Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion





НазваниеSigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion
страница1/52
Дата публикации31.08.2013
Размер7.52 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52


Sigmund Freud

Zwang, Paranoia und Perversion

Зигмунд Фрейд

Навязчивость, паранойя и перверсия

Перевод на русский язык А. М. Боковикова

Данное издание воспроизводит текст Фрейда в исправленном виде на основе вышедшего в 1980 году девятого издания седьмого тома «Учебного издания». Первое издание:

© S. Fischer Verlag Gmbh, Frankfurt am Main, 1969; примечания редактора, принадлежащие Дж. Стрейчи, заимствованы из «Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud», © The Institute of Psycho-Analysis, London, and The Estate of Angels Richadrs, Eynsham, 1969.

Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.

Данная книга является седьмым томом десятитомного собрания сочинений 3. Фрейда, известного как «Учебное издание». В настоящий том вошли работы, в которых рассматриваются механизмы возникновения невроза навязчивых состояний, паранойи, гомосексуализма и мазохистской перверсии. Помимо чисто теоретических сочинений, в которых выделяются конституциональные и внешнесредовые факторы, предрасполагающие к развитию данных расстройств, Фрейд на конкретных примерах демонстрирует подходы к лечению таких пациентов.

ISBN-5-898O8-O51-1

© ООО «Фирма СТД». издание на русском языке,

2006 ©А. Боковиков, переводе немецкого, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Об этом томе................................................................................9

Навязчивыедействия и религиозные отправления (1907)...................11

Предварительные замечания издателей.......................................12

Характер и анальная эротика (1908)................................................23

Предварительные замечания издателей.......................................24

Заметки об одном случае невроза навязчивости (1909)...................31

Предварительные замечания издателей......................................33

[Введение]..................................................................................35

1. Из истории болезни..................................................................38

A. Начало лечения....................................................................38

Б. Инфантильная сексуальность..............................................39

B. Великое навязчивое опасение....................................43

Г. Ознакомление с принципами лечения..................................49

Д. Некоторые навязчивые представления и их перевод..............57

Е. Повод к болезни..................................................................64

Ж. Комплекс отца и разгадка идеи о крысах..............................68

11.0 теории.................................................................................83

A. Некоторые общие особенности навязчивых образований.....83

Б. Некоторые психические особенности больных неврозом

навязчивости — их отношение к реальности, к суевериям и к смерти...........................................................................88

B. Жизнь влечений и происхождение навязчивости

и сомнений..........................................................................94

Предрасположение к неврозу навязчивости проблеме

выбора невроза (1913).............................................................105

Предварительные замечания издателей......................................107

Мифологическая параллель к одному пластичному навязчивому

представлению (1916)..........................................................119

Предварительные замечания издателей......................................120

О ПРЕВРАЩЕНИИ ВЛЕЧЕНИЙ, В ЧАСТНОСТИ АНАЛЬНОЙ ЭРОТИКИ (1917)......123

Предварительные замечания издателей......................................124

Психоаналитические заметки об одном

автобиографически описанном случае паранойи

(DEMENTIA PARANO1DES) (191! [1910])........................................133

Предварительные замечания издателей......................................135

[Введение].................................................................................139

I. История болезни....................................................................141

II. Попытка истолкования..........................................................162

III. О механизме паранойи.........................................................183

Дополнение (1912 [1911])............................................................201

Сообщение об одном случае паранойи, противоречащем

психоаналитической теории (1915)......................................205

Предварительные замечания издателей......................................206

о некоторых невротических механизмах при ревности,

паранойей гомосексуализме(1922 [1921]).............................217

Предварительные замечания издателей......................................218

"Ребенка бьют" вопросу о происхождении сексуальных

перверсий (1919).................................................................229

Предварительные замечания издателей......................................230

О ПСИХОГЕНЕЗЕ ОДНОГО СПУЧАЯ ЖЕНСКОГО ГОМОСЕКСУАЛИЗМА (1920)......255

Предварительные замечания издателей......................................256

Невроз дьявола в семнадцатом веке (1923 [1922])..........................283

Предварительные замечания издателей......................................285

[Введение]................................................................................287

I. История художника ХристофаХайтцманна..............................288

П. Мотив соглашения с дьяволом...............................................294

III. Дьявол как замена отца.........................................................298

IV. Две расписки......................................................................310

V. Дальнейший невроз................................................................314

Приложение

Библиография.......................................................................324

Список сокращений................................................................333

Именной указатель................................................................334

ОБ ЭТОМ ТОМЕ

Подробное описание структуры и целей настоящего издания, а также принципа подбора работ читатель найдет в «Пояснениях к изданию*, помещенных в начале первого тома. Здесь мы лишь еще раз вкратце подытожим эти моменты; одновременно мы хотели бы дать некоторые комментарии и снабдить читателя своего рода «путеводителем» по данному тому.

Цель этого разделенного на отдельные темы издания состояла прежде всего в том, чтобы основные сочинения Зигмунда Фрейда сделать доступными для студентов, изучающих науки, смежные с психоанализом, — социологию, политические науки, социальную психологию, педагогику и т. д., — а также для всех интересующихся неспециалистов. Это издание снабжено подробными примечаниями в большем количестве и в более систематизированной форме, чем это делалось в отдельных изданиях карманного формата. Вна-чале у нас не было намерения включать в данное издание сочинения, посвященные теории и технике терапии. Однако по многочисленным просьбам эта часть творческого наследия Фрейда также теперь была сделана доступной и содержится в дополнительном томе (без номера) «Учебного издания».

«Учебное издание» публикуется уже после смерти Джеймса Стрейчи, главного редактора редакционной коллегии, который продолжал работать над его подготовкой, прежде всего над планом содержания и принципами комментариев, до самой своей смерти в апреле 1967 года.

В настоящем издании в основном использованы тексты из последнего немецкого издания, которые были опубликованы еще при жизни Фрейда. То есть в большинстве случаев они вначале были опубликованы в вышедшем в Лондоне «Собрании сочинений» (которое в свою очередь большей частью представляет собой фотокопии опубликованного еще в Вене «Собрания трудов»). В других случаях источник указывается в «Замечаниях издателей», предваряющих соответствующий труд. Несколько ссылок Фрейда на страницы прежних, сегодня почти недоступных изданий его работ опущены издателями, а вместо них добавлены описательные примечания, помогающие читателю найти соответствующее места в доступных сегодня изданиях; это касается прежде всего «Толкования сновиде-

ннй». Чтобы избежать ненужных повторов, в конце каждого тома «Учебного издания» приведены также подробные библиографические сведения Фрейда о собственных сочинениях, а также о работах других авторов, которые содержались в текстах предыдущих изданий. За исключением этой незначительной правки и единообразного употребления сокращения «с.» для указания страниц (в том числе тех случаев, где Фрейд, особенно в ранних работах, писал «р.») и некоторых изменений орфографии, пунктуации и шрифтового оформления для приведения их в более современный вид, каждое изменение, сделанное в исходном тексте, поясняется в примеча-н и и.

Включенный в «Учебное издание» редакторский материал заимствован из Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, то есть английского издания, сделанного под руководством Джеймса Стрейчи; он воспроизводится здесь в переводе с разрешения обладателей права публикации, Института психоанализа и издательства «Хогарт-Пресс» (Лондон). Там, где того требовала цель настоящего издания, этот материал был сокращен и адаптирован; вместе с тем были сделаны некоторые исправления и добавлены примечания. За исключением «Предварительных замечаний издателей» и некоторых приложений, все дополнения, сделанные издателями, приведены в квадратных скобках.

Издатели выражают огромную благодарность Ильзе Грубрих-Зи-митис из издательства С. Фишера. Без ее инициативы это «Учебное издание» не увидело бы свет; на всех стадиях подготовки она оказывала неоценимую и компетентную помощь. Огромной благодарности заслуживает также Кете Хюгель за перевод на немецкий язык редакторского материала, а также Ингеборг Мейер-Палмедо за помощь при вычитке корректуры и составлении указателей.

Использованные в этом томе специальные сокращения разъясняются в списке сокращений на с. 333. В тексте или в сносках иногда упоминаются сочинения Фрейда, которые в «Учебное издание» не включены. Из библиографий в конце каждого тома (в которой содержатся сведения обо всех упомянутых технических работах Фрейда и других авторов) читатель может получить информацию о том, вошла данная работа в «Учебное издание» или нет.

Издатели

Навязчивые действия и религиозные

отправления

(1907)

ю

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

ИЗДАТЕЛЕЙ

Издания на немецком языке:

1907 Z. Religionspsychol., т. 1 (1) [апрель], 4-12.

1909 S. К. S. N., т. 2, 122-131. (1912, 2-е изд.; 1921, 3-е изд.)

1924 С. S., т. 10, 210-220.

1941 G. И-'., т. 7, 129-139.

Эта статья была написана в феврале 1907 года для первого номера журнала, издававшегося Бреслером и Форбродтом. Она является первым исследованием Фрейда в область психологии религии, вне всяких сомнений, шагом в направлении опубликованной пятью годами позднее работы «Тотем и табу» (1912—1913), в которой эта тема рассматривается намного подробнее. Но, кроме того, эта статья представляет большой интерес еще и потому, что впервые по прошествии десяти лет, отделяющих период его сотрудничества с Брейе-ром, Фрейд опять занимается здесь неврозом навязчивых состояний. Он в общих чертах изображает механизм симптомов навязчивости, который затем подробнее был описан в истории болезни «Крыси-на» (\909d, ниже, с. 35 и далее); однако в то время, когда Фрейд писал настоящую работу к лечению этого своего пациента он еще не приступил.

Пожалуй, из всех психических нарушений Фрейд занимался лечением невроза навязчивых состояний чаще всего — с самого начала и почти до конца своей трудовой жизни. Далее мы перечислим те сочинения, в которых Фрейд, помимо шести работ, образующих первую часть данного тома, подробно занимается этой темой: «Защитные невропсихозы» (1894д), раздел II; «Obsessions el phobies» (1895с); в датированной 1895 годом рукописи К в письмах Флиссу (Freud, 1950а); «Еще несколько замечаний о защитных невропси-хозах» (18966), раздел II. (Эти ранние сочинения не были включены в «Учебное издание», а из тех, что в него вошли, пожалуй, следующие:) «Тотем и табу» (1912-1913), статья II, разделы 2 и Ъ(с), и статья III, разделы 3 и 4; анализ «Волкова» (19186 [1914]), раздел VI; 17-я из «Лекций по введению в психоанализ» (1916—1917); «Торможение, симптом и тревога» (1926<У), глава V и VI. В главе V вышеупомянутого сочинения (Studienausgabe, т. 6, с. 257) Фрейд отмечает: «Пожалуй, невроз навязчивости — это самый интересный и самый благодарный объект аналитического исследования, но как проблема по-прежнему еще не побежденный».

Разумеется, я не первый, кому бросилось в глаза сходство так называемых навязчивых действий нервнобольных с отправлениями, которыми верующий подтверждает свою набожность. Об этом мне говорит и имя «церемониал», которым назвали некоторые из этих навязчивых действий. И все же это сходство мне не кажется чисто поверхностным, а потому, поняв возникновение невротического церемониала, можно было бы отважиться по аналогии сделать выводы о душевных процессах религиозной жизни.

Люди, совершающие навязчивые действия или церемониал, наряду с теми, кто страдает от навязчивых мыслей, навязчивых представлений, навязчивых импульсов и т. п., относятся к особой клинической единице, нарушения которой принято обозначать неврозом навязчивости1. Однако не стоит впадать в искушение пытаться вывести своеобразие этого недуга из его наименования, ибо, строго говоря, и другие болезненные душевные проявления с тем же правом притязают на так называемый «навязчивый характер». Место дефиниции должно теперь занять детальное знание этих состояний, поскольку до сих пор так и не удалось выявить, вероятно, глубоко лежащий критерий невроза навязчивости, наличие которого, как ошибочно полагают, можно все-таки разыскать во всех его проявлениях.

Невротический церемониал состоит в совершении небольших ритуалов, в добавлениях, ограничениях, предписаниях, которые при определенных поступках в повседневной жизни всегда осуществляются одним и тем же или закономерно видоизмененным способом. Эти действия производят на нас впечатление простых «формальностей»; они кажутся нам не имеющими никого значения. Точно такими же они кажутся и самому больному, и все же он неспособен

1 Ср. Lowenfeld (1904). [Согласно этому автору, термин «навязчивое представление» был введен в 1867 году Краффтом-Эбингом, между тем как понятие «невроз навязчивости» восходит к самому Фрейду. В публикациях это выражение впервые появилось в первой работе Фрейда, посвященной неврозу тревоги (1895й. Studienausgabe, т. 6, с. 33).]
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconТема урока: Wo und wie wohnen hier die Menschen? Где и как живут люди?
У.: Guten Tag, liebe Freunde und Gäste. Ich freue mich euch zu begrüßen. Motiviert euch zur erfolgreichen Arbeit. Unser heutiges...
Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconНеrr Dorn kommt und grüßt: "Guten Tag!" Der Unterricht beginnt. Wer fehlt heute?
Неrr Dorn kommt und grüßt: "Guten Tag!" Der Unterricht beginnt. Wer fehlt heute? Heute sind аllе da, wie immer. Wir kommen sehr gern...
Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconТема урока: „Die bekannten deutschen und österreichischen Dichter und Schriftsteller“ Цели урока
Тема урока: „Die bekannten deutschen und österreichischen Dichter und Schriftsteller“
Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconУказатели новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии
О доскональности изучения свидетельствует, например, реферат Лейбница в издававшемся им журнале «Monatlicher Auszug aus allerhand...
Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconКонспект к уроку. Тема урока: Die deutsche Sprache. Bedeutung und...
У.: Guten Tag, liebe Freunde und Gäste. Ich freue mich euch zu begrüßen. Motiviert euch zur erfolgreichen Arbeit. Unser heutiges...
Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С 26 Informations- und Geoinformationssysteme und ihre Verwendung [Текст]: метод разработки по немецкому языку для студентов специальностей...
Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
П.: Guten Tag! Ich freue mich: niemand hat sich zur Stunde verspätet. Auf wie viel Uhr hast du den Wecker gestellt? Und du? Wann...
Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconUnd verein „ehemaligen russisсhen mauthausen-häftlinge“ Fonds „erinnerung...
Ф «поб» 17 ноября2002 г в письмах №№162 и163. Решение руководства ф «поб» о выделении средств для поддержки проекта с предложением...
Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconКонкурс: «Мой открытый урок в 5 классе» Тема : «Was wissen Sie über...
...
Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconDr freud. A life by Paul Ferris. London: "Pimlico", 1998 Издательство...
С выходом книги "Толкование сновидений" (1900) его популярность начала постепенно расти, и еще задолго до смерти (которая последовала...
Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconТема урока : „Wohnen und Wohlfühlen“
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества
Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconРазвитие и критика учения о волеизъявлении
Отрывок из книги: Manigk Alfred. Willenserklarung und Willensgeschaft. Berlin, 1907. S. 27 ff. Примеч перев
Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconПрезентация лингвострановедческого проекта. Задачи урока
Тема: "Die Umweltprobleme im Vergleich in Deutschland und in Russland. Проблемы окружающей среды"
Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconУрок по теме: «Massenmedien Pro und Contra»
Расширить кругозор и дать представление учащимся о видах и задачах сми в Германии, об их положительных и отрицательных сторонах
Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconУрок развития умений диалогической речи по теме «Im Geschäft»
Тема учебного занятия: «Obst und Gemüse. Im Geschäft» («Фрукты и овощи. В магазине»)
Sigmund Freud Zwang, Paranoia und Perversion iconРезультаты деятельности учителя
Германия. Дрезден о прохождении кпк по проблеме «Das Bildungssystem in Deutschland – Entstehung/Struktur/Steuerung und die deutsche...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск