Скачать 1.64 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (М Г Г У) Учебно-методический комплекс по дисциплине СД.Ф.6. НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401 «История» Утверждено на заседании кафедры истории факультета истории и социальных наук Протокол № 1 от 12.09.2011 г. Зав. кафедрой истории ___________________ (В.В. Кузь) Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО МГГУ) Учебно-методический комплекс по дисциплине СД.Ф.4. НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: СД.Ф.4.3. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401 «История» Утверждено на заседании кафедры истории факультета истории и социальных наук Протокол № 9 от 23.05.2013 г. Зав. кафедрой истории ___________________ (В.В. Кузь) Автор: ЧАПЕНКО А.А., к.и.н., доцент Рецензент: ГОЛИГУЗОВ Д.В., к.филос.н., доцент (МГГУ); ПОРЦЕЛЬ А.К., к.и.н., доцент кафедры истории и социологии Мурманского государственного технического университета Раздел I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Пояснительная записка Новейшая история Европы и Америки является важнейшим этапом всемирного исторического процесса. Этот период всеобщей истории чрезвычайно насыщен драматическими событиями, которые были вызваны множеством сложных и противоречивых факторов, ряд которых непосредственно связан с современностью. Не случайно, история ХХ века зачастую «политизируется». Современному историку необходимо, по возможности, объективно оценивать происходившие явления, избавляться от стереотипов и догм, отличать суть событий от их трактовок в литературе. Полезно сравнивать различные оценки, формировать собственное видение проблемы. После окончания Первой мировой войны, государства Запада вступили в полосу великих потрясений. Рухнули великие империи, изменилась политическая картина мира. Европа бурно переживала социально-экономические последствия войн и революций. Ведущими державами континента стали Великобритания и Франция, укрепили свое влияние в Европе и США. Германия пыталась устранить последствия проигранной войны. Оказывал воздействие и совершенно новый фактор в лице СССР. Он представлял собой полностью альтернативный Западу вариант развития – тоталитарное государство с административно управляемой экономикой и жесткой государственной системой. Эта система была чрезвычайно эффективной, особенно в сложных условиях 20-30-х годов, позволяла мобилизовать ресурсы на общенациональные цели. Она была наглядным примером для принципиальных противников рыночной экономики и демократии. А таковых было немало, к ним относились разного рода радикальные политические движения, как слева, так и справа. Многие в то время считали, что «западный капитализм» уже исчерпал себя, будущее принадлежит жестким системам, ориентированным на великие общественные цели. Подтверждением этому стал мировой экономический кризис конца 20 – середины 30-х годов. Он нанес смертельный удар демократии и рыночным системам во многих странах мира, особенно в тех, где данные институты находились в зачаточном состоянии. Существенно ослабив страны «западной демократии», кризис способствовал скатыванию человечества ко Второй мировой войне. После 1945г. в мире происходят не менее драматичные изменения. В системе международных отношений они приводят к расколу мира на два лагеря, к началу «холодной войны». Тоталитарные режимы Италии и Германии, разгромленные в ходе войны, возвращаются к прежней, западной модели развития. Страны же Восточной Европы, попавшие в орбиту влияния СССР, приступили к построению социализма по советской модели. Там возникли новые, подобные сталинскому, тоталитарные режимы. Тем временем, на Западе происходили глубокие, фундаментальные изменения во всех сферах жизни. Со временем, это привело к рождению нового, постиндустриального общества. Контраст между государственной экономикой и рыночной системой стал явным. К тому же, иссякали источники, размывались факторы поддержания на плаву «системы социализма». Все это и привело к краху «социалистического лагеря» на рубеже 80-90-х годов, к радикальным переменам в международных отношениях. Главной целью Новейшей истории Европы и Америки как учебной дисциплины является изучение в контексте мирового развития основных событий произошедших в странах Европы (Германии, Франции, Англии, Италии, Испании, Португалии, государствах Восточной Европы) и Америки (США, Канада, Латинская Америка) в период с 1945 г. по начало XXI в., образование у студентов глубоких и цельных знаний об основных социально-экономических и политических процессах происходивших в данный период, а также создание четких представлений о развитии международных отношений в этот исторический отрезок времени. В этой связи основными задачами курса являются следующие
Наряду с хорошей ориентацией в главных событиях и исторических проблемах, которые существовали в этот период в целом, студент также должен знать все основные факты, происходившие в конкретных рассматриваемых странах того времени, ведущих исторических персоналий этих государств, а также даты важнейших событий. Кроме того, студент должен уметь пользоваться основные документальные источниками, научной и учебной литературой, ориентироваться в историографических концепциях, относящиеся к этому разделу Новейшей истории Европы и Америки. Государственный образовательный стандарт по дисциплине
Разделы дисциплины и виды занятий в часах 1. Объем дисциплины и виды учебной работы
|
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф 4 новая и новейшая... Голигузов д. В., к ф н., доцент, декан факультета иностранных языков и журналистики ноу впо мибо | Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и новейшая... Федоров в. Е., к ф н., доцент, зав кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ноу впо мибо | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Б 11 Новая и новейшая история стран Востока Цели освоения дисциплины. Дисциплина «новая и новейшая история стран Востока» является составной частью ооп бакалавриата по профильному... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии... | Учебно-методический комплекс по дисциплине новая и новейшая история... Новая история стран Азии и Африки (1500-1918): Программа курса. Семинарские занятия. Тематика курсовых и дипломных работ. Методические... | ||
Б азовый уровень М. Просвещение. 2008г.; Улунян Ар. А., Сергеев Е. Ю., Коваль Т. В., Хромова И. С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов озо с особенностями и основными тенденциями развития стран... | ||
Учебно-методический комплекс новейшая история стран европы и америки... Рецензент: кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социально-экономических дисциплин Набережночелнинского государственного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М. Просвещение. 2009г.; Улунян Ар. А., Сергеев Е. К коваль Т. В., Хромова И. С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новая история стран... Кузь в. В., кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории (мгпу) | Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии... Авторы О. С. Сорока-Цюпа, О. Ю. Стрелова// Новейшая история зарубежных стран. М.: Просвещение, 2011, которая является допущенной... |