Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат)





Скачать 150.92 Kb.
НазваниеД. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат)
Дата публикации01.07.2015
Размер150.92 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
Д. Пуфферт
Зависимость от предшествующего развития1

(реферат)

Определение зависимости от предшествующего развития

Суть теории зависимости от предшествующего развития (Path Dependence) заключается в том, что на те результаты, которые достигаются в настоящее время, оказывает огромное влияние выбор, сделанный в прошлом. Таким образом, объяснение событий, происходящих в современном мире, требует глубокого знания истории.

Термин «path dependence» начали использовать математики для обозначения неэргодического стохастического процесса. Речь идет о процессах, в которых вероятность наступления какого-либо события зависит не от всей совокупности событий, а от какого-то одного события, произошедшего раньше. Этот же термин использовался в экономической теории для обозначения ситуации, когда малое колебание признака в прошлом приводит к сильному изменению результатов в будущем.

Наиболее известные примеры зависимости от предшествующего развития (Path Dependence) – это клавиатура QWERTY-стандарта и ширина колеи железнодорожного пути. Впрочем, случай QWERTY-стандарта остается довольно спорным, о чем будет еще сказано. История стандарта колеи железнодорожного пути более бесспорна.

4 фута и 8,5 дюйма (1,435 метра) – таков стандартный шаблон расстояния между рельсами для железных дорог по всей Северной Америке, в большей части Европы и в целом на более чем половине всемирных железнодорожных маршрутов. Это самый распространенный стандарт на протяжении всей истории железных дорог, с конца 1820-х гг. Отец железных дорог, британский инженер Джордж Стефенсон, первым использовал этот стандарт, применив его для системы простых угольных вагонеток, обслуживавших маленькую группу шахт около Ньюкасла. Данный стандарт был им выбран, исходя из ширины просвета между колесами гужевых угольных телег, используемых более чем 200 лет назад. Этот стандарт теперь используется для мощных локомотивов, занимающихся транспортировкой крупных и тяжеловесных грузов, а также пассажирских поездов, движущихся на скоростях до 300 километров в час.

Каковы же причины зависимости от предшествующего развития? Д. Пуфферт рассматривает их на примере стандарта железнодорожной колеи.
Причины зависимости от предшествующего развития

Долговечность работы оборудования. Наиболее тривиальной причиной зависимости от предшествующего развития является просто долговечность городского оборудования. Устаревшее оборудование может оставаться в использовании при условии, что его стоимость уже окуплена и переменные затраты, связанные с его использованием, ниже стоимости замены его на новое оборудование. Данный вид зависимости ограничен продолжительностью службы устаревшего оборудования.

Техническая взаимосвязанность. Ни одна деталь из изначально используемого железнодорожного оборудования начала XIX в. не остается в использовании в наши дни. Почему же тогда сохраняется стандарт Стефенсона? Еще одна причина – это техническая взаимосвязанность железнодорожного пути и набора колес подвижного состава. Когда рельс или колесо подвижного состава стираются, то необходима их замена оборудованием того же самого стандарта, чтобы колеса соответствовали рельсу. Таким образом, стандарт рельса сохраняется независимо от срока жизни любой детали, которая с ним технически совместима.

Увеличение рентабельности. Следующая причина заключается в том, что стандарт Стефенсона увеличивает доходы. Различные железнодорожные компании извлекают выгоду из использования единого стандарта, потому что это экономит средства на качестве обслуживания, погрузочно-разгрузочных работах и при пассажирских перевозках, особенно при наличии пересадок и обмене вагонами. Поэтому новые железные дороги почти всегда принимали стандарт ранее установленных зон стыков и соединения железнодорожных полотен, даже когда инженеры высказывались в пользу других стандартов. Переход же с одного стандарта на другой требует дополнительных затрат.

В ранних статьях о зависимости от предшествующего развития Пол Дэвид указывал эти те же самые три условия: во-1-х, техническая взаимосвязанность компонентов системы; во-2-х, больший доход от использования; и в-3-х, долговечность оборудования и интеллектуального капитала.

Анализ П. Дэвидом влияния предшествующего развития является продолжением более ранней экономической литературы по технической взаимосвязанности1. По контрасту, другой ведущий исследователь зависимости от предшествующего развития, В. Брайан Артур, основывался на чисто экономических теориях изменения отдачи от факторов производства.

Эффект отдачи от масштаба: модели Б. Артура. В ряде теоретических работ о Path Dependence Б. Артур подчеркнул роль увеличения эффективности работы капитала. В контексте истории железных дорог это значит, что однажды выбранный специфический стандарт колеи становится все более выгодным, если к существующей железнодорожной сети подсоединяются еще больше пользователей с таким же стандартом колеи.

В опубликованной в 1989 г. статье Б. Артура2 рассмотрена модель, когда какая-то одна технология занимает значительный сектор рынка, но пока не закреплена как общепринятый стандарт. В простой версии модели Б. Артура (табл. 1) изначально все субъекты рынка одинаково предрасположены к различным изделиям или технологиям. Удельный вес на рынке каждой технологии беспорядочно колеблется в зависимости от количества субъектов, предпочитающих каждую из технологий.
Таблица 1

Выгоды от принятия стандарта в исходной модели Б. Артура

Число участников

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

«Агенты R-типа» (кто предпочитает Технологию A):

Технология A

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Технология B

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

«Агенты S-типа» (кто предпочитает Технологию B):

Технология A

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Технология B

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19


Какая из конкурирующих технологий, А или В, станет в этой ситуации стандартом, невозможно точно предсказать. На выбор влияют несистематические факторы – например «исторические несчастные случаи», которые могут оказывать огромное влияние на более поздние достижения. Говоря об истории железных дорог, выбор Джорджа Стефенсона был, по Б. Артуру, несистематическим или «случайным» фактором и, благодаря эффекту растущей отдачи от масштаба, он повлиял на всю последующую историю технологии.
Таблица 2

Выгоды от принятия стандарта в альтернативной модели Артура


Число участников

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

Все агенты:

Технология A

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Технология B

4

7

10

13

16

19

22

25

28

31


Артур рассматривал также случай (табл. 2), когда при большом количестве участников сети выгоднее одна технология (технология B), в то время как при малом количестве субъектов предпочтительнее другая технология (технология A). Учитывая относительно меньшую в целом эффективность технологии А, каждый новый субъект, если предпочтет и примет ее, потом получит меньше выгоды, чего не было бы, сделай он изначально стратегически правильный выбор в пользу технологии В.

Эффект отдачи от масштаба: критический взгляд С. Лейбовица и С. Марголиса. Исследование Б. Артуром эффективности послужило отправной точкой в изучении зависимости от предшествующего развития Стеном Лейбовицем и Стивеном Марголисом3. В их модели было два условия, при которых рациональная деятельность может приводить к выбору наиболее эффективной технологии, даже если на первых порах она сравнительно менее эффективна: первое – способность прогнозировать результаты, второе – возможность влиять на выбор других людей, используя маркетинг. По мнению С. Лейбовица и С. Марголиса, целеустремленное рациональное поведение экономических агентов может изменить результаты прошлых достижений. К примеру, поставщик технологии В может привлечь новых пользователей этой технологии путем начального понижения цены, а затем получить высокий доход, компенсирующий первоначальные убытки, путем медленного увеличения цены.

С. Лейбовиц и С. Марголис хотели доказать, что сравнительно неэффективные технологии, которым уделяется огромное внимание в модели Б. Артура, вовсе не получают широкого распространения на рынке в реальной жизни. По их мнению, рациональное поведение агентов будет вести к выбору все же самой эффективной технологии, если только трансакционные издержки не больше потенциальной выгоды.

Включившийся в дискуссию лауреат Нобелевской премии по экономике Кеннет Эрроу отметил, что подход Б. Артура хорошо описывает ситуацию неэффективного прогнозирования в условиях ограниченной информации. Ведь в реальной хозяйственной практике экономические агенты далеко не всегда могут правильно предвидеть будущую прибыль и, соответственно, не всегда могут правильно принять решения о направлении развития бизнеса. Неточный прогноз – случай обычный, тем более, когда речь идет о новом продукте на незнакомом рынке. Прогнозирование обычно опирается на цепочку ранее произошедших событий, что плохо подходит для планирования новых, не имеющих аналогов в прошлом технологий.

Разногласия по поводу причин Path Dependence ведут к тому, что сторонники разных концепций дают диаметрально противоположные интерпретации одних и тех же конкретно-исторических ситуаций.
Проявления зависимости от предшествующего развития

Споры вокруг QWERTY-стандарта. Один из самых наглядных примеров связан с QWERTY-стандартом печатающих клавиатур, названным по первым символам на верхнем ряду клавиш. Споры возникли после предложения С. Лейбовицем и С. Марголисом новой интерпретации этого эффекта4, полностью отличающейся от точки зрения П. Дэвида.

П. Дэвид писал, что первые QWERTY-клавиатуры изготавливались в целях уменьшения механического простоя, что наблюдалось на ранних печатных машинках. Согласно мнению П. Дэвида, QWERTY-стандарт быстро обогнал своих конкурентов в основном из-за случайности. Дело в том, что первые школы машинописи предоставляли инструкции для набора текстов восьмью пальцами при использовании именно QWERTY-стандарта. Способность машинисток печатать на QWERTY-раскладке заставляла офис-менеджеров покупать именно машинки с QWERTY-стандартом, что впоследствии заставляло еще больше людей обучаться именно QWERTY-раскладке.

Таким образом, QWERTY завоевала монопольное положение и стала восприниматься всеми как само собой разумеющаяся раскладка клавиатуры. Любая другая новая раскладка клавиатуры могла получить исключительно маленькую нишу на рынке. К примеру, стандарт раскладки А. Дворака, который попытались ввести в 1930-х гг., затем был блокирован и вытиснут с рынка, несмотря на эксперименты, показывающие ее высокую сравнительную эффективность.

С. Лейбовиц и С. Марголис выдвинули много контраргументов по отношению к истории о мнимо-наилучшей клавиатуре Дворака. Они отметили, что заявления П. Дэвида о превосходстве клавиатуры Дворака базировалось на экспериментах. Но они показали, что ожидаемая выгода от нового стандарта не была больше издержек, связанных с переучиванием всех машинисток с QWERTY на раскладку Дворака. В результате более тщательных подсчетов оказалось, что клавиатура Дворака оказалась эффективнее своего конкурента всего приблизительно на 10%. С. Лейбовиц и С. Марголис подчеркивают, что и в наши дни переход с QWERTY на другой стандарт сильно превысит по издержкам возможную прибыль.

Британская «короткохвостая» угольная вагонетка. Хорошим примером низкой эффективности предыдущих достижений Д. Пуфферт считает маленькую угольную вагонетку, которая эксплуатировалась в Великобритании вплоть до середины ХХ в.

Уже в 1915 г. американский экономист Торстейн Веблен отметил эти «глупые маленькие короткохвостые коляски» как пример торможения индустриального развития, связанного с историческим наследством старой инфраструктуры. Анализ Т. Веблена считают первым исследованием технической и институциональной взаимосвязи в рамках концепции влияния предыдущих достижений, именно отсюда начали развиваться взгляды П. Дэвида.


Недавние публикации Питера Скотта5 показали, что вагонетки маленького размера, трудно управляемые, имеющие плохую тормозную систему, в которой необходимо было часто менять смазку, да и просто плохой внешний вид, действительно были неэффективными. Поменяв их на более современное оборудование, увеличив вместимость вагонов и прицепив их к паровозам, можно было сэкономить около 56% издержек на управление, а эффективность работы на таком оборудовании увеличилась бы на 24%. Однако маленькие вагонетки не отменялись вплоть до национализации в Великобритании железнодорожной сети и угольных шахт, до Второй мировой войны, которая привела к большим сбережениям капитала.

В этом случае, когда права собственности на железнодорожные пути и вагонетки перешли от угольных шахт к посторонним экономическим агентам, все оборудование было заменено и очень быстро окупило себя. Если бы какая-нибудь угольная шахта попыталась провести данные изменения единолично, то для нее это оказалось бы нерентабельным. По мнению Д. Пуфферта, здесь мы видим явный «провал рынка».
Ширина железнодорожной колеи. История с шириной железнодорожной колеи иллюстрирует, как цепочка случайных событий может влиять на технический прогресс и общеэкономическую эффективность на протяжении вот уже почти двух столетий6.
Стандарт в 4 фута и 8,5 дюймов (4’8,5”, 1435 мм) получил свое развитие благодаря Джорджу Стефенсону, который в 1830 г. построил первую в мире железную дорогу Ливерпуль-Манчестер именно с данным стандартом. Затем этот стандарт получил распространение во всей Великобритании, в континентальной Европе и в Северной Америке.

Вопрос о сравнительной неэффективности имеет в данной ситуации первостепенное значение. В Северной Америке к 1870 г. использовалось шесть разных стандартов колеи, Британская Западная железнодорожная система имела иной стандарт в течении почти полувека (до 1892 г.). Даже сейчас в Австралии и Аргентине три разных стандарта колеи железных дорог; Чили, Индия и еще некоторые страны имеют по два стандарта. Отличная от общего стандарта колея может быть обнаружена на границе Франции и Испании, а также на протяжении практически всей внешней границы России и ее стран-сателлитов. Эти различия приносят значительные убытки для международных перевозок.

Данное разнообразие стандартов появилось в силу многих причин: неточный прогноз, выбор первой доступной технологии, случайные обстоятельства, историческая составляющая. Целью многих строителей железных дорог было локальное и региональное транспортное обслуживание, они не могли предвидеть будущую важность железных дорог и международных перевозок. В 1830-х гг. многие инженера считали, что расширение колеи приведет к увеличению ее долговечности, ускорению движения и удобства перевозок. Это привело к увеличению ширины во многих новых регионах Европы, в Америке, Южной Азии и Австралии. Новые локомотивы, однако, вскоре разрушили все преимущества широких железных дорог, поскольку возникла необходимость прокладывать пути по пересеченной местности в горных районах, строить мосты и тоннели. Поскольку более узкая колея вела к экономии средств, она стала использоваться чаще.

Ввод очередной новой ветки, особенно, выбор ширины колеи, зависел и от разных внешних обстоятельств. Например, конкуренты Стефенсона намеревались построить железную дорогу Ливерпуль-Манчестер с другим стандартом - 5’6” (1676 мм). Если бы затея оказалась успешной, то мировая история железных дорог могла быть совершенно другой.

После введения новой железной дороги в новый регион, часто наблюдалась одна и та же ситуация – приходилось менять стандарт, чтобы сохранить контактность с остальной системой путей сообщения и не терять лишних средств. Если по каким-либо причинам сеть железных дорог расширялась и выходила в регион с другим стандартом колеи железной дороги, необходимо было предпринимать определенный действия на слиянии дорог.

По мере формирования единой мировой железнодорожной сети многообразие стандартов железных дорог начало быстро уменьшаться. Тем не менее, возникали огромные проблемы, когда местная нестандартная железная дорога достигала большого размаха. Испанская железная дорога была самой дорогостоящей для стандартизации (по подсчетам экспертов ЕС, изменение путей оценивалось в 5 млрд. долл.). Индия и Австралия тоже последовали по пути остальных и произвели стандартизацию.

История стандарта железнодорожной колеи показывает, что низкая эффективность нестандартных железных дорог не являлась причиной «рыночного провала». Увеличение доходности железнодорожных компании происходило за счет прогнозирования развития железных дорог и развития смежных технологии. Этот случай иллюстрирует ограниченность модели Б. Артура, основанной на неточном прогнозе.

Ядерный реактор. Анализируя развитие атомной энергетики, Роберт Коуэн7 отметил, что лишь случайные обстоятельства привели к современному доминированию ядерных реакторов АЭС с использованием воды как теплоносителя. Эта технология двойного назначения применима и для атомных электростанций, и для атомных подводных лодок. Ее выбрали во времена холодной войны по политическим соображениям - чтобы привлечь внимание общественности к мирному использованию военных технологий, связанных с атомной энергией. В наши дни изыскиваются новые способы использования ядерных реакторов. Скорее всего, вода как теплоноситель сдаст свои доминирующие позиции.

Влияние предшествующих достижений на институциональное развитие. Зависимость от предшествующего развития влияет и на выбор институтов – «правил игры» в хозяйственной жизни. Так, Барри Айхенгрин показал8, что формирование «золотого стандарта» в XIX в. отвечало условиям концепции зависимости от предшествующего развития. Оно базировалось на положительных эффектах, которые достигались в разных странах при использовании данной монетарной политики и могли возникнуть только при взаимодействии нескольких стран.
* * *

Значимость от предшествующих достижений с каждым новым шагом в развитии общества оказывает все большее влияние, поскольку уровень доходов увеличивается, увеличиваются и издержки перехода на другую технологию. Почти все субъекты экономики нацелены на оптимизацию или максимизацию результатов относительно прошлых результатов.

Теория зависимости от предшествующего развития, как полагает Д. Пуфферт, не является альтернативой неоклассической экономической теории, она носит дополняющий характер.

Примечания
1 См., например: Veblen T. Imperial Germany and the Industrial Revolution.1915; Frankel M. Obsolescence and Technological Change in a Maturing Economy // American Economic Review. Vol. 45. 1955. P. 296-319; Kindleberger Charles P. Economic Growth in France and Britain, 1851-1950. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1964.

2 Brian A.W. Competing Technologies, Increasing Returns and Lock-In by Historical Events // The Economic Journal. 1989. Vol. 99. No. 394. March. P. 116-131

3 Liebowitz S.J., Margolis S.E. Path Dependence, Lock-In and History // Journal of Law, Economics, and Organization. 1995. Vol. 11. P. 204-226 (http://wwwpub.utdallas.edu/~liebowit/paths.html).

4 Liebowitz S.J., Margolis S.E. The Fable of the Keys // Journal of Law & Economics. 1990. Vol. XXXIII. April.

5 Scott P. The Efficiency of Britain's ‘Silly Little Bobtailed' Coal Wagons: A Comment on Van Vleck // Journal of Economic History. 1999. Vol. 59. P. 1072-1080; Scott P. Path Dependence and Britain's ‘Coal Wagon Problem' // Explorations in Economic History. 2001. Vol. 38. P. 366-385.

6 Puffert Douglas J. The Standardization of Track Gauge on North American Railways, 1830-1890 // Journal of Economic History. 2000. Vol. 60. P. 933-960; Puffert Douglas J. Path Dependence in Spatial Networks: The Standardization of Railway Track Gauge // Explorations in Economic History. 2002. Vol. 39. P. 282-314.

7 Cowan R. Nuclear Power Reactors: A Study in Technological Lock-in // Journal of Economic History. 1990. Vol. 50. P. 541-67.

8 Eichengreen B. Globalizing Capital: A History of the International Monetary System. Princeton: Princeton University Press, 1996.


Реферат подготовлен Е.С. Пергаевым

и отредактирован Ю.В. Латовым.

1 Реферат составлен по: Puffert D. Path Dependence (2003) // EH.Net Encyclopedia. Ed. by R. Whaples (http://www.eh.net/encyclopedia/contents/puffert.path.dependence.php). Дуглас Пуфферт, английский историк-экономист из Университета Уорика, составил обзор основных проблем дискуссии о Path Dependence. Изложение содержания его статьи дано с сокращениями.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) iconРеферат по истории экономических учений на тему: теория народонаселения и проблема реализации
Конечно, попытки установить подобного рода зависимость предпринимались и ранее [6, 7], но именно работы Мальтуса заложили основу...
Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) icon«Компьютерная зависимость. Интернет- зависимость. Игромания»
Собеседование: «Контроль учащихся, находящихся в социально опасном положении и состоящих на внутришкольном воспитательном учёте»
Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) iconРеферат по учебному предмету: «Экология» на тему: «Зависимость прироста...
Сосна обыкновенная Что необыкновенного в обыкновенных соснах?
Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) iconС. В. Цуканова гоу спо колледж информационных и профессиональных технологий, Ноябрьск
Понятно, что это обучение, ориентированное на личностные характеристики темперамента, предшествующего опыта, уровня интеллектуального,...
Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) iconТематическое планирование синхронно с нрк история россии (44 ч)
Исторический опыт, накопленный поколениями в ходе предшествующего развития, закономерно представляет интерес для молодежи, поскольку...
Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) iconРеферат Факторы, влияющие на скорость испарения воды
...
Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В различных исследованиях показано, что существует некоторая психологическая зависимость человека от компьютерной игры, очевидно,...
Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) iconУчебно-методический комплекс по курсу истории экономики (Для факультета...
Исторический опыт, накопленный поколениями в ходе предшествующего развития, закономерно представляет интерес для молодежи, поскольку...
Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Показать взаимосвязь человека и общества, зависимость развития личности от общества
Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) iconПояснительная записка настоящая рабочая программа основывается на...
Исторический опыт, накопленный поколениями в ходе предшествующего развития, закономерно представляет интерес для молодежи, поскольку...
Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) iconОткрытый урок по окружающему миру. 1 класс
«Когда появилась одежда? История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций...
Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) iconУрок «Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ»
Цель: по экспериментальным данным установить зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ
Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) iconИнтернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития
Пионер исследований в области Интернет-зависимости; более кого бы то ни было способствовала введению относящегося к новому виду зависимости...
Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) iconЗависимость от компьютера Ощущение всесильности
В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных...
Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Буква мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного»
Д. Пуфферт Зависимость от предшествующего развития 1 (реферат) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: Выяснить значение ь знака как показателя мягкости предшествующего согласного


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск