Скачать 145.08 Kb.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «МИФЫ НАРОДОВ МИРА» категория: базовая возраст обучающихся: 6-14 лет срок реализации: 2 года П.В. Крылова, педагог дополнительного образования Москва 2014 2.Пояснительная записка “Миф воплощает в себе представление о мире древнего человека, его стремление познать природу, отношения между людьми. Знакомство с мифами необходимо юным читателям, начинающим осмыслять окружающий мир и свое место в нем, оно пробуждает и развивает воображение ” Образовательная деятельность по программе направлена на ознакомление с основными сюжетами мифологии народов мира, помогающими понять детям, как в мифах проявились этические и эстетические представления древних людей, чем они отличаются от людей современных, а чем им близки, как реальные события могли отображаться в мифах. Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» учителя истории А.В.Бугровской и программы «мифы Древней Греции» А.А. Баламутова 2.1 Направленность дополнительной образовательной программы. Программа имеет социально-педагогическую направленность. 2.2 Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность. Знакомство с мифами необходимо культурному человеку не только потому, что они послужили основой искусства всех древних народов, которое без них просто невозможно понять. И не потому, что искусство практически всех последующих исторических эпох по-разному, но обращалось к мифологическим истокам, всякий раз по-новому переосмысливая знакомые сюжеты. В мифах воплотились представления древнего человека об окружающем его мире - что он считал справедливым, что святым, что позорным. Чтобы понять, как возникли наши моральные воззрения, наше понимание добра и зла, необходимо оглянуться назад, посмотреть, какими были эти воззрения у людей предшествующих эпох. И тогда мы увидим, что многое в этих представлениях изменилось, хотя есть, конечно, ценности, остававшимися таковыми и для шумера, и для древнего грека, и для человека наших дней. Изучение древних мифов поможет понять не только менталитет людей предшествующих эпох, но и психологию современного человека, ответить на вопрос, кто мы, как мы изменялись, как изменяемся. Древние мифы гораздо сложнее и мудрее голливудских стереотипов. Тем более, что боги для древнего человека, как правило, - воплощение тех или иных природных сил. А ведь природа порою весьма жестока и несправедлива по отношению к людям: засухи, наводнения, извержения вулканов и пр. губят злодеев и праведников, тружеников и лентяев, не разбирая, кто больше заслужил такую судьбу. Боги для древнего человека - не столько воплощение справедливости, сколько сверхмогучие существа, которых следует бояться, задабривать жертвами, которые могут весьма жестоко покарать смертного за любую провинность и даже без оной - стоит им только "невзлюбить" кого-то. Содержание образовательной программы 1 года обучения направлено на получение детьми начальных знаний по истории, культуре, быту и традициям древних цивилизаций, что облегчает детям понимание истории и мировой художественной культуры. Основным смысловым акцентом этого содержания является нацеленность на выявление связи между мифами и историей, на связь между мифами и этическими и эстетическими представлениями древних народов. Содержание программы опирается на наглядно-образное мышление и восприятие детей младшего возраста, широко используя иллюстративный материал (презентации, фильмы, мультфильмы), географические карты. Содержание образовательной программы 2 года обучения направлено на углубление знаний о мифах и поколениях героев разных народов. Мифы средневековой Европы завершают цикл и находятся на грани мифологии и истории. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она помогает обучающимся понять древнего человека, чем он отличался от нас, а чем походил, а, следовательно, и то, как мы стали такими, каковы мы сегодня. Содержание программы знакомит обучающихся с наиболее известными мифологиями, учит их отслеживать, как в мифах древних людей отражаются их этические и эстетические воззрения, показывает им там, где это возможно, связь между мифами и историческими событиями, - всё это способствует формированию творческой личности, способной самостоятельно мыслить, находить причинно-следственные связи историко-культурного процесса, сравнивать и находить общее и различное в культурной сфере народов различных эпох. 2.3 Цели и задачи дополнительной образовательной программы. Общая цель программы – обучение основам культуры и истории через формирование представления о единстве сюжетной мифологии и памятников изобразительного и художественного искусства древних народов. Основными учебными целями курса являются: · современное понимание мифологии и религии в системе гуманитарного знания и формирования личности; · ознакомление с главными религиозными системами древности и истоками происхождения современных мировых и национальных религий; · целостное и яркое описание основных мифологических сюжетов Древнего мира и раннего Средневековья; · раскрытие значения культурного наследия мифологии и религий древних народов для современности. Успешное осуществление поставленных целей достигается путем решения основных задач учебного и воспитательного характера: · усвоение наиболее репрезентативных, отвечающих требованиям современной науки, познавательно, социально и личностно значимых знаний по религии и мифологии народов мира; · овладение элементарными методами работы с письменными историческими источниками и исторической информацией; · усвоение базовых понятий и терминов, умение применять их в учебном процессе и социальном общении; · формирование на основе личностно-эмоционального осмысления мифологических сюжетов понимания неразрывной связи исторического и культурного процессов, уважительного отношения к традициям, созидательной деятельности народов; · приобщение к гуманистическим ценностям; · воспитание толерантности. 2.4 Сроки реализации программы Программа рассчитана на 2 года. Общая продолжительность обучения детей – 36 часов в год. 2.5.Формы и режим занятий Программа предназначена для младших школьников. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 минут. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов рекомендованная продолжительность занятия 30 минут. Оптимальное количество обучающихся в группе 8-15 человек Возраст обучающихся: от 6 до 13 лет. 2.6 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. В результате освоения программы К концу первого года обучения обучающиеся будут: - знать основы мифов Месопатамии, Древнего Египта, Древней Греции Древнего Рима, основные Библейские сказания. - знать основные источники по мифологии; - понимать, как в мифах отразились представления древних людей о мире, их моральные принципы; - знать об архитектурных памятниках культовых центров Древней Мира; - знать национальные традиции, национальную одежду, праздники древних людей; - уметь находить причинно-следственные связи в событиях основных мифов; - уметь поддерживать общение со сверстниками в коллективе; - иметь навыки самостоятельной и коллективной деятельности. · Применять полученные знания для раскрытия причин и оценки сущности явлений современной культуры; К концу второго года обучения обучающиеся будут: - знать мифы Древнего Востока (Китай, Индия, Япония), Африканских народов, Латинской и Северной Америки, Славянские мифы и мифы народов Европы. - иметь представление о жизни и обычаях древних людей; - уметь находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, понимать, как эти явления отражаются в легендах древних народов. - уметь работать с источником: находить нужную информацию у мифографа; - уметь представлять, пересказывать и обсуждать мифы; - иметь социальные навыки общения со взрослыми и детьми; - уметь взаимодействовать в детском коллективе. - Использовать знания по курсу в общении с людьми в школе и во внешкольной жизни, как основу диалога в поликультурной среде. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПО ПАРАМЕТРАМ ДИАГНОСТИКИ
Способы проверки результатов: собеседование устный опрос с опорой на наглядный материал; тесты (срез теоретических знаний), игры; пересказ мифа; мини-инсценировка мифа. 2.7. Формы подведения итогов освоения программы Основным итогом занятий учебной группы являются: итоговая игра - тест «Мифы народов мира», инсценировка наиболее понравившегося мифа. Итоговая аттестация детей проводится в соответствии с «Положением об аттестации обучающихся в ГБОУ ЦРТДиЮ «Планета». 3. Учебно-тематический план. Поурочное планирование (первый год обучения 2014-2015г.) ( 36 час.) Содержание курса: 1 год обучения. Верования и мифы Древней Месопотамии (3 часа) Изучить особенности религии шумеров, аккадцев, жителей вавилонского царства через мифы «Энума элиш» и «Эпос о Гильгамеше». Изучить пантеон Месопотамских богов в период возвышения Вавилона. Верования и мифы Древнего Египта (4 часа) Изучить особенности религии Древнего Египта через мифы «О сотворении мира» (3 версии: мемфисская, гермопольская, гелиопольская), «Осирис и Исида». Изучить суть религиозной реформы Эхнатона (Аменхотепа IV). Узнать о становлении жанра сказки. Уяснить различие между сказкой и мифом. Религия и мифология Древней Греции (12 часов) Изучить особенности религии и мифологии Древней Греции. Познакомиться с пантеоном греческих богов. Познакомиться с сюжетами мифов о Прометее, Тезее, Орфее. Выяснить причины возникновения героев – детей богов. Познакомиться с комплексом мифов о Геракле. Узнать о роли Гомера в сохранении корпуса греческой мифологии. Оценить влияние древнегреческой религии на культуру последующих цивилизаций. Религия и мифология Древнего Рима (8 часов) Изучить особенности религии и мифологии Древнего Рима. Познакомиться с пантеоном богов, основными сюжетами мифов. Ввести понятие «эвокатия». Провести сравнительный анализ с греческой религией. Библейские мифы (8 часов) Познакомиться с Библией как с историческим источником. Изучить особенности древнееврейской религии через библейские мифы. Ввести понятие «монотеизм». 2 год обучения. Религия и мифология Древнего Китая (4 часа) Изучить особенности религии и мифологии Древнего Китая. Познакомиться с даосизмом и конфуцианством, их основными положениями, взаимодействием и влиянием на культуру и государственность Древнего Китая. Религия и мифология древней Индии (4 часа) Изучить особенности религии и мифологии Древней Индии. Познакомиться с основными положениями ведического учения, его влияния на индийское общество. Раскрыть причины зарождения буддизма, основы его учения. Религия и мифология древней Японии (4 часа) Изучить особенности религии и мифологии Японии. Ввести понятие «национальная религия» на примере синтоизма. Религия и мифология Скандинавских народов (4 часа) Изучить особенности религии и мифологии Скандинавских народов. Ввести понятие «эсхатологическая религия». Религия и мифология народов Африки и Америки (6 часа) Изучить особенности религии и мифологии африканских племен Северной, Тропической, Южной Африки, североамериканских индейцев и индейцев майя. Кельтские Мифы (3 часа) Изучить особенности религии и мифологии древних кельтов, как наследников мегалитической культуры в Европе. Оценить влияние кельтской религии и культуры на европейскую цивилизацию. Религии и мифы древних славян (12 часов) Изучить особенности религии и мифологии древних славян. Выявить остатки древнеславянской традиции в культуре современного российского общество. Обобщающее заключительное занятие (1 час) Список литературы: 1. «Поэзия и проза Древнего Востока», серия БВЛ, М.: Художественная литература, 1973 2. Бромлей Ю. В. «Очерки теории этноса», М: Наука, 1983 3. Вейман Р. «История литературы и мифология», М., Наука, 1975 4. Гуревич А. Я. «Эдда и сага», М.: Наука, 1979 5. Гусев В. Е. «Эстетика фольклора», Л., 1967 6. Донни Амброджо «У истоков христианства (От зарождения до Юстиниана), М.: Политиздат, 1979 7. Зубов А. Б. «История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии». М., «Планета детей», 1997. 8. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. М.: Наука, 1983 9. Клочков И. С. «Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время», М.: Наука, 1983 10. Кун Н. А. «Легенды и мифы Древней Греции», М., 1980 11. Лихачев Д. С. «История древнерусской литературы», М., 1967 12. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа М., Наука, 1976 13. Муравьева Т. В. «Сто великих мифов и легенд», М.: Вече, 2009. 14. Пьер Монтэ «Египет Рамзесов», Пер. с франц. - М.: Наука, 1989. 15. Рассказы начальной русской летописи, М.: Детская литература, 1964 16. Семенова М. «Поединок со змеем», Спб, Азбука-Терра, 1996. 17. Темкин Э. Н., Эрман В. Г. «Мифы Древней Индии», М.: Наука, 1982 18. Токарев С. А. «Религия в истории народов мира», М., 1976 19. Уоллис Бадж, «Жители долины Нила», М.: Центрполиграф, 2009 20. Фрезер Д. Д. «Фольклор в Ветхом Завете», М.: Политиздат, 1989 21. Юань Кэ, «Мифы Древнего Китая», М., Наука, 1987 22. Юдовихин П. А., «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. В лекциях, беседах, рассказах.», М.: Новая школа, 1996 |
Авторская программа факультативного курса Религии мира Сегодняшнее возрождение России невозможно без духовного обновления, без обращения к общечеловеческим ценностям, в том числе христианским.... | Рабочая программа Факультативного курса для 10 класса «Традиции и обычаи народов мира» | ||
Список литературы (6 класс, для будущего 6а класса) Мифы о сотворении... Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей) | Содержание образовательной программы элективного курса «Религии мира» № Религия совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога. Человеческая мысль с давних пор стремится понять... | ||
Рабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации» Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,... | Рабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы» Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд... | ||
Мифы народов мира в среднем звене Европы, Америки не вызывает сомнения, поскольку это раздвигает горизонты личности, учит её познавать и воспринимать культурные ценности... | Список литературы для чтения в 5 классе Мифы древних славян, Мифы древней Индии. Скандинавские мифы. Мифы североамериканских индейцев | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» Целью данного курса является ознакомительное, сугубо светское изучение феномена религии, начиная с возникновения ее архаичных форм... | Программа школьного курса и календарно-тематическое планирование факультатива «Религии мира» Авторы: Яшина О. Н., к ист н., зав лабораторией истории и культуры религий мира | ||
Рабочая программа по дисциплине «Камень в культуре народов мира» «Камень в культуре народов мира» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» Основное внимание, базовая опора курса строится на народных промыслах и ремёслах русского народа, а также особенностях промыслов... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... «Психология», профиля подготовки «Социальн0-организационная психология», «Клиническая психология, очной формы обучения | Краткое содержание проекта Данный проект направлен на поиск и анализ... Итог – коллективная творческая работа презентация «Сказки народов мира». По окончанию исследовательской деятельности, организуется... | ||
Курс по выбору Учебно-методический комплекс Целью курса является получение представлений о национально-культурных особенностях народов мира и выработка навыков эффективной коммуникации... | Вильгельм Вундт Проблемы психологии народов Все четыре статьи, вместе взятые, имеют целью осветить общее отношение психологии народов к историческим наукам о духе путем анализа... |