Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света





НазваниеХаруки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света
страница1/44
Дата публикации27.08.2013
Размер4.84 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

www.koob.ru

Харуки Мураками

Страна чудес без тормозов и Конец Света



ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ



Роман, который вы держите сейчас в руках, я закончил в 1985 году. В его основе – небольшая повесть «Город с призрачной стеной» («Мати то соно футасикана кабэ»), написанная за пять лет до этого. Повесть опубликовали в одном литературном журнале, но мне самому не очень понравилось, как я ее написал (если честно, у меня в то время не хватило мастерства придать хорошей задумке нужную форму), и поэтому я не стал заводить разговор об отдельном издании, не стал ничего переписывать, а просто отложил рукопись на потом. Чувствовал: придет время – и я к ней вернусь. Эта сюжетная линия очень много значит для меня, и я долго искал в себе силы, чтобы переделать ее как надо.

Но как именно переделать? Ключевая идея никак не приходила в голову. Проблема ведь не в правке по мелочам, но в развороте угла зрения на сюжет в целом; а для такого разворота нужна принципиально новая идея. И вот, четыре года спустя по какой то случайности (сейчас уже и не помню, какой) она меня посетила. «Да да, вот оно!» – подумал я, побежал к столу, сел и принялся за работу, которая заняла у меня около года.

Читая роман, вы заметите, что он состоит из двух отдельных историй – «Конец Света» и «Страна Чудес без тормозов». «Конец Света» написан по мотивам той самой повести «Город с призрачной стеной», а к ней добавлен сюжет «Страны Чудес без тормозов». Собственно, в этом и заключалась моя идея: создать нечто целое из двух разных историй. Они происходят в совершенно разных местах и развиваются по различным канонам – но под конец органично сплетаются в одно целое. Каким образом они пересекаются и чем объединены – читателю не должно быть понятно, пока он не доберется до конца книги.

Загвоздка – и, уверяю вас, очень серьезная – состояла в том, что я и сам понятия не имел, как эти две истории увязать. Но я решил не унывать. Я подумал: «Ладно, будь что будет!» – и начал сочинять на ходу (как вы, наверное, знаете, оптимизм – неотъемлемая часть писательской натуры). Я выстраивал эти сюжеты попеременно один из другого – и потихоньку двигался вперед. В итоге получилось, что все четные главы – это «Конец Света», а все нечетные – «Страна Чудес без тормозов». И сейчас, вспоминая все это, я понимаю, что для создания этих разных историй задействовал совершенно разные части себя.

Проще говоря, вполне возможно, что «Конец Света» я писал правым полушарием мозга, а «Страну Чудес» – левым. Или, скажем, наоборот; не важно. Так или иначе, я разделил свой мозг (сознание, если угодно) на две части и писал две разные истории. Должен признаться, ощущение было замечательное.

Например, сочиняя «Конец Света», я плавал в фантазиях своего «правого мозга». Там – очень тихий мир. В маленьком городе, обнесенном высокой стеной, все происходит размеренно и спокойно. Люди сдержанны, немногословны, звуки приглушены. В отличие от этого мира, «Страна Чудес без тормозов» предельно активна. Там вы найдете и скорость, и насилие, и комизм ситуаций, и картины сумасшедших будней огромного мегаполиса. Этот мир существует в моем «левом мозгу». И вот так писать, постоянно ныряя то в один из этих миров, то в другой, для меня (или для механизма, управляющего моим сознанием) – чрезвычайно уютное состояние. Когда мне сложно разобраться в себе, когда душа не на месте, я частенько подхожу к пианино и разучиваю инвенции Баха (правда, очень неумело). Я одинаково напрягаю пальцы обеих рук – и казалось бы простая физическая нагрузка помогает восстановить утерянное душевное равновесие: мне действительно становится легче. Сочиняя то «Конец Света», то «Страну Чудес», мне было почти так же легко.

Так, день за днем, я продолжал напрягать обе половинки мозга, создавая два противоположных повествования. И постепенно между ними начала проступать некая взаимосвязь. Что то из одной истории совершенно естественно стало просачиваться в другую и наоборот. Процесс был очень радостным и захватывающим. В какой то момент пришла уверенность: да, теперь все получится как надо, – и работать стало гораздо легче. Я просто сочинял каждый день по кусочку той и другой истории, полагаясь на собственное чутье. Верил, что они когда нибудь непременно соединятся в одно целое. И они соединились. Удачно или нет – судить вам.
Мы часто спрашиваем себя о душе. Примерно как у Антона Чехова в «Палате номер шесть» Андрей Ефимыч развлекает вопросами почтмейстера.

Существует ли душа? Конечна она или бесконечна? Исчезает она с нашей смертью – или все таки переживает смерть и как то существует дальше? Ответов на эти вопросы у меня нет, – да и у Чехова, видимо, не было. Я лишь знаю наверняка, что у нас есть сознание. Оно существует внутри нашего тела. А снаружи этого тела существует совсем другой мир. Мы живем в постоянной зависимости как от внутреннего сознания, так и от внешнего мира. И эта двойная зависимость то и дело заставляет нас болеть, страдать, ввергает нас в хаос и разрушает наше драгоценное «я».

Но я часто думаю: а разве мир вокруг не отражается в нашем сознании точно так же, как наше сознание отражается в мире? И разве здесь не применима метафора двух зеркал, развернутых друг к другу и образующих две бесконечности?

Описание подобного ви́дения (или, если угодно, понимание мироустройства) – мой постоянный мотив, но, пожалуй, именно в «Стране Чудес без тормозов» мне удалось выписать это наиболее внятно. В 1982 году я написал «Охоту на овец», свой первый настоящий роман, а три года спустя – «Страну Чудес без тормозов». К тому времени мне было тридцать шесть лет, и во мне впервые укрепилось ощущение: ну вот, я и стал писателем. Мне хотелось рассказывать истории тем голосом, которые я в себе открыл, и теми словами, который во мне накопились.. Впереди еще целых полжизни можно грамотно расходовать силы и продолжать писать.

Мне очень приятно сознавать, что усилиями Дмитрия Коваленина столь важный для меня роман переведен на русский язык, и такое уважаемое издательство, как «ЭКСМО», опубликовало его в России. От всего сердца желаю моим русским читателям получить удовольствие от этой книги.
14 октября 2002 года

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света iconТемы вашего учебного проекта
Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры....
Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света iconТемы вашего учебного проекта
Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры....
Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света iconХаруки Мураками Кафка на пляже
«Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования»/ 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии»
Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света iconПлан урока- конференции по теме: «Что мы знаем о пирамидах?»
Просмотр презентации (ссылка здесь →) «7 чудес света». (5 мин.) Вопрос? Какому одному из чудес света будет посвящён урок?
Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света iconУрока в 5 классе Тема : «Семь чудес света»
Цель урока: создать условия для самостоятельного усвоения учащимися истории семи (четырех) чудес света, созданных в древнем мире
Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света iconИсследовательская работа по теме «Семь чудес света»
Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем. Они описаны древними историками и путешественниками, в том числе и «отцом...
Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света icon«Семь чудес света»
Представленный методический материал будет интересен всем любителям разгадки тайн Чудес света. Также отобранный материал окажется...
Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света iconХаруки Мураками Подземка
Пр-212, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-фз «О противодействии коррупции» и в целях совершенствования структуры официального...
Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света iconИсследовательская работа по теме «будет ли конец света?» ученик 7...
В библейских описаниях не однократно упоминается об апокалипсисе, как о неминуемом событии, настигнувшем человечество в момент его...
Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света iconПояснительная записка Программа рассчитана на 30 час ( 2 часа в неделю)....
Учебник английского языка «Страна чудес Wonderland Pre-Junior для начинающих» Кристина Бруни Эдинбург, «Пирсон», 2012
Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света icon«Семь чудес света»
Тип урока интегрированный (история и математика) с элементами дидактического театра
Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света icon«Физика – страна чудес»
Организация зимнего и летнего оздоровления студентов, обучающихся на бюджетной основе, в каникулярное время
Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света iconУрок по физике в 8-м классе на тему: "Свет. Источники света. Распространение света"
Обучающая: показать на конкретных примерах роль света в жизни человека; сформировать представление о естественных и искусственных...
Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света iconСемь чудес света: можно ли увеличить список?
...
Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света iconКогда наступит конец света?
Его пришествия и готовились к этому событию чтобы ревностно бороться с лжепророками
Харуки Мураками Страна чудес без тормозов и Конец Света iconЛес- страна чудес: сказочное путешествие- игра Т. Шебурова, учитель...
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск