И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок





Скачать 153.02 Kb.
НазваниеИ. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок
Дата публикации04.10.2013
Размер153.02 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
100-bal.ru > История > Внеклассное мероприятие
Плющ, И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков ПАВ / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008. - № 11. – С. 38-43.
Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков ПАВ'
И.В. Плющ,

заведующая кафедрой охраны здоровья и ОБЖ Новосибирского ИПКиПРО,

директор Сибирского окружного центра повышения квалификации работников образования по профилактике злоупотребления ПАВ детьми и молодежью,

доцент, к.м.н.,
Н.Н. Шелегин,

преподаватель кафедры охраны здоровья и ОБЖ Новосибирского ИПКиПРО
В завершающей публикации серии материалов автор предлагает схематичные конспекты трех уроков и внеклассного мероприятия, нацеленных на пропаганду здорового образа жизни, предупреждение наркомании, употребления спиртных напитков и табакокурения, а также приглашает читателей к обмену опытом и совместному поиску путей решения этих проблем.
Внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие «Смертоносный подарок Колумба» (5-6 классы)
Это мероприятие может проводиться в рамках предметных недель, запланированных в учебном заведении в течение года («Неделя истории», «Неделя географии» и др.), или повторительно-обобщающего урока в конце изучения соответствующей темы.

Цели:

разъяснение вреда табакокурения и его губительных последствий для человеческого организма;

• формирование сознательного негативного отношения к курению и мотивации к отказу от него;

• выработка навыков выбора правильных ре­шений и поведения в провоцирующих ситуациях.

Задачи:

• посредством знакомства с историей, сущностью потребления табака и механизмом его воздействия на организм человека наглядно показать вред, наносимый здоровью;

• использование возможностей внеклассной работы, опытов, наблюдений для выработки сознательного негативного отношения учащихся к табакокурению.

Форма - устный журнал с элементами театрализации и опытно-экспериментальной работы.

Время проведения — 45 мин.

Учебно-методическое обеспечение:

• историческая карта «Великие географические открытия»;

• репродукция «Колумб в Америке»;

видеофильм «Сущность табакокурения»;

• учебник СЖ Тихомирова «Первичная профилактика курения табака». Учеб. пособие (Арм-пресс, 2004);

рисованные плакаты-заставки с названиями страниц устного журнала (основных этапов урока);

анатомический атлас с рисунками системы кровообращения человека.

Материально-техническое обеспечение:

• лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов - 4 пробирки, газоотводная трубка, спиртовка, сигарета, фильтры выкуренных сигарет;

• костюмы персонажей театрализованных этапов урока - старца-мудреца, купца, крестьянина, двух ученых-химиков;

техника для демонстрации видеофильма.

При наличии видеофильма «Сущность табакокурения» либо других видеоматериалов о вреде курения целесообразно начать мероприятие с просмотра видеофрагментов, а также включить в страницы устного журнала видеофрагменты.
Страница 1. Смертоносный подарок Колумба
На доске закрепляется рисованная заставка с названием первой страницы — «Смертельный подарок Колумба».

Ведущий (педагог). Со странной привычкой американских индейцев - вдыхать (пить) табачный дым, которому они приписывали чудодейственные свойства, европейцы познакомились благодаря открывшему Америку Колумбу и его морякам. Что произошло с того дня, как табак попал в Европу?

Сообщение учащегося. 15 марта 1496 г. в португальском порту причалил последний корабль второй экспедиции Колумба «Эль Ниньо» (используются географическая карта мира и репродукция картины «Колумб в Америке»). Он доставил высушенные листья специальной травы для курения. Слово «табак», по одной из версий, произошло от древних трубок, которые индейцы называли «хабока» (позднее - «табако»), по другой - от названия острова Тобаго, где было распространено это растение.

Вернувшихся на родину путешественников инквизиция обвинила в связи с дьяволом. Однако вопреки преследованиям инквизиции испанцы и португальцы продолжали привозить листья и семена табака в Европу. Церковь и правительства разных стран боролись с табакокурением, именуя его «бесовской пагубой». В Великобритании и Османской империи в конце XVI в. курильщиков приравнивали к колдунам и наказывали «усекновением головы». В 1575 г. католическая церковь запретила курить в местах, где творят молитвы. Особенно активизировалось антитабачное движение в XVII в. Поклонников табака активно критиковала церковь. Папа Урбан Восьмой пригрозил любителям нюхательного табака отлучением от церкви, а греческая православная церковь пошла на аналогичный шаг в отношении курения. Но никакие наказания не смогли остановить распространение табака. Европейцы поверили в миф о его «чудодейственной силе» и «целебных свойствах», называли табак «эликсиром доброго настроения и бодрости». Его нюхали, жевали и курили. Курение становится «модной привычкой» знати, так как табак был очень дорог и доступен только очень состоятельным людям. В конце XVI в. в Лондоне уже организовывались специальные курительные вечеринки, для которых изобрели специальную одежду для курильщиков - смокинги (от англ, smofcmg - курить).

В Западной Европе и Турции табак распространился в середине XVI в. В XVII в. проник в Японию, Китай и другие страны Азии. К концу XVIII в. уже не было ни одной страны мира, свободной от табака.

Мнения исследователей о времени появления табака в русском государстве противоречивы. Известно, что при царствовании Михаила Романова курение табака было запрещено. После большого пожара в 1634 г., связанного с этой привычкой, курильщиков стали жестоко наказывать. Уличенные впервые получали 60 ударов палок по стопам, во второй раз им отрезали нос или уши. Курильщиков пытали, чтобы выяснить место приобретения богопротивного зелья.

Запрет на курение табака ъ России отменил в 1697 г. Петр I, который приобрел эту пагубную привычку в Голландии и склонял к ней подданных. Первая табачная фабрика в России была открыта в 1828 г.
Страница 2. Притча о мудреце
На доске закрепляется рисованная заставка с названием второй страницы «Притча о мудреце». Содержание странички раскрывается при помощи театрализованного диалога.

Ведущий. В далеком прошлом, когда распространение табака только начиналось, это растение привезли в одно из селений, где жил уважаемый всеми, добрый и мудрый старец. Однажды на базаре он увидел купца, разложившего табак, и любопытствующих односельчан.

Купец (учащийся). Покупайте чудодейственное заморское средство! Оно изменит вашу жизнь, подарит наслаждение и счастье, спасет от многих бед и принесет много пользы!

Дому курящего не страшны воры!

Его не укусит злая собака!

Курильщик останется молодым и никогда не состарится!

Крестьянин (учащийся). Свойства этого растения настолько чудесны, что в них очень трудно поверить. Давайте спросим самого мудрого, уважаемого всеми нами человека.

- Скажите, мудрейший, действительно ли эта заморская диковинка настолько чудодейственна?

Старец (учащийся). Табачный лист действительно может принести пользу, о которой говорит купец.

Купец (обрадовано). О, мудрейший из мудрых! Прошу вас, поведайте нам о пользе табака!

Крестьянин (недоверчиво). Разве табак может защитить дом от воров?

Старец. Конечно! Вор обойдет стороной дом курящего человека потому, что заядлый курильщик всю ночь мучается от кашля. Вор услышит, что хозяин не спит, и побоится быть пойманным на месте преступления.

Крестьянин. А может ли табак защитить от злых псов?

Старец. Несомненно!

Крестьянин. Но как?

Старец. Со временем курение так ослабляет человека, что он вынужден ходить, опираясь на палку, и сможет ею отбиваться от собак, если, конечно, ему хватит сил...

Крестьянин. Ну, коль он так ослабеет, как же тогда табак избавит от старости и подарит вечную молодость?

Старец. Курильщик действительно останется вечно молодым! Но только в памяти родных и близких... Он никогда не состарится, потому что умрет в молодые годы.

Крестьянин (обращаясь к аудитории). Земляки! Что мы скажем этому чужеземному «благодетелю»?

Голоса из зала (учащиеся). О чем с ним говорить?! Гнать его в шею!

Крестьянин (обращаясь к купцу). Обманщик! Ты торгуешь смертью! Убирайся прочь вместе со своей отравой! И никогда к нам не возвращайся!
Страница 3. Рассеивание табачных мифов
На доске закрепляется рисованная заставка с названием третьей страницы «Рассеивание табачных мифов».
Ведущий. Как мы узнали, борьба с курением началась сразу же после появления табака в Европе. В ней активно участвовали ученые. В 1828 г. германские химики Карл Людвиг Рейманн и Вильгельм Генрих Поссельт впервые выделили никотин и в опубликованной диссертации назвали его опасным ядом.

Давайте представим, что эти ученые оказались в нашем времени, у нас в гостях.

— Господин Рейманн, как появилось название «никотин»?

Рейманн (учащийся). Название этого яда связано с именем Жана Нико де Виллемайна. Он первым в 1560 г. ввез табак во Францию, ввел там его возделывание и пропагандировал как целебное средство. У табака появилось второе название — «никотиана». Позже знаменитый шведский естествоиспытатель, создатель системы растительного и животного мира Карл Линней дал табаку название Nicotianna tabacum (никотиана табакум). Поэтому, открыв в листьях табака ядовитое вещество, мы назвали его никотином.

Ведущий. Открытие никотина стало важной вехой в борьбе с курением, поскольку указало одного из главных виновников ядовитого действия табачного дыма.

Господин Поссельт, расскажите: что такое никотин и почему его назвали опасным ядом?

Поссельт (учащийся). Никотин — летучая бесцветная жидкость с характерным запахом. На воздухе она окрашивается в коричневый цвет. Это физиологически активное соединение. Оно воздействует на организмы человека и животных. Никотин - один из самых ядовитых алкалоидов - органических соединений, содержащих азот.

Мы покажем, как табачный дым отравляет организм человека. Приглашаем принять участие в опыте наблюдателя, чтобы он мог хорошенько рассмотреть происходящее и рассказать всем.

Опыт № 1. В пробирку помещается табак одной сигареты, она закрывается газоотводной трубкой, опущенной в пробирку со слабым (розоватым) раствором марганцово-кислого калия, имитирующим кровь. Пробирка с табаком разогревается над огнем спиртовки.

Поссельт. Прошу наблюдателя прокомментировать: что происходит?

Наблюдатель. В пробирке с табаком образу­ются мельчайшие капельки бесцветной маслянистой жидкости.

Рейманн. Это никотин. А что происходит во второй пробирке?

Наблюдатель. Как только туда из первой пробирки начал поступать никотин, раствор стал менять цвет со светло-розового на желто-коричневый. Появился неприятный запах.

Рейманн. Представьте, что это кровь в сосудах курильщика. Вот так никотин отравляет организм курящего человека. Пронесу пробирку по рядам, чтобы все желающие смогли лучше разглядеть результаты опыта. А мой коллега прокомментирует их.

Поссельт. С помощью анатомического атласа проследим, как никотин разрушает организм.

Попав в легкие, никотин мешает насыщению крови кислородом, и организм испытывает его недостаток, что приводит к кислородному голоданию всех жизненно важных органов. Это особенно вредно для детей и подростков.

Никотин действует на нервную систему. В малых дозах — возбуждает, а в больших - угнетает и ведет к параличу нервной системы, остановке дыхания, прекращению сердечной деятельности. При остром отравлении никотином наступает усиленное выделение слюны, тошнота, рвота, понос, иногда расстройства слуха, зрения, судороги. Несколько капель никотина (100-200 мг, содержащиеся в 200 г табака) при введении человеку могут вызвать смерть.

Кроме никотина табак содержит десятки вредных для здоровья веществ. Среди курильщиков особенно много страдающих бронхолегочными заболеваниями. Самое грозное последствие курения - рак легких. Его вызывают канцерогены, которые содержит табачный дым.

Никотин вызывает привыкание, пристрастие к курению и хроническое отравление. У большинства курильщиков развивается никотиновый синдром, который похож на зависимость от алкоголя и наркотиков, но менее выражен.

Табак губительно действует и на душу человека, расслабляя ее, умножая страсти, омрачая разум и, как следствие, порождая болезненность души, раздражительность и тоску.

Ведущий. Вы первыми установили, что табак вреден?

Рейманн. Нет. Это выяснили задолго до нас. Еще в 1571 г. в Испании севильский врач Николо Монардес констатировал факт помешательства среди испанских докторов, увлекшихся свойствами табачного растения. В XVII в. придворный медик короля Франции Людовика XIV Фагон назвал курение ящиком Пандоры, который таит в себе неизвестные болезни. На это король ответил, что он не может запретить курение, так как в этом случае государство потеряет значительные доходы от табачной монополии. В 1761 г. английский доктор Джон Хилл доказал, что использование нюхательного табака способствует заболеванию раком носа. В 1795 г. немецкий врач, изобретатель, антрополог и палеонтолог Самюэль Томас фон Зоммеринг привел доказательства того, что курение трубки способствует возникновению рака губы.

Это лишь малая часть исторических фактов, изобличающих табак.

Поссельт. В начале XX в. рак легких стал распространенным заболеванием. Ныне он уносит жизней больше любого другого вида рака. В 90% случаев рак легких поражает курильщиков.

От табакокурения в мире ежегодно умирают около 6 млн человек. В России от причин, связанных с курением, преждевременно умирают более 340 тыс. человек.

Ведущий. Некоторые люди считают: «Вредят себе только курильщики. А я не курю, и мне нет дела до других. Пусть курят».

Поссельт. Это еще один пагубный миф. Развеем его с помощью опыта.

Опыт № 2. Фильтры выкуренных сигарет при помощи пинцета опускают в пробирки с чистой водой, закрывают пробкой и несколько раз энергично встряхивают.

Поссельт. Как видите, вода в пробирках стала грязно-коричневой. Она отравлена! Точно так же табачный дым отравляет все в зоне распространения. В среднем каждый любитель табака выкуривает за день 20 сигарет. Представьте, сколько ядовитых веществ попадает в окружающую среду! Ученые доказали, что так называемое пассивное курение вредно всем без исключения. Даже тем, кто ни разу в жизни не брал в руки сигарету.

Ведущий. Сейчас активно рекламируют «легкие» сигареты с надежными фильтрами, пониженным содержанием никотина и прочих опасных веществ...

Рейманн. В 2001 г. Национальный институт рака США официально объявил, что курение «легких» сигарет не позволяет уменьшить риск и вред здоровью курильщика.

Поссельт. Мировое сообщество восстает против курения. В 2003 г. была принята Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе с табаком. За 4 года к ней присоединились 146 стран мира. ВОЗ входит в структуру Организации Объединенных Наций, и эта конвенция стала одним из соглашений ООН, наиболее быстро внедряемых во всем мире.

Рейманн. Еще раньше в России был принят Федеральный закон «Об ограничении курения табака» (от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ). Предлагается и целый ряд других мер. Среди них - усиление роли общественных организаций, врачей и учителей в борьбе с курением.

В подтверждение зачитаю одно из сообщений прессы.

На III Общероссийском форуме «Медицина за качество жизни» депутат Госдумы, заслуженный врач России, академик Российской академии медицинских наук Н.Ф. Герасименко заявил, что борьба с курением табака - одна из важнейших задач, направленных на оздоровление населения России. По его словам, в 1990 г. смертность в России была ниже, чем в Германии, а в 2004-м стала на 60-80% выше, чем в странах Европы, и продолжает расти. Общая заболеваемость населения России постоянно растет, она увеличилась с 158,3 млн случаев в 1990 г. до 207,8 млн в 2005 г. По мнению Герасименко, в ходе анализа устанавливается четкая взаимосвязь между ростом заболеваемости и смертности в РФ с темпами экспансии на российский рынок транснациональных табачных компаний. В последние годы целевой группой для продвижения табака является молодежь, женщины, продолжается формирование позитивного образа курения. «Сохранение данной тенденции приведет к росту заболеваемости и смертности среди трудоспособного населения России. Поэтому борьба с табакокурением может быть приравнена к борьбе с терроризмом и наркотиками», - считает Герасименко.

Поссельт. И в России, и во всем мире нарастает борьба против курения. Разве вы можете оставаться в стороне? Готовы ли вы вносить посильную лепту в это важное и благородное дело?
Страница 4. Сумей отказаться!
Ведущий. Давайте проверим нашу готовность противостоять никотиновому соблазну путем решения ситуационных задач. Каждый из вас может вынести на общее обсуждение свое мнение, а также обсудить и дополнить мнения товарищей.

Ситуационные задачи:

1. Вы нашли на улице красивую импортную пачку с несколькими сигаретами. Что будете делать?

2. В летнем лагере во время одного из походов ваш товарищ предлагает вам попробовать выкурить сигарету. При этом демонстративно закуривает и говорит, как это легко и просто, о том, какое приятное состояние вызывает курение, убеждает, что никто об этом не узнает (родители далеко, а воспитатели заняты). Как вы поступите?

3. В школьном туалете к вам подходит старшеклассник и, протянув сигарету, предлагает попробовать. Вы отказываетесь. Он начинает смеяться над вами, говоря, что вы «маменькин сынок», не доросли до привычек «настоящих мужчин». Как вы отреагируете?

4. На улице к вам пристают ребята, которые старше вас по возрасту. Начинается драка. К счастью, на помощь поспевает незнакомец и разгоняет обидчиков. Вы ему очень признательны. Оказывается, ваш спаситель живет по соседству, и вы начинаете с ним дружить. Однажды он знакомит вас со своими друзьями. Один из них, вытащив пачку сигарет, протягивает ее всем по очереди, в том числе и вам. Как вы поступите?

5. Ваш лучший друг начал курить. На все ваши доводы о вреде курения он не реагирует или приводит аргументы в пользу курения. Как вы будете строить взаимоотношения с другом? Выберите один из вариантов ответа:

а) продолжите убеждать его в пагубности дурной привычки;

б) перестанете обращать на это внимание;

в) прекратите с ним дружить.
Заключительная часть

Педагог, ведущий мероприятие, подводит итоги, отмечает наиболее активных участников и выражает надежду на то, что учащиеся смогут противостоять соблазну табачной отравы и предостерегать от него своих товарищей.
Нужен коллективный поиск

Предложенные в серии журнальных публикаций методические рекомендации появились благодаря заинтересованному участию более тысячи учителей Новосибирской, Иркутской, Кемеровской, Томской, Омской, Читинской областей, Красноярского, Алтайского краев, Республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия в обсуждении опыта и проблем антинаркотической профилактики в образовательных учреждениях. Вместе мы выяснили, что чаще всего специалисты по профилактике злоупотребления ПАВ не изучают обстановку в своем образовательном учреждении, а действуют исходя из «здравого смысла», как было принято много лет назад. Но с тех пор коренным образом изменились и ситуация, и реакция детей, их родителей на прежние формы работы.

«Как?» - спросите вы. На этот вопрос можете ответить только вы сами, проведя анкетирование учащихся, родителей и учителей. Варианты анкет мы предложили в предыдущих публикациях. Провести анкетирование вам могут помочь подготовленные старшеклассники, которым интересен опыт социологических исследований. Его результаты подскажут, как эффективнее построить профилактическую работу, чтобы она решала конкретные, актуальные для вашей школы и территории проблемы, помогут выбрать из комплекса, предложенного в серии материалов, наиболее подходящие способы воздействия и оценки их эффективности.

Весь спектр возможных воздействий в системе антинаркотических профилактических мероприятий мы изложили, основываясь на проекте стандарта первичной профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде. Конечно, это далеко не исчерпывающий комплекс форм и методов работы, но то, что мы предлагаем, позволит вам начать действовать по-новому. А начало, как известно, - половина успеха.

По поводу предложенных вариантов внесения профилактических идей и ценностей в различные предметы школьной программы: в этой работе важно не переусердствовать. Ее цель - не столько проинформировать детей о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков, сколько повлиять на формирование у них многоуровневой системы самозащиты от вредных привычек и вовлечения в психически дестабилизирующие субкультуры.

Что это за система? Мы имеем в виду формирование позитивных жизненных смыслов (надежды, мечты, цели, ценности, конкретные планы на будущее), позитивной системы самоотношений (адекватная самооценка, Я-концепция), культуры здоровья и безопасного поведения, знания и уважительного отношения к культурным традициям, умений общаться и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми, противостоять деструктивному, психически дестабилизирующему социальному воздействию и многое другое, определяемое как психологическая и социальная компетентность.

В антинаркотической профилактике немало сложных проблем. Нужен коллективный поиск путей их решения.

Будем рады вашим отзывам и предложениям!
• Окончание. Начало в № 12 - 2007 г., № 2-5, 7-10 - 2008 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconВредные привычки, их влияние
Плющ, И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н....
И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconВнеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие «Праздничная программа к Дню Матери»
Воспитывать уважительное и бережное отношение к маме, формировать понятие о роли мамы в жизни каждого человека
И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconУроки здоровья, часы общения
Используя самые разнообразные формы работы учреждениями культуры области проведены циклы мероприятий, направленные на формирование...
И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconВнеклассное мероприятие по противопожарной безопасности
Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома
И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconУрок основы безопасности жизнедеятельности по теме: «Обеспечение личной безопасности дома»
Начнём урок обж с проверки домашнего задания. На прошлом уроке проходили тему: «Как уберечь себя от преступлений». Расскажите
И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconВнеклассное мероприятие «Профессия Учитель» 5 Дьячкова А. А. 4 Внеклассное...
Согласно приказу директора школы №18 от 24 сентября 2012года проводилась декада, посвященная ко Дню Учителя и 90-летию мо рс (Я)
И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обж» и в целях формирования культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения, эффективного усвоения знаний учебной...
И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconУроки обж. Типы уроков. Требования к уроку
Б18 Байбородова, Л. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности : метод пособие / Л. В. Байбородова, Ю. В. Индюков....
И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconВнеклассное мероприятие по правилам дорожного движения "Урок осторожности"
Цели: обучение детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, на дороге и в транспорте
И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconВнеклассное мероприятие по теме "Фестиваль телевизионных программ"...
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки безопасности: уроки дорожной безопасности, уроки криминогенной безопасности, безопасности в чс природного, техногенного и социального...
И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconВнеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов...
Дополнительные сведения Внеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов
И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику злоупотребления детей и подростков пав / И. В. Плющ, Н. Н. Шелегин // обж. Основы безопасности жизни. 2008. №11. С. 38-43. Урок iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск