Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины)





Скачать 273.72 Kb.
НазваниеУчение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины)
Дата публикации04.08.2013
Размер273.72 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат


На правах рукописи

Саркисов Сурен Арменович

УЧЕНИЕ О ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ

И ЕГО ПРЕПОДАВАНИЕ НА МЕДИЦИНСКОМ

ФАКУЛЬТЕТЕ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В 18 ВЕКЕ

07.00.10. – история науки и техники (история медицины)
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

Москва – 2008 г.

Работа выполнена в ГУ НИИ «Истории Медицины» РАМН.
Научные руководители:

Академик РАМН, профессор, доктор медицинских наук

Сточик Андрей Михайлович
Член-корреспондент РАМН, профессор, доктор медицинских наук

Аветисов Сергей Эдуардович
Официальные оппоненты:

Доктор медицинских наук, профессор

Сорокина Татьяна Сергеевна
Доктор медицинских наук, доцент

Остапенко Вероника Михайловна
Ведущее учреждение:

Национальный научно-исследовательский институт

общественного здоровья РАМН

Защита состоится «26» июня 2008 года в 14:00 часов на заседании Диссертационного Совета Д.208.040.02 при ГОУ ВПО Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова по адресу: 119021, Москва, Зубовский бульвар, дом 37 / 1; НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ММА им. И.М. Сеченова по адресу: 117998, Москва, Нахимовский проспект, дом 49.
Автореферат разослан «____» _______________ 2008 года.
Ученый секретарь Диссертационного Совета

кандидат медицинских наук, доцент Петухов Виктор Григорьевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что полученные результаты послужат целям воссоздания целостной научно-достоверной истории становления и развития преподавания глазных болезней в российских высших медицинских учебных заведениях.
Цель исследования: изучить и проанализировать историю становления преподавания глазных болезней на медицинском факультете Московского университета в 18-м веке, осуществить историческую реконструкцию объема и содержания сведений по офтальмологии, который получали студенты медицинского факультета Московского университета в 18-м веке.
Задачи исследования:

1. Установить положение дел в области изучения, диагностики, лечения и преподавания глазных болезней к началу 18-го столетия.

2. Изучить и проанализировать основные преобразования, происшедшие в течение 18-го века в сфере изучения, диагностики, лечении и преподавания глазных болезней в Европе.

3. Изучить и проанализировать положение дел в сфере преподавания глазных болезней и оказания медицинской помощи пациентам с заболеваниями глаз в России в 18-м веке.

4. Выявить и проанализировать источники, по которым велось преподавание всех без исключения учебных дисциплин на медицинском факультете Московского университета в 18-м веке.

5. Осуществить историческую реконструкцию порядка, объема и содержания преподавания глазных болезней на медицинском факультете Московского университета в 18-м веке и сопоставить его с постановкой преподавания глазных болезней на медицинских факультетах университетов Европы.
Научная новизна.

Избранная тема до настоящего времени не являлась предметом целенаправленных изысканий.

В настоящей работе впервые собрана и проанализирована совокупность источников, раскрывающих историю становления преподавания офтальмологии на медицинском факультете Московского университета, что позволило впервые осуществить историческую реконструкцию порядка, объема и содержания преподавания глазных болезней на медицинском факультете Московского университета в 18-м веке и дать ему научно-обоснованную оценку.
Хронологические рамки исследования: охватывают период времени с 1765 года (начало преподавания на медицинском факультете Московского университета курса анатомии) по 1804 год (принятие нового университетского устава, изменившего целевые установки деятельности медицинского факультета Московского университета).
Методы исследования: исторический (с использованием системного подхода, генетического и сравнительного методов), моделирования и исторической реконструкции, историко-архивный поиск.
Информационная база исследования.

Литературные данные. В исследовании использованы сведения, содержащиеся в монографиях, руководствах, учебниках, диссертациях и статьях, посвященных истории медицины и истории офтальмологии в Европе и России, истории медицинского факультета Московского университета, а также деятельности отдельных российских профессоров и руководителей Московского университета.

Перечисленные работы не только определили направление поиска, но и позволили получить конкретные сведения по вопросам истории офтальмологии, истории преподавания глазных болезней в Европе и России до начало 19-го века, истории медицинского факультета Московского университета.

Вместе с тем, нам не встретилось ни одной публикации, автор которой ставил своей целью изучить и проанализировать становление преподавания офтальмологии на медицинском факультете Московского университета в 18-м веке. Более того, в литературе получило распространение мнение, согласно которому глазные болезни начали преподаваться в Московском университете лишь после принятия устава 1804 года.

Подробный обзор и анализ литературы по отдельным проблемам, рассматриваемым в настоящем исследовании, приведены в соответствующих главах.
Источники. Источниковую базу исследования составили расписания лекций, читавшихся на медицинском факультете Московского университета в период с 1765 по 1804 год; учебники, служившие основой преподавания профессорских курсов на медицинском факультете Московского университета в период с 1765 по 1804 год, учебники, руководства и научные монографии по офтальмологии, подготовленные и изданные до первой половины 19-го века. Поиск документов об организации учебного процесса на медицинском факультете Московского университета осуществлялся в Российском государственном архиве древних актов (ГУ РГАДА, г. Москва).

Всего изучено и проанализировано 349 публикаций, в том числе 165 зарубежных.
Научно-практическая значимость.

Результаты исследования могут быть использованы для воссоздания целостной научно-достоверной истории высшего медицинского образования в Европе и России; истории офтальмологии как научно-практической и учебной дисциплины в Европе и России, в учебном процессе на кафедрах истории медицины и офтальмологии; для уточнения данных в справочной и энциклопедической литературе.

По материалам исследования опубликовано 10 работ в научных изданиях.
Основные положения, выносимые на защиту:

1. Преподавание офтальмологии как самостоятельной учебной дисциплины на медицинских факультетах европейских университетов началось в 18-м веке. Решающую роль в этом сыграла деятельность профессора Лейденского университета Г. Бургаве.

2. Программа обучения на медицинском факультете Московского университета в период с 1765 по 1804 год включала значительный объем сведений, относившихся к сфере глазных болезней, который был распределен между 6-ю профессорскими курсами: анатомии, физиологии, патологии, генеральной терапии, хирургии и практической медицины (или «внутренней», клинической медицины, клинической практики).

3. Объем, содержание и порядок преподавания глазных болезней на медицинском факультете Московского университета полностью соответствовали положению дел в большинстве университетов Западной Европы и постоянно совершенствовались по мере становления учебного процесса на факультете.
Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 162 страницах машинописного текста, состоит из ведения, трех глав основного текста, заключения и выводов. Список литературы содержит 349 наименований, в том числе 165 на иностранных языках.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования, показаны научная новизна и научно-практическая значимость работы, дается характеристика информационной базы исследования, приводятся основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе – «Учение о глазных болезнях к началу 18-го века» – изложены основные этапы исторического развития офтальмологии, которая, зародившись в глубокой древности, на протяжении веков, вплоть до окончательного своего выделения в отдельную специальность и учебную дисциплину, была традиционно связана с хирургией. Это в значительной степени обусловливало разработку в первую очередь хирургических методов лечения глазных болезней. Вместе с тем, офтальмология всегда представляла достаточно обособленный раздел хирургии. Поэтому лечением глазных болезней занимались не только хирурги общей практики, но и специально подготовленные окулисты. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что первым специалистом, имя которого сохранилось в истории, был Пепи Анк Ири, личный глазной врач египетского фараона VI династии (около 1600 г. до н.э.).

Страны древнего мира, несмотря на объективно ограниченные возможности научного познания, внесли свою достойную лепту в становление и развитие учения о глазных болезнях. Оценивая с современных позиций познания в области офтальмологии «в античную пору» как слабые, С.Г. Магильницкий, тем не менее, солидарен с Ю. Гиршбергом (Hirschberg, Julius), который, в частности считал, что ценными наблюдениями древних греков «питалось впоследствии целое тысячелетие». Истории известны документальные свидетельства высокого мастерства древних специалистов, осуществлявших лечение глазных болезней.

В.С. Делов, отмечая, что средневековая Европа получила в наследство учение о глазных болезнях от хорошо подготовленных специалистов стран арабского халифата, тем не менее вынужден был признать, что «…в средние века офтальмология, составляя отрасль хирургии, сильно упала, причиною чему служил переход ее в руки невежественных цирюльников, странствующих глазных врачей, шарлатанов, операторов катаракт, которые разъезжали по всей Европе до конца XVIII столетия и на ярмарках, на площадях каждому слепому “снимали бельмо” самыми грубыми инструментами».

Развитие учения о глазных болезнях больше, чем другие отрасли медицинской науки и практики, зависело от достижений точных наук (химии, физики и математики), а также от возможностей и состояния развития промышленности. Вот почему едва ли можно безоговорочно признавать корректным мнение М.Э. Мандельштама, который считал, что «…в продолжение многих столетий, сплошь до конца 18-го, офталмология считалась пасынком медицинских наук…».

К началу 18-го столетия медицина располагала достаточно обширным багажом знаний о строении, основных принципах функционирования и патологии органа зрения человека.

Новый качественный уровень в развитии научных медицинских знаний стал возможен, благодаря изобретению в начале 17-го века микроскопа. Первым микроскоп для исследования органа зрения использовал А. Левенгук (Leeuwenhoek, 1632-1723), который описал волокна хрусталика, слой палочек сетчатки, эпителий роговицы, тем самым, по образному выражению Дж.Е. Аррингтона (Arrington, George E.), приоткрыв дверь к тайнам нейроофтальмологии. Благодаря макро- и микроскопическим исследованиям, были достаточно подробно описаны анатомические структуры глаза (оболочки, хрусталик, стекловидное тело, зрительный нерв, слезная железа и слезовыводящие пути, глазодвигательные мышцы). Научные физические представления Й. Кеплера (Johannes Kepler, 1571-1630) о зрительном акте и действии оптических линз легли в основу учения об оптических свойствах глаза. Было установлено, что глаз является оптическим прибором, предназначенным для формирования изображения на сетчатке. Эти достижения способствовали значительному прогрессу в развитии оптической коррекции зрения. Хотя изготовление первых оптических линз («чечевиц») нередко приписывалось Архимеду (287-212 гг. до н.э.), достоверно очки стали известны только в 13-м веке, когда уровень развития стекольной промышленности позволил приступить к изготовлению достаточно качественных линз. Однако вплоть до середины 19 века назначение и подбор очков носили эмпирический характер и были уделом простых оптиков («medici optici»), а близорукость или дальнозоркость относилась к числу неизлечимых болезней глаза.

Изобретение книгопечатания в 15-м веке (1440 г.) способствовало быстрому распространению медицинских знаний и появлению специальной офтальмологической литературы. В 1474 г. вышла в свет первая напечатанная в типографии книга по офтальмологии «De Oculis eorumque Aegrotudinibus et Curis», автором которой был крупнейший из странствующих операторов катаракты, вероятно, 12-го столетия, Benevenutus Grassi, или Grapheus. В 1583 г. было опубликовано первое руководство по глазным болезням «отца офтальмологии», саксонского окулиста-самоучки Г. Бартиша (Bartisch, Georg, 1535-1606?). По мнению Дж.Е. Аррингтона, греческому слову, включенному Г. Бартишем в название руководства («Ophthalmodouleia»), впоследствии суждено было стать названием новой медицинской дисциплины – офтальмологии.

Издаваемая в средневековой Европе литература, посвященная глазным болезням, не была предназначена специально для обучения студентов медицинских факультетов университетов. Задачей этих изданий являлась подготовка хирургов и окулистов (medici ocularii и medici optici), которым было недоступно университетское образование, к практической деятельности. Дипломированные врачи (medici puri), окончившие медицинский факультет университета и получившие теоретические медицинские знания, «рукодеятельной» помощи больным не оказывали.

Развитие металлургии в 15 и 16 веках привело к изготовлению новых совершенных хирургических инструментов для глазных операций. По мнению С.Г. Магильницкого, впервые в истории офтальмологии извлечение инородного металлического тела из глаза с помощью магнита было осуществлено в 1624 г. Используя возможности металлообработки, Амбруаз Паре (Paré, Ambroise, 1510-1590), предложил глазные протезы для косметических целей, а также пытался лечить косоглазие с помощью металлического приспособления

Лечение глазных болезней осуществлялось на основе господствовавшей теории гуморальной патологии. В соответствии с этими научными представлениями, все болезни, в том числе глазные, подразделялись на общие и частные. К первым относились многочисленные офтальмии (воспаления глаз), вызванные самыми разными патологическим состояниями и болезнями, например, инфекционными, подагрой кахексией и т.д. Частные глазные болезни распределялись по группам в зависимости от локализации патологического процесса: болезни век, ресниц, глазного яблока и др. Методы и способы лечения глазных болезней можно условно подразделить на терапевтические, хирургические и собственно офтальмологические. К последним, например, относится оптическая коррекция остроты зрения очками, которая вплоть до середины 19-го века носила сугубо эмпирический характер.

В связи с тем, что глазные болезни традиционно оставались одним из разделов хирургии, в первую очередь развивались хирургические методы лечения; терапевтические методы развивались в значительно меньшей степени.

Недоверие и даже презрительное отношение врачей, получивших университетское образование, к знаниям и деятельности практикующих окулистов и хирургов, которые оказывали медицинскую помощь пациентам офтальмологического профиля, резко ограничивало возможности подготовки и усовершенствования квалифицированных хирургических кадров. На протяжении веков их подготовка ограничивалась ремесленным обучением в цеховых объединениях и нередко приводила к тому, что практическое оказание необходимой помощи осуществляли малообразованные или вовсе безграмотные «мастера». В это известное и справедливое мнение Дж.Е. Аррингтон добавляет примечательный штрих: «Среди окулистов-шарлатанов были люди, заслужившие славу и, несмотря на все их варварские методы, умевшие осуществлять такие действия, которые до сих пор сложны в понимании и исполнении».
Во второй главе, «Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинских факультетах европейских университетов в 18-м веке», отмечены основные достижения в развитии офтальмологии, которые подготовили преобразования в обучении студентов медицинских факультетов.

Благодаря утверждению материалистических представлений и экспериментального метода в науке, творческой переработке новых научных достижений и накопленных медициной знаний, в 18-м веке удалось совершить ряд открытий, которые определили дальнейшее поступательное развитие офтальмологии.

Первая победа была одержана в борьбе за внедрение новых представлений об образовании катаракты и связанного с этим метода операции. В 1705 г. М. Бриссо (Brisseau, Michel, 1676-1743), а в 1707 г., независимо от него, А. Мэтр-Жан (Maître-Jean, Antoine, 1650-1730) точно установили, что катаракта находится в хрусталике. Логическим следствием этого открытия стала разработка и осуществление на человеке в 1747 г. Ж. Давиэлем (Daviel, Iacques, 1699-1762) принципиально новой операции по удалению катаракты – ее экстракции. Это событие, по словам С.Г. Магильницкого, открыло новую эру в хирургии глаза, вытеснив из практики описанную Цельсом операцию «нисдавления» катаракты.

Одной из самых актуальных проблем современной офтальмологии продолжает оставаться лечение больных с заболеваниями слезных путей. Предложенную Г.Э. Шталем (Stahl, Georg Ernst, 1660-1734) в 1702 г. операцию для лечения дакриоцистита – вскрытие слезного мешка и катетеризация слезного канала – на практике осуществил французский хирург и офтальмолог Ж.-Л. Пти (Petit, Jean-Louis, 1674-1760). В 1713 г. итальянский хирург-окулист Д. Анель (Anel, Dominique, 1679-1730) предложил простой и эффективный способ его лечения путем зондирования канала с последующим промыванием с помощью шприца, что позволяло обходиться без вскрытия слезного мешка.

В 1729 г. английский анатом и хирург У. Чезелден (Cheselden, William, 1688-1752) предложил операцию создания искусственного зрачка. Многократно модифицированная, эта операция привела к разработке в 19-м веке оптической иридэктомии.

В 18-м веке знания в области анатомии органа зрения значительно расширились. В 1755 г. Й.Г. Цинн (Zinn, Johann Gottfried, 1727-1759) издал свой классический труд по анатомии глаза “Descriptio anatomica oculi humani iconibus illustrate”, а в период с 1791 по 1796 гг. С.Т. Зоммерринг (Soemmerring, Samuel Thomas, 1755-1830) пополнил эти знания публикацией результатов своих анатомических исследований.

Расширение и качественное совершенствование базы научных анатомических знаний привели к важным открытиям в области физиологии глаза, зрительного акта и цветового зрения. Исследования Ж. Мэри (Méry, Jean, 1645-1722), который в 1704 г. обнаружил, что при расширении зрачка животного под водой становятся видимыми детали глазного дна, были первым известным в истории медицины экспериментом по офтальмоскопии. В 1777 г. Дж. Гуддарт (Huddart, Joseph, 1741-1816) впервые в мире описал цветовую слепоту, в 1779 г. М. Лорт (Lort, Michael, 1724-1790) опубликовал свое наблюдение по этой проблеме, а Дж. Дальтон (Dalton, John, 1766-1844), который сам страдал этой аномалией глаз, в 1794 г. дал ей подробную характеристику.

Признание хирургии в качестве медицинской отрасли, требующей качественного образования и специальной подготовки, учреждение в 1731 г. Королевской хирургической академии в Париже, которая в 1743 г. была приравнена в правах к медицинскому факультету университета, издание и широкое распространение специальной литературы по офтальмологии, подняли и упрочили ее авторитет. Во всех странах Западной Европы к разработке актуальных проблем офтальмологии все чаще обращаются образованные хирурги и врачи. В среде врачей, получивших университетское образование, растет осознание необходимости отделения офтальмологии от хирургии и выделения ее в самостоятельную медицинскую специальность.

На протяжении 18-го веке количество медицинской литературы неизменно растет. Каждое новое открытие, предложение усовершенствованных методов лечения сопровождается публикацией специальной литературы большими тиражами. Всего за один век литература по глазным болезням стала очень специализированной.

Выдающийся нидерландский ученый и врач, профессор Лейденского университета Г. Бургаве (Boerhaave Hermann, 1668-1738) первым предпринял конкретные шаги на пути выделения офтальмологии в самостоятельную медицинскую специальность и учебную дисциплину: в 1708 г. на медицинском факультете он приступил к чтению специального лекционного курса по глазным болезням. Этот курс привлекал внимание тех многочисленных врачей во всех странах Европы, которые стремились получить специализацию по офтальмологии. Переведенный на европейские языки и выдержавший ряд изданий конспект лекций Г. Бургаве оценивается некоторыми современными исследователями как первый настоящий университетский учебник по глазным болезням. В 1798 г. московское издание учебника в переводе Василия Титовича под заголовком «Славного Германа Боергава Публичные Лекции о Глазных болезнях» стало первым в России полным руководством по глазным болезням.

В 18-м веке в Западной Европе начинают появляться немногочисленные, организованные авторитетными хирургами и врачами отдельные курсы подготовки офтальмологов: в Париже – у Ш. Сент-Ива (Saint-Yves, Charles de, 1667-1736) и Ж.-Л. Пти (Petit, Jean-Louis, 1674-1760), в Лондоне у Дж. Т. Вулхауса (Woolhouse, John Thomas, 1650?-1734).

Одной из обязанностей врачей с университетским образованием являлся контроль за практической деятельностью хирургов и окулистов, которые осуществляли лечение пациентов, страдающих глазными заболеваниями. Это предопределяло необходимость изучения офтальмологии студентами медицинских факультетов университетов. Выпускники медицинских факультетов университетов на протяжении всего периода их обучения получали широкий спектр знаний в области патологии органа зрения при изучении анатомии и хирургии, физиологии, патологии, генеральной терапии и практической медицины. Помимо прочего, это становилось надежным стимулом разработки научных проблем офтальмологии, совершенствования организации оказания помощи больным, страдающим глазными болезнями.

Потребность обеспечения государства квалифицированными медицинскими кадрами ускорило совершенствование всей системы преподавания и подготовки специалистов в области лечения глазных болезней. В ряде случаев этот процесс носил новаторский характер. Так, во второй половине 40-х годов 18-го века отдельные профессорские курсы глазных болезней читались в некоторых университетах Германии. В 1762 г. (в некоторых источниках: в 1763 г.) в хирургической школе в Париже (Collége de St. Côme) была введена должность профессора и демонстратора по офтальмологии.

Выдающаяся роль в деле развития офтальмологии принадлежит Австрии. В 1796 г. в Вене, в медико-хирургической академии («Josephs-Academie») была открыта первая в Европе самостоятельная кафедра офтальмологии, которую занимал профессор И.А. Шмидт (Schmidt, Iohann Adam, 1758-1809). Талантливый ученый и педагог, врач-офтальмолог Г.Й. Беер (Beer, Georg Josef, 1763-1821) в 1786 г. учредил в Вене первую бесплатную частную клинику глазных болезней для неимущих пациентов и приступил к обучению врачей, до 1803 г. подготовив свыше 280 квалифицированных офтальмологов из страны Европы и Америки. В 1812 г. Г.Й. Беер возглавил первую в мире самостоятельную кафедру офтальмологии Венского университета.

Несмотря на значительные успехи в развитии офтальмологии, оказание медицинской помощи пациентам, страдающим глазными болезнями, в 18-м веке оставалась на низком уровне, так как ее продолжали оказывать в основном странствующие хирурги и окулисты.
Третья глава, «Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете Московского университета», посвящена основным этапам развития офтальмологии в России и особенностям преподавания учения о глазных болезнях с момента открытия медицинского факультета Московского университета до начала 19-го века.

Русская национальная медицина, которая зародилась и развивается в русле общих тенденций развития мировой цивилизации, в то же время имеет собственные древние традиции, определяющие ее самобытный характер. Богатые традиции русских врачевателей-кудесников, знахарей и рано выделившихся «очных мастеров» сохранились в устном народном творчестве (лекарские обряды, заклинания и заговоры) и в древних памятниках письменности – травниках и лечебниках.

Начиная с 15-го века, в России постепенно формируется система государственной медицины; эта тенденция особенно отчетливо проявляются со времени учреждения Аптекарского приказа в период между 1581-1620 годом.

Приглашаемые на государственную службу зарубежные врачи, в том числе окулисты, нередко получали задание обучать «методом ремесленного ученичества» направляемых к ним наиболее способных уроженцев России.

Первым врачом-окулистом, прибывшим в 1628 или 1629 г. из Германии в Москву на царскую службу, был Давид Брун. Первым русским окулистом, прошедшим обучение «методом ремесленного ученичества» у специалиста из Гамбурга Я.Т. Шартлинга, стал Федор Дорофеев (скончался около 1682 г.).

Создание регулярной армии подтвердило необходимость учреждения собственной, национальной системы образования для пополнения постоянно взраставшего дефицита квалифицированных медицинских кадров. В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта самобытная государственная лекарская школа, которая просуществовала более 60 лет и подготовила свыше 100 специалистов, прежде всего, – лекарей и костоправов для армии; среди них были также очные лекари.

В 14 – 15 столетиях в Россию из Европы начинают поступать произведения медицинского содержания. В 17-м веке в Россию из Европы приникают идеи Возрождения, закладываются основы научной медицины, в том числе, научной офтальмологии. Этот процесс сопровождается переводом на русский язык специальной научной литературы. Первым таким научным трудом на русском языке стала книга А. Везалия «О строении человеческого тела», утерянный рукописный перевод которой в 1658 г. осуществил Епифаниий Славинецкий. Осуществленный в 70-80-х гг. 17-го века рукописный перевод с латинского языка трактата астронома Иоанна Гевелия «Селенография» (“Selenographia, sive lunae description…”, 1647 г.) стал первым сочинением по оптике на русском языке и сыграл значительную роль в развитии физики и офтальмологии в России.

Укрепление зародившегося в конце 17-го века капитализма в России определяло в 18-м веке развитие естественнонаучных знаний (механики, физики, химии), господства опытного метода в науке, материалистических и диалектических воззрений на природу и медицину.

Новые производственно-промышленные, экономические и социальные отношения требовали подготовки большого количества квалифицированных национальных кадров для армии, флота и промышленности. Решить эту важнейшую государственную задачу были призваны реформы Петра I в сфере народного образования и создание профессиональных школ.

21 ноября 1707 г. в Москве вступил в действие военный госпиталь. Он стал учебной базой для открытой в том же году первой медико-хирургической школы, которая в последующем, как другие вновь открывающиеся школы, стали называться госпитальными. Строительство госпиталя и школы, их последующая работа неразрывно связаны с именем выдающегося деятеля отечественной медицины, врача, организатора и педагога Н.Л. Бидлоо (ок. 1670 – 1735 гг.), автора рукописного руководства на латинском языке «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре» (“Instructio de chirurgia in teatro anatomico studiosis proposita”). Это руководство отражает достижения и уровень развития медицины к началу 18-го века и полностью соответствует программе преподавания хирургии и глазных болезней в учебных медицинских заведениях Западной Европы. Мнение Б.В. Петровского о том, что содержание рукописи «позволяет точно судить о первой программе преподавания научной хирургии в России», поддерживают Г.Н. Троянский и Р.А. Залецкая. Они добавляют, что научные идеи Н.Л. Бидлоо необходимо рассматривать в качестве научной основы развития отечественной медицины вплоть до середины 18-го века. Несомненно, Н.Л. Бидлоо по праву может быть назван первым авторитетным преподавателем офтальмологии в России.

С деятельностью госпитальных школ, которые в 1786 г. были преобразованы в медико-хирургические училища, неразрывно связано начало систематического преподавания офтальмологии в России. В 1783 г. в Санкт-Петербурге было открыто Калинкинское медико-хирургическое училище, в котором впервые не только в России, но и в Европе было предусмотрено чтение самостоятельного курса лекций по глазным болезням.

По мере совершенствования системы подготовки национальных медицинских кадров в 18-м веке в России становится рядовым явлением проверка знаний по офтальмологии учащихся медико-хирургических училищ и претендентов на должность в лечебных учреждениях. Так, например, 12 сентября 1786 г. П.А. Загорскому (1764-1846 гг.), будущему выдающемуся русскому анатому, в госпитальном училище для сдачи экзамена была назначена следующая тема: «Демонстрация сердца, операция катаракты и слёзного свища».

Несмотря на радикальные преобразования, наиболее насущная проблема восполнения дефицита квалифицированных специалистов и организации оказания медицинской помощи, в том числе, офтальмологической, в 18-м веке продолжала оставаться чрезвычайно острой. Как замечает Я Чистович, «об окулистах собственных русских школ редко случалось слушать». Характеризуя уровень организации оказания офтальмологической помощи населению в 18-м веке, он продолжает: «А между тем, глазные болезни во многих местностях России составляли как бы эндемическое явление. Таковы например были прибрежья Дона и широкая область запорожской Сечи. Здесь-то всего чаще и появлялись специальные врачи глазных болезней, то с собственными лечебницами, то с переносными ящиками инструментов для производства глазных операций».

Для незначительного числа русских лекарей существовала возможность пройти подготовку в области лечения глазных болезней во время их зарубежных командировок в европейские университеты и клиники. Так, в 1756 г. впоследствии известный русский профессор анатомии К. И. Щепин (1728-1770) получил указание пройти в Париже подготовку по этой специальности. С.Г. Магильницкий предполагает, что К. И. Щепин, возможно, преподавал и офтальмологию, «притом первым начал преподавание на русском языке».

Мощным стимулом для развития науки, в том числе медицины, в России стало учреждение в 1724 г. в Петербурге Академии наук. Автором первого осуществленного в России, в Академии наук оригинального научного исследования по физиологии зрения “Experimentum circa nervum opticum” («Эксперимент со зрительным нервом»), результаты которого были опубликованы в 1728 г., стал швейцарец по происхождению Д. Бернулли (Bernoulli, Daniel, 1700-1782 гг.), один из первых академиков Петербургской Академии наук.

Среди актуальных проблем, решение которых имело принципиальное значение для развития офтальмологии, была проблема физики света. Благодаря исследованиям, осуществленным в Академии наук Л. Эйлером (Euler, Leonard, 1707-1783) и М.В. Ломоносовым (1711-1765), последним было разработано признаваемое во всем мире и в настоящее время трехкомпонентное учение о цветах. Это учение позволило предпринять дальнейшую успешную разработку проблемы цветового зрения.

Большое значение М.В. Ломоносов придавал развитию стекольного производства в России. При Петре I было открыто несколько стекольных заводов; в годы правления Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) их было шесть. Первый шаг к национальному оптическому производству предпринял великий русский механик-самоучка И.П. Кулибин (1735-1818), который в 1768 г. изготовил и представил Екатерине II микроскоп и телескоп.

Первые научные исследования, выполненные в 18-м веке уроженцами России в области офтальмологии, были представлены в качестве диссертаций и успешно защищены в университетах Западной Европы в 1756 или 1758, 1785 и 1799 годах.

Офтальмология, все еще не являясь самостоятельной медицинской специальностью, в научной и учебной литературе того периода времени, как правило, была представлена в виде разделов, глав и просто отдельных параграфов в общемедицинских и хирургических руководствах. Первым оригинальным отечественным изданием на латинском языке, содержащем несколько таблиц с изображением органа зрения, был составленный М.И. Шеиным и изданный в Петербурге в 1744 г. «для пользования студентов хирургии» «Словник, или иллюстрированный указатель всех частей человеческого тела» (“Syllabus, seu indexem omnium partius corporis humani figuris illustratus”). В 1757 г. в переводе М.И. Шеина была издана работа Л. Гейстера (Heister, Laurentius, Lorenz) «Сокращенная анатомия, все дело анатомическое кратко в себе заключающая» (“Compendium Anatomicum”), которая стала первым практическим руководством по анатомии на русском языке и положила начало возникновению русской терминологии анатомии глаза.

В 1781 г. на русском языке было издано «Руководство к познанию и врачеванию болезней человеческих» Й.Ф. Шрейбера (Schreiber, Johann Friedrich, 1705-1760), в котором патология органа зрения описана в отдельной главе «Окоболение, очная болезнь, глазоболь и прочия глазные болезни». Для исследователя это руководство является важным свидетельством уровня развития, состояния и возможностей различных методов лечения глазных болезней в Европе в 18-м веке. В изданной в 1786 г. книге А.Г. Бахерахта (1724-1806) «Практическое рассуждение о цинготной болезни для употребления лекарям, служащим при морских и сухопутных Российских силах», впервые в мировой литературе содержится описание изменения глаз при цинге. В 1763 г. была издана работа известного русского астронома С.Я. Румовского (1734-1812) «Речь о начале и приращении оптики до нынешних времен». Этот исторический очерк, содержавший критический обзор специальной литературы, в 18-м веке стал заметным явлением среди работ, которые были посвящены проблемам оптики и представлял познавательный интерес для офтальмологов.

В 18-м веке в России все большее значение уделяется профилактике глазных заболеваний. В Москве в период 1780 – 1789 гг. в качестве приложения к газете «Московские ведомости» издавался журнал «Экономический магазин», составителем которого был ученый и писатель А.Т. Болотов (1738-1833). В 40 томах журнала содержатся 940 статей и заметок медицинской, в том числе, офтальмологической тематики, публикация которых играла существенную роль в санитарном просвещении населения.

Медицинский факультет Московского университета был открыт 13 августа 1758 г., а к преподаванию «врачебных» наук приступил в 1764 г. До начала 19-го века в процессе обучения, как и в большинстве университетов Западной Европы, осуществлялся только теоретический этап подготовки врачей, не предусматривавший клинического преподавания специальных дисциплин. Основной формой обучения являлись лекции, причем профессора факультета в 18-м веке не имели узкой специализации и, как правило, одновременно совмещали чтение нескольких, зачастую различных, курсов учебных дисциплин.

Как и в университетах Западной Европы, офтальмология преподавалась в процессе всего периода обучения на медицинском факультете в курсах основных дисциплин следующих трех «учебных блоков» (А.М. Сточик, С.Н. Затравкин): «специального приуготовления» (анатомия), «теоретической медицины» (физиология, патология, генеральная терапия), «практическая медицина» (хирургия и «внутренняя медицина», или клиника, клиническая практика).

Первым преподавателем анатомии и хирургии на медицинском факультете Московского университета в период с 1764/1765 учебного года по 1768 г. был Эразмус Иоганн Фридрих (Erasmus, Iohann Heinrich, умер в 1777). По его предложению, в Московском университете был построен открытый в 1765 г. анатомический театр. И.Ф. Эразмус осуществил перевод с немецкого языка на латинский и принял участие в издании в 1767 г. анатомических таблиц А. Шааршмидта (Schaarschmidt, August, 1720-1791). Это было первое московское медицинское издание, специально предназначенное для преподавания и изучения анатомии в высших учебных заведениях России и содержащее современные научные сведения о строении органа зрения. Другие учебные пособия, использовавшиеся И.Ф. Эразмусом при чтении курсов анатомии и хирургии, установить не удалось. В последующем анатомию и хирургию преподавали: Зыбелин Семен Герасимович (1735-1802) – в 1769-1775 годы, Керестури Франц Францович (Kereszturi, Ferentz, 1735-1811) – с 1775/1776 учебного года по 1792 год. В 1792/1793 учебном году к чтению хирургии приступил Рихтер Вильгельм Михайлович (1767-1822), который преподавал этот предмет до 1804 года. Ф.Ф. Керестури, передав курс хирургии В.М. Рихтеру, до 1805 г. преподавал анатомию, лишь однажды, в 1800/1801 учебном году, вернувшись к преподаванию хирургии. С именем Ф.Ф. Керестури на медицинском факультете Московского университета связано внедрение в учебный процесс, в материал курса анатомии, элементов судебной медицины и вивисекции, которую он называет «анатомико-физиологическими экспериментами». В 1792/1793 учебном году Ф.Ф. Керестури впервые на факультете использовал на занятиях по анатомии микроскоп. Весьма вероятно, что в ходе изложения строения глаза Ф.Ф. Керестури осуществлял демонстрацию соответствующих препаратов под микроскопом.

В качестве основных дисциплин, в курсе теоретической медицины в 1-й год обучения преподавалась физиология, во 2-й – физиология и патология; в 3-й – патология и терапия. Профессорами, читавшими в Московском университете курс теоретической медицины, были: С.Г. Зыбелин, Сибирский Иван Андреевич (умер в 1783 г.) – в 1769-1778 или 1779 гг., Вечь Игнатий Иосиф (умер в 1779 г.) – в 1776-1779 гг., Скиадан Михаил Иванович (Skiadan, 1740-е гг. – 1802 г.) – в 1779-1802 гг. и Барсук-Моисеев, Мойза Фома Иванович (умер в 1811 г.) – в 1796-1803 гг. Ф.И. Барсук-Моисеев перевел на русский язык руководство выдающегося ученого, профессора Геттингенского университета Й.Ф. Блюменбаха (Blumenbach, Johann Friedrich, 1752-1840), которое было издано в Московском университет в 1796 г. под названием «Физиология или Наука о естестве человеческом». В отдельную главу «О видении», содержащую ценную информацию об эмбриональном развитии глаза, автор включил результаты собственных исследований органа зрения. Качество учебного материала и объем информации были столь значительны, что руководство Й.Ф. Блюменбаха использовалось для преподавания физиологии на медицинском факультете Московского университета вплоть до 1818/1819 учебного года.

Курс химии, врачебного веществословия и практической медицины в период с 1769 по 1775 год преподавал Вениаминов Петр Дмитриевич (умер в 1775 г.). С 1776 г. до конца жизни преподавание курса химии, врачебного веществословия и практической медицины осуществлял С.Г. Зыбелин.

Руководства и учебники по всем перечисленным дисциплинам, которые использовали профессора медицинского факультета для организации учебного процесса и преподавания своих курсов, являлись современными изданиями, широко распространенными в университетах Западной Европы. Все эти учебные пособия содержали необходимую информацию по офтальмологию в объеме, который соответствовал требованиям, предъявляемым выпускникам медицинского факультета университетов 18-го века к знанию глазных болезней.

Таким образом, учебный процесс, организованный на медицинском факультете Московского университета, соответствовал стандартам университетов Западной Европы. При этом учение о глазных болезнях преподавалось в объеме, необходимом выпускникам факультета для последующей врачебной деятельности и возможности пройти практическую стажировку и специализацию в этой области медицины.

Историческая заслуга профессоров медицинского факультета Московского университета состояла в том, что им удалось в 18-м веке создать благоприятные условия для проведения в начале 19-го века реформы преподавания. Эта реформа осуществлялась в рамках «Устава Императорского Московского Университета», утвержденного 5 ноября 1804 г. С введением «Устава» и учреждением при университете клинических институтов на медицинском факультете был положен конец теоретической форме обучения практическим врачебным наукам и созданы предпосылки для проведения начального этапа клинической подготовки студентов. При этом хирургия и акушерство были выделены в самостоятельные ординарные профессорские курсы. Первый профессор хирургии медицинского факультета Московского университета Федор Андреевич Гильтебрандт (1773-1845) на базе института хирургии, в рамках своего курса хирургии, в 1805 г. приступил к преподаванию «учения о глазных болезнях».

В 1823 г. на кафедру хирургии профессора Ф.А. Гильтебрандта был назначен вторым адъюнктом для преподавания окулистики и десмургии Александр Егорович Эвениус (1795-1872). А.Е. Эвениус, став в 1828 г. экстраординарным, а в 1836 г. – ординарным профессором, преподавал курс глазных болезней до 1846 г. В.С. Делов назначение А.Е. Эвениуса в Московский университет определял как момент, положивший «начало отделению офталмологии от хирургии» Действительно, пока еще не оформленное законодательно, фактическое признание выделения офтальмологии в самостоятельную медицинскую специальность произошло в 1829 г., когда А.Е. Эвениус, по поручению, возложенному на него Университетским Советом, выступил с актовой речью «De Ophthalmologiae Praestanta» в торжественном собрании Московского университета.
В «Заключении» подведены итоги проведенного исследования, кратко обобщены сведения и материалы, изложенные в диссертации.
ВЫВОДЫ
1. Преподавание офтальмологии как самостоятельной учебной дисциплины на медицинских факультетах европейских университетов началось в 18 веке.

2. Решающую роль в выделении преподавания офтальмологии на медицинских факультетах университетов Европы в 18 веке в самостоятельную учебную дисциплину сыграла деятельность профессора Лейденского университета Г. Бургаве.

3. Программа обучения на медицинском факультете Московского университета в период с 1765 по 1804 год включала существенный объем сведений, относившихся к сфере глазных болезней, который был распределен между 6 профессорскими курсами: анатомии, физиологии, патологии, генеральной терапии, хирургии и практической медицины (или «внутренней», клинической медицины, клинической практики).

4. Объем, содержание и порядок преподавания глазных болезней на медицинском факультете Московского университета соответствовали положению дел в большинстве университетов Западной Европы и постоянно совершенствовались по мере становления учебного процесса на факультете.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты, материалы и сведения проведенного исследования могут быть использованы в учебном процессе на кафедрах глазных болезней и истории медицины, для уточнения и дополнения данных учебной, справочной и энциклопедической литературы.


СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ


  1. Саркисов С.А. Петр Федорович Броссе // Медицинская профессура Российской Империи: Тез. науч. конф., 12 марта 2004 г. – М., 2004. – С. 124-125.

  2. Саркисов С.А. Преподавание офтальмологии на медицинском факультете Московского университета в период действия устава 1804 года // Актуальные проблемы истории медицины: Материалы Межд. конф., 26 апреля 2005 г., г. Сумы – 2005. – С. 25.

  3. Саркисов С.А. К истории создания кафедры офтальмологии в Московском университете // Актуальные проблемы истории медицины: Материалы Межд. конф., 26 апреля 2005 г., г. Сумы – 2005. – С. 25-26.

  4. Саркисов С.А. Первая в мире специализированная глазная больница // Вестник офтальмологии. – 2005. – Т. 121. – № 4. – С. 52-54.

  5. Саркисов С.А. Петр Федорович Броссе // Вестник офтальмологии. – 2005. – Т. 121. – № 5. – С. 53-56.

  6. Сточик А.М., Затравкин С.Н., Саркисов С.А. Глазные болезни в программе обучения на медицинском факультете Московского университета в XVIII веке. Сообщение 1 // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2005. – № 6. – С. 47-50.

  7. Сточик А.М., Затравкин С.Н., Саркисов С.А. Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете Московского университета в 18 веке // Исторический вестн. Моск. мед. акад. им. И.М. Сеченова. – М.: Шико, 2006. – Т. 23. – С. 115-129.

  8. Сточик А.М., Затравкин С.Н., Саркисов С.А. Глазные болезни в программе обучения на медицинском факультете Московского университета в XVIII веке. Сообщение 2 // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. –2006. – № 1. – С. 54-57.

  9. Сточик А.М., Затравкин С.Н., Саркисов С.А. Офтальмология и ее преподавание в Европе и России в XVIII веке // Вестник офтальмологии. – 2006. – № 3. – С. 52-56.

  10. Сточик А.М., Затравкин С.Н., Саркисов С.А. Как преподавалась офтальмология в Московском университете в XVIII веке // Опыт применения новых информационных технологий в образовательном процессе: Материалы научно-методической конференции сотрудников ММА им. И.М. Сеченова (июнь 2006 г.) // – М., – С. 351.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова на основе программы курса, читаемого на механико-математическом факультете...
Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
С. И. Вавилова ран совместно с историками и философами математики Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова...
Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
С. И. Вавилова ран совместно с историками и философами математики Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова...
Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по истории науки I. История математики
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова на основе программы курса, читаемого на ме­ханико-математическом факультете...
Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconТематический план практических занятий дисциплины «История медицины»
«История медицины» для специальности 060103 «Педиатрия» на 2013-2014 учебный год 1 курс, II семестр
Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconТематический план практических занятий дисциплины «История медицины»
«История медицины» для специальности 060201 «Стоматология» на 2013-2014 учебный год 1курс, 1семестр
Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 01- теория...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру Московского городского педагогического университета по специальности 12. 00....
Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconТематический план практических занятий дисциплины «История медицины»
«История медицины» для специальности 060601 «Медицинская биохимия» на 2013-2014 учебный год 2курс, 3семестр
Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconТематический план практических занятий дисциплины «История медицины»
«История медицины» для специальности 060105«Медико-профилактическое дело» на 2013-2014учебный год 1 курс, 2 семестр
Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 02 История дизайна, науки...
Целью дисциплины "История дизайна, науки и техники" является формирование у студентов знаний, умений и навыков промышленного искусства,...
Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 10. История науки и техники
История науки и техники: Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 10 / Сост. Ю. С. Воронков, рггу. М., 2011. 20...
Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconРабочая программа фд. А. 01. История формирования нефтегазового комплекса...
ФД. А. 01. История формирования нефтегазового комплекса Тюменской области в ХХ веке
Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconРабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconПрограмма кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки"
Институтом философии ран и программы-минимум «История медицины», разработанной Российским Университетом дружбы народов и одобренной...
Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в 18 веке 07. 00. 10. история науки и техники (история медицины) iconРабочая программа учебной дисциплины «История социальной работы»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск