Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада





Скачать 320.39 Kb.
НазваниеТемпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада
страница1/2
Дата публикации22.05.2015
Размер320.39 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2



На правах рукописи

Андреева Елена Сергеевна

темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети

в свете диалога Востока и Запада

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения


17.00.09 – Теория и история искусства

Саратов – 2013

Работа выполнена на кафедре истории музыки Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова

Научный руководитель: кандидат социологических наук,

профессор

Краснова Ольга Борисовна
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Девуцкий Владислав Эдуардович
кандидат искусствоведения, профессор

Севостьянова Лилия Васильевна
Ведущая организация: Челябинская государственная академия культуры и искусств

Защита состоится 26 декабря 2013 года в 11.00 на заседании диссертационного совета ДМ 210.032.01 при Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова по адресу: 410012, г. Саратов, пр. Кирова, д. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова


Автореферат разослан 25 ноября 2013 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат искусствоведения, доцент А.Л. Хохлова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Специфика темпорального мышления композиторов ХХ века напрямую вытекает из произошедших в этот исторический момент глубинных изменений в трактовке такого фундаментального понятия в науке и культуре, как время. Что касается истории европейской музыки ХХ столетия, то она иллюстрирует повышенный интерес музыкантов и композиторов к изучению данного феномена, и более того, кардинальное переосмысление этого фундаментального понятия. Рождаются новые концепции художественного времени как среди философов и теоретиков искусства, так и среди самих композиторов (П. Булеза, О. Мессиана, Б.А. Циммермана, К. Штокхаузена).

Вопросы темпоральности в музыкальном искусстве ведут за собой конкретизацию самого понятия музыкального времени. Эта тема стала наиболее актуальной с конца ХХ века и освещена в целом ряде серьезных трудов М.Аркадьева, А. Макиной, Г. Орлова, М. Петиновой, П. Сувчинского В. Суханцевой, О. Притыкиной, Т. Цареградской, В. Ценовой, В. Холоповой. В центре внимания исследователей находится категория времени в музыке, ее функционирование, специфика восприятия музыкального времени в различные стилистические периоды, а также индивидуальные авторские трактовки этого комплексного понятия.

Понятие музыкального времени как сложное и многоуровневое явление обрело свою конкретику в современном музыкознании в феноменологическом аспекте, рассмотренном М. Аркадьевым («Временные структуры новоевропейской музыки», «Музыкальное время, "археписьмо" и опыт Ничто»). Музыкальное время он определяет как специфическую временную форму, синоним музыкального процесса, как живое и пульсирующее «поле» для развертывания звука. Обобщив все известные формулировки музыкального времени, можно сделать вывод о том, что последнее имеет два основных аспекта: 1) непосредственно временная организация музыкального текста, связанная с реальным временем существования произведения и его оформлением – это композиционное время; 2) специфическая установка на определенное восприятие времени слушателем, определенная временная модель, отражающая представления самого автора о феномене времени – это концепционное время.

Особая концепция времени, или концепционное время как один из его срезов – это воссоздание в музыке особой формы отношения ко времени, художественная модель времени. Эта концепция времени формирует специфическую темпоральную эстетику, как индивидуальную, отражающую позицию отдельного автора, так и эпохальную. Именно такая художественная модель времени, концепция музыкального времени, находится в центре внимания данного исследования.

В обозначенном ранее спектре исследовательских работ на эту тему затрагиваются многие известные персоналии ХХ века, однако нигде не упоминаются имена ни Б. Бартока, ни Д. Лигети. Актуальность предлагаемого исследования связана с рассмотрением творчества этих композиторов на предмет выявления специфики темпорального мышления и выведения особого авторского подхода к категории времени в искусстве каждого их них.

Научная разработанность проблемы. Изучению венгерской культуры в нашей стране посвящено сравнительно небольшое количество музыковедческих исследований. Фигура Б. Бартока в российском музыкознании освещена более выпукло и разносторонне. Среди фундаментальных исследований о Бартоке отметим монографии, И. Нестьева, С. Сигитова, в ряду западных работ – Й. Уйфалуши, Я. Карпати. Наиболее интересные работы об отдельных явлениях в творчестве Бартока принадлежат Э. Лендваи, С. Сигитову, М. Сараевой, Л. Христиансен, В. Цытович, Е. Чигаревой. Однако временной аспект музыкальной организации как самостоятельное и сложное явление рассмотрен не был, пожалуй, за исключением работы М. Сараевой «Особенности музыкального хронотопа в творчестве Бартока», где рассматривается феномен игры «музыкально-временными объемами» как элемента формообразования. Практически не освещена также тема взаимоотношений восточного и западного в его искусстве, несмотря на то, что сам композитор определяет свое творчество как синтез Востока и Запада. Именно этот аспект, не раскрытый ранее, для нас явился своеобразным ключом к выявлению специфики его творчества.

Творчество Лигети в теоретических исследованиях представлено скромнее. Среди монографических работ, посвященных Лигети, известны книги П. Гриффитса, Р. Штайница, к сожалению, большинство исследований сосредоточены на анализе конкретного произведения или элемента музыкального языка, а большое количество интервью и статей, принадлежащих самому Лигети, не используются в полной мере в отечественном музыкознании. Среди работ российских исследователей следует отметить единственный сборник статей, полностью посвящённый проблемам стиля Лигети. В сборник вошли статьи К. Болашвили, Ю. Галиевой, Ю. Крейниной, С. Савенко, а также переводы музыкально-теоретических трудов самого Д. Лигети «Превращения музыкальной формы» и «Форма в новой музыке». В число последних исследований, посвященных Лигети, входят работы Р. Разгуляева «Последние десятилетия Д. Лигети» и «Фортепианное творчество Дьёрдя Лигети: Проблемы стиля и интерпретации».

Что касается сравнительной характеристики двух композиторов, то в отечественном музыковедении существует статья Ю. Крейниной, «Барток и Лигети: о сходстве и различии». Однако за рамками статьи осталось немало вопросов о различиях в мировоззрении Бартока и Лигети, о разных эстетических установках, о диалоге двух поколений, о перекличках в концепционной составляющей некоторых произведений. Действительно, в отечественной науке не сформировано четкое представление о влиянии, заимствованиях, или наоборот принципиальных расхождениях во взглядах в рамках диалога: Барток – Лигети.

Объектом данного исследования являются эстетические взгляды Бартока и Лигети, представленные в инструментальном творчестве этих композиторов. Предметом исследования являются две концепции музыкального времени, отражающие новое темпоральное мышление композиторов ХХ века в свете диалога Востока и Запада.

Материалом для исследования авторских концепций послужили эпистолярное наследие Белы Бартока, его статьи и исследования, эссе Бартока разных лет. Эстетические и музыкально-теоретические воззрения Дьердя Лигети представлены в его работах по теории музыки «Превращения музыкальной формы» и «Форма в новой музыке», а также в многочисленных интервью, из которых нами использованы Interview by Istvan Szigeti, Broadcast on Budapest Radio on July 29th, 1983; Interview of Gyоrgy LIGETI (by Pierre Gervasoni), First published in the World, September 27, 1997; «Transcript of the John Tusa Interview with Gyorgy Ligeti (BBC – radio, originally broadcast in 2001) и единственной переведенной на русский язык беседе с Д. Бульян «Застывшее время и повествовательность» (журнал «Советская музыка», 1989 №7).

В качестве музыкального материала фигурируют инструментальные произведения Б. Бартока и Д. Лигети, охватывающие все периоды творчества композиторов, ярко иллюстрирующие эволюцию стиля и авторской концепции каждого из них. Наиболее выпукло представлены такие знаковые для творчества Бартока произведения как струнные квартеты №4, №5 и №6, «Музыка для струнных, ударных и челесты», Дивертисмент для струнного оркестра, Концерт для оркестра, Третий фортепианный концерт. Среди музыкального наследия Д. Лигети были выбраны оркестровые пьесы «Атмосферы», «Lontano», Симфоническая поэма для 100 метрономов, Камерный концерт, Виолончельный концерт, Струнный квартет №2, пьесы разных лет для клавесина: Continuum, Passacaglia ungherese, Hungarian Rock (Chaconne), фортепианные этюды Лигети.

Цель исследования – выявление двух авторских концепций музыкального времени Бартока и Лигети в контексте общей темпоральной эстетики ХХ века, отражающей некоторые принципы диалога двух культур, Востока и Запада.

Обозначенная цель предполагает решение комплекса задач:

  1. определение факторов формирования творческих взглядов композиторов в свете основных тенденций и подходов к проблеме времени в музыкальном искусстве ХХ века;

  2. исследование музыкальной эстетики венгерских композиторов на предмет выявления особого отношения к темпоральным свойствам музыкальной материи;

  3. разработка аналитического подхода к произведениям композиторов, отражающего специфику их темпорального мышления;

  4. выведение темы времени и экспериментов с ним в качестве основной лейттемы творчества Д. Лигети;

  5. обнаружение нитей преемственности, объединяющих Бартока и Лигети, а также их различия в трактовке музыкального времени;

  6. определение синтетичности мышления Бартока и Лигети как специфического свойства, характерного для венгерской национальной культуры, ассимилировавшей в себе черты двух традиций, двух типов мышления, двух метакультур (восточной и западной).

Последняя задача несет с собой необходимость решения нескольких субзадач:

  • выявление основных критериев различия мировоззренческой установки и трактовки понятия времени на Востоке и на Западе;

  • выведение ряда общих тенденций в сфере диалога Востока и Запада, характеризующих новое темпоральное мышление в музыке ХХ веке.

  • обоснование синтетического сплава восточной и западной традиций в исторической перспективе венгерской национальной культуры;

Гипотеза исследования состоит в следующем:

Две концепции музыкального времени, условно обозначенные как «Время природное» Бартока и «Время иллюзорное» Лигети, наиболее адекватно отражают два различных подхода к художественному творчеству, два способа организации музыкального процесса и в более широком плане – две различных установки мышления, представленные в творчестве Б. Бартока и Д. Лигети. Вместе с тем, предложенные художественные концепции этих композиторов отражают общеевропейские процессы в музыке ХХ века и могут репрезентировать взгляды двух поколений художников: первой половины века и послевоенного периода. В аспекте взаимопроникновения двух культур (Востока и Запада), актуальном в ХХ веке, для Венгрии в частности, две описанные нами концепции можно представить как два способа прочтения восточной мудрости: «время – космический танец» и «время – медитация».

Специфика объекта, предмета и избираемого ракурса исследования определяет его методологию. Методологическая основа исследования отличается междисциплинарным подходом, включающим в себя системное использование данных семиотики (М. Бахтина, Ю. Лотмана, В. Подороги), антропологии (Г. Гачева, М. Мерло-Понти, О. Шпенглера,), темпоралистики (В. Вернадского, И. Пригожина, М. Хайдеггера), философии и психологии искусства (А. Лосева, Ф. Ницше, К.Г. Юнга), а также основных концепций современных музыкально-теоретических исследований.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада iconРабочая программа Учебная
Б 15 Актуальные проблемы внешней политики стран Запада и Востока в новое время
Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада iconМосква- преемница Владимира
Формирование представлений о эпохи княжеских междоусобиц, от нашествии на Русь с востока монголо – татарских кочевых племён, о военной...
Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сходство и различия философии Запада и Востока и особенности древневосточной философии
Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада iconЕ. А. Тоpчинов пути философии востока и запада
Данная рабочая программа отвечает одной из общих тематик учебно-реферативной деятельности учащихся Лицея – «изучение химических и...
Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада iconГносеологический анализ проблемы взаимодействия культур запада и востока
Усиление взаимодействия между культурами – объективная закономерность новейшего времени. Многообразие культур
Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада iconВостоком и западом?
Я думал, что мир приближается путём страшных жертв и страданий к решению всемирно-исторической проблемы Востока и Запада, и что России...
Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада iconПрограмма дисциплины дпп. 02. 1 Новая история стран востока цели...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить бакалавров с особенностями и основными тенденциями развития стран...
Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада iconПрограмма элективного синхронизированного курса по истории «История...
Одним из основных принципов проведения учебных занятий является принцип преемственности и наставничества (в роли консультантов и...
Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада iconСтатья в методический журнал
«критическое мышление», «творческое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление» и т д
Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада iconУрок по теме «Русская культура в первой половине XIX века»
Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада?
Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада iconУрок-исследование. Предварительная подготовка начинается за три недели...
Обучающая: дать целостное представление об историческом пути России, выявить воздействие мощных цивилизационно формирующих центров...
Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада iconПояснительная записка
Сша и Западной Европе. Чуть позже в кикбоксинг были добавлены элементы техники из таэквондо и тайского бокса. С тех пор, кикбоксинг...
Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада icon«Роль личности Александра Македонского в истории народов Востока и Запада»
Центром греческого языка и культуры «эллас» и кафедрой юнеско мировых культур и религий Кыргызско Российского Славянского университета,...
Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада iconМ. В. Дмитриев : Задача нашей сегодняшней сессии обсудить вопрос...
Церковь и государство в христианских культурах Востока и Запада Европы: идеалы и практика (Средние века – XIX в.)
Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада iconМ. В. Дмитриев : Задача нашей сегодняшней сессии обсудить вопрос...
Церковь и государство в христианских культурах Востока и Запада Европы: идеалы и практика (Средние века – XIX в.)
Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Истории Древнего Востока с историей первобытности и историей античных цивилизаций, а также исключительной важности диалога культур...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск