Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира»





Скачать 145.08 Kb.
НазваниеПрограмма является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира»
Дата публикации02.03.2016
Размер145.08 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа

1




РЕКОМЕНДОВАНО

Методическим советом

ГБОУ ЦРТДиЮ «Планета»

Протокол № 1

27 августа 2014 года




УТВЕРЖДАЮстарая.jpg

Директорстарая 1.png

ГБОУ ЦРТДиЮ «Планета»
_________О.В. Чернышева


27 августа 2014 года



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«МИФЫ НАРОДОВ МИРА»
категория: базовая

возраст обучающихся: 6-14 лет

срок реализации: 2 года
П.В. Крылова,
педагог дополнительного образования


Москва

2014

2.Пояснительная записка
“Миф воплощает в себе представление о мире древнего человека, его стремление познать природу, отношения между людьми. Знакомство с мифами необходимо юным читателям, начинающим осмыслять окружающий мир и свое место в нем, оно пробуждает и развивает воображение ”


Образовательная деятельность по программе направлена на ознакомление с основными сюжетами мифологии народов мира, помогающими понять детям, как в мифах проявились этические и эстетические представления древних людей, чем они отличаются от людей современных, а чем им близки, как реальные события могли отображаться в мифах.

Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» учителя истории А.В.Бугровской и программы «мифы Древней Греции» А.А. Баламутова 
2.1 Направленность дополнительной образовательной программы.

Программа имеет социально-педагогическую направленность.
2.2 Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность.

Знакомство с мифами необходимо культурному человеку не только потому, что они послужили основой искусства всех древних народов, которое без них просто невозможно понять. И не потому, что искусство практически всех последующих исторических эпох по-разному, но обращалось к мифологическим истокам, всякий раз по-новому переосмысливая знакомые сюжеты.

В мифах воплотились представления древнего человека об окружающем его мире - что он считал справедливым, что святым, что позорным. Чтобы понять, как возникли наши моральные воззрения, наше понимание добра и зла, необходимо оглянуться назад, посмотреть, какими были эти воззрения у людей предшествующих эпох. И тогда мы увидим, что многое в этих представлениях изменилось, хотя есть, конечно, ценности, остававшимися таковыми и для шумера, и для древнего грека, и для человека наших дней. Изучение древних мифов поможет понять не только менталитет людей предшествующих эпох, но и психологию современного человека, ответить на вопрос, кто мы, как мы изменялись, как изменяемся.

Древние мифы гораздо сложнее и мудрее голливудских стереотипов. Тем более, что боги для древнего человека, как правило, - воплощение тех или иных природных сил. А ведь природа порою весьма жестока и несправедлива по отношению к людям: засухи, наводнения, извержения вулканов и пр. губят злодеев и праведников, тружеников и лентяев, не разбирая, кто больше заслужил такую судьбу. Боги для древнего человека - не столько воплощение справедливости, сколько сверхмогучие существа, которых следует бояться, задабривать жертвами, которые могут весьма жестоко покарать смертного за любую провинность и даже без оной - стоит им только "невзлюбить" кого-то.

Содержание образовательной программы 1 года обучения направлено на получение детьми начальных знаний по истории, культуре, быту и традициям древних цивилизаций, что облегчает детям понимание истории и мировой художественной культуры. Основным смысловым акцентом этого содержания является нацеленность на выявление связи между мифами и историей, на связь между мифами и этическими и эстетическими представлениями древних народов. Содержание программы опирается на наглядно-образное мышление и восприятие детей младшего возраста, широко используя иллюстративный материал (презентации, фильмы, мультфильмы), географические карты.

Содержание образовательной программы 2 года обучения направлено на углубление знаний о мифах и поколениях героев разных народов. Мифы средневековой Европы завершают цикл и находятся на грани мифологии и истории.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она помогает обучающимся понять древнего человека, чем он отличался от нас, а чем походил, а, следовательно, и то, как мы стали такими, каковы мы сегодня. Содержание программы знакомит обучающихся с наиболее известными мифологиями, учит их отслеживать, как в мифах древних людей отражаются их этические и эстетические воззрения, показывает им там, где это возможно, связь между мифами и историческими событиями, - всё это способствует формированию творческой личности, способной самостоятельно мыслить, находить причинно-следственные связи историко-культурного процесса, сравнивать и находить общее и различное в культурной сфере народов различных эпох.
2.3 Цели и задачи дополнительной образовательной программы.

Общая цель программы – обучение основам культуры и истории через формирование представления о единстве сюжетной мифологии и памятников изобразительного и художественного искусства древних народов.

Основными учебными целями курса являются:

·  современное понимание мифологии и религии в системе гуманитарного знания и формирования личности;

·  ознакомление с главными религиозными системами древности и истоками происхождения современных мировых и национальных религий;

·  целостное и яркое описание основных мифологических сюжетов Древнего мира и раннего Средневековья;

·  раскрытие значения культурного наследия мифологии и религий древних народов для современности.

Успешное осуществление поставленных целей достигается путем решения основных задач учебного и воспитательного характера:

·  усвоение наиболее репрезентативных, отвечающих требованиям современной науки, познавательно, социально и личностно значимых знаний по религии и мифологии народов мира;

·  овладение элементарными методами работы с письменными историческими источниками и исторической информацией;

·  усвоение базовых понятий и терминов, умение применять их в учебном процессе и социальном общении;

·  формирование на основе личностно-эмоционального осмысления мифологических сюжетов понимания неразрывной связи исторического и культурного процессов, уважительного отношения к традициям, созидательной деятельности народов;

·  приобщение к гуманистическим ценностям;

·  воспитание толерантности.
2.4 Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года. Общая продолжительность обучения детей – 36 часов в год.
2.5.Формы и режим занятий

Программа предназначена для младших школьников. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 минут. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов рекомендованная продолжительность занятия 30 минут.

Оптимальное количество обучающихся в группе 8-15 человек

Возраст обучающихся: от 6 до 13 лет.
2.6 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате освоения программы

К концу первого года обучения обучающиеся будут:

- знать основы мифов Месопатамии, Древнего Египта, Древней Греции Древнего Рима, основные Библейские сказания.

- знать основные источники по мифологии;

- понимать, как в мифах отразились представления древних людей о мире, их моральные принципы;

- знать об архитектурных памятниках культовых центров Древней Мира;

- знать национальные традиции, национальную одежду, праздники древних людей;

- уметь находить причинно-следственные связи в событиях основных мифов;

- уметь поддерживать общение со сверстниками в коллективе;

- иметь навыки самостоятельной и коллективной деятельности.

·  Применять полученные знания для раскрытия причин и оценки сущности явлений современной культуры;
К концу второго года обучения обучающиеся будут:

- знать мифы Древнего Востока (Китай, Индия, Япония), Африканских народов, Латинской и Северной Америки, Славянские мифы и мифы народов Европы.

- иметь представление о жизни и обычаях древних людей;

- уметь находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, понимать, как эти явления отражаются в легендах древних народов.

- уметь работать с источником: находить нужную информацию у мифографа;

- уметь представлять, пересказывать и обсуждать мифы;

- иметь социальные навыки общения со взрослыми и детьми;

- уметь взаимодействовать в детском коллективе.

Использовать знания по курсу в общении с людьми в школе и во внешкольной жизни, как основу диалога в поликультурной среде.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПО ПАРАМЕТРАМ ДИАГНОСТИКИ

Знание основных мифов Древнего Мира, сведений о мифологии

Понимание отражения в мифах представления древних людей о мире, их моральные искания, умение находить причинно-следственные связи в событиях основных мифов;

Представление об архитектурных памятниках культовых центров Древнего Мира, национальных традициях, национальной одежде, праздниках


Умение представлять, пересказывать и обсуждать мифы, иметь социальные навыки общения со взрослыми и детьми, взаимодействовать в детском коллективе.

Высокий уровень – Знание основных богов различных пантеонов, мифов связанных с их появлением..

Высокий уровень -Умение находить причинно-следственные

связи между историческими явлениями, понимать, как эти явления отражаются в легендах древних народов, работать с источником: находить нужную информацию в работах мифографов.

Высокий уровень – Знание архитектурных памятников культовых центров Древнего Мира, архитектурных стилей, национальных традиций и праздников.

Уважительное отношение к историческим памятникам .

Высокий уровень – Социальные навыки выработаны, умение взаимодействовать в коллективе, активно обсуждать мифы, выступать перед аудиторией развито.

Средний уровень –усвоен основной материал о пантеоне богов, мифологии.

Средний уровень –использование при поиске аналогий информации из учебных лекций, умение находить причинно- следственные связи в легендах древних народов.

Средний уровень – уважительное отношение к историческим памятникам, средние знания о культовых центрах, национальных традициях и праздниках

Средний уровень – Общение в коллективе, обсуждения, пересказы мифов не вызывают сложностей,

Низкий уровень – усвоены отрывочные сведения по мифологии Древнего Мира.

Низкий уровень – поиск причинно-следственных связей с использованием литературы и материалов занятий затруднен.

Низкий уровень – недостаточно уважительное отношение к историческим памятникам, отрывочные представления о архитектурных памятниках, национальных традициях и праздниках

Низкий уровень -. Общение в коллективе, обсуждения, пересказы мифов вызывают сложности, контакт отсутствует.


Способы проверки результатов:

собеседование

устный опрос с опорой на наглядный материал;

тесты (срез теоретических знаний),

игры;

пересказ мифа;

мини-инсценировка мифа.
2.7. Формы подведения итогов освоения программы

Основным итогом занятий учебной группы являются: итоговая игра - тест «Мифы народов мира», инсценировка наиболее понравившегося мифа.

Итоговая аттестация детей проводится в соответствии с «Положением об аттестации обучающихся в ГБОУ ЦРТДиЮ «Планета».
3. Учебно-тематический план.

Поурочное планирование

(первый год обучения 2014-2015г.)

( 36 час.)



Тема занятий

Часы

1.

Введение. Правила техники безопасности

1

2.

Шумеро-акккадская мифология

1.

Знакомство с целями и задачами 1 года обучения.

Миф древних шумер о сотворении мира

1

2.

Сказание об Эрешкигаль и Нергале

1

3.

Сказание о Гильгамеше

1




Итого часов по теме:

3

3.

Древний Египет

1.

Сотворение мира. Традиции и обычаи древних египтян.

1

2.

Осирис и Исида

1

3.

Борьба Гора и Сета

1

4.

Зарождение жанра сказки. Сказка о двух братьях.

1




Итого часов по теме:

4

4.

Древняя Греция

1

Сотворение мира. Битва титанов.

1

2.

Боги олимпийцы и их функции.

1

3.

Подвиги Геракла

1

4.

Подвиги Геракла. Продолжение

1

5.

Тезей – победитель Минотавра

1

6.

Поход Аргонавтов за Золотым Руном

1

7.

Дедал и Икар

1

8.

Орфей и Эвредика

1

9.

Лесные и водные божества. Нарцисс.

1

10.

Персей и Андромеда

1

11.

Роль Гомера как мифографа. Троянская война

1

12.

Странствия Одиссея.

1




Итого часов по теме:

12

5.

Древний Рим.

1

Странствия Энея

1

2.

Ромул и Рем. Основание Рима.

1

3.

Пантеон римских богов и их функции. Понятие эвокатии.

1

4.

Похищение сабинянок

1

5.

Братья Горации

1

6.

Установление Республики.

1

7.

Сказания о доблестных римлянах. Как гуси Рим спасли.

1

8.

Амур и Психея.

1




Итого часов по теме:

8

6.

Библейские сказания




1

Сотворение мира. Адам и Ева.




2.

Каин и Авель. Библия как исторический источник.




3.

Ноев Ковчег. Авраам и Сарра.




4.

Содом и Гоморра. Вавилонская башня.




5.

Жизнь Моисея.




6.

Иосиф и его братья




7.

Соломон




8.

Давид – псалмопевец.







Итого часов по теме:

8





Содержание курса:
1 год обучения.

Верования и мифы Древней Месопотамии (3 часа)

Изучить особенности религии шумеров, аккадцев, жителей вавилонского царства через мифы «Энума элиш» и «Эпос о Гильгамеше». Изучить пантеон Месопотамских богов в период возвышения Вавилона.

Верования и мифы Древнего Египта (4 часа)

Изучить особенности религии Древнего Египта через мифы «О сотворении мира» (3 версии: мемфисская, гермопольская, гелиопольская), «Осирис и Исида». Изучить суть религиозной реформы Эхнатона (Аменхотепа IV). Узнать о становлении жанра сказки. Уяснить различие между сказкой и мифом.

Религия и мифология Древней Греции (12 часов)

Изучить особенности религии и мифологии Древней Греции. Познакомиться с пантеоном греческих богов. Познакомиться с сюжетами мифов о Прометее, Тезее, Орфее. Выяснить причины возникновения героев – детей богов. Познакомиться с комплексом мифов о Геракле. Узнать о роли Гомера в сохранении корпуса греческой мифологии. Оценить влияние древнегреческой религии на культуру последующих цивилизаций.

Религия и мифология Древнего Рима (8 часов)

Изучить особенности религии и мифологии Древнего Рима. Познакомиться с пантеоном богов, основными сюжетами мифов. Ввести понятие «эвокатия». Провести сравнительный анализ с греческой религией.

Библейские мифы (8 часов)

Познакомиться с Библией как с историческим источником. Изучить особенности древнееврейской религии через библейские мифы. Ввести понятие «монотеизм».
2 год обучения.

Религия и мифология Древнего Китая (4 часа)

Изучить особенности религии и мифологии Древнего Китая. Познакомиться с даосизмом и конфуцианством, их основными положениями, взаимодействием и влиянием на культуру и государственность Древнего Китая.

Религия и мифология древней Индии (4 часа)

Изучить особенности религии и мифологии Древней Индии. Познакомиться с основными положениями ведического учения, его влияния на индийское общество. Раскрыть причины зарождения буддизма, основы его учения.

Религия и мифология древней Японии (4 часа)

Изучить особенности религии и мифологии Японии. Ввести понятие «национальная религия» на примере синтоизма.

Религия и мифология Скандинавских народов (4 часа)

Изучить особенности религии и мифологии Скандинавских народов. Ввести понятие «эсхатологическая религия».

Религия и мифология народов Африки и Америки (6 часа)

Изучить особенности религии и мифологии африканских племен Северной, Тропической, Южной Африки, североамериканских индейцев и индейцев майя.

Кельтские Мифы (3 часа)

Изучить особенности религии и мифологии древних кельтов, как наследников мегалитической культуры в Европе. Оценить влияние кельтской религии и культуры на европейскую цивилизацию.

Религии и мифы древних славян (12 часов)

Изучить особенности религии и мифологии древних славян. Выявить остатки древнеславянской традиции в культуре современного российского общество.

Обобщающее заключительное занятие (1 час)


Список литературы:

1.  «Поэзия и проза Древнего Востока», серия БВЛ, М.: Художественная литература, 1973

2.  Бромлей Ю. В. «Очерки теории этноса», М: Наука, 1983

3.  Вейман Р. «История литературы и мифология», М., Наука, 1975

4.  Гуревич А. Я. «Эдда и сага», М.: Наука, 1979

5.  Гусев В. Е. «Эстетика фольклора», Л., 1967

6.  Донни Амброджо «У истоков христианства (От зарождения до Юстиниана), М.: Политиздат, 1979

7.  Зубов А. Б. «История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии». М., «Планета детей», 1997.

8.  Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. М.: Наука, 1983

9.  Клочков И. С. «Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время», М.: Наука, 1983

10.  Кун Н. А. «Легенды и мифы Древней Греции», М., 1980

11.  Лихачев Д. С. «История древнерусской литературы», М., 1967

12.  Мелетинский Е. М. Поэтика мифа М., Наука, 1976

13.  Муравьева Т. В. «Сто великих мифов и легенд», М.: Вече, 2009.

14.  Пьер Монтэ «Египет Рамзесов», Пер. с франц. - М.: Наука, 1989.

15.  Рассказы начальной русской летописи, М.: Детская литература, 1964

16.  Семенова М. «Поединок со змеем», Спб, Азбука-Терра, 1996.

17.  Темкин Э. Н., Эрман В. Г. «Мифы Древней Индии», М.: Наука, 1982

18.  Токарев С. А. «Религия в истории народов мира», М., 1976

19.  Уоллис Бадж, «Жители долины Нила», М.: Центрполиграф, 2009

20.  Фрезер Д. Д. «Фольклор в Ветхом Завете», М.: Политиздат, 1989

21.  Юань Кэ, «Мифы Древнего Китая», М., Наука, 1987

22.  Юдовихин П. А., «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. В лекциях, беседах, рассказах.», М.: Новая школа, 1996

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconАвторская программа факультативного курса Религии мира
Сегодняшнее возрождение России невозможно без духовного обновления, без обращения к общечеловеческим ценностям, в том числе христианским....
Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconРабочая программа Факультативного курса для 10 класса «Традиции и обычаи народов мира»

Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconСписок литературы (6 класс, для будущего 6а класса) Мифы о сотворении...
Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей)
Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconСодержание образовательной программы элективного курса «Религии мира» №
Религия совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога. Человеческая мысль с давних пор стремится понять...
Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconРабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации»
Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,...
Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconРабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы»
Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд...
Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconМифы народов мира в среднем звене
Европы, Америки не вызывает сомнения, поскольку это раздвигает горизонты личности, учит её познавать и воспринимать культурные ценности...
Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconСписок литературы для чтения в 5 классе
Мифы древних славян, Мифы древней Индии. Скандинавские мифы. Мифы североамериканских индейцев
Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История религии»
Целью данного курса является ознакомительное, сугубо светское изучение феномена религии, начиная с возникновения ее архаичных форм...
Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconПрограмма школьного курса и календарно-тематическое планирование факультатива «Религии мира»
Авторы: Яшина О. Н., к ист н., зав лабораторией истории и культуры религий мира
Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconРабочая программа по дисциплине «Камень в культуре народов мира»
«Камень в культуре народов мира» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconПояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира»
Основное внимание, базовая опора курса строится на народных промыслах и ремёслах русского народа, а также особенностях промыслов...
Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
«Психология», профиля подготовки «Социальн0-организационная психология», «Клиническая психология, очной формы обучения
Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconКраткое содержание проекта Данный проект направлен на поиск и анализ...
Итог – коллективная творческая работа презентация «Сказки народов мира». По окончанию исследовательской деятельности, организуется...
Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconКурс по выбору Учебно-методический комплекс
Целью курса является получение представлений о национально-культурных особенностях народов мира и выработка навыков эффективной коммуникации...
Программа является модифицировано-измененной на основе программы факультативного курса «Религии и мифы народов мира» iconВильгельм Вундт Проблемы психологии народов
Все четыре статьи, вместе взятые, имеют целью осветить общее отношение психологии народов к историческим наукам о духе путем анализа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск