Урок: Экологические группы птиц по местам обитания





Скачать 168.32 Kb.
НазваниеУрок: Экологические группы птиц по местам обитания
Дата публикации19.03.2015
Размер168.32 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Урок: Экологические группы птиц по местам обитания


Автор: Герасимова Нина Кузьмовна, учитель биологии МОУ СОШ №10 г Чайковского.
Цель урока: Выявить признаки приспособленности птиц к местам обитания.
Задачи урока:

Образовательная. Расширить и углубить знания о представителях класса Птицы за счет получения новой информации. Сформировать знания об экологических группах птиц по местам обитания; особенностях строения и образе жизни птиц, относящихся к разным экологическим группам. Научиться работать с предложенным учителем материалом.

Воспитательная. Формировать ценность командной работы и собственной индивидуальной ответственности за общее дело.

Развивающая. Развитие умений устанавливать причинно- следственные связи. Подвести учащихся к выводу о том, что многообразие птиц связано с разнообразием условий их обитания. Повысить уровень коммуникативной и информационной компетентности, объективной оценки свои знания, способностей и возможностей и вклада в общее дело.
Ожидаемые результаты:

Ученики

- знают признаки приспособленности птиц к местам обитания;

- понимают соответствие черт приспособленности птиц к местам обитания;

- умеют работать с информацией, строить доклад, выступать, вступать в коммуникации;

- выделяют признаки приспособленности птиц к местам обитания


Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Экологические группы птиц», раздаточные листы с текстами об экологических группах птиц.


клюв плоский

хорошие

пловцы и нырцы

острое зрение

короткий изогнутый клюв

длинные тонкие ноги и шея

густой пух

перепонки между пальцами

длинные когти

большой клюв

длинные ноги

слаборазвитые крылья

число пальцев - 2

короткий клюв

закругленные крылья

сильные ноги


Оформление доски

Дата:

Место для темы

1

2

3

4

Место для проблемной задачи урока

Экологические группы птиц

Признаки экологических групп птиц




Хищные птицы

Птицы леса

Птицы степей и пустынь

Птицы водоемов.




В начале урока все створки закрыты.


Ход урока

Основное содержание:

  1. Актуализация материала

  2. Постановка проблемы

  3. Определение цели и темы урока.

  4. Осмысление новой информации

  5. Публичные выступления учащихся.

  6. Рефлексия



1.Актуализация материала

Археоптерикс – первоптица. Размером с сороку. Отпечатки найдены в 1860 в сланцах юрского периода мезозойской эры в Баварии (Германия). Сейчас известно 5 таких скелетов. Палеонтологи воссоздали внешний облик птицы, даже попытались сделать его чучело. С тех пор как появилась и существовала эта, предположительно, первоптица, прошло около 140 млн лет. Слайды 2,3.
2.Постановка проблемного вопроса

В настоящее время орнитологи насчитывают на Земле около 9 тысяч видов птиц. На территории России встречается 800 видов. Слайд 4

Сейчас я покажу, не комментируя, слайды. Ваша задача, просмотрев их, сказать на какие мысли, предположения наталкивают вас фото птиц.

Демонстрируются слайды 5- 21 с фотографиями птиц разных экологических типов
- На какие мысли, предположения натолкнули вас фотографии птиц?

Обсуждение… Учащиеся: существует огромное разнообразие птиц..

- Почему так много птиц? В чем причина их многообразия? Учащиеся: условия разные.

- Почему птицы могут жить в разных условиях? Учащиеся: приспособлены к разным местам обитания.

- Какие места обитания птиц вам известны? Учащиеся: лес, поле, луг, водоем…

- Тогда какие группы птиц можно выделить? Учащиеся: птицы леса, птицы водоемов…

- Каким понятием биологи называют дом, жилище живых организмов? Учащиеся: экология

- Как назвать такие группы птиц? Учащиеся: экологические.

- Выделяют следующие экологические группы птиц: хищные птицы, птицы леса, птицы степей и пустынь, птицы водоемов. Слайд 22.

- Сделайте вывод. Учащиеся: существует большое разнообразие птиц, существующих в разных местах обитания.

-Что позволяет птицам жить в этих местах? Учащиеся: какие- то особенности строения, связанные с питанием, гнездованием, передвижением…

- Назовите эти признаки? Учащиеся: особенности строения клюва, плавают или летают…

- Вы можете точно назвать такие признаки? Учащиеся: нет.

- На какой вопрос урока нам предстоит сегодня ответить? Учащиеся: Как приспособлены птицы к разным местам обитания? Открыть левую створку доски и записать вопрос на доске.

- Это есть главный проблемная задача, на которую нам предстоит сегодня ответить на уроке.
3. Определение цели и темы урока.

- Как ответить на главный вопрос урока? Учащиеся: Надо выявить признаки приспособленности птиц в той или иной среде обитания.

- Сформулируйте цель занятия? Учащиеся: Выявить признаки приспособленности птиц к разным местам обитания. Слайд23

- Сформулируйте тему занятия? Ответ: Экологические группы птиц. Слайд 24

-Какими средствами ее будем достигать? Учащиеся: Найдем информацию в учебнике или дополнительной литературе.
4. Осмысление новой информации.

Организуется работа в группах. Учащимся предлагается выбрать экологическую группу птиц, признаки которой они хотели бы выявить. На столах есть учебники, дополнительно группы получают тексты с дополнительной информацией. Регламентируется время работы.



1. Проработайте текст:

  • Выделите черты приспособленности птиц к местам обитания.

2. Подготовьте выступление


Слайд 25.
5. Публичные выступления учащихся.

Докладчик представляет результаты работы группы. Организуется обсуждение.

Одной из групп, по желанию, предлагается сделать экспертное заключение. Во время выступления в качестве иллюстрации показываются слайды с экологическими группами птиц. Слайды 26 – 29.

Открывается правая створка доски. Во время доклада один ученик из группы выбирает основные характерные признаки группы и прикрепляет в таблицу на доске. Признаки птиц вырезаны на отдельных карточках и в беспорядке расположены на одной из парт.

Примерное содержание докладов:

1.Экологическая группа водных птиц. К ним относятся: утки, гуси, лебеди, пингвины. Способны пла­вать, нырять, поэтому у них развиты перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. По земле медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохра­няется от намокания главным образом строением перьевого по­крова. Плотное переплетение перьевых и пуховых бородок обра­зует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью. Кроме того, водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев опе­рения. Смазывание перьев выделениями копчиковой железы тоже имеет значение для защиты от воды: оно сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепро­ницаемый слой. Утки кормятся, опуская в воду голову, отцеживая через пластинки клюва мелкие растительные и животные орга­низмы. Клюв крепкий, края его с зубцами. Пингвины не летают. Крылья пингвинов маленькие и имеют форму узких плоских ластов. Мышцы крыльев, а вместе с ними и вся грудная кость, к которой они прикрепляются, развиты не хуже, чем у хороших летунов. При плавании короткие ноги с перепонкой между пальцами при плавании вытягиваются назад и служат рулем.

2. Птицы пустынь и степей. К ним относятся: страус, дрофа, стрепет саджа, журавли. Многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты. Страусы - это очень крупные нелетающие птицы с тяжелым туловищем на длинных сильных ногах. У африканского страуса на ногах всего по 2 пальца с большими когтями. Высокий рост, острое зрение и осторожность позволяют страусу первым замечать опасность и вспугивать все стадо. От врагов (хищника или охотника) он спасается бегством. Шаг страуса во время бега достигает 4 м, а скорость до 70 км в час. При близком столкновении с врагом страус защищается ногами, причиняя серьезные ранения. Дрофа - одна из самых крупных , тяжелых и редких птиц. Масса ее достигает 16 кг. Благодаря хорошему зрению они уже издали замечают опасность и улетают либо убегают на своих мощных ногах. Дрофы - всеядные птицы: они поедают листья, семена и побеги растений, а также жуков, саранчу, ящериц, мелких мышевидных грызунов. Птенцы питаются преимущественно насекомыми. В случае опасности самка притворяется раненой и отвлекает внимание врага от птенцов, отбегая в сторону и волоча крылья.

3. Птицы леса - самая многочисленная группа. К ним относятся: дятлы, рябчик, тетерев, зяблик, клест. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой. Крылья сравнительно короткие, широкие и тупые, крылышко обычно хорошо развито — это придает им хорошую маневренность в полете, позволяет быстро взлетать и садиться, что важно при жизни в лесу. Пальцы ног расположены на одном уровне, причем у большинства птиц три пальца направлены вперед, один назад, позволяя легко охватывать ветки. Особое устройство сухожилий ног, благодаря которому пальцы автоматически сжимают ветку, дает возможность птицам держаться на ней без напряжения мускулов. Когда дятел сидит на горизонтальной ветви дерева или прыгает по земле, у него два пальца обращены вперед и два - назад. При лазании по вертикальному стволу положение наружного заднего пальца резко изменяется: дятел поворачивает его вбок, под прямым углом к передним пальцам. Кроме того, тело птицы поддерживается также хвостом: твердые, упругие перья хвоста с силой упираются в кору дерева. Крылья Куриных короткие, закругленные, летают они тяжело и поднимаются с земли с шумом. Зимой пальцы по краям окаймлены роговыми бахромками, облегчающими птицам ходьбу по рыхлому снегу; на зиму они никуда не улетают.

4. Хищные птицы. К ним относятся: грифы, совы, ястребы, филины. Они не связаны с каким-либо определенным местообитанием и встречаются в разнообразных условиях. Однако образуют ряд хорошо выраженных адаптивных типов, лишний раз подтверждающих разнообразие приспособлений птиц к условиям жизни. Прекрасно приспособлены к своему образу жизни хищные птицы. У них загнутые клювы, острые когти, хорошее зрение. Хищные птицы живут в различных местообитаниях – в лесах, горах, на равнинах. Питаются дневные хищники в основном птицами и млекопитающими. Совы образуют особую группу ночных хищных птиц. Они охотятся с наступлением сумерек и ночи. У сов густое, рыхлое оперенье. На передней части головы у них образуется характерный «лицевой диск». Крупные глаза сов обращены вперед. Голова очень подвижна. Летают совы бесшумно. Питаются мышевидными грызунами, иногда охотятся на зайцев, птиц и других животных.

- Подведите итог работы. Учащиеся: Мы выявили признаки характерные для экологических групп птиц, тем самым ответили на проблемную задачу урока, а именно как птицы приспособлены к местам своего обитания.

- Как высчитаете все ли признаки, характеризующие основные экологические группы были зафиксированы? Учащиеся: Нет, так как остались признаки групп на карточках.

-Давайте разберемся в них. Организуется обсуждение.

С целью закрепление материала можно предложить назвать экологическую группу и приспособленность птиц. Слайды 30 – 33.
6.Рефлексия

- Достигли ли мы заданных целей? Что этому способствовало или помешало.

- Как вы себя чувствовали на уроке и почему?

- Как вы оцениваете свою работу, работу своих товарищей?

- Что помогло работать с текстом быстрее?

- Какое содержание урока осталось непонятным, какие появились вопросы?


  1. Домашнее задание.

Домашнее задание задается по вопросам, которые остались непонятными?

Приложение

Экологическая группа водных птиц. Водо­плавающие птицы, как показывает само название, способны пла­вать, а многие из них еще и ныряют, поэтому у них развиты перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. По земле большинство водоплавающих птиц передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохра­няется от намокания главным образом строением перьевого по­крова. Плотное переплетение перьевых и пуховых бородок обра­зует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью. Кроме того, водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев опе­рения. Смазывание перьев выделениями копчиковой железы тоже имеет значение для защиты от воды: оно сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепро­ницаемый слой.

Утки. У них пары образуются только на один сезон. Самцы окрашены ярко и разнообразно. В насиживании и воспитании мо­лодых они не участвуют. Самки имеют маскирующую, буровато-пе­струю окраску. Гнезда преимущественно устраивают на земле, под укрытиями: под кустами, кучами хвороста, нависшей травой. Самка выстилает гнездо пухом, который выщипывает у себя на груди. Когда она сходит с гнезда покормиться, то прикрывает этим пухом яйца, чтобы они не остыли и были спрятаны от глаз хищни­ков. Утки кормятся на мелководьях, опуская в воду голову, отцеживая через пластинки клюва мелкие растительные и животные орга­низмы.

Гуси. Они более крупные, чем утки. Самцы и самки окрашены одинаково. Питаются почти исключительно растительной пищей. Клюв крепкий, края его с зубцами - ими гуси отрезают, как нож­ницами, листья и стебли растений, а ноготком на конце клюва схватывают зерна. Не только хорошо плавают, но и могут быстро передвигаться по земле. Гнездятся в местах, где их не беспокоят, большими колониями, а в других местах отдельными парами. На­сиживает самка, но самец держится поблизости, и с выводком ходят оба родителя. Перед отлетом на зимовку образуют большие стаи, причем в летящей стае гуси располагаются треугольником. Лебеди. Это крупные птицы массой до 12 кг, в размахе крыльев до 2,5 м, с величественной осанкой. У сам­цов и самок оперение чисто-белое, одинаковое. Кормятся на мелководьях, опрокидываясь вниз головой, дон­ными беспозвоночными и частями растений. Яйца насиживает самка, а самец держится поблизости, охраняя гнездо, отгоняя при этом других лебедей. Пара сохраняется всю жизнь.

Из воробьиных птиц ныряют оляпки. Они сохраняют типичный облик воробьиных птиц и из приспособлений к нырянию имеют лишь несколько более плотное оперение, сильное развитие пуха на аптериях, укорочение крыльев и особенно хвоста. Способ ныряния оляпок совершенно не походит на ныряние других птиц. Опустившаяся на воду оляпка так держит крылья, что ее течением прижимает ко дну, она бежит, переворачивая камешки и склевывая под ними добычу. Сложившую крылья птицу, как пробку, выбрасывает на поверхность. Живут оляпки по берегам горных речек и ручьев; нырять в стоячей воде они не могут.

Отряд пингвины. Обитают на побережьях материков и островов южного полушария. Пингвины выходят на берег в период размножения, а в остальное время держатся в открытом море. Эти птицы прекрасно плавают и ныряют в поисках рыбы, моллюсков и мелких ракообразных, но совсем не летают. Крылья пингвинов маленькие и имеют форму узких плоских ластов. Мышцы крыльев, а вместе с ними и вся грудная кость, к которой они прикрепляются, развиты не хуже, чем у хороших летунов. Короткие ноги с перепонкой между пальцами при плавании вытягиваются назад и служат рулем. По льду и снегу пингвины ходят, держа корпус вертикально и опираясь на ноги и хвост. Для размножения императорские пингвины выходят на лед. Гнезда они не строят, а держат свое единственное яйцо на перепонках лап, пряча его под большую складку кожи на животе, и насиживают стоя. В колониях пингвинов царит шум и крик. Появившиеся на свет птенцы одеты густым пухом и очень жирны, но беспомощны и развиваются медленно. Родители кормят их, отрыгивая пищу в рот птенцам, либо птенцы сами засовывают клюв в глотку родителям и вытаскивают добычу. В бурю или метель подросшие пуховики собираются вместе плотной толпой и, чтобы было теплее, стоят прижавшись друг к другу.

Птицы пустынь и степей - обитатели обширных открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты. Некоторые виды спасаются не улетая, а убегая от опасности. В этих экологических условиях выделяют 2 группы:Бегущие птицы: страусовые, дрофа, стрепет. Живут они стаями: перемещаются с помощью ног (страусы не летают вообще). Гнездятся и кормятся на земле и имеют промысловые значение; Быстролетающие птицы - саджа, рябки (отр. рябки). К ним же относятся обитающий в степях орел (отр. дневные хищники), уничтожающий мышевидных грызунов. Вследствие пере промысла и распашки земель численность их сильно сократилась. Дрофа, стрепет, белый журавль (стерх), журавль-красавка занесены в Красную книгу России.

Отряд журавли. В апреле высоко в небе под громкое курлыканье летят. Выстроившись в треугольники, журавли. Они возвращаются из Африки и Южной Азии к местам гнездований. Большинство журавлей обитаете на заболоченных участках, но журавль-красавка гнездится в степной зоне европейской и азиатской частей нашей страны. Сразу после прилета начинаются брачные игры журавлей. Они собираются в большой круг, в центре которого под громкие трубные звуки «пляшет» несколько пар. Через некоторое время «танцоры» встают в круг «зрителей», уступая место другим птицам. Красавки гнездятся прямо на земле: в степи или на пашне. Гнездо - неглубокая ямка с набросанными стеблями травы. В кладке 2 яйца. Питаются красавки преимущественно растительной пищей, в меньшей степени насекомыми. Красавки стали теперь редкими и нуждаются в охране.

Отряд страусы. Из обитателей степей и пустынь самыми замечательными надо считать страусов. Это очень крупные нелетающие птицы с тяжелым туловищем на длинных сильных ногах. У африканского страуса на ногах всего по 2 пальца с большими когтями. Африканские страусы держатся группами, иногда в стадах крупных млекопитающих. Высокий рост, острое зрение и осторожность позволяют страусу первым замечать опасность и вспугивать все стадо. От врагов (хищника или охотника) он спасается бегством. Шаг страуса во время бега достигает 4 м, а скорость до 70 км в час. При близком столкновении с врагом страус защищается ногами, причиняя серьезные ранения.

Отряд дрофы. Дрофа - одна из самых крупных и редких птиц. Обитающих в пределах нашей страны. Масса ее достигает 16 кг. Дрофы селятся в степях. Благодаря хорошему зрению они уже издали замечают опасность и улетают либо убегают на своих мощных ногах. Иногда дрофа затаивается среди выгоревшей на солнце травы и тогда становится совершенно незаметной благодаря покровительственной окраске оперения. Дрофы - всеядные птицы: они поедают листья, семена и побеги растений, а также жуков, саранчу, ящериц, мелких мышевидных грызунов. Птенцы питаются преимущественно насекомыми. В случае опасности самка притворяется раненой и отвлекает внимание врага от птенцов, отбегая в сторону и волоча крылья. Птенцы при этом затаиваются на земле.

В Южной Америке живут американские нанду высотой до 170 см и массой до 50 кг, а в Австралии похожие на страусов - эму, высотой до 180 см, массой до 55 кг. У них при размножении не­сколько самок откладывают яйца в одно гнездо, а насиживает всю эту общую кладку и ходит с птенцами только самец. Это страусоподобные птицы, не относящиеся к отряду страусообразных.

Птицы леса - самая многочисленная группа. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой. Крылья сравнительно короткие, широкие и тупые, крылышко обычно хорошо развито — это придает им хорошую маневренность в полете, позволяет быстро взлетать и садиться, что важно при жизни в лесу. Пальцы ног расположены на одном уровне, причем у большинства птиц три пальца направлены вперед, один назад, позволяя легко охватывать ветки. Особое устройство сухожилий ног, благодаря которому пальцы автоматически сжимают ветку, дает возможность птицам держаться на ней без напряжения мускулов.

Отряд дятлы. Оперение дятла черное, с белыми полосами. Подхвостье ярко-красное, а у самца, кроме того, есть еще красная поперечная полоса на затылке. Голова большая, с крепким, заостренным, долотообразным клювом, шея тонкая, ноги короткие, с загнутыми острыми когтями. Когда дятел сидит на горизонтальной ветви дерева или прыгает по земле, у него два пальца обращены вперед и два - назад. При лазании по вертикальному стволу положение наружного заднего пальца резко изменяется: дятел поворачивает его вбок, под прямым углом к передним пальцам. Кроме того, тело птицы поддерживается также хвостом: твердые, упругие перья хвоста с силой упираются в кору дерева. Такое положение пальцев ног и хвоста у дятла дает ему особенно прочную опору на стволе при работе клювом. Питается как взрослыми, открыто держащимися насекомыми, например, жуками, так и их личинками, живущими под корой и в древесине. Дятел раздалбливает клювом ствол поврежденного насекомыми дерева и достает языком личинку.

Отряд куриные (лесные). В наших хвойных и смешанных лесах живут рябчики, тетерева, глухари. Клюв у них относительно большой, вершина надклювья заострена и немного загнута книзу, ноздри скрыты под перышками. Крылья этих птиц короткие, закругленные, летают они тяжело и поднимаются с земли с шумом. Ноги четырех палые, с большими когтями и густо оперены. Зимой пальцы по краям окаймлены роговыми бахромками, облегчающими птицам ходьбу по рыхлому снегу; на зиму они никуда не улетают. Рябчик, тетерев и глухарь гнездятся на земле. Здесь же часто разыскивают пищу. Эти птицы едят все лесные ягоды, срывают зеленые части травянистых растений и ловят насекомых. Вместе с тем они много времени проводят на деревьях, поедая почки и сережки березы, ольхи, а глухарь и реже тетерев - и хвою сосны. Ночуют обычно также высоко, среди густых ветвей, но зимой зарываются в рыхлый снег, где проводят не только всю ночь, но в большие морозы и часть дня.

Клесты перебираются с ветки на ветку с помощью лап и сильного крестообразного клюва, которым добывают семена из-под чешуи шишек.
Лесные птицы имеют большое и разнообразное значение в жизни леса. Особенно велика их роль в борьбе с вредителями леса. Многие птицы разносят семена деревьев и кустарников, способствуя облесению гарей, лесосек, полян.
Хищных птиц иногда выделяют в самостоятельную группу. Они не связаны с каким-либо определенным местообитанием и встречаются в разнообразных условиях. Однако образуют ряд хорошо выраженных адаптивных типов, лишний раз подтверждающих разнообразие приспособлений птиц к условиям жизни. Прекрасно приспособлены к своему образу жизни хищные птицы. У них загнутые клювы, острые когти, хорошее зрение. Хищные птицы живут в различных местообитаниях – в лесах, горах, на равнинах. Питаются дневные хищники в основном птицами и млекопитающими. Совы образуют особую группу ночных хищных птиц. Они охотятся с наступлением сумерек и ночи. У сов густое, рыхлое оперенье. На передней части головы у них образуется характерный «лицевой диск». Крупные глаза сов обращены вперед. Голова очень подвижна. Летают совы бесшумно. Питаются мышевидными грызунами, иногда охотятся на зайцев, птиц и других животных.

Отряд дневные хищные птицы.


В степях, пустынях и в лесах, на равнинах и в горах поселяются дневные хищные птицы. Они питаются разными животными: зверками, птицами, реже рыбой и еще реже насекомыми, а растительный корм совсем не употребляют. Одни виды хищников поедают в основном мертвых животных. Таковы, например, стервятники, грифы. Другие ловят живую добычу, соколы, орлы, канюки, ястребы. Грифы характеризуются тяжелым телом, неповоротливыми движениями на земле, ходят неуклюже, но все же могут делать быстрые шаги, отгоняя от падали конкурента. Клюв мощный, вершина его загнута. Ноги грифа не могут схватывать добычу, в связи с этим когти тупые. Крылья широкие, приспособленные к длительному парящему полету. В размахе крылья достигают 2,5 м. Грифы парят часами над безлесной горной и равнинной местностью и с огромной высоты высматривают добычу. Повадки соколов совсем иные. Заметив летящую птицу (утку, куропатку) или бегущего зверька (суслика), сокол бросается на жертву сверху, убивая ее ударом когтей задних пальцев обеих ног. Держа добычу в когтях, он перекусывает ей острыми краями клюва позвоночник у самой головы, а затем несет в укромное место и съедает.

Отряд совы.


С наступлением ночи, когда затихают голоса дневных птиц, вылетают на охоту ночные хищные птицы: совы, филины, сычи, сипухи. У этих птиц крепкие загнутые клювы, острые когти. Огромные глаза с широко раскрывающимися зрачками способны видеть мелкие предметы при самом слабом ночном освещении, чуткий слух улавливает незначительные шорохи. В отличие от дневных хищных птиц у всех сов мягкое и рыхлое оперение, позволяющее бесшумно летать. В ночной тишине бесшумный полет помогает совам хорошо слушать и внезапно появляться над жертвой. Днем сов редко можно увидеть: они прячутся в укромных местах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconПлан-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц»
Целью нашего урока является выделение экологических групп птиц в связи с различиями условий их обитания. Каковы приспособления птиц...
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconМногообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц
Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения...
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconКонспект урока. Тема: «Многообразие птиц» Цель : Изучить систематические...
Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным...
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconУрок-повторение Тема «Экологические группы птиц»
...
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconТема учебного занятия Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания
Учитель истории и обществознания Гусевской средней общеобразовательной школы Бабаева С. В
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: выявить особенности каждой экологической группы птиц и их черты приспособленности к среде обитания
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодняшний урок мы с вами начинаем с изучения новой темы наша с вами цель на уроке – за 2 часа изучить 5 текстов, понять их смысл,...
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconУрок – конференция по биологии «Сезонные явления в жизни птиц»
Оборудование: Чучела птиц, таблица «Голубь», фонограмма «Голоса птиц в природе», фильм «Гнездовой период в жизни птиц»
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Птицы играют заметную роль в формировании наземных экосистем и функционировании трофических цепей. Представители многих таксонов...
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconФауна и население птиц южных отрогов уральских гор, на примере Губерлинского мелкосопочника
Охватывают всю авифауну. Практически не изучались экологические, фауногенетические ее особенности, а также структура населения птиц...
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconОпасные явления природы. Заповедники и национальные парки. Деление птиц на группы и охрана птиц
Создать условия формирования знаний об экологических проблемах, возникших на материке Африка в результате хозяйственной деятельности...
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconТема урока «Местообитания и внешнее строение тела птиц» Цели и задачи
Цели и задачи: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной...
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconУрок по окружающему миру. Плешаков, 1 класс Тема урока: «В семье друзей пернатых!»
Образовательные: познакомить учащихся с многообразием птица,выделить существенные и отличительные признаки, показать приспособленность...
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconЭкологические группы растений по отношению к влаге и их адаптации к водному режиму
Вода является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле. Значение воды в процессах жизнедеятельности определяется...
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconУрок- конференция. Тема урока: «Сезонные явления в жизни птиц»
Жизнь птиц осуществляется ритмически и связана с изменением обмена веществ и поведения. Годовой жизненный ритм птиц складывается...
Урок: Экологические группы птиц по местам обитания iconФауна района довольно богата и разнообразна
По числу видов и местам обитания разнообразны двукрылые насекомые. Они обитают в почве, на растениях, в воде. Их представителями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск