Конспект урока по Отечественной истории в 8-ом классе (базовый уровень)
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России.
Цель урока:
познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в промышленном развитии России после отмены крепостного права, выяснить характер изменений и их последствия для дальнейшего развития страны;
развивать навыки анализа исторических источников, навыки работы с исторической картой;
воспитывать понимание неразделимости истории России и истории Брянщины, чувство уважительного отношения к людям различного социального положения.
Мотивационно – ориентировочный этап (5 минут)
Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| На предыдущих уроках мы изучили важное историческое событие, имевшее большое значение для развития нашего государства. Предположите, какое событие я имею в виду?
Конечно же, это событие – отмена крепостного права.
Отмена крепостного права затронула абсолютно все сферы жизни российского общества XIX века. А вот каковы были последствия этого факта нам, и предстоит выяснить.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Промышленность и транспорт в пореформенной России».
Попробуйте выделить те моменты, о которых мы должны будем сегодня поговорить.
Прежде чем мы начнем наш разговор, я хочу определить задачу, над которой мы будем работать.
«Какие изменения произошли в промышленности и на транспорте в пореформенное время по сравнению с первой половиной XIX в?»
| Отвечают на поставленный вопрос
Записывают тему урока в листке-путеводителе
Выделяют и формулируют цели урока
| Операционно – исполнительский этап (35 минут)
Реформы 60-70-х годов способствовали развитию производительных сил страны и формированию капиталистических отношений. Другим непременным условием широкого внедрения рыночных отношений было улучшение путей сообщения.
Почему для развития промышленности необходимо было большое количество железных дорог?
Выполните задание на листе-путеводителе. Определите, какие железные дороги были построены до 1861 года, а какие после.
Всего при Николае I было построено 1038 километров железнодорожного пути. Во Франции в это время было уже 5,5 тысяч километров железных дорог. Первая железная дорога в России была торжественно открыта 1 ноября 1851 года и соединила она Петербург и Москву.
В дальнейшем железнодорожное строительство стало развивать активнее. 1 августа 1862 года – была открыта дорога соединявшая Москву и Нижний Новгород.
В 1869 году вошла в строй дорога, соединявшая Москву с южными хлебородными губерниями – Москва-Рязань-Воронеж.
В 1891 году началось строительство Транссибирской магистрали, которая должна была соединить Петербург и Владивосток. Строительство великой магистрали длилось 80 лет.
А как же обстояли дела с развитием железнодорожного строительства на Брянщине?
Итак, железнодорожное строительство было необходимым условием для перехода к капиталистическому обществу. Одновременно с развитием железнодорожного строительства шло и развитие промышленности. Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышленном развитии страны.
Как вы думаете почему, с чем это было связано?
Но очень скоро промышленное развитие пошло по восходящей. В середине 60-х годов России наблюдается подъем предпринимательства. Активно начинают развиваться различные отрасли промышленности. Давайте обратимся к карте. - Какие отрасли промышленности были развиты наиболее всего?
- В районах каких городов были сосредоточены крупные промышленные центры?
- Какую особенность можно отметить, говоря о географии промышленных районов того времени?
Задание-закрепление. «Отраслевая специализация»
Подведите итог всего вышесказанного.
В первое пореформенное двадцатилетие сформировались основные промышленные районы России – Московский, Петербургский, Уральский и Южный.
Труднее всего к новым условиям приспосабливалась металлургическая промышленность (переход к вольнонаемному труду, техническое переоснащение). Развитие русского машиностроения поощрялось государством. И если в начале 60-х годов паровозы и вагоны ввозились из-за границы, то уже о второй половины 70-х годов железные дороги стали полностью снабжаться подвижным составом отечественного производства. Одним из крупнейших предприятий этой отрасли стал Брянский завод. Как же он развивался в это сложное для страны время.
Да, действительно, промышленное развитие было на подъеме. Но этот процесс не мог развиваться без участия в нем людей. И прежде всего талантливых людей. В пореформенные годы выдвинулась целая плеяда талантливых русских предпринимателей. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Сейчас вы будете работать в парах. У вас есть биография предпринимателя, ваша задача выбрать из текста информацию необходимую для заполнения таблицы на слайде.
Ребята, обратите внимание на сословную принадлежность этих людей. Какой вывод можно сделать?
(Вывод о размывании сословного деления общества и складывании в России классов капиталистического общества — буржуазии и наемных рабочих)
Давайте рассмотрим таблицу.
Численность рабочего класса России с 1860 по 1890 г. (млн. чел.) Категория пролетариата
| 1860 г.
| 1880 г.
| 1890 г.
| Рабочие крупных капиталистических предприятий
| 0,72
| 1,25
| 1,50
| В том числе:
|
|
|
| фабрично-заводские
| 0,49
| 0,72
| 0,84
| горнозаводские и горные
| 0,17
| 0,28
| 0,34
| транспортные (железнодорожники и судорабочие пароходов)
| 0,06
| 0,25
| 0,32
| ...
|
|
|
| Сельскохозяйственные
| 0,70
| 2,70
| 3,50
| Строительные
| 0,35
| 0,70
| 1,0
| Рабочие мелкой, кустарно-ремесленной ( городской и сельской) промышленности
| 0,80
| 1,50
| 2,00
| Чернорабочие, поденщики, грузчики, возчики, землекопы, лесные рабочие и пр
| 0,63
| 1,20
| 2,00
| Итого
| 3,20
| 7,35
| 10,00
|
Какой вывод можно сделать на основании данных этой таблицы? (численность рабочего класса постоянно растет)
Каково же было положение рабочих. Давайте выясним.
Работа с документом (данные обследования, произведенного Екатеринославским губернским земством в 1884 году). Определите, в каких фрагментах документа говорится о рабочем дне, об условиях жизни, об оплате труда, о санитарных условиях.
Итак, давайте подведем итог.
- В каких условиях жили и трудились рабочие?
- Почему владельцы заводов так плохо относились к своим рабочим?
- Дайте оценку такому отношению (ваше мнение).
- Сделайте вывод на основании этой информации.
Необходимость решения социальных вопросов в рабочих поселках стали понимать и наиболее дальновидные предприниматели. Среди таких людей на Брянщине были супруги Тенешевы. Они были организаторами открытия начального училища с ремесленными классами, средней школы ремесленных учеников, организации вечерних занятий для взрослых. По инициативе князя в Бежице была открыта народная столовая с обедами за низкую плату. По его предложению Брянский завод стал выделять своим рабочим землю в аренду, для строительства на ней собственного жилья. Итогом этого предложения стало появление только за 3 года 500 аккуратных домиков. К сожалению таких примеров было не много, но и они способствовали появлению новых и расширению старых промышленных поселков и населенных пунктов.
Давайте вернемся к нашему проблемному заданию. Ответьте на вопрос.
Как вы считаете, почему в результате освобождения крестьян ускорилось развитие промышленности, а не сельского хозяйства?
Подведем итог сегодняшнего урока.
Основные изменения в экономике после отмены крепостного права: развитие промышленности, промышленный переворот, формирование инфраструктуры экономики, строительство железных дорог, формирование определенных социальных групп (предприниматели-капиталисты и наемные рабочие).
С отменой крепостного права Россия переходит из стадии феодализма в капиталистическую стадию. Однако в это время наряду с капиталистическими отношениями продолжают существовать и пережитки феодализма.
Запишите домашнее задание.
§ 21. Ответить на вопрос: «Какое влияние промышленное развитие оказало на жизнь городов?»
| Отвечают на поставленный вопрос. Обобщают ответы, делают вывод
Работают с картой в парах. Отвечают
Сопоставляют, делают вывод
По ходу рассказа учителя фиксируют даты в листке-путеводителе.
Сообщение ученика
Отвечают на поставленный вопрос
Находят на карте промышленные районы, называют их, отвечают на вопросы.
Выполняют тестовые задания, используя карту.
Обобщают рассмотренный материал.
Сообщение ученика
Работа в парах. Читают текст, выбирают необходимую информацию, записывают её в лист-путеводитель.
Делают вывод
Анализируют данные таблицы, делают вывод.
Соотносят отрывки с заданием.
Отвечают на вопросы, высказывают и аргументируют свою точку зрения. Поддерживают беседу.
Отвечают на вопрос, поставленный в начале урока.
Подводят итог урока.
Записывают домашнее задание
|
Рефлексивно-оценочный этап (5 минут)
Оцените урок и свою работу на уроке. Уходя с урока, приклейте листок к смайлику, который характеризует ваше настроение.
Мне было все понятно и интересно.
Урок мне не понравился, тема мне не понятна
Затрудняюсь ответить
| Дают оценку уроку и своей работе на уроке.
| |