство «Учитель», Волгоград. 2008год. Касаткина Н.А.В помощь преподавателю. Материалы к урокам. Стихи, викторины, кроссворды. Издательство «Учитель» Волгоград, 2001 год. |