Скачать 2.7 Mb.
|
Anne Ancelin SchutzenbergerAIE, MES AIEUX!Liens transgenerationels, secrets de famille,syndrome d'anniversairetransmission des traumatismeset pratique du genosiciogrammeLa Meridienne Desclee de BrouwerАнн Анселин ШутценбергерСИНДРОМ ПРЕДКОВТрансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы Издательство Института Психотерапии Москва 2001 Перевод с французского: И. К. Масалков Научный редактор: Михаил Бурняшев Шутценбергер А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 240 с. Эксклюзивное право издания книги на русском языке принадлежит Институту Психотерапии. Все права защищены. Любая перепечатка издания является нарушением авторских прав и преследуется по закону. Опубликовано по соглашению с La Miridienne, Desclee de Brouwer. Каждый из нас является звеном в цепи поколений, и порой нам приходится, к собственному удивлению, «оплачивать долги» наших предков. Эта своеобразная «невидимая преданность семье» подталкивает нас к неосознанному повторению приятных ситуаций или печальных событий. Мы менее свободны, чем полагаем, но у нас есть возможность отвоевать свою свободу и избежать роковых повторений в нашей семейной истории, поняв сложные хитросплетения в собственной семье. Эта книга во Франции выдержала 14 изданий. Она является результатом двадцатилетней научной-деятельности и клинической практики Анн Анселин Шутценбергер. Случаи, которые она приводит, по драматизму, эмоциональному накалу и таинственности превосходят самые смелые фантазии авторов готических романов. Иногда они шокируют, иногда пронзают острой болью и всегда напоминают о том, что каждый из нас является частью общей для всех истории и даже самые отдаленные события гораздо ближе к отдельному человеку, чем можно себе представить. Исследовательский и терапевтический аспект книги представляет обоснования тех явлений, с которыми автор работает с помощью своего метода — трансгенерационной психогенеалогической концептуальной терапии. Один из основных его «инструментов» — геносоциограммы — позволяет распутать сложный клубок семейных историй, выявить связи между поколениями и прервать цепь бессознательных повторений, чтобы человек мог осознать собственное предназначение и использовать свой шанс в жизни. ISBN 5-89939-051-4 © La Meridienne, 1993 © Desclee de Brouwer, 1993 О Изд-во Института Психотерапии, 2001 СОДЕРЖАНИЕ Предупреждение............................................................................... 10 Живущее прошлое. Попугай дедушки.......................'........................11 От бессознательного к геносоциограмме........................................... 13 Уже Фрейд.................................................................................. 14 Юнг, Морено, Роджерс, Дольто и другие...................................16 Мои профессиональные «родственные связи»...........................18 Этот незнакомец Морено...........................................................19 Генограмма и геносоциограмма..................................................21 Фрейд и «тревожащая странность»............................................22 Семейная терапия и генограмма/геносоциограмма............................2S Группа Пало Альто.....................................................................26 Стратегическая системная терапия............................................27 Структурная семейная терапия..................................................27 Семейная психоаналитическая терапия.....................................28 Невидимые лояльности.....................................................................29 Концепция Ивана Бузормени-Надя..........................................30 Парентификация........................................................................31 Семейный миф или сага о семье...............................................32 Личный пример..........................................................................34 Семейная «бухгалтерия». Базовая безопасность. Несправедливость....................................................................35 Обида..........................................................................................38 Несправедливость судьбы...........................................................39 Трансгенерационный страх. Травматизм «ветра пушечных ядер»........................................40 «Это несправедливо...». Пережитая несправедливость, «настоящая справедливость»...................................................40 Пассивная агрессивность...........................................................41 Психосоматика/соматопсихика.........................................................42 «Body mind connection»...............................................................42 Трансгенерационные связи. «Бухгалтерия долгов и заслуг». Пережитая несправедливость..................................................43 «Зубастые подарки»....................................................................47 «Гроссбух» святого Николая.......................................................51 Мы все происходим из «смешанных пар».................................52 Индивид и семья........................................................................53 Синхронная карта семейных событий.......................................54 Контекстуальный и интегративный подход...............................56 Семейные правила......................................................................■ 57 Быть лояльным членом группы.................................................60 Контекст и классовый невроз. Провал в школьной учебе.........61 Склеп и призрак...............................................................................64 Непризнаваемая, неуловимая тайна..........................................66 Охотник за бабочками................................................................68 Происхождение и смерть..................................................................71 Эрже и Тентен............................................................................71 Семейные бессознательные повторения в день годовщин: несчастный случай со вдовцом...............................................72 Болезнь приемного ребенка.......................................................73 Тайна смерти родителей и своего происхождения: дети депортированных.............................................................73 Случай Робера - разрывы и тайны...........................................74 Геноцид и пережитая несправедливость: рабство, депортация, массовое бегство...................................76 Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины..............82 Открытие синдрома годовщины.................................................83 Обмены и взаимодействие.........................................................86 Мой стиль работы......................................................................87 Синдром годовщины..................................................................92 «Невидимые лояльности» и «фракталы»....................................96 Как строить геносоциограмму?.........................................................99 Условные обозначения ..............................................................99 Биографическая реконструкция. Метки, ключи, границы памяти и ограничения метода..................................103 Основы идентичности: имя и фамилия. Фамилия или отчество: «Как тебя зовут?».............................106 Значимость имени. Нить Ариадны............................................109 Важность контекста (исторического, экономического, культурного)...........................................................................ПО Жизненный контекст (учеба, путешествия, проживание в дальних краях). Имя-код, имя-травести, имя-криптограмма................................................................. 112 1 Мы все метисы? Наследники двух культур...............................113 Внебрачные дети, побочные дети. Примеры социального и семейного «стыда»................................,...............................114 Задачи геносоциограммы.......................................................... 115 Моя клиническая практика в трансгенерационном методе................117 Группа, Мари и другие..................................................,............119 Вновь обрести свою идентичность. Передача............................125 Запас прочности........................................................................126 Базовая безопасность. Жизненный порыв...............................126 Трансгенерационное и интергенерационное. Память, к которой вновь обращаются: живая память или провалы памяти.........................................................,.....130 Клинические примеры с упрощенными геносоциограммами...............131 Шарль: синдром годовщины и невидимая лояльность семье ... 131 Марк: семейное повторение несчастных случаев......................135 Жаклин: армянский геноцид.....................................................139 Валери и Роже: существует ли «наследственная предрасположенность» к дорожно-транспортным происшествиям?..................................................................... 142 Семейная конфигурация и синдром «двойной годовщины».....145 Годовщина — период уязвимости, «стресс годовщины»............145 Два брата, выживший и умерший.............................................147 Люсьен и мадам Андре: генеалогический инцест......................149 Две молодые мадам Раванель: непроясненный генеалогический Инцест......................................................... 151 «Цепочка» семейных союзов......................................................155 Переданное наследство и структура семьи................................157 Семья де Мортелак: смерть деТей в раннем возрасте в нескольких поколениях........................................................158 Предсказания и проклятия в истории.......................................159 Эффект «сильного слова». Проклятие Катона: «Delenda Carthago est».............................................................161 Священник: эффект неверно понятого «сильного слова».........163 Ван Гог, Дали и Фрейд: замещающий ребенок и ребенок восстанавливающий............................................................... 167 Сандрина и другие: помечающая — помеченная годовщина.... 170 Четыре других примера: мусульмане; Жак/Жаклин; понедельник на Пасху 1965 г. — след Севастополя; Изабель... 173 Ноэль: конфликты пищевых привычек и «диетической идентичности»................................................................„....... 175 Выводы. Верхний ярус тропического леса и человек........................179 Приложения.................................................................................... 189 Определение «склепа» и «призрака» по Николя Абрахаму и Марии Гёрёк........................................................................189 Статистические исследования синдрома годовщины, проведенные Жозефиной Хилгард (работы с 1952 по 1989 гг.)......................................................192 О душе женщины.......................................................................199 Пример субституционного инцеста, взятый из истории литературы..............................................................................199 «Я припоминаю»: стигматы семейной памяти о несовершенном трауре.........................................................201 Травматизм «ветра пушечных ядер»...........................................202 Инцест и инцест второго типа...................................................203 Синдром годовщины.................................................................204 Два клинических случая «синдрома годовщины»......................206 Фрейд, или «Оно говорит с другой сцены»...............................209 Синдром годовщины, «столкновение времен» и национальные трансгенерационные травмы в истории Косова: 28июня 1389г. - 28июня 1914г. - 28июня 1989г......210 Семейное и групповое со-бессознательное (Дж.Л. Морено). Социальное и межличностное бессознательное (Эрих Фромм, Карен Хорни, С. X. Фулкс)............................212 Типовая рамка для семейной геносоциограммы........................213 Типовая рамка для генеалогического древа...........:...................214 Некоторые исторические даты, относящиеся к приводимым клиническим случаям...............................................................216 Библиография..................................................................................219 Моей дочери Элен и моим внукам Од, Пьеру и Франсуа. Моим стажерам, больным и студентам с благодарностью за то, что благодаря им я столько узнала о передаче, научении и повторениях событий от поколения к поколению «Мертвые невидимы, но они не отсутствуют». Блаженный Августин ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ В последнее время стало модным использовать трансгенерационный метод. В практическом плане он хорошо вписывается в терапию и учебные курсы, поэтому необходимо, чтобы те, кто занимается как клинической практикой, так преподаванием, имели более четкие представления о том, какие связи существуют между эмоциями, биологией и явлением трансгенерационной передачи. Иными словами, многие люди без аналитического и/или психотерапевтического образования считают возможным самостоятельно использовать трансгенерационный метод. В этом и заключается реальная опасность, о чем должны быть предупреждены пациенты и клиенты. ' Анн Анселин Шутценбергер ЖИВУЩЕЕ ПРОШЛОЕ. ПОПУГАЙ ДЕДУШКИ Было прекрасное летнее утро. Я приехала на каникулы к коллегам и друзьям на юг Франции. Проснувшись рано, я бесшумно вышла в сад посмотреть на восход солнца над горами позади Сен-Бома*. Не зная привычек хозяев дома и не желая причинить беспокойство, я затаилась около бассейна под кронами сосен. Отовсюду веяло спокойствием... Везде чувствовались «порядок и красота... роскошь, спокойствие и нега». «За стол! — неожиданно прокричал вдалеке властный голос. — За стол! Быстро, быстро, быстро, за стол!..» Собаки, а следом за ними и я устремились в просторную столовую. Однако там... не оказалось ни души. Твердый мужской голос, уверенный в своих особых правах и привыкший давать указания, повторял: «За стол! Моника, быстро! За стол! И держись прямо!» Я инстинктивно выпрямилась. |
Конспект урока английского языка по теме «Famous People. Anne Frank»... План-конспект урока английского языка по теме «Famous People. Anne Frank» в 10-м классе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Установка: Maintenant, mes enfants, regardez au tableau. Vous voyez les mots que nous | ||
Реферат По дисциплине «Иностранный язык» По монографии Anne M. Sibbel «Living fifo: The Experiences and Psychosocial Wellbeing of Western Australian Fly-in/fly-out Employees... |