Тема:
Цель:
Задачи:
Оборудование:
Предварительная
работа:
Ход непосредственной образовательной
деятельности:
| Что такое вежливость?
Обобщить представления детей о вежливом человеке.
Закреплять знания детей о том, что вежливый человек поступает по совести, честно, может в любой сложившейся ситуации увидеть побудительные мотивы действий других людей и действовать согласно общепринятым нормам морали.
Закреплять употребление слов речевого этикета в повседневной жизни (слова приветствия, знакомства, благодарности, сочувствия, прощания).
Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.
Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка.
Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Воздушный шар со словом «здравствуйте», корзинка для игры с именами, настольный театр «Два ежа», элементы мимики лица мальчика и девочки, лампа в виде сердца, открытки в виде сердца, ТСО – серия слайдов «А как поступишь ты?»
Коммуникация:
Беседы по изучаемым разделам речевого этикета.
Разбор ситуаций «Если вы вежливы».
Познание:
Рассказ воспитателя: «Вежливые сказки», «Добрые советы».
Заучивание стихов и загадок: О. Дриз «Добрые слова», Н. Юсупова «Простите», А. Кузнецовой «Две подружки».
Рассматривание сюжетных картин, фотографий, детской периодики, нацеливающие на решение речевых задач.
Дидактические, познавательно-речевые и пальчиковые игры: «Назовите имя», «Остановимся – познакомимся», «Как вы скажете».
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворений, рассказов, сказок по данной теме: Е.А. Пермяк «Самое страшное», В. Осеева «Синие листья», «Хорошее», «Волшебное слово», Г. Ладонщиков «Я не плачу»,
В. Толянский «Спасибо»
Социализация:
Сюжетно-ролевые игры «В магазине», «Банк», «На почте».
Обыгрывание сказок «Как петушок и курочка иголку просили», «Лиса и журавль», «Как желтый цыпленок знакомился».
Труд:
Изготовление сердечек к дидактической игре «Подбери слово»
Художественное творчество:
Рисование «Портрет лучшего друга».
Аппликация «Подарок для души».
Музыка:
Прослушивание песен В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», «Настоящий друг», «Улыбка».
Дети входят в зал, встают рядом с воспитателем. Влетает воздушный шар, на котором написано слово «здравствуйте».
- Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шар. На нем что-то написано… Вы не знаете что это? Может быть, кто-то из вас сможет его прочитать? Нет? Тогда послушайте меня.
У меня работы много,
Целый день меня зовут.
Лишь знакомого ты встретишь –
Я уж снова тут как тут.
Чтоб здоровья пожелать,
Надо ………… сказать.*
- А кто из вас может сказать, что означает слово «Здравствуйте»? (Для чего мы произносим его при встрече с друзьями или знакомыми?)
- Молодцы, правильно.
Что такое «здравствуйте»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров!»
Вечером расстались –
Встретились с утра,
Значит, снова «здравствуй»
Говорить пора.**
___________________________________________________________
*Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. Практический материал по развитию творческой активности дошкольников. СПб., 2000. С. 29.
**Там же.
Дидактическая игра «Знакомство»*
- Ребята, а сейчас мне бы хотелось с вами познакомиться поближе. Посмотрите, у меня в руках корзинка. Я возьму и положу в нее свое имя – Наталья Михайловна. Когда я была маленькой, такой, как вы, меня ласково называли Наташенькой. А как вас ласково называют ваши близкие? Давайте вы, как и я, положите свои имена в корзинку. Интересно, что там с ними происходит? Давайте приподнимем крышку и посмотрим.
- Ой, ребята, все наши имена разлетелись. Что же нам теперь делать?
- Ребята, я поймала имя Дашенька. Где у нас Дашенька? Возьми свое имя. Я очень рада с тобой познакомиться.
- Ребята, а давайте ловить имена и, отдавая их «хозяину», говорить «очень приятно с тобой познакомиться», а в ответ будем говорить «спасибо».
- Какие вы молодцы, ребята, вы замечательные – дружные, приветливые и вежливые.
- А почему я назвала вас вежливыми?
Просмотр и обсуждение сказки «Два ежа» (настольный театр)
- Ребята, а хотите услышать интересную сказку? Тогда подойдите, пожалуйста, ко мне. (Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся декорации к настольному театру «Два ежа».) Присядьте на стульчики. Все готовы меня слушать? Сказка начинается… (Сказка рассказывается с демонстрацией.)
В одном сказочном лесу жили-были два ежа. Они были очень уверенны в себе и считали, что лес и все, что в немнаходится, принадлежит только им одним. Однажды теплым летним днем ежи отправились на прогулку. Посреди этого леса протекала река, через которую был проложен очень узкий мост. И надо ж было такому случиться, что ежи решили этот мост перейти, каждый со своей стороны в одно и то же время. Дойдя до середины, ежи встретились и остановились. Никто не хотел уступать дорогу. Ничего не говоря каждый, пыхтя и толкаясь, старался обойти другого. Настойчивости у ежей было много, а места было очень мало… И, сами понимаете, дело закончилось тем, что оба ежа упали в воду. Страшного с ними, конечно, ничего не случилось, ведь ежи умеют плавать … однако дело могло закончиться по-другому…
___________________________________________________________
*Там же
- Вам понравилась сказка? О ком она?
- Что случилось с ежами?
- Почему это произошло?
- Как вы считаете, с чего должна была начаться встреча ежей?
- Что каждый из них мог сказать друг другу?
- Ребята, а давайте придумаем к этой сказке другой конец.
- Ребята, а почему же все должны быть вежливыми?
Физкультминутка.
- А сейчас, ребята, давайте отдохнем и ненадолго представим, что вы стали ежами. Встаньте у своих стульчиков и повторяйте движения за мной.
Утром в лес ежи пошли (шаг на месте)
По дороге гриб нашли (наклониться вперед, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались еще три! (руки вперед, затем в сторону)
И пока грибы срывали (наклоны вперед, вниз)
Ежи в школу опоздали. (руки к щекам, покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
- Замечательно, я вижу, что вы очень старались! Ну а теперь вы снова станете мальчиками и девочками.
- Ребята, а вы знаете, вежливые люди очень добры ко всем и эта доброта всегда отражается на их лицах.
Разбор ситуаций, нацеленных на решение речевых задач
- А сейчас, пожалуйста, сядьте на стульчики, мы рассмотрим с вами интересные слайды, на которых изображены мальчики и девочки. С этими ребятами приключились разные истории. Однако эти истории не закончены. Давайте подберем конец к каждой истории.
- Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на этом слайде?
- Что произошло потом?
- Ребята, посмотрите, на этом слайде мы видим два варианта завершения этой истории. Подумайте, каким из них должна закончиться история?
- Объясните, почему вы выбрали именно такой конец? (Так поступил бы вежливый человек.) (2 истории)
- Ребята, вы молодцы! Как хорошо вы разобрались во всех ситуациях! Именно так и должны поступать вежливые, воспитанные люди.
Дидактическая игра «Составление пиктограмм».
- Ребята, а вы хотели бы еще поиграть? Тогда идите ко мне. Встаньте свободнее. Посмотрите, у меня есть два рисунка. Вы догадались, кто изображен на них? Какие вы молодцы! Да, это мальчик и девочка. Но мне кажется, что тут чего-то не хватает? Правильно, на этих рисунках не хватает частей лица.
- Ребята, а у меня есть идея! Вот недостающие части. Давайте составим лица этих ребят, но так, чтобы они получились добрыми и приветливыми. Я предлагаю мальчикам составить лицо мальчика, а девочкам – девочки.
- Готовы? С чего начнем?
- А почему вы не выбрали другие элементы лица? Например, эти брови, или этот рот?
- Вы все молодцы! И мальчики и девочки! Вы очень хорошо играли и у вас получились улыбчивые лица, которые светятся добротой!
Заключение.
- Ребята, посмотрите, что у меня есть! Что это? Да, это большое, красивое сердце. Но случилась беда, сердце опустело… Давайте сделаем его вновь большим и прекрасным. Кто знает, как это можно сделать?
- А я предлагаю наполнить его добрыми словами. Ведь вежливый человек знает очень много добрых. Приятных слов таких, которые радуют наши сердца. (Добро, любовь, счастье, здоровье, нежность, ласка, радость, улыбка, щедрость…)
- Скажите, пожалуйста, вежливому человеку нужно знать такие слова? Почему?
- А какое у таких людей сердце и душа?
- Какие вы молодцы! Мне бы очень хотелось, чтобы вы взяли в группу этот шарик и сердечки, которые вы друг для друга сделали и всегда дарили друг другу улыбки и добрые слова.
|