Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты





Скачать 295.99 Kb.
НазваниеТакже в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты
страница1/2
Дата публикации07.03.2016
Размер295.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2

Спешите делать добро! (Симбирские меценаты) : сценарий мероприятия для детей и юношества / cост. О. В. Клопкова; Ульяновская обл. б-ка для детей и юношества им. С. Т Аксакова. – Ульяновск, 2010. – 21 с.

________________________________________

меценаты_обложка копия


Спешите делать добро! (Симбирские меценаты) : сценарий мероприятия для детей и юношества / cост. О. В. Клопкова; Ульяновская обл. б-ка для детей и юношества им. С. Т Аксакова. – Ульяновск, 2010. – 21 с.

Предисловие

Одним из приоритетных направлений деятельности Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С.Т. Аксакова является краеведение. К целям краеведческой работы относятся пробуждение интереса читателей к чтению краеведческой литературы; знакомство с прошлым и настоящим Ульяновской области, города Ульяновска, опытом предшествующих поколений, их традициями, обычаями, природным своеобразием края.

Часто тема краеведения замыкается на разговоре о красоте и своеобразии родного края, о культурном и историческом наследии его. История благотворительности и меценатства родного края нередко остаётся за пределами темы, хотя она богата тем, что воспитывает в подрастающем поколении не только патриотизм, но и нравственные качества: щедрость, благородство, сострадание…

Беседа в сопровождении электронной презентации «Спешите делать добро! Симбирские меценаты»:

- познакомит участников мероприятия с историей благотворительности в Симбирском крае и деятельностью современных благотворителей Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С.Т. Аксакова;

- пробудит интерес к истории своего края;

- поможет развить такие качества, как наблюдательность, внимательность, сопереживание;

- поможет обратиться к таким категориям, как совестливость и нравственность, сознание общественного долга, ответственность, лежащим в основе благотворительности.

Как было сказано выше, беседа сопровождается презентацией. Для удобства работы с материалом, слайды в тексте беседы пронумерованы.

В ходе беседы ведущий ставит перед участниками проблемные вопросы, позволяющие выяснить, насколько хорошо участники знают меценатов и благотворителей Симбирска-Ульяновска, город Ульяновск; здания, украшающие его улицы; исторические памятники; фамилии знаменитых симбирян.

Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты.

Список литературы, приведённый ниже, является основой для создания книжной выставки, к которой в ходе беседы обращается ведущий.

Оснащение:

1) электронная презентация;

2) книжная выставка «Симбирские меценаты».

Ход мероприятия

Во время сбора участников на экран проецируется название мероприятия

«Спешите делать добро» (слайд 1)

Тема нашей встречи – благотворительность и меценатство в истории Симбирска. Но прежде хотелось бы спросить у вас, знаете ли вы, что означают слова «благотворительность» и «меценатство», «филантропия» и «попечительство»?

Слайд 2

Знаете ли Вы, что означают понятия, которые видите на экране? Я прочитаю определение, а вы подберите к нему понятие.

Слайд 3

- Безвозмездная помощь нуждающимся, жертвование на определённые цели как денег, так и вещей, медикаментов, словом, любых ресурсов, связанные с милосердием и состраданием…

Ответ: «Благотворительность»

- Человеколюбие, оказание помощи и покровительства нуждающимся…

Ответ: «Филантропия»

- Это понятие появилось в России во второй половине XVIII века. Слово означает «обратить взор с вниманием, участием, сочувствием, милосердием; дать кому-либо приют и пропитание». Это совокупность благотворительных учреждений и мероприятий, имеющих целью оказание помощи лицам, которые по болезни, старости и иным причинам лишены возможности добывать себе пропитание личным трудом…

Ответ: «Общественное призрение»

- Покровительство и поддержка не самого человека, а его таланта; его роли в развитии культуры, науки, искусства. Добровольное и безвозмездное пожертвование денег на построение общественных сооружений (храмов, театров, больниц, учебных заведений). Слово происходит от имени римского государственного деятеля Гая Цильния Мецената, жившего в 1 в. до н.э. и помогавшего талантливым римским поэтам того времени…

Ответ: «Меценатство»

- Вложение финансовых и материально-технических средств в какую-либо деятельность без цели получения материальной выгоды или прибыли для себя, обычно в обмен на рекламу…

Ответ: «Спонсорство»

- Руководство поддержкой и заботой о ком-либо, что включало в себя организацию здравоохранения, духовного воспитания, гуманитарной помощи, материально-вещевого снабжения, учебного процесса…

Ответ: «Попечительство»

Благотворительность – универсальная общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутов общества. Людей, нуждающихся в бескорыстной поддержке и помощи, всегда было предостаточно.

Русские князья, начиная с Владимира Святого, славились благотворительностью.

Слайд 4

В «Поучении» Владимира Мономаха читаем: «Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».

Кто нуждался в помощи? И кто нуждается в помощи сейчас? Как вы думаете? Ведь со временем таких людей не становится меньше.

Возможные ответы участников: «Неимущие (люди, у которых нет средств к существованию; бедные, нищие)»; больные, инвалиды; престарелые, не способные содержать себя; дети-сироты, дети бедных родителей, которые хотели бы получить образование; пострадавшие в бедствиях (пожары, наводнения, войны и т.д.); люди творческих профессий, талантливые, но не имеющие средства к развитию своих способностей (художники, музыканты, писатели)» и т.д.

Век XIX был воистину «золотым веком» русской благотворительности. Именно в это время появился тот класс людей, который, с одной стороны, обладал необходимым для благотворительной деятельности капиталом и, с другой, был восприимчив к самой идее милосердия. Речь, конечно же, идёт о купечестве, усилиями которого была создана самая обширная и надёжная система благотворительности, когда-либо существовавшая в России.

Итак, кто и как занимался благотворительностью в старом Симбирске?

По масштабам благотворительности Симбирская губерния к концу ХIХ века стояла на третьем месте в российской Империи, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу.

В ХIХ веке в сознании большинства людей утвердилось правило, согласно которому богатые граждане считали своим долгом принимать на личный счёт издержки по различным городским потребностям. Человек, потерявший способность трудиться, мог рассчитывать либо на поддержку своего сословия, либо целой системы благотворительных учреждений, существовавших в городе. За помощью к городским властям мог обратиться каждый:

Слайд 5

«Служил сторожем при Троицкой церкви крестьянин М.Е. Курбатов. Имел 10 детей и получал 10 рублей в месяц. Его сын Дмитрий хорошо учился в гимназии и решил продолжить образование в Казанском университете. Вопрос рассматривался в Думе. Дмитрию Курбатову выделили стипендию за счёт города. Он успешно окончил университет, а потом работал на различных должностях в Симбирском окружном суде».

троицкая церковь

Откуда брались деньги? Из городского бюджета и пожертвований. Бюджет в конце XIX века исчислялся ежегодно суммой в 180-260 тысяч рублей, а пожертвований насчитывалось около 360 тысяч. Для справки: один российский рубль в те времена равнялся 10 современным американским долларам. На проценты с этого капитала содержались стипендиаты в Мариинской женской и мужской гимназиях, в коммерческом училище и городском приюте, также содержалась столовая ночлежного дома и дневной приют-ясли. Обеспечивались приданым девочки-сироты – воспитанницы городского детского приюта, содержались именные койки в городской бесплатной больнице и богадельне, украшались храмы.

Слайд 6

Первая благотворительная организация нашего края – «Симбирское женское общество христианского милосердия» была основана в 1817 году женой губернатора Е.О. Магницкой. Свою милосердную деятельность светские дамы осуществляли под покровительством императрицы Елизаветы Алексеевны. Средства собирались из членских взносов и частных пожертвований, от проведения лотерей и маскарадов. Благотворительность была занятием не просто почётным, но и обязательным для истинных христианок. Они оказывали помощь неимущим дворянам, сиротам и больным. Только за 1819 год общество собрало на благотворительные цели около 40000 руб. (для сравнения зарплата мелкого чиновника была 20 руб. в месяц).

Слайд 7

В 1820 году обществом был открыт третий в России Дом трудолюбия, ставший затем Елизаветинским училищем, переименованным в 1872 году в Елизаветинский пансион при Мариинской женской гимназии. В таких заведениях на полном содержании жили и обучались бедные девушки всех сословий.

здание бывшего дома трудолюбия, открытого в 1820 году симбирским обществом христианского милосердия для девиц-сирот

Слайд 8

Здание Мариинской гимназии вам хорошо известно. Что находится сейчас в нём? И где оно располагается? (Слайд 8а)1

Слайд 9

Женщины старались принимать участие во всех благих делах. После пожара 1864 года организовали убежище для детей, лишившихся в пожаре своих отцов и матерей, скрывавшихся в обгорелых домах, подвалах и погребах, в продолжение всей зимы умиравших на виду у всех от болезней, происходивших от холода и голода. По всей России членами общества были разосланы письма с просьбой о помощи. Эти просьбы нашли быстрый отклик – в город стали поступать пожертвования большие и малые, с указанием фамилий и анонимные. А в 1891 году был открыт «Серебряный приют» для престарелых, больных и одиноких женщин. Закрылось общество в 1918 году вскоре после революции. Нужно воздать должное женщинам, входившим в это благотворительное общество. Их душевные порывы и устремления, основанные на чувствах сострадания и милосердия, спасли не одну жизнь. Они утверждали своё благородство не только происхождением, но и делами. На серебряных кольцах, которые носили члены Общества, был выгравирован девиз: «Блажен, заботящийся о нищем и убогом…». И хочется верить, что эти слова не потеряли своего значения и для наших современников.

Наверное, все знают, о такой организации как общество Красного Креста. В ноябре 1870 года в Симбирске оно появилось сначала под названием «Общество попечения о раненых и больных воинах», позже было переименовано в общество Красного Креста.

Слайд 10

В годы войны 1877-1878 на средства общества были открыты три больницы для раненых. Активные его участницы – не только дворяне, но и купеческие дамы. Пожертвований хватило тем, кто находился на излечении в трёх госпиталях города, и даже 49 пудов медикаментов и перевязочных средств переправили в Дунайскую армию и Черногорию. В дальнейшем общество занималось подготовкой сестёр милосердия, оказанием помощи населению во время стихийных бедствий, эпидемий, содержало лазарет и амбулатории.

Всего в Симбирске активно работало 27 благотворительных обществ и заведений. На деньги симбирян было построено большинство церквей и соборов Симбирска (а их было более 100).

Слайд 11

Кафедральный Троицкий Собор является одним из вещественных доказательств проявления патриотических чувств Симбирского дворянства после войны 1812 г. На его строительство дворянство отчислило 50 000 руб. По 1 мая 1832 г. на строительство храма поступило около 100 000 руб.троицкий собор

История сохранила имена крупных симбирских меценатов. Им были присущи чувства сострадания, соучастия, любви к ближнему.

Вам, я думаю, хорошо известно название одного из районов Ульяновска – Киндяковка. А знаете ли вы¸ что семья старинного дворянского рода Киндяковых была весьма уважаема среди симбирской аристократии благодаря древности рода и личным заслугам.

Слайд 12

Самая яркая представительница этого рода – Симбирская помещица и британская подданная Екатерина Максимилиановна Перси-Френч. gthcb1

Дочь потомственной симбирской дворянки Софьи Александровны Киндяковой и ирландского дворянина Роберта Максимилиана Перси-Френч – Кэтлин Эмилия Александра родилась в Париже в 1864 году. В 1902 году, после смерти матери, она стала обладательницей колоссального состояния, которое оценивалось в 50 миллионов рублей. Она навела порядок во всех своих имениях, а любимая Киндяковка превратилась в богатую образцовую экономию. Она мало тратила денег на собственные нужды и часть свободных средств отдавала на благотворительность и меценатство. Помогала симбирским учебным и богоугодным заведениям.

Слайд 13

С начала 1900-х годов возглавляла Симбирское общество христианского милосердия и была попечительницей общины сестёр милосердия общества Красного Креста. В трудное военное и голодное время Перси-Френч принимала деятельное участие в открытии и содержании госпиталей, бесплатных столовых и раздаточных продовольственных пунктов в губернии. Несколько раз лично ездила на фронт и в окопах раздавала посылки русским солдатам. Покровительствовала Екатерина Максимилиановна и искусству.

Слайд 14

В 1903 году она купила в Симбирске на улице Московской один из престижных домов, бывший дом Ермоловых, в котором создала картинную галерею, впоследствии ставшую основой художественного музея, открывшегося в этом доме в 1920 году.

А вы знаете, что располагается сейчас в этом здании? И где вы его можете видеть?

Ответ: «Ныне здесь располагается областной военкомат». (Слайд 14а)

Слайд 15

Когда в 1912 году город готовился отметить 100-летний юбилей И.А. Гончарова, Перси-Френч заказала симбирскому архитектору Августу Шоде проект беседки, которую и установила как памятник в своём парке, недалеко от дома, в котором часто у Киндяковых бывал писатель. Вы, наверняка, видели эту беседку, когда гуляли в Винновской роще. besedka_goncharov

После революции 1917 года, разорения её имений в Симбирске, её ареста, она эмигрировала в Ирландию, затем в Харбин, где и умерла в 1939 году.

Слайд 16

Ещё один меценат Симбирска – Владимир Петрович Орлов-Давыдов – видный государственный и общественный деятель, учёный, автор многих исторических и экономических публикаций (наследник Григория Орлова и племянник гусара Давыдова). орлов-давыдов2

Слайд 17

Это человек, по часам которого город и сегодня сверяет время – на башенке Дома Гончарова бьют часы, которые Владимир Петрович в память о Симбирском губернаторе В.В. Орлове-Давыдове (своём сыне) подарил Спасо-Вознесенскому собору, стоявшему на перекрёстке Московской и Большой Саратовской улиц. Часы были изготовлены в Англии фирмой «Кук и Сыновья». Установили часы в верхнем ярусе колокольни Вознесенского собора с механизмом часового боя в большой церковный колокол.

В 1932 г. собор закрыли, колокола были сброшены и отправлены в переплавку, но часовой механизм удалось спасти. Его отстоял мастер Н.П. Кудрявцев, спрятав в бывшей усадьбе купца Шатрова. В 1937 г. бригада умельцев восстановила городские часы.

Слайд 18

А в 1974 году архитектор С.Н. Титов спроектировал для них башню на доме Гончарова. Так в Ульяновске появились часы.

Есть и ещё один памятник – ремесленное училище графа Орлова-Давыдова. История его такова.

Слайд 19

В 1868 году граф Владимир Владимирович Орлов-Давыдов, достойный продолжатель просветительских традиций своей семьи, симбирский губернатор, при котором впервые был построен водопровод, продолжалось восстановление города после пожара 1864 года, пожертвовал в распоряжение Симбирской Городской Думы 11 000 рублей…

Слайд 20

…на открытие в городе ремесленного училища для воспитания детей бедных городских жителей всех сословий. Эти средства были выделены не только на постройку здания, но и на приобретение инструментов, станков и других вещей для училища. После смерти В.В. Орлова-Давыдова, его отец, Владимир Петрович, в 1871 г. пожертвовал на учреждение ремесленного училища имени своего сына 200 000 рублей.

Где вы можете видеть это одно из самых красивых старинных зданий нашего города? И что в нём сейчас размещается?

Ответ: «Автомеханический техникум на берегу реки

Свияги». (Слайд 20а)

Слайд 21
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование активной гражданской позиции и ответственности за свой выбор, за судьбу страны и демократии в целом
Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание у учащихся активной жизненной позиции, подлинного патриотизма, бережного отношения к традициям и истории родного края...
Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование социально-ориентированной личности, способной к сопереживанию, эмпатии, проявлению активной гражданской позиции,...
Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты iconЭффективность работы музея в школе
Музеи всегда были и остаются полноправной структурной единицей образовательного пространства школы, решая главные задачи учебно-воспитательного...
Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели школьного образования заключаются не только в том, чтобы дать образование, соответствующее современным требованиям общества,...
Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности,...
Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование у школьников российской гражданской позиции посредством Основного Закона России, содействовать формированию у...
Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты iconЭкскурсии Челябинского Зоопарка Тел. (351) 263-18-64
Рассказывается краткая история Челябинского Зоопарка. Экскурсанты знакомятся с наиболее интересными видами животных Зоопарка, их...
Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты iconПоложение экологического форума «Устойчивое развитие. Актуальные...
Экологический форум посвящен проблемам формирования социально-значимой экологической природоохранной и исследовательской деятельности...
Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты iconКонцептуальные аспекты гражданской культуры в современной гуманитарной...
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...
Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты iconИспользовались такие методы теоретического уровня, как анализ, синтез...
В повседневном обиходе, а также в специальной литературе диапазон рек, относимых к малым, более широк и во многом зависит от природных...
Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты icon«Правовые и этические аспекты медицинской деятельности»
Права и обязанности граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья граждан; роль и ответственность врача при их соблюдении,...
Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты iconБеседа с родителями
Цель: определение активной воспитательной позиции в отношении собственного ребёнка
Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты iconПредмет: литературное чтение Класс: 2 класс Тип урока
Ознакомить учащихся с произведением; учить давать характеристику героям; учить осознавать нравственные понятия и моральные нормы,...
Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки»
В настоящей программе представлены вопросы, посвященные истории развития искусствознания, закономерностям становления науки об искусстве...
Также в беседе затрагиваются вопросы социально активной позиции граждан страны, нравственные и моральные аспекты iconТехнологическая карта занятия №17
Формирование активной жизненной позиции по отношению к учёбе в школе и школьной жизни


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск