Евгений Анисимов





Скачать 60.08 Kb.
НазваниеЕвгений Анисимов
Дата публикации09.06.2015
Размер60.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Евгений Анисимов /доктор исторических наук, профессор Европейского Университета в Санкт-Петербурге/
Замечания историка
Несколько слов относительно реферата Ивана Меркурьева:

Очень приятно, что человек бизнеса искренне заинтересовался вопросом религии и исторического пути России. Значит, он собирается жить здесь и хочет, чтобы жизнь и работа в его стране была логичной, естественной, продуктивной и честной. В реферате есть много неточностей, в том числе тех, на которые указывал Андрей Митрофанов, но есть и главное – автор хочет дышать одним воздухом с Европой, хочет видеть свою страну счастливой и процветающей, хочет видеть в этой стране энергичных, целеустремленных и порядочных сограждан. Этим он мне напомнил русских людей, патриотов 18 века, которые мыслили в какой-то степени схоже. Русский ум не хуже европейского, просто мы позже стартовали. И то, что люди бизнеса начинают интересоваться не только наращиванием капитала, но и религиозно-историческими проблемами, это говорит о медленном, но поступательном изменении сознания. Я поддерживаю также и позицию журнала, напечатавшего этот реферат.
Теперь о статье Андрея Митрофанова:

По поводу конкурентоспособности православной цивилизации.

Для меня нет сомнений, что православные люди ничем не уступают прочим народам в предприимчивости и даже в чем-то их превосходят. Верно и то, что святой Владимир сделал правильный выбор. Дело не в том, что православие стимулирует или не стимулирует деловую активность, а в том, что для делового человека нового и новейшего времени религия мало что значит. Прагматизм, умение считать деньги, некоторый цинизм и вера в себя – вот, что объединяет первых банкиров-итальянцев-католиков, голландских купцов-протестантов, евреев-откупщиков, русских промышленников из старообрядцев и православных, индусов – сталелитейных королей и синтоистов из МИЦУБИСИ. Да, конечно, корабль надо освятить, но главное, чтобы он плыл. И протестантизм тут не причем. Не он рождает деловитость и хватку. Голландия процветала еще задолго до Лютера в лоне католической церкви и только неоправданно жестокая политика Альбы бросила голландцев в объятия Реформации. То же самое с половиной немецких государей, уставших от капризов папы.

А приведенные в статье цифры относительно успехов дореволюционной России – лукавы. Можно с таким же успехом подобрать ряд цифр, говорящих о том, что Россия далеко отставала от развитых стран, что темпы ее роста были фиктивные по существу. А если сравнить с насыщенностью страны дорогами, то мы и сейчас, вероятно, в седьмом десятке с конца и т.д. Я тоже убежден, что в 1917 году Россию постигла катастрофа невиданных масштабов, но я не уверен, что если бы большевики не захватили власть, все было так лучезарно, как пытается представить Андрей Митрофанов. Думаю, что Россию ждали бы тяжелые (хотя и не апокалипсические) испытания. Последствия войны, даже если бы мы тоже сидели среди победителей в версальском вагоне, были бы тяжелыми в России, как и в других странах. Оказавшись победителями, мы остались бы империей, которая, наверняка приросла бы за счет Восточной Пруссии, владений Австро-Венгрии, да еще бы требовала часть германской Африки. Наверняка власть бы нещадно давила освободительные движения в Польши, Финляндии и других окраинах империи (а они бы обязательно восстали) и опять бы про нас повторяли польскую пословицу: «Куда вступает русский солдат, там не растет трава». Плюс – рабочее движение, фашизм, левые.

Влияние православия на социальное развитие в России.

Бесспорно, что древнерусская церковь (как и католическая в Ирландии и в других странах) была главным проводником знаний и просвещения в России. Однако спорно утверждение, что в перспективе господство византийской традиции было оптимальным для развития русской культуры. Зачем же с таким пренебрежением говорить о католических славянских народах, которые якобы не имели такого своеобразия, как мы – наследники ослабевшей Византии. После таких утверждений можно понять, что такое национальная и конфессиональная спесь. Без далеких экскурсов в историю культуры чехов, поляков и других славян ясно, что это своеобразие существует и им есть чем гордиться за свою культуру. И вообще, нужны ли доказательства, что каждая культура славян и неславян своеобразна, а все они взаимосвязаны! Да и мы сами, при всем неприятии «богомерзких папистов», когда у нас рушились в Московском кремле строющиеся нашими мастерами соборы, не побрезговали обратиться к итальянским зодчим-католикам. К сожалению, так уж получилось, что мы отвергли решения Флорентийского собора, после гибели Византии почувствовали свое церковное одиночество, и взяли на себя неудобоносную тяжесть быть наследниками Третьего Рима, а из этого получилась самоизоляция и вот упомянутая, через губу, ксенофобия в отношении наших братьев-христиан, славян и неславян.

В вопросе об отношениях церкви и государства Андрей Митрофанов прибегает к формуле, по его мнению, «убийственной»: «Церковь никогда не была порабощена в дореволюционной России, ибо государство было воцерковлено». Замечательный по своей откровенности вывод, из которого следует, что церковь в полной мере разделяет ответственность за все, что произошло с нами в имперский период, в то время, которое Митрофанов называет «православной государственностью начала XX века». Тут можно включить в список пороков и упомянутые автором и «недостаток православной веры у простонародья» (и что это за пренебрежительное выражение в устах верующего во Христа?), и «социальная неразвитость масс», и «проблема крепостного права». Как тут не вспомнить высказывание церковного историка П.В.Верховского, писавшего в 1916 году в книге «Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент» о том, что «современное государственное положение церкви в России, коренящееся в церковной реформе Петра, всегда обязывало и обязывает духовенство защищать и оправдывать не только наличный государственный строй, независимо от его нравственных достоинств, но вытекающие из него события и явления. Так, например, духовенство защищает клятву именем Божиим, впервые введенную Петром и Феофаном по политическим соображениям, раньше защищало крепостное право, телесные наказания и до сих пор защищает смертную казнь».

Собственно, так было и раньше. Политические задачи государства, даже если они были безнравственны с точки зрения православия (и даже преступны!), с московских времен стали приоритетом для иерархов церкви. Летопись передает ужас, охвативший псковичей в 1336 году (накануне они приняли бежавшего от Ивана Калиты тверского князя Александра), когда они узнали, что Калита прибег к неслыханному ранее на Руси способу борьбы с единоверцами: бывший в его обозе митрополит Феогност стал угрожать псковичам церковным проклятьем в случае поддержки тверского князя. Страшнейшее наказание! И Александр, чтобы не губить души своих покровителей, добровольно покинул Псков и уехал в Литву.

Нет сомнения, что церковь, как институт, не может быть независимой от государства, особенно национального, но люди в рясах – это все-таки не чиновники, не царедворцы, в их деятельности должны воодушевлять идеи высшего порядка и есть пределы, за которые они не могут ступать. Однако многие церковные деятели могли повторить слова патриарха Иоакима, послушно выполнявшего волю царя: «Не знаю старые веры, ни новые, но что велят начальники, то и готов творити и слушать их во всем».

Не случайно, большинство православных даже не знают, что есть святой Иоанн Непомук, погибший за отказ открыть королю тайну исповеди своей духовной дочери – королевы, и его сбросили за это во Влтаву. У нас же с 1722 г. и до эпохи исчезновения КГБ нарушения этого таинства было нормой – священник был обязан по закону открыть тайну исповеди для властей. Когда же в 18 веке умирал в застенке преступник, к нему приходил священник, а рядом садился секретарь, который записывал исповедальный допрос – ведь все знали, что в своей смертный час человек, страшась вечных мук, будет говорить только правду. И таких фактов можно привести множество – ссылка на историзм, учет исторической обстановки, тут не причем – христианская мораль неизменна два тысячелетия.

Словом, что я хочу сказать? Церковь, созданная Христом, ни в чем неповинна – в этом автор прав, - но люди церкви, ее иерархи в полной мере отвечали за судьбы России. Опять же подчеркиваю, что церковь не может не зависеть от государства, но деятели церкви были обязаны защищать ее ценности, свято блюсти интересы униженных и оскорбленных – а часто это и есть народ. Таких, как святитель Филипп, публично осудивший тирана Ивана Грозного, или как патриарх Гермоген в церковной истории имперского периода не было. Это не случайно, после полного подчинения церкви светской властью шел естественный отбор послушных власти иерархов. К 1917 году, благодаря откровенному сервилизму (сервилизм – рабская психология, раболепие, прислужничество, угодливость) деятелей церкви (часть из которых замарала себя близостью к Распутину), церковь окончательно утратила свой высший моральный авторитет. И дело не в невежестве, темноте «простонародья» – не думаю, чтобы польский крестьянин был более просвещен, чем русский пахарь, но он не позволил никогда (ни при царе, ни при коммунистах) так поступить с его костелом, как в России поступили с церквями сами же прихожане. Моя бабушка рассказывала, что в 1930 году местную церковь разграбили сами прихожане (без всяких солдат и уполномоченных) и во всей беснующейся толпе было только пять человек, которые стояли на коленях и плакали от горя и стыда. И так было повсюду. Поэтому и рухнуло сначала «воцерковленное» государство, а потом увлекло за собой и его «церковную контору». При мысли об этом я испытывают только горечь, печаль и сострадание. Иногда мне кажется, что после 1917 года в России воцарился дьявол и все, что произошло было наказанием за общие грехи наших предков – светских и церковных людей, которые потом вместе испили одну смертную чашу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Евгений Анисимов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анисимов, О. С. Индивид, субъект и личность в контексте целостности психики человека / О. С. Анисимов// Мир психологии. 2007. № С....
Евгений Анисимов iconАнисимов Евгений Викторович
Доктор наук, Ординарный профессор (2013), Лауреат Всероссийской литературной премии им. Александра Невского (январь 2007), Анциферовская...
Евгений Анисимов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анисимов, Г. А. Современный русский литературный язык. Синтаксис сложного предложения : учеб пособие для студентов факультетов русской...
Евгений Анисимов iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры 06. 2009...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Евгений Анисимов iconРоль сна в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”
Сон главного героя как элемент «зеркальной» композиции романа «Евгений Онегин»
Евгений Анисимов iconРазвитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"
Евгений Онегин выразитель особенностей содержания жизни русского общества 20-х годов XIX века
Евгений Анисимов iconНовости от 30. 07. 11 >> Обновление на странице "Библиотека"
Журавлёв Артём, Калабухов Евгений, Красовская Анастасия, Дмитриев Евгений и Логунова Марина получили аттестаты с отличием. Поздравляем...
Евгений Анисимов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Урок обобщения по роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни»
Евгений Анисимов iconУрок по литературе в 9 классе. Тема: «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Познакомить учащихся с разноречивыми отзывами современников Пушкина и критиков ХIХ о романе «Евгений Онегин» и его героях
Евгений Анисимов icon2008-2009 учебный год
Кальных Александра (командир, 11б), Алиев Михаил, Накаряков Евгений (11а), Вахрушева Валерия Хмелев Дмитрий, Шапкин Евгений(11б),...
Евгений Анисимов iconЕвгений Иванович Гусев выдающийся отечественный невролог с мировым именем. Под руководство
Академик Российской академии медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии Российского государственного...
Евгений Анисимов iconУчастковые уполномоченные полиции межмуниципального отдела мвд россии...
Вейнгард Евгений Анатольевич участковый уполномоченный полиции Обслуживает Административный участок № (мкр. Стройка) численность...
Евгений Анисимов iconЕвгений петрович сычевский
Петр Фомич и мама Анастасия Харитоновна, друзья Владимир Барковский, Вячеслав Белоглазов, Виктор Ефремов и человек, которого он считал...
Евгений Анисимов iconРеферат Сопоставительный анализ лексики оригинала и англоязычных...
Крылова» [2] над вопросами перевода И. А. Крыловым басен Лафонтена. Почему же мы обращаемся к мнению Жуковского, когда хотим обсудить...
Евгений Анисимов iconАнисимов владимир Николаевич
Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как...
Евгений Анисимов iconЕвгений Ким (05. 01. 2009 17: 40)



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск