Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России





Скачать 83.08 Kb.
НазваниеТема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России
Дата публикации14.10.2013
Размер83.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Конспект урока по Отечественной истории в 8-ом классе (базовый уровень)

Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в промышленном развитии России после отмены крепостного права, выяснить характер изменений и их последствия для дальнейшего развития страны;

  • развивать навыки анализа исторических источников, навыки работы с исторической картой;

  • воспитывать понимание неразделимости истории России и истории Брянщины, чувство уважительного отношения к людям различного социального положения.

Мотивационно – ориентировочный этап (5 минут)

Деятельность учителя


Деятельность учеников

На предыдущих уроках мы изучили важное историческое событие, имевшее большое значение для развития нашего государства. Предположите, какое событие я имею в виду?

Конечно же, это событие – отмена крепостного права.

Отмена крепостного права затронула абсолютно все сферы жизни российского общества XIX века. А вот каковы были последствия этого факта нам, и предстоит выяснить.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Промышленность и транспорт в пореформенной России».

Попробуйте выделить те моменты, о которых мы должны будем сегодня поговорить.

Прежде чем мы начнем наш разговор, я хочу определить задачу, над которой мы будем работать.

«Какие изменения произошли в промышленности и на транспорте в пореформенное время по сравнению с первой половиной XIX в?»

Отвечают на поставленный вопрос

Записывают тему урока в листке-путеводителе

Выделяют и формулируют цели урока


Операционно – исполнительский этап (35 минут)

Реформы 60-70-х годов способствовали развитию производительных сил страны и формированию капиталистических отношений. Другим непременным условием широкого внедрения рыночных отношений было улучшение путей сообщения.

  • Почему для развития промышленности необходимо было большое количество железных дорог?

Выполните задание на листе-путеводителе. Определите, какие железные дороги были построены до 1861 года, а какие после.

Всего при Николае I было построено 1038 километров железнодорожного пути. Во Франции в это время было уже 5,5 тысяч километров железных дорог.

  • О чем говорит этот факт?

Первая железная дорога в России была торжественно открыта 1 ноября 1851 года и соединила она Петербург и Москву.

В дальнейшем железнодорожное строительство стало развивать активнее. 1 августа 1862 года – была открыта дорога соединявшая Москву и Нижний Новгород.

В 1869 году вошла в строй дорога, соединявшая Москву с южными хлебородными губерниями – Москва-Рязань-Воронеж.

В 1891 году началось строительство Транссибирской магистрали, которая должна была соединить Петербург и Владивосток. Строительство великой магистрали длилось 80 лет.

А как же обстояли дела с развитием железнодорожного строительства на Брянщине?

Итак, железнодорожное строительство было необходимым условием для перехода к капиталистическому обществу. Одновременно с развитием железнодорожного строительства шло и развитие промышленности. Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышленном развитии страны.

  • Как вы думаете почему, с чем это было связано?

Но очень скоро промышленное развитие пошло по восходящей. В середине 60-х годов России наблюдается подъем предпринимательства. Активно начинают развиваться различные отрасли промышленности. Давайте обратимся к карте.

  • Работа с картой.

- Какие отрасли промышленности были развиты наиболее всего?

- В районах каких городов были сосредоточены крупные промышленные центры?

- Какую особенность можно отметить, говоря о географии промышленных районов того времени?

  • Задание-закрепление. «Отраслевая специализация»

Подведите итог всего вышесказанного.

В первое пореформенное двадцатилетие сформировались основные промышленные районы России – Московский, Петербургский, Уральский и Южный.

Труднее всего к новым условиям приспосабливалась металлургическая промышленность (переход к вольнонаемному труду, техническое переоснащение). Развитие русского машиностроения поощрялось государством. И если в начале 60-х годов паровозы и вагоны ввозились из-за границы, то уже о второй половины 70-х годов железные дороги стали полностью снабжаться подвижным составом отечественного производства. Одним из крупнейших предприятий этой отрасли стал Брянский завод. Как же он развивался в это сложное для страны время.

Да, действительно, промышленное развитие было на подъеме. Но этот процесс не мог развиваться без участия в нем людей. И прежде всего талантливых людей. В пореформенные годы выдвинулась целая плеяда талантливых русских предпринимателей. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

  • Сейчас вы будете работать в парах. У вас есть биография предпринимателя, ваша задача выбрать из текста информацию необходимую для заполнения таблицы на слайде.

Ребята, обратите внимание на сословную принадлежность этих людей. Какой вывод можно сделать?

(Вывод о размывании сословного деления общества и складывании в России классов капиталистического общества — буржуазии и наемных рабочих)

Давайте рассмотрим таблицу.

Численность рабочего класса России с 1860 по 1890 г. (млн. чел.)

Категория пролетариата

1860 г.

1880 г.

1890 г.

Рабочие крупных капиталистических предприятий

0,72

1,25

1,50

В том числе:










фабрично-заводские

0,49

0,72

0,84

горнозаводские и горные

0,17

0,28

0,34

транспортные (железнодорожники и судорабочие пароходов)

0,06

0,25

0,32

...










Сельскохозяйственные

0,70

2,70

3,50

Строительные

0,35

0,70

1,0

Рабочие мелкой, кустарно-ремесленной ( городской и сельской) промышленности

0,80

1,50

2,00

Чернорабочие, поденщики, грузчики, возчики, землекопы, лесные рабочие и пр

0,63

1,20

2,00

Итого

3,20

7,35

10,00



  • Какой вывод можно сделать на основании данных этой таблицы? (численность рабочего класса постоянно растет)

Каково же было положение рабочих. Давайте выясним.

  • Работа с документом (данные обследования, произведенного Екатеринославским губернским земством в 1884 году). Определите, в каких фрагментах документа говорится о рабочем дне, об условиях жизни, об оплате труда, о санитарных условиях.

Итак, давайте подведем итог.

- В каких условиях жили и трудились рабочие?

- Почему владельцы заводов так плохо относились к своим рабочим?

- Дайте оценку такому отношению (ваше мнение).

- Сделайте вывод на основании этой информации.

Необходимость решения социальных вопросов в рабочих поселках стали понимать и наиболее дальновидные предприниматели. Среди таких людей на Брянщине были супруги Тенешевы. Они были организаторами открытия начального училища с ремесленными классами, средней школы ремесленных учеников, организации вечерних занятий для взрослых. По инициативе князя в Бежице была открыта народная столовая с обедами за низкую плату. По его предложению Брянский завод стал выделять своим рабочим землю в аренду, для строительства на ней собственного жилья. Итогом этого предложения стало появление только за 3 года 500 аккуратных домиков. К сожалению таких примеров было не много, но и они способствовали появлению новых и расширению старых промышленных поселков и населенных пунктов.

  • Давайте вернемся к нашему проблемному заданию. Ответьте на вопрос.



  • Как вы считаете, почему в результате освобождения крестьян ускорилось развитие промышленности, а не сельского хозяйства?



  • Подведем итог сегодняшнего урока.

Основные изменения в экономике после отмены крепостного права: развитие промышленности, промышленный переворот, формирование инфраструктуры экономики, строительство железных дорог, формирование определенных социальных групп (предприниматели-капиталисты и наемные рабочие).

С отменой крепостного права Россия переходит из стадии феодализма в капиталистическую стадию. Однако в это время наряду с капиталистическими отношениями продолжают существовать и пережитки феодализма.

Запишите домашнее задание.

§ 21. Ответить на вопрос: «Какое влияние промышленное развитие оказало на жизнь городов?»

Отвечают на поставленный вопрос. Обобщают ответы, делают вывод

Работают с картой в парах. Отвечают

Сопоставляют, делают вывод

По ходу рассказа учителя фиксируют даты в листке-путеводителе.

Сообщение ученика

Отвечают на поставленный вопрос

Находят на карте промышленные районы, называют их, отвечают на вопросы.

Выполняют тестовые задания, используя карту.

Обобщают рассмотренный материал.

Сообщение ученика

Работа в парах. Читают текст, выбирают необходимую информацию, записывают её в лист-путеводитель.

Делают вывод

Анализируют данные таблицы, делают вывод.

Соотносят отрывки с заданием.

Отвечают на вопросы, высказывают и аргументируют свою точку зрения. Поддерживают беседу.

Отвечают на вопрос, поставленный в начале урока.

Подводят итог урока.

Записывают домашнее задание


Рефлексивно-оценочный этап (5 минут)

Оцените урок и свою работу на уроке. Уходя с урока, приклейте листок к смайлику, который характеризует ваше настроение.

Мне было все понятно и интересно.x_c94ef257.jpg

141bx7og.gif

Урок мне не понравился, тема мне не понятна

Затрудняюсь ответить1315840537104.jpg


Дают оценку уроку и своей работе на уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России iconУрок географии 9 класс Тема: «Транспорт России»
«транспорт», «транспортная система», «транспортная магистраль», «транспортные узлы»; системы фактов, отображающих реальную действительность...
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России iconКонспект урока с использованием эор тема «Пищевая промышленность...
Учебник: Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. «География России» 9 класс, М: Дрофа, 2010г
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России iconКраткое содержание проекта Данный проект рассчитан на учеников 2...
«Транспорт нашего села», «Грузовой транспорт», «Книга загадок про машины», «Ребусы про транспорт», «Воздушный транспорт» и многое...
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России iconМетодологические пояснения Транспорт
Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России iconКвалификационная работа на тему «Социально-политические вопросы пореформенной...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России iconТранспорт
Транспорт совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили и т д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный,...
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России iconРеферат. Тема:,,Автомобильная промышленность Японии’’
Японии. В результате американские компании были вынуждены свернуть свою деятельность в Японии. Автомобильная промышленность Японии...
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России icon«Экономическая и социальная география»
...
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России iconЛегкая промышленность (текстиль). Химическая промышленность. Транспортное машиностроение
Вице Губернатор Председатель Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России iconКонспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока
Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России iconЛесная промышленность в России url

Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России iconКонспект урока по «Окружающему миру» во 2 классе Тема: «Какой бывает транспорт?»
Понятие множества, операции над множествами, истинность высказываний, понятие графа, граф с направленными ребрами
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России iconКонспект урока по «Окружающему миру» во 2 классе Тема: «Какой бывает транспорт?»
Понятие множества, операции над множествами, истинность высказываний, понятие графа, граф с направленными ребрами
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России iconКонспект лекций. Лекция 1
Охватывает сложные объекты электро- и водоснабжения, химические, нефтехимические и нефтеперерабатывающие производства, железнодорожный...
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России iconКонспект лекций Лекция 1
Охватывает сложные объекты электро- и водоснабжения, химические, нефтехимические и нефтеперерабатывающие производства, железнодорожный...
Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России iconКонспект открытого урока по обж для учащихся 7,9-10 классов Тема...
Тема урока: «Ознакомление с деятельностью мчс россии. Средства индивидуальной защиты»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск