Б 11 Новая и новейшая история стран Востока





Скачать 219.86 Kb.
НазваниеБ 11 Новая и новейшая история стран Востока
Дата публикации01.07.2015
Размер219.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Аннотация по дисциплине

Б.3.11 Новая и новейшая история стран Востока

1. Цели освоения дисциплины. Дисциплина «новая и новейшая история стран Востока» является составной частью ООП бакалавриата по профильному направлению подготовки 050100.62. - «Педагогическое образование. История и обществознание».

Как учебный курс она представляет объемную дисциплину в территориальном и хронологическом плане. Особенностью истории восточных стран является то, что в период новой истории (нач.17 в. - 1918 г.) они были колониально-зависимыми странами; в период новейшего времени (1918-2000 гг.), добившись политической самостоятельности, страны Востока преодолевали социально-экономическую отсталость, искали альтернативные пути развития. Запутанная система конфессиональных, этнических и клановых отношений, «холодная война» питали внутренние и региональные конфликты, способствовали распространению сепаратизма и экстремизма.

Основным предметом изучения в таком объемном и разнообразном курсе является политическая и социально-экономическая история восточных государств и народов, их культурное развитие в контексте всемирно-исторического процесса.

Цели освоения дисциплины. — Учитывая современные требования к качественной подготовке учителя и к преподаванию самого предмета в средней и высшей школе, программа курса нацелена:

1. помочь студентам осмыслить основные закономерности и специфику политического, социально-экономического и духовно-культурного развития стран Востока в 17 — начале 21 вв.,

2. углубить знания и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности;

3. способствовать формированию самостоятельного исторического и политического мышления,

4. повысить общую политическую культуру профессионального историка.

2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина «Новая и новейшая история стран Востока» играет важную роль в формировании специалиста-гуманитария широкого профиля, востребованного во многих сферах учебно-преподавательской, культурно-воспитательной и управленческой деятельности, обладающего профессиональной исторической и политической культурой, способного ориентироваться в актуальных вопросах истории и современности, имеющего собственную гражданскую позицию.

Наряду с другими историческими дисциплинами, изучающими всемирную историю, данный курс входит в «вариативную» (профильную) часть профессионального цикла ООП (Б.3.11). Он дает возможность углубить знания, умения, навыки, необходимые для профессиональной деятельности и полученные при изучении базовых и смежных дисциплин: истории древнего Востока, новой и новейшей историей Запада, политологии, культурологии, истории мировых цивилизаций, истории религий и других. В свою очередь, изучение новой и новейшей истории стран Востока способствует усвоению дисциплин, изучающих различные аспекты развития зарубежных стран, а также помогает увидеть обусловленность и взаимосвязь исторических процессов, происходящих в России.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате подготовки по профильному направлению 050100.62 – «Педагогическое образование. История и обществознание» у студентов формируются

общекультурные компетенции (ОК)

ОК-1 — владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 — способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК-3 – способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК-4 — готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

ОК-5 — способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

ОК-6 — способность использовать навыки публичной речи, владение дискуссиями, полемикой.

общепрофессиональные компетенции (ОПК)

ОПК-1 — способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОПК-2 — владение основами речевой профессиональной культуры;

ОПК-3 — способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

ОПК-4 — способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социальной значимости содержания.

педагогические компетенции (ПК)

ПК-1 — способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных общеобразовательных учреждениях.

Студент, изучивший дисциплину новая и новейшая история стран Востока должен:

Знать:

знать системную периодизацию курса, основные события и даты новой и новейшей истории стран Востока (ОК-1, ОК-5);

основные закономерности и специфику развития стран Востока в период нового и новейшего времени (ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОПК-2);

основные историографические трактовки ключевых проблем новой и новейшей истории Востока (ОК-1, ОК-2, ОПК-2);

о кризисе, распаде и крушении колониальной системы империализма, о процессе складывания современной политической карты мира (ОК-1, ОК-5);

особенности формирования национальной государственности народов Востока; основные проблемы, с которыми столкнулись независимые страны в условиях самостоятельного развития (ОК-1, ОК-5, ОПК-1);

основные варианты политического и социально-экономического развития стран Азии и Африки, реализованные после получения политической независимости (ОК-1, ОК-5, ОПК-1);

о региональных конфликтах, их внутренних и внешних истоках (ОК-1 ОПК-1);

уметь:

выделять причинно-следственные связи исторических явлений, сопоставлять исторические факты, выделять в них общее и особенное (ОК-1, ОК-5, ОПК-2);

самостоятельно работать с рекомендованными источниками и научной литературой, анализировать и сопоставлять различные концепции (ОК-1, ОК-3, ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6);

грамотно воспроизвести научную информацию о предмете изучения, оперировать основными терминами и понятиями, вести дискуссии по основным проблемам изучаемого курса (ОК-6, ОПК-3);

применять полученные знания в профессиональной деятельности (ОПК-4, ПК-1).

Обладать навыками:

владеть навыками самостоятельного поиска и обработки различных типов информации (ОК-3, ОПК-3);

применения общенаучных и специальных методов для ведения исторического анализа, самостоятельной постановки исследуемых проблем (ОПК-2);

работы с источниками, научной литературой, картами (ОК-1, ОК-4);

использования информационных технологий (ОК-3).

4. Краткое содержание дисциплины

Новая история стран Востока

ЧАСТЬ I. Страны Азии и Африки в XVII - середине XIX вв.

Тема 1. Введение в курс новой истории стран Азии и Африки. Страны Азии и Африки в начале нового времени

Предмет и задачи курса. Хронология и периодизация. Страны Азии и Африки к началу нового времени. Внутренние и внешние факторы, обусловившие особенности исторического развития стран Востока. Складывание колониальной системы капитализма, формы и методы колониальной эксплуатации.

Тема 2. Образование Цинской империи. Китай во второй половине XVII – начале XIX вв.

Династийные кризисы в истории Китая. Завоевание Китая маньчжурами и возникновение империи Цин. Особенности социально-экономического развития (формы землевладения и землепользования, города, ремесло и торговля). Политический строй цинского Китая, социальные отношения. Цинский Китай и внешний мир, русско-китайские отношения.

Тема 3. Крестьянская война тайпинов в Китае (1850-1864)

Первая опиумная война и ее последствия. Хун Сюцуань и формирование тайпинского религиозного движения. Программа и идеология тайпинов. Периодизация тайпинского движения. Формирование тайпинского государства, кризис 1856 года. Разгром тайпинов, причины и последствия их поражения.

Тема 4. Япония в период Токугавского сегуната. Особенности исторического развития Японии, сегунаты. Феодальные войны XVI века и приход к власти клана Токугава. Сегунат Токугава – полицейско-бюрократическое государство. Иерархия самурайского сословия. Особенности аграрных отношений, положение крестьян. Японский город, положение купечества. Япония и внешний мир, русско-японские отношения. Социально-экономический и политический кризис Токугавского сегуната. Насильственное открытие Японии. Ансэйские договоры 1854-1858 гг.

Тема 5. Империя Великих Моголов к середине XVIII в. Завоевание Индии англичанами. Общая характеристика империи Великих Моголов к середине XVIII века. Европейское проникновение в Индию, англо-французское соперничество. Этапы английского завоевания Индии. Роль английской Ост-индской компании. Складывание аппарата колониального управления. Основные формы и методы колониальной эксплуатации Индии. Аграрная политика англичан в Индии и ее последствия.

Тема 6. Османская империя в XVIcередине XIX в. Османская империя в начале нового времени. Внутреннее и международное положение. Русско-турецкие войны и зависимость Османской империи от европейских держав. Возникновение «восточного вопроса». Реформаторские попытки в Османской империи – реформы Селима III, Махмуда II, танзимат.

Тема 7. Империя Каджаров в в XVIIIcередине XIX в. Образование империи Каджаров Иран при первых каджарских шахах. Борьба Англии, Франции и России за влияние в Иране. Русско-иранские войны. Секта бабидов и ее идеология. Периодизация бабидского движения. Основные центры бабидских восстаний, причины поражения. Реформы Амир Низама (Таги-хана)

ЧАСТЬ II. Страны Азии и Африки в последней трети XIX-начале XX вв

Тема 8. Страны Азии и Африки в последней трети XIX - начале XX вв.

Колониальная система на рубеже эпох. Изменение форм и методов колониальной эксплуатации. Социально-экономические и политические изменения в странах Востока. Особенности развития капитализма в условиях колониального гнета и феодальных пережитков. Колониальный раздел в последней трети XIX – начале XX вв.

Тема 9. Цинская империя в последней трети XIX – начале XX века. Политика «самоусиления» и ее итоги. Особенности капиталистического развития Китая (неравномерность экономического развития регионов, роль иностранного капитала, положение китайской буржуазии, образование хуацао). Политическое развитие Цинской империи, формирование антицинской оппозиции. Реформаторское движение, Канн Ювэй. Формирование революционно-демократического направления. Сунь Ятсен. Восстание ихэтуаней.

Тема 10. Синхайская революция 1911-1913 г. Провозглашение Китайской Республики. Китай в начале XX века, кризис империи. Подъем революционного движения. Деятельность «Объединенного Союза». Учанское восстание – начало революции. Провозглашение республики и избрание Сунь Ятсена временным президентом. Расстановка политических сил в ходе революции, степень антицинских настроений китайской буржуазии. Отречение Цинской династии и передача власти Юань Шикаю. Итоги и значение Синхайской революции.

Тема 11. Революция 1868 г. и реформы Мэйдзи. Гражданская война 1867-1868 гг., свержение сегуната. Дискуссии о характере событий Мэйдзи – буржуазная революция или реформы? Буржуазные реформы 1870-х годов, основные направления, значение.

Тема 12. Капиталистическое развитие Японии в конце XIX в. Япония в период довоенного империализма. Японский вариант развития капитализма, особенности, этапы. Становление новой политической структуры. «Движение за народные права». Конституция 1889 года и ее характер. Внешняя политика Японии. Агрессия против Китая и Кореи. Японо-китайская война 1894-1895 гг. Япония в период довоенного империализма. Характер японского империализма. Агрессия Японии в Корее и Маньчжурии. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Тема 13.Индия в последней трети XIX – начале XX вв. Зарождение буржуазного национализма. Изменения в системе колониального управления Индии. Развитие капитализма, формирование индийской буржуазии. Рост национального самосознания и развитие религиозно-реформаторского движения. Деятельность Рамакришны и Вивекананды. Образование ИНК, основные течения в индийском национально-освободительном движении и их политические программы. Зарождение мусульманского общинного движения, деятельность Сайид Ахмед Хана.

Тема 14. Подъем массового антиколониального движения в Индии в 1905-1908 гг. Особенности революционного движения в Индии по сравнению с Китаем, Турцией и Ираном. Предпосылки революционного движения 1900-х годов. Движение за сварадж и свадеши. «Умеренные» и «крайние». Деятельность Б.Г. Тилака. Обострение индо-мусульманской розни, образование «Мусульманской Лиги» и «Хинду Махасабхи». Раскол ИНК. Процесс Тилака. Причины поражения революционного движения 1905-1907 гг. в Индии.

Тема 15. Иран в конце XIX - начале XX вв. Конституционная революция 1905-1911 гг. Англо-российское соперничество за Иран, формы и методы колониального проникновения, последствия для Ирана. Англо-русское соглашение 1907 года о разделе Ирана на сферы влияния. Дискуссии о характере иранских событий 1905-1911 гг. – революция или конституционное движение? Объективные предпосылки иранской революции, идеологические принципы. Периодизация революции, основные события, итоги

Тема 16. Османская империя в конце XIX – начале XX вв. Реформаторское движение 60-х г.– «Общество новых османов». Обострение национальных противоречий. Боснийский кризис 1875 и конституция 1876 г. Режим зюлюма Абдул-Хамида II. Панисламизм и оттоманизм. Внешнеполитическое положение Османской империи.

Тема 17. Младотурецкая революция 1908 г Политика младотурок. Оформление младотурецкого движения, организации и программы. Предпосылки младотурецкой революции, особенности, основные события, итоги. Младотурки у власти – внутренняя и внешняя политика, идеологические концепции. Младотурецкий триумвират – Энвер-паша, Талаат-паша, Джемааль-паша. Крах политики младотурок.

Новейшая история стран Востока

ЧАСТЬ I. Страны Азии и Африки в 1918-1945 гг.

Тема 1. Введение в курс новейшей истории стран Азии и Африки. Страны Азии и Африки в начале новейшего времени Предмет и задачи курса. Понятие о «национально-освободительной революции», ее целях, этапах, движущих силах. Хронологические рамки, периодизация новейшей истории стран Азии и Африки.

Страны Азии и Африки после первой мировой войны. Последствия войны для стран Востока. Послевоенное отношение стран метрополий к народам колониальных и зависимых стран. Установление практики коллективного колониализма.

Советская Россия и страны Востока. Степень влияния Октябрьской революции на социально-политические процессы в странах Востока. Концепция национально-освободительной борьбы и единого фронта как часть ленинской идеи альтернативного развития капитализму. “Экспорт революции”: прямой (Иран, Монголия) и косвенный (Китай, Турция). Возникновение проблемы выбора путей развития для стран Востока. Концепция некапиталистического пути развития.

Развитие национализма в колониальных и зависимых странах Азии и Африки. Начало кризиса колониальной системы. Подъем революционного движения в странах Азии и Африки, формы антиколониального протеста. Националистические идеологии в национально-освободительном движении в странах Азии и Африки, их характер и типология.

Зарождение и развитие панафриканского движения. Панафриканские конгрессы (I-V-й).

Тема 2. Национально-освободительная борьба народов Британской Индии. Индия после первой мировой войны. Акт об управлении Индией 1919 года (реформы Монтегю-Челмсфорда), законы Роулетта. Подъем национально-освободительного движения в 1918-1923 гг. Идейно-политические воззрения М.К. Ганди и его роль в антиколониальном движении. Характеристика гандизма. Сатьяграхи. Борьба и раскол в ИНК по вопросу о формах и методах антиколониальной борьбы. Позиция Мусульманской Лиги по вопросу о достижении национальной независимости Индии. Проблема индо-мусульманского единства. Политика Великобритании в вопросе об управлении Индией в межвоенный период. «Закон об управлении Индией 1935 г.». Индийское национально-освободительное движение накануне и в годы второй мировой войны. Миссия Крипса (1942 г.) и ее результаты.

Тема 3. Революционная борьба в Китае за единство и независимость

Китай после первой мировой войны. Особенности социально-экономического и политического развития. Дуцзюнат. Китайский вопрос на Парижской и Вашингтонской международных конференциях. «Движение 4-го мая» 1919 г. и его последствия. Китайская революция 1925-1927 гг. - предпосылки, задачи, периодизация, основные события, итоги. Дискуссионные проблемы изучения. Характеристика гоминьдановского режима, внутренняя и внешняя политика. Политический портрет Чан Кайши. Компартия Китая и партия Гоминьдан в конце 1920-х – начале 1940- гг. Советское движение. Японская агрессия 1930-1932 гг. Японо-китайская война 1937-1945 гг. Социальная и идеологическая эволюция Гоминьдана. Складывание "освобождённых районов" под управлением КПК. Превращение КПК в годы войны в мощную военно-политическую силу. Идейно-политическая эволюция КПК, концепция “новой демократии”.

Тема 4. Япония в 1918-1945 гг. Япония после первой мировой войны. Особенности японского капитализма. Участие в Парижской и Вашингтонской международных конференциях. Япония в 1923-1927 гг. Внутренняя и внешняя политика правительства Танаки. Воздействие на экономику Японии мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Зарождение фашистского движения, идеологические и политические корни. Проблема фашизации Японии в отечественной историографии, дискуссионные вопросы. Фашистское движение в Японии – особенности, этапы, группировки. Милитаризация экономики Японии в 1931-1941 гг. Создание «новой политико-экономической структуры». Внешняя политика Японии в конце 1920-х – 1930-е годы. Борьба в правящих кругах по вопросу о направлении агрессии. Агрессия в Китае, провал военных авантюр против СССР и МНР. Подписание “Антикоминтерновского пакта” (1936г.) и “Тройственного пакта” (1940 г.) с Германией и Италией. Советско-японский договор о нейтралитете (1940). Японская экспансия после начала войны в Европе. Нарастание японо-американских и англо-японских противоречий. Нападение на Пирл-Харбор и начало войны на Тихом Океане. Периодизация тихоокеанской войны, основные события. Вступление в войну СССР. Военный крах и безоговорочная капитуляция Японии.

Тема 5. Монголия в 1918-1945 годы. Монголия в начале XX века – особенности социально-экономического и политического развития, внешнеполитическая зависимость. Монголия в борьбе за независимость (1918-1921 г.). Значение внешнего фактора – роль барона Унгерна, помощь Советской России. «Народная революция 1921 года». Монголия в 1921-1924 гг., основные реформы и их характер. Образование МНР. Концепция некапиталистического пути развития и его реализация в Монголии. Социально-экономические и политические изменения в Монголии к 1940 году. Принятие новой конституции. Советско-монгольские внешнеполитические отношения, проблема юридического статуса Монголии (1921-1945 г.).

Тема 6. Иран в 1918-1945 годы. Каджарский Иран после первой мировой войны, особенности социально-экономического и политического развития. Англо-иранское соглашение 1919 г. и его последствия. Гилянская революция 1920-1923 гг. Современная оценка событий. Переворот 3-го хута (21 февраля 1921 г.) – причины, сущность, последствия. Неоднозначная оценка событий современными исследователями. Утверждение у власти династии Пехлеви. Внутренняя политика Реза-шаха. Внешняя политика Ирана в 1921-1941 г. Шахриварские события 1941 г. Иран в годы второй мировой войны.

Тема 7. Образование Турецкой республики. Внутренняя и внешняя политика (1923-1945). Османская империя к концу первой мировой войны. Подъем национально-освободительного движения, основные формы. Победа национальной буржуазной революции. Мустафа Кемаль-паша (1881-1938), его роль в объединении патриотических сил. Советско-турецкие отношения. Этапы перехода от монархической системы власти к республиканской. Образование Турецкой республики Внутренняя политика кемалистов. Эволюция политического режима. Внешняя политика Турции в 1930-е годы. Характер турецкого нейтралитета в период второй мировой войны.

Тема 8. Подмандатная территория Палестины. Палестина после первой мировой войны. Вручение мандата на управление Палестиной Великобритании. «Декларация Бальфура». Сионистское движение – предпосылки формирования, идеологическая основа, политические формы (ВСО, ЕА, политические партии и группы, лидеры). Еврейская колонизация Палестины в 1920-1930-е гг. Зарождение арабо-еврейского конфликта. Политика английской администрации в палестинском вопросе. Борьба сионистов в Палестине за образование государства Израиль.

ЧАСТЬ II. Страны Азии и Африки в 1945-1990-е гг.

Тема 1. Распад колониальной системы. Складывание национальной государственности народов Востока. Этапы распада колониальной системы, пути и формы получения политической независимости. Распад колониальных империй и образование независимых государств в Азии и Северной Африке в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Крах колониальных режимов в Африке южнее Сахары. Выступления африканского населения против системы апартеида в Южной Родезии и Южно-Африканской Республике. Провозглашение независимости Зимбабве (1980 г.) Борьба народов Намибии и ЮАР за ликвидацию расистских режимов.

Основные проблемы и тенденции развития постколониальных обществ в 1960-1980-е годы. Живучесть традиционных докапиталистических и патриархальных отношений. Влияние системы этнических, конфессиональных и клановых отношений на внутренние и региональные конфликты. Особенности развития политической системы в период становления национальной государственности. Проблемы формирования гражданского общества. Роль армии. Военно-государственные перевороты как неотъемлемая черта политического развития афро-азиатского мира. Специфика диктаторских режимов.

Влияние колониального наследия на процессы независимого экономического развития. Проблемы поиска “третьего пути” развития. Теории «национальных социализмов» и попытки их реализации на практике. Дифференциация афро-азиатского региона и выделение трех групп государств: 1).страны, развивающиеся по капиталистическому пути развития. Основные варианты политического и социально-экономического развития; 2).социалистическая модель как вариант общественного развития, ее социо-культурные особенности и притягательность для Востока; 3).страны так называемой «соцориентации» - теория и практика.

Усиление роли афро-азиатских стран в мировом развитии, их влияние на мировую политику. Движение неприсоединения, его характер, основные этапы деятельности. Деятельность Лиги Арабских государств и Организации Африканского единства. Возросшая роль освободившихся государств в ООН.

Глобальные перемены в мире в конце 1980-х – 1990-е годы, их воздействие на страны Азии и Африки. Усиление роли религиозного фактора в политике. Рост исламского экстремизма. Обострение региональных конфликтов.

Тема 2. Япония в 1945 – 1990-е гг. Американский оккупационный режим – особенности, этапы. Послевоенные реформы и их роль в развитии Японии. Изменение американской оккупационной политики, миссия Доджа (1949). Сан-Францисская мирная конференция (сентябрь 1951), ее участники, основные документы, позиция СССР. Япония на пути самостоятельного развития (1952-1975). Образование послевоенной политической структуры. Поиск места в системе международных отношений, внешнеполитические доктрины Есиды и Хатоямы. «Договор безопасности» 1960 г. Советско-японские отношения - проблема мирного договора, проблема «северных территорий». Превращение Японии в один из мировых экономических центров – план «удвоения национального дохода» (1960), период высоких темпов экономического развития (1960-1973), факторы и противоречия экономического роста. Экономический кризис 1974-1975 гг. и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику Японии. Экономическая и политическая стагнация послевоенной модели развития. Крах экономики «мыльного пузыря». Необходимость новых структурных реформ. Правительственные кризисы 70-х - 80-х гг. Изменения в политической системе Японии в 1990-е гг. Внешняя политика Японии в конце 80-х-90-е годы. Факторы стабильности отношений с США. Широкие планы Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Проблемы возрождения японского милитаризма.

Тема 3. Китай в 1945-1990-е годы. Послевоенный раскол страны и обострение гражданской войны. Причины поражения Гоминьдана и победы Компартии. Образование КНР.

“Новая демократия” и курс на развитие многоукладной экономики (I949-I953 гг.). Аграрная реформа и ее влияние на процесс восстановления народного хозяйства. Укрепление власти КПК, подавление инакомыслия. Складывание культа личности Мао Цзэдуна.

Политический поворот 1953 г. и принятие руководством КПК советской модели развития. Огосударствление экономики. Коллективизация деревни. Роль СССР в восстановлении и развитии народного хозяйства. Борьба против “правых”.

Политика «трех красных знамен». Социально-экономический и политический кризис. Период «урегулирования» (1961-1964) конфронтация между КПК и КПСС. «Культурная революция» (1966-1976) – причины, сущность, этапы, основные события. Внешняя политика Китая в период «культурной революции». Усиление борьбы в китайском руководстве в 1971-1980-й гг., победа прагматиков.

Декабрьский пленум ЦК КПК 1978 г. и курс на экономические реформы. Политический портрет Дэн Сяопина. Социально-экономические реформы 1980-1990-х гг. – основные направления, этапы, последствия. Проблема политических реформ. Изменения во внешней политике КНР, нормализация советско-китайских отношений. Современный Китай – успехи и проблемы.

Тема 4:Корея в 1945-1990-е гг. Освобождение Кореи от японских захватчиков советскими и американскими войсками. Разделение страны на оккупационные зоны по 38-ой параллели. "Корейский вопрос" в международных отношениях. Провозглашение Корейской Народно-Демократической республики (КНДР) и Республики Корея (РК). Корейская война I950-I953 гг. и ее влияние на последующее развитие КНДР и РК. Особенности экономической и политической трансформации Севера и Юга страны. Ким Ир Сен и “социализм корейского типа”. Идеи “чучхе”. Милитаризация общественной жизни и углубление социльно-экономического кризиса в КНДР. Южнокорейский авторитаризм. Причины экономического роста. Студенческое движение против военной диктатуры и репрессивная политика властей. Новые тенденции в политической жизни. Взаимоотношения КНДР и РК и проблема объединения Кореи.

Тема 5:Страны Юго-Восточной Азии во второй половине XX века.

Августовская революция (I945 г.) и провозглашение Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). Борьба вьетнамского народа против французского колониализма. Начало вмешательства США в дела Индокитая. Женевские соглашения 1954 г. Раскол страны и провозглашение на юге Республики Вьетнам. Втягивание Вьетнама в противоборство двух военно-политических систем.

Курс руководства ДРВ на поддержку вооруженной борьбы в Южном Вьетнаме. “Буддийский кризис” и крушение диктатуры Нго Динь Зьема. “Американизация” вьетнамской войны (1965-1968 гг.). Объединение народа Вьетнама — основа политического объединения. Завершающий этап борьбы против сайгонского режима. Вывод американских войск. Крах правительства Нгуен Ван Тхиеу (1975 г.).

Объединение страны и провозглашение Социалистической республики Вьетнам (СРВ). Проблемы регионального развития. Особенности современных экономических реформ. Политика “обновления” (“Дой Мой”), экономический подъем. Противоречия с Кампучией и КНР и пути их преодоления.

Оформление диктатуры Народома Сианука (1960 г.) и возникновение коммунистической оппозиции. Государственный переворот 1970 года и усиление проамериканского режима Лон Нола. Подъем освободительного движения в Камбодже. Установление террористической диктатуры Пол Пота (1975 г.) Война с СРВ. Вьетнамская оккупация (1979-1989 гг.) Проблема урегулирования камбоджийского вопроса в 80-90-е годы XX века.

Тема 6: Индия в 1945-1990-е гг. Раздел Британской Индии и образование двух доминионов — Индийского Союза и Пакистана. Последствия раздела Индии на два доминиона. Кашмирская проблема и индо-пакистанские конфликты. Политический строй независимой Индии, проблема реорганизации штатов и государственного языка. Основные направления «курса Неру», понятие "индийского социализма". Обострение внутренних противоречий в 60-70-е годы. Размежевание внутри ИНК и складывание антиконгрессистского оппозиционного блока. Индира Ганди и ее роль в развитии Индии. Общественно-политический кризис 1975 года. Поражение ИНК на выборах 1977 года и ликвидация конгрессистской монополии на власть. Внутриполитическое развитие Индии в 1980-1990-е годы. Межэтнические, межконфессиональные и национальные проблемы, рост сепаратизма и экстремизма. Изменения в партийно-политической системе Индии. Создание национальных фронтов и коалиционных правительств. Бхарата Джаната Парти (БДП) и индусский коммунализм. Изменение экономического курса – ослабление государственного регулирования, курс на либерализацию и развитие рыночной экономики (Р. Ганди, Нарасимха Рао). Роль Индии в региональном политическом и экономическом развитии.

Тема 7: Афганистан во второй половине XX века. Этно-конфессиональная ситуация, роль племенных объединений. Назревание кризиса монархического режима. Новая конституция 1964 г. и формирование политических партий. Государственный переворот 1973 г. и установление республиканского строя. Апрельский переворот 1978 г. и приход к власти НДПА. Провозглашение Демократической Республики Афганистан (ДРА). Внутрипартийная борьба. “Хальк” и “Парчам”.

Попытки радикальных социально-экономических преобразований. Гражданская война. Советская интервенция и консолидация антиправительственных сил (1979-1989 гг.). Внешняя поддержка исламских сил сопротивления. Вывод советских войск и разгром ДРА. Усиление мусульманского фундаментализма. Новый этап гражданской войны и талибы.

Тема 8: Иран во второй половине XX века. Иран после II мировой войны. Социально-экономические преобразования. Особенности функционирования политической системы. “Белая революция” и ее характер. Несоответствие Ирана быстрым темпам капиталистического развития. Усиление авторитарных тенденций. Оформление духовной оппозиции. Аятолла Хомейни.

Антишахская «исламская революция» 1978-1979 гг. – предпосылки, особенности, этапы, основные события. Провозглашение Исламской Республики Иран (ИРИ). Характер власти, внутренняя политика, иранский опыт “исламского развития”. Внешняя политика ИРИ – антиамериканизм, экспорт «исламской революции». Ирано-иракская война (1980-1988 гг.) Эволюция политического режима, его внутренней и внешней политики после смерти Хомейни.

Тема 9: Ближневосточный кризис в международных отношениях. Политическая ситуация в Палестине в 1945-1947 гг. Решения ООН 1947 г. по палестинской проблеме. Провозглашение государства Израиль. Первая арабо-израильская война 1948-1949 гг. Причины и результаты. Возникновение палестинской проблемы. Суэцкий кризис 1956 г. Причины, основные события, последствия. «Шестидневная» война 1967 г. и ее итоги.

Октябрьская война 1973 г., ее результаты. Кэмп-Дэвидский мирный договор 1978-1979 гг.

Ливанский кризис как составная часть Ближневосточной проблемы. Внутренние и внешние предпосылки конфликта. Обострение конфессиональных отношений в ливанском обществе. Фактор палестинского присутствия. Расстановка политических сил в гражданской войне 1975-1989 г. Роль Сирии. Таифские соглашения и нормализация внутренней обстановки в стране. Проблема Южного Ливана.

Палестинское движение сопротивления (ПДС) – формирование ПДС, формы и деятельность в 1950 - начале 1960-х гг. Создание Организации Освобождения Палестины (ООП). Ее деятельность в 1960-1970-е гг. Ослабление ПДС и раскол ООП после ливанского кризиса 1982 г. Деятельность Ясира Арафата. Палестино-израильские переговоры 1990-х гг. Создание Палестинской автономии. Обострение палестино-израильских отношений в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Перспективы Палестинского Арабского государства.

5. Общеобразовательные технологии.

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие общеобразовательные технологии: лекции и практические занятия Формы организации работы на семинарских занятиях носят индивидуальный, групповой и фронтальный характер. Занятия построены с использованием традиционных и активных методов обучения с целью, сформировать у слушателей умение самостоятельно анализировать фактический материал, выявлять обусловленность историко-политических процессов, свободно излагать материал с использованием научной лексики. В процессе внеаудиторной подготовки слушатели самостоятельно прорабатывают источники и научную литературу.

6. Формы текущего контроля успеваемости студентов: семинарское занятие (по итогам которого выставляются оценки, характеризующие умение студентов работать с картами, различными типами исторических источников и научной литературой и т.д.), тематические контрольные работы.

7. Общая трудоемкость дисциплины и виды учебной работы по ООП

Общая трудоемкость дисциплины составляет 19 зачетных единиц, 684 часа.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

684

5,6,7,8

Аудиторные занятия

264

5,6,7,8

Лекции

106

5,6, 7,8

Практические занятия (семинары)

158

5,6,7,8

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

276

5,6,7,8

Вид итогового контроля: экзамен

курсовая работа


экзамен/зачет


144


5,6,7,8

7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии...
Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов озо с особенностями и основными тенденциями развития стран...
Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconПрограмма учебной дисциплины «Новая и новейшая история стран Востока»
Страны Востока к началу нового времени: географическая, этническая, конфессиональная и политическая карты
Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconПрограмма дисциплины дпп. 02. 1 Новая история стран востока цели...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить бакалавров с особенностями и основными тенденциями развития стран...
Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и новейшая...
Порцель а. К., к и н., доцент кафедры истории и социологии Мурманского государственного технического университета
Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф 4 новая и новейшая...
Голигузов д. В., к ф н., доцент, декан факультета иностранных языков и журналистики ноу впо мибо
Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и новейшая...
Федоров в. Е., к ф н., доцент, зав кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ноу впо мибо
Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconУчебно-методический комплекс по дисциплине новая и новейшая история...
Новая история стран Азии и Африки (1500-1918): Программа курса. Семинарские занятия. Тематика курсовых и дипломных работ. Методические...
Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconРабочая программа учебной дисциплины «Новая и новейшая история стран Азии и Африки»

Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconРабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки»

Б 11 Новая и новейшая история стран Востока iconБ азовый уровень
М. Просвещение. 2008г.; Улунян Ар. А., Сергеев Е. Ю., Коваль Т. В., Хромова И. С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск