Дмитровский государственный политехнический колледж





Скачать 170.15 Kb.
НазваниеДмитровский государственный политехнический колледж
Дата публикации07.07.2015
Размер170.15 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДМИТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Составитель

преподаватель Толмачева Т. А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Дмитров

2013
Автор. Н. Журавлева, кандидат педагогических наук, методист кабинета истории и социально-политических дисциплин СПбГУПМ

Методические рекомендации предназначены преподавателям и обучающимся колледжа при написании реферата
Ориентация современного образования на формирование надпредметных умений обучающихся обусловливает значимость систематической работы по обучению писать реферат. Подготовка реферата потребует от обучающихся активного поиска, глубокого изучения учебной и научной литературы, а также иных источников информации, значительно превышающих по объему и сложности программное содержание учебных курсов. В ходе написания отрабатываются умения систематизировать исторический материал, аргументировать свою позицию, приобретаются навыки исследовательской деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

Реферирование (от лат. referre — докладывать, сообщать) широко применяется при организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (в ходе подготовки к семинарам, конференциям, лекциям, предметным олимпиадам.

Реферат — это творческая работа обучающегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы.

Каждый волен писать реферат в той последовательности, которая представляется ему наиболее удобной. Тем не менее рациональная организация реферирования предполагает несколько этапов работы обучающегося.

Работа над рефератом начинается с выбора темы. Основанием выбора является прежде всего интерес автора к той или иной проблеме, постановка вопроса.

От правильно сформулированной темы во многом зависит успех всей работы. Учесть не только личные интересы, но и реальный уровень подготовленности обучающегося к выполнению самостоятельного задания поможет консультация педагога.

При выборе темы следует обязательно учитывать значимость, актуальность проблемы и наличие круга источников. Желательно, чтобы проблема содержала элементы новизны, ориентировала на поисковое творчество, углубленное изучение рассматриваемого вопроса. Поэтому лучше попытаться найти тему, которая исследована недостаточно или не рассматривалась под таким углом зрения, хотя литература, различные виды первоисточников (письменных, вещественных, устных, изобразительных) имеются.

Формулировка темы должна ориентировать на максимально самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу. Из заголовка должно быть ясно, что является конкретным предметом исследования, хронологические рамки изучаемого исторического периода, круг рассматриваемых проблем. Например, недостаточно назвать рефераты «Благотворительность», «Рыцарь несвободы...», а следует уточнить: «Благотворительность в Санкт-Петербурге конца XIX — начала XX вв.», "«Рыцарь несвободы...» (К. П. Победоносцев: человек, ученый, государственный деятель)".

Безусловно, первоначально сформулированная тема может уточняться, корректироваться в ходе сбора материала.

Отбор источников и литературы

Процесс выявления литературы по теме — фундамент для написания реферата. Это не механический, а сложный, творческий процесс. Обучающиеся подбирают литературу и источники под руководством педагога. При написании конечно, недостаточно опираться на две-три книги. Кроме того, следует руководствоваться качественной стороной используемых источников, а не гнаться за большим их количеством. Перед обилием книг, разнообразием их видов и жанров (научная, научно-популярная, справочная, мемуарная, документальная, публицистическая, художественная литература) обучающемуся важно не растеряться и выработать свой определенный стиль и порядок в работе.

Можно рекомендовать обучающемуся начинать изучать проблему с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах избранной темы. Сначала изучаются работы, вышедшие в последние годы: в них дается обзор источников по проблеме, имеется библиография. Затем просматриваются материалы, вышедшие в более раннее время. Интернет: источники информации пользователь находит по электронным адресам.

Затем составляется список необходимой (или имеющейся) литературы с обязательным указанием данных об авторе (если есть автор), полном названии, месте и времени издания и количестве страниц книги. Например:

Жуков В. Ю. История России и культурология. Подготовка реферата и доклада: Пособие для учащихся, студентов и преподавателей. — СПб.: НПО «Мир и семья—95», 1998. — 144 с.

Статья из сборника описывается следующим образом: Автор (фамилия, затем инициалы). Заглавие статьи // Заглавие сборника: Подзаголовок/Редактор. Составитель. — Место издания: Издательство, год. — Страницы. Например:

Семиряга М. И. Сговор двух диктаторов // История и сталинизм. — М.: Политиздат, 1991. — С. 200—226.

Описание статьи из журнала, газеты: Автор. Заглавие статьи II Название журнала. — Год выпуска. — № выпуска. — Страницы. Автор. Заглавие статьи // Название газеты. — Год выхода. — Число, месяц (сокр.), когда выпущен номер.

Например:Грибов В. С. Сопоставительный анализ источников // Преподавание истории в школе. — 1993. — № 6. — С. 44—45.

Заворотный С., Новиков А. Пакт.//Комсомольская правда. — 1990. — 23 янв. Название книги или статьи заключается в кавычки, если оно является цитатой. Например: Клещу к С. «Да не оскудеет рука дающего...» // Ленинградская панорама. — 1990. — № 8. — С. 34—35.

Предварительный обзор литературы по проблеме дает общее представление относительно объема предстоящей работы в целом. После решения, какие вопросы и в какой последовательности необходимо раскрыть в процессе работы, составляется (в произвольной форме) рабочий план. В ходе написания реферата он уточняется.

Планирование играет исключительно важную роль, так как представляет собой проектирование будущей деятельности, ее общий замысел. План может быть как простым (содержать лишь основные пункты), так и сложным (иметь главные и раскрывающие их второстепенные пункты). Основные пункты не могут состоять из одного слова, даты, а должны быть представлены в виде завершенной мысли. Эти пункты нумеруются римскими цифрами, а подчиненные им — арабскими цифрами или буквами. Подчиненность заголовков можно выделять и с помощью уступов — главные заголовки располагать ближе к левому краю страницы, а второстепенные — под ними, с отступом на несколько букв.

План может составляться на основе хронологического или проблемного подхода к рассмотрению того или иного явления, процесса. Возможно и сочетание обоих принципов раскрытия темы.

На основании плана ведется накопление и целенаправленный отбор необходимого материала, определяется деление текста на логические соподчиненные элементы и даются названия частям реферата, составляется его оглавление (содержание). Накопление фактического материала

Реферат не является простым конспектом нескольких книг, а предполагает самостоятельное изложение проблемы, собственные рассуждения обучающегося на базе содержащихся в литературе сведений. Следует иметь в виду, что научные исследования в области гуманитарных наук будут насыщены словесными доказательствами, сравнениями, интерпретациями фактов, поэтому установить объективность данных обучающемуся поможет анализ позиции автора, учет его мировоззрения.

Все конкретно-исторические сведения, фактический материал, составляющий основу исторического знания, можно получить с помощью исторических источников. Источники принято делить «на первичные (первоисточники) и вторичные. Привлечение первоисточников является очень ценным. Введение в научный оборот неиспользованных ранее материалов, возможно имеющихся в музейных фондах, личных (семейных) архивах, сделают работу оригинальной, самобытной (например: «Ордена и медали России в моем доме», «Семейные реликвии», «Семейные династии»). По сути

дела, историческими источниками могут быть самые разнообразные следы деятельности людей: предметы материальной культуры, памятники нравов, обычаев, языка.

Изучение широкого круга разнообразных источников по исследуемому вопросу поможет сохранить объективность, избежать использования непроверенных или недостоверных фактов, что подчас зависит от исторических условий, в которых трудился ученый или писатель, от его индивидуального видения проблемы . Если при анализе нескольких источников выявляется противоречивая информация, то логично - изложить разные сведения, признать одни мнения спорными, правоту других попытаться аргументировать, обосновать свою позицию.

Самым многочисленным видом вторичных источников, то есть тех, которые созданы уже после изучаемого исторического периода, являются письменные источники (научная и художественная литература, энциклопедии, словари.

При использовании цитат сохраняются все особенности языка, орфографии и синтаксиса, пропуски обязательно отмечаются многоточием. Цитаты воспроизводятся точно по тексту, они заключаются в кавычки...» .

Ссылки на литературу, с которой автор реферата сам не работал, не допускаются. В случае вторичного (двойного) цитирования необходимо давать ссылку на то издание, откуда взята цитата. При этом ссылка (сноска) оформляется таким образом:

Цит. по: История России в портретах: В 2-х т. Т. 2. — Смоленск: Русич, 1996. — С. 371.

Если в реферате используются ранее опубликованные архивные данные, дается ссылка на источник сведений, а не на архивы.

При изучении печатных источников не следует механически копировать целые фразы, абзацы. В буквальном смысле «конспект» означает «обзор». Но что же именно следует фиксировать?

Конспектирование — это краткое, лаконичное письменное изложение основного содержания, смысла (доминанты) какого-либо текста. Этот процесс требует активной мыслительной работы. Во всяком материале содержится информация трех видов: главная, второстепенная и вспомогательная. Главной является информация, имеющая наиболее важное значение для раскрытия существа того или иного вопроса, темы. Второстепенная информация служит для пояснения, уточнения главной, например, описание деталей быта, характеризующих историческую эпоху. К этому типу информации относятся разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования). Назначение вспомогательной информации — помочь лучше понять данный материал. Это всякого рода напоминания о ранее излагавшемся материале, заголовки, вопросы.

Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов? Главную записываем полностью, иногда — дословно (цитируем); вспомогательную, наоборот, опускаем. Основное же содержание конспекта будет составлять переработка в целях сокращения и обобщения второстепенная

информация и представленная в виде тезисов, аргументов и выводов, изложения основных результатов (возможно в схемах, таблицах).

Убедившись в том, что материала для раскрытия темы собрано достаточно, можно уточнить формулировки пунктов плана реферата (они будут соответствовать заголовкам разделов работы) и приступать к написанию текста. Типичная ошибка при написании реферата — стремление выполнить все «с ходу», переписывая из нескольких книг части текста. Высокой оценки такой реферат, как правило, не заслуживает. Не бездумное переписывание отрывков из имеющихся исследований, а тщательный отбор и систематизация материала, выражение критической, собственной оценки тех или иных сведений и суждений — вот основной лейтмотив деятельности по переработке собранной информации. Конечно, в окончательный вариант реферата войдет лишь часть всего материала.

Целесообразно писать на одной стороне листа, оставляя широкие поля. Это позволит в дальнейшем при редактировании текста вносить дополнения (так называемые маргиналии — пометки па полях, от лат. marginalis - находящийся на краю), либо исправлять последовательность написанного, делать вставки с помощью ножниц и клея.

Независимо от темы реферат предполагает четкую и обоснованную структуру, включающую такие элементы: оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и источников. Возможно наличие приложений.

Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость изучения данного вопроса (например, материалы могут использоваться на уроках истории, при проведении факультативных занятий, во внеклассной работе ). Здесь же после определения цели работы называются конкретные задачи, которые предстоит решить. При их формулировании используются, например, глаголы: «изучить, выявить, описать, установить». Также дается краткий обзор литературы и важнейших источников, на основании которых готовился реферат. Объем введения составляет примерно десятую часть от общего объема работы.

Введение — очень ответственная часть работы, так как ориентирует на последующее раскрытие темы. Это своеобразная визитная карточка всей работы. Тем не менее полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования.

В основной части, как правило, разделенной на соразмерные друг другу главы и параграфы, необходимо раскрыть все пункты составленного ранее плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее и собственная позиция автора реферата. Важно добиваться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на решение

главных задач. Каждый раздел основной части должен начинаться с постановки задачи и заканчиваться краткими выводами.

В заключении обучающийся подводит итоги по всей работе, суммирует выводы, содержащие ясные ответы на поставленные вопросы; делает собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на рассматриваемую проблему); отмечает, что нового для себя он получил в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введения.

Наиболее частыми недостатками студенческих работ являются следующие: неумение выделить главное, утрата «чувства проблемы» и перенасыщенность работы второстепенным материалом, не имеющим прямого отношения к теме; поверхностность, приблизительность суждений или их категоричность; пестрота в изложении; бедный или, напротив, «наукообразный» язык.

Нельзя допускать неточностей, произвольно «домысливать» то, чего не было на самом деле, вырывать, «выхватывать» цитаты из контекста. Встречается в рефератах и «подгонка» фактических данных под ключевую идею, и компиляция (работа, составленная путем заимствования и не содержащая собственных обобщений, от лат. compilatio - ограбление; накопление выписок). Следует избегать длинных и многочисленных цитат: позицию автора, чьи сведения используются, можно пересказать своими словами, но без искажения ее смысла.

Оформление реферата

Реферат должен соответствовать определенным требованиям не только по содержанию, но и по оформлению.

Первоначальный черновой вариант реферата обязательно дорабатывается. Литературной и технической стороне его оформления нужно уделять самое серьезное внимание. Реферат может быть представлен в рукописном или компьютерном исполнении, Неграмотные неряшливо написанные рефераты к обсуждению не допускаются и не рассматриваются!

Объем реферата — примерно 20—25 печатных машинописных страниц через два "межстрочных интервала или полуторный интервал на компьютере (размер шрифта — 14). На стандартной странице размещается 28—30 строк, включая подстрочные примечания (сноски). Сокращения тексте не разрешаются.

Текст должен быть разделен на логические части — абзацы, которые облегчают восприятие текста. Каждый новый абзац композиционно объединяет ряд предложений, имеющих общую мысль, и начинается с красной строки за счет отступа.

Все заголовки располагаются симметрично относительно краев страницы без точки в конце. Пишутся они прописными буквами. Каждая новая глава, а также введение, заключение, список литературы располагаются на новой странице.

Страницы нумеруются, начиная со второй, арабскими цифрами (2, 3, 4,,.). Номер проставляется вверху в центра страницы или внизу справа. Текст печатается на одной стороне листа бумаги формата А4, с полями слева 2,5 — 3 см, сверху и снизу — 2 см, справа — до 1 см. Листы скрепляются слева.

Обязательно нужно правильно оформлять ссылки. В них указываются фамилия, инициалы автора, название книги, ее выходные данные (место, название издательства, год издания), том, часть, страница. Если речь идет о статье, то сообщается еще название журнала (сборника), год и номер издания. При ссылке на используемый, но не воспроизводимый дословно текст пишется слово «См.», после чего ставится двоеточие и приводятся данные об источнике. При многократных ссылках на одни и те же работы или источники их названия полностью не повторяются, а заменяются условными сокращениями: «Указ. соч.»; если ссылка повторяется на одной и той же странице реферата, то ставится: «Там же.» или «Там же. — С. 5».

Затекстовые ссылки вынесены за текст всего реферата либо его части (в этом случае следует нумеровать их последовательно 1, 2, 3,...).

На титульном листе (обложке реферата) указываются: полное название образовательного учреждения; направление олимпиадного сочинения (для олимпиадной работы); жанр сочинения (реферат) и полная его тема (без кавычек и точки в конце); фамилия, имя автора работы; класс (группа); фамилия, имя, отчество преподавателя истории; указывается место и год выполнения без слова «год» (см. приложение 1).

Далее располагается оглавление (содержание) с указанием страниц, с которых начинаются перечисленные главы, параграфы. Заголовки соединяются с соответствующими номерами страниц отточием (см. приложение 2). Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки, глав и параграфов в тексте, быть краткими и понятными. Наличие оглавления позволяет быстро найти нужный материал, раскрывает строение реферата и показывает взаимосвязь его отдельных структурных частей.

Список использованной литературы завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми непосредственно работал автор реферата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг (см. приложение 3). При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Можно представить список по двум разделам: сначала называются первоисточники, затем — вся остальная литература. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются.

Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.

Повысить уровень работы, более полно раскрыть тему и дополнить текст реферата помогают копии документов, графики, таблицы, рисунки, фотографии — то, что составит приложение. При этом недопустимо прилагать вырезки из книг, журналов (либо делаются их ксерокопии, либо материал переписывается, перерисовывается с указанием «ксерокопировано с...», «перерисовано с...»). Приложение должно иметь название или пояснительную подпись. Кроме того, нужно указывать вид прилагаемой информации — схема, список, рисунок, таблица. Сообщается и источник, откуда взяты материалы для приложения. Этот источник также вносится в список использованной литературы.

Приложения могут располагаться в тексте основной части реферата или в конце всей работы. Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок, например: (см. приложение 3). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.

Язык реферата должен быть простым, понятным. Стиль письменной научной речи — безличное предложение типа «Считается...», «Рекомендуется...», использование личного местоимения 1 лица мн. числа: «Мы считаем...». Научной терминологией следует пользоваться там, где это необходимо. Значение малоизвестных терминов обязательно поясняется (в скобках или сносках). Вполне допустимы косвенные заявления авторской позиции: «Как представляется...», «Думается, что...», «На наш взгляд...»: «Я решил раскрыть тайну...», «Я убежден, что...». В качестве языковых средств связи в тексте широко используются такие слова и словосочетания: прежде всего..., следовательно..., тем не менее..., остановимся на, во-первых . Язык и стиль подготовленной работы лучше всего позволяют судить об общей культуре автора, поэтому на редактирование текста не следует жалеть времени.

Устное выступление с защитой реферата Защита реферата проходит по определенной процедуре: Устное изложение автором основного замысла, важнейших положений выполненной работы, полученных результатов.

Ответы на вопросы членов комиссии, жюри по обсуждаемой проблеме. Оценка членами комиссии, жюри данной работы.

К устной защите реферата нужно добросовестно подготовиться. Целесообразно заранее составить письменные тезисы сообщения (кратко сформулированные основные положения). Полезно накануне «проговорить» вслух свой доклад, засекая время. В ходе же самого выступления не следует читать по бумаге, иначе теряется контакт со слушателями, может сложиться впечатление, что выступающий не уверен в себе, в своих знаниях. Чем лучше оратор знает материал, тем увереннее и спокойнее он держится, не теряет контроля над собой.

Необходимо до предела насытить полезной и интересной информацией свое краткое выступление (5—8 минут), не повторять азбучных истин,

отбросить все лишнее и логично, убедительно изложить цель проделанной работы, основные положения ее содержания, сообщить мнения ученых и собственные выводы по исследуемой проблеме.

Можно иллюстрировать свое сообщение таблицами, картами, рисунками. Отвечать на вопросы нужно спокойно, обоснованно. Дискуссия помогает расширить кругозор, прояснить позиции сторон по обсуждаемой проблеме. Следует избегать часто встречающихся ошибок: злоупотребление иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями, а также большое количество фактов, цитат; наличие слов-паразитов: «так сказать», «ну», «вот», «как бы»; преувеличенно эмоциональная, громкая или, напротив, скованная и невнятная речь; частое употребление союзов, искажение слова, его смысла или неверное ударение.

Основаниями для оценки могут служить: актуальность проблемы исследования и степень раскрытия заявленной темы; проявление обучающимся творческого подхода при решении поставленных задач; способность кратко и грамотно изложить суть работы, вести дискуссию по проблеме, аргументировать выводы и суждения; уровень общеисторической подготовки» проявленный во время ответов обучающегося на устные вопросы членов комиссии, культура оформления представленных материалов. Несомненно, умения анализировать источники гуманитарного знания, навыки поиска, отработки и оформления необходимой информации, способность обосновывать собственную позицию помогут обучающимся расширить культурный кругозор и пригодятся в их дальнейшей самостоятельной жизни.




Приложение 1

ВАРИАНТ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА РЕФЕРАТА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

Дмитровский государственный политехнический колледж
Реферат

СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКАЯ ВОЙНА

(30 СЕНТЯБРЯ 1939 — 12 МАРТА 1940 гг.)
Петрова Сергея Ивановича

обучающегося группы П-27

Специальность 030912 Право и организация

социального обеспечения

Преподаватель истории: Иванова Ирина Николаевна

Дмитров 2013

Приложение 2

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ПЛАНА РЕФЕРАТА

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА 3

Приложение 1 10

ВАРИАНТ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА РЕФЕРАТА 10

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ПЛАНА РЕФЕРАТА 12

Приложение 3 13

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ 13

ЛИТЕРАТУРЫ 13

Приложение 3

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

Анненкова Э. Во славу Санкт-Петербурга // Клуб меценатов. — 1997. — № 9. — С. 22—25.

Афанасьев В. Г., Соколов А. Р. Благотворительность в России. Историографические аспекты проблемы. — СПб.: Нестор, 1998. — 156 с. Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России. — СПб., 1901.

Глаголев А. Экономическая философия российских меценатов конца XIX — начала XX в. // Вопросы экономики. — 1994. — № 7. — С. 121 — 125. Голубев В. В пользу бедных // Родина. — 1991. — № 3. — С. 80—84. Клещу к С. Благотворительность в России 1906—1917 гг. // Ленинградская панорама. — 1990. — № 7. — С. 32—35.

Клещук С. «Да не оскудеет рука дающего...» // Ленинградская панорама. — 1990. —№8. —С. 34—35.

1000 лет русского предпринимательства. — М.: Наука, 1995. — 123 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дмитровский государственный политехнический колледж iconРабочая программа учебной дисциплины физическая культура «общеобразовательного цикла»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области дмитровский государственный...
Дмитровский государственный политехнический колледж iconОтчет о самообследовании государственного бюджетного профессионального...
Отчет рассмотрен на заседании Расширенного административного совета Государственного бюджетного профессионального образовательного...
Дмитровский государственный политехнический колледж iconГосударственное профессиональное образовательное автономное учреждение...
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Благовещенский политехнический колледж»...
Дмитровский государственный политехнический колледж iconПравила приема в Астраханский государственный политехнический колледж...
Порядок организации целевого приема
Дмитровский государственный политехнический колледж iconДоклад о результатах деятельности краевого государственного бюджетного...
Программа развития кгбоу спо «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж» (приоритеты, направления, задачи,...
Дмитровский государственный политехнический колледж iconОтчет о самообследовании государственного бюджетного образовательного...
Отчет рассмотрен на заседании Расширенного административного совета Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего...
Дмитровский государственный политехнический колледж iconМинистерство образования и науки астраханской области гбоу ао спо...
Программа по учебной дисциплине «Мировая художественная культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного...
Дмитровский государственный политехнический колледж iconГоу спо «Ставропольский государственный политехнический колледж» анализ деятельности
В 2010-2011 учебном году педагогический коллектив колледжа продолжил работу экспериментальной площадки по теме «Ресурсный центр как...
Дмитровский государственный политехнический колледж icon«Губкинский государственный музыкальный колледж» утверждаю директор...
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 23
Дмитровский государственный политехнический колледж iconЩёкинский политехнический колледж утверждаю
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования тульской области
Дмитровский государственный политехнический колледж iconЩёкинский политехнический колледж утверждаю
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования тульской области
Дмитровский государственный политехнический колледж iconЩёкинский политехнический колледж утверждаю
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования тульской области
Дмитровский государственный политехнический колледж iconЩёкинский политехнический колледж утверждаю
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования тульской области
Дмитровский государственный политехнический колледж iconЩёкинский политехнический колледж утверждаю
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования тульской области
Дмитровский государственный политехнический колледж iconСогласовано утверждаю
Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования «Апатитский политехнический...
Дмитровский государственный политехнический колледж iconСогласовано утверждаю
Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования «Апатитский политехнический...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск