Ю. М. Ершов "30" января 2012 г





Скачать 235.54 Kb.
НазваниеЮ. М. Ершов "30" января 2012 г
страница1/3
Дата публикации27.10.2014
Размер235.54 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Журналистика > Реферат
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «Томский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
__________________

Ю.М.Ершов
"30" января 2012 г.


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ЖУРНАЛИСТИКА


Направление подготовки

030600 – «Журналистика»


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная


Томск, 2012
1. Цели освоения дисциплины
Сформировать представление об актуальных проблемах современной науки и опыте их отражения в СМИ. Ввести базовые терминологические и методологические основы научной деятельности, которые помогут составить наиболее общее представление о науке как способе деятельности и форме познания. Приблизить содержание курса к непосредственной реальности, с которой журналист сталкивается повседневно – составить целостное представление о современном состоянии науки в России и научно-образовательном комплексе Томской области, рассмотренном в контексте мирового и отечественного развития науки.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки 030600 – «Журналистика».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра «Введение в специальность», «Основы теории журналистики», «Система СМИ», «Основы творческой деятельности», «Концепции современного естествознания», «Экология», «Основы теории коммуникации» и т.д.

Данная учебная дисциплина входит в совокупность дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение профессиональных особенностей такой области человеческой деятельности как журналистика.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные предпосылки и условия развития научной журналистики; систему принципов и норм познания действительности, принятых в современном журналистском сообществе; систему понятий и терминов выбранной сферы научной журналистики.

Уметь: определять актуальность и приоритетность научных проблем современного мира и перспективы деятельности журналиста, редакции и периодического издания в освещении этих вопросов; базироваться на принципах естественнонаучного подхода в процессе формирования мировоззренческих взглядов в аспекте взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем экологической безопасности; использовать знания естественных наук в профессиональной деятельности.

Владеть: практическими навыками решения проблем популяризации научных концепций и их практического внедрения; основами знаний в области концепций современного естествознания; навыками использования различных программных средств и работы в Интернете, работы с базами данных и использовать Интернет-ресурсы.

Ориентироваться: в современной системе источников информации, представлять возможности информационных технологий.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки 030600 – «Журналистика».

а) общекультурные (ОК):

– способность видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

– способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);

– способность использовать знания в области естественнонаучных дисциплин, базироваться на принципах научного подхода в процессе формирования своих мировоззренческих взглядов, касающихся взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем безопасности жизнедеятельности и умение использовать естественнонаучные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-15);

– способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-19).

б) профессиональные компетенции (ПК):

– понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

– понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения социальных функций (ПК-4);

– базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10);

– знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецизионной (точной) журналистики (ПК-23);

– знание основ организации научного исследования в сфере журналистики (ПК-38).
4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет __2_ зачетные единицы, __72__ часа.
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Наука и журналистика
Место и роль курса в процессе профессиональной подготовки журналиста. Преподавание научно-образовательной тематики в журналистике в российских вузах. Предмет курса, его цели. Государственные задачи модернизации экономики на основе интеллекта и высоких технологий, и роль журналистики в их реализации.
Тема 2. Философия и методология научного знания
Система понятий. Место и роль науки в системе знаний, философия науки, науковедение. Наука как социальный институт, сфера человеческой деятельности и форма познания. Научная картина мира. Цели научного познания. Категория истины. Закономерности исторического развития науки. Понятия метода и методологии. Научное знание как динамическая система, структура научного знания, эмпирический и теоретический уровни. Система наук. Дифференциация и интеграция научного знания. Фундаментальная и прикладная наука. Естественные, общественные (гуманитарные) и технические науки. Характер современного этапа развития науки. Научно-техническая революция. Научно-технический прогресс. Приоритетные направления развития науки и техники на современном этапе. Научные школы.
Тема 3. «Научная журналистика» и популяризация науки в СМИ
Понятия «научная журналистика» и «популяризация науки в СМИ». Особенности специализации в России и за рубежом. Проблемы подготовки профессионалов. Профессиональные сообщества «научных» журналистов.

Пропаганда науки и техники в СМИ советского периода, формирование школы научно-популярной журналистики, требования к журналистскому тексту о науке, профессиональные стандарты, методологические принципы научно-популярной журналистики.

Судьба науки и «научной» журналистики в период постперестройки. Темы науки в современных СМИ. Функции научной популяризации: информационная, мировоззренческая, практическая. Уровни коммуникации научного сообщества: внутренняя и внешняя. Научные журналы. Индексы цитирования. Научные конференции. Проблемы имиджа научного сообщества. Связь научно-технической пропаганды и экономического потенциала страны.

Программы развития научной популяризации в развитых странах. Принципы специализации. Особенности языка и стиля. Система источников научной популяризации. Научно-популярные журналы: «Наука и жизнь», «Техника – молодежи», «В мире науки», «Наука из первых рук», «National Geographic», «Geo», «Вокруг света» и т.д.
Тема 4. Научно-образовательный комплекс Томской области и СМИ
Современная наука в России: структура, направления, тенденции. История науки в Томске. Особенности научно-образовательного комплекса Томской области. Вузовская, академическая и отраслевая наука в Томске. Научные и образовательные учреждения: структура, направления, научные школы.

1) Томский государственный университет: факультеты, институты, научно-образовательные центры, Сибирский физико-технический институт, НИИ прикладной математики и механики, НИИ биологии и биофизики, Сибирский ботанический сад.

2) Томский политехнический университет: факультеты, институты, научно-образовательные центры, НИИ ядерной физики, НИИ высоких напряжений, НИИ интроскопии.

3) Сибирский государственный медицинский университет: факультеты, научно-образовательные центры, Центральная научно-исследовательская лаборатория, клиники, НИИ гастроэнтерологии, НИИ здоровья и т.д.

4) Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники: факультеты, научно-образовательные центры, НИИ автоматики и электромеханики

5) Томский государственный архитектурно-строительный университет: факультеты, институты, научно-образовательные центры, НИИ строительных материалов.

6) Томский государственный педагогический университет: факультеты, научно-образовательные центры.

7) Томский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук: Институт оптики атмосферы им В.В. Зуева, Институт мониторинга климатических и экологический систем, Институт химии нефти, Институт сильноточной электроники, Институт физики прочности и материаловедения, Томский филиал Института нефтегазовой геологии и геофизики им А.А. Трофимука, Отдел структурной макрокинетики ТНЦ СО РАН.

8) Томский научный центр Сибирского отделения Российской академии медицинских наук: НИИ кардиологии, НИИ онкологии, НИИ психического здоровья, НИИ фармакологии, НИИ медицинской генетики, НИИ акушерства, гинекологии и перинатологии, НИИ курортологии и физиотерапии Федерального медико-биологического агентства РФ.

9) Томский атомный центр. Наука на Сибирском химическом комбинате.

10) Инновационный сектор экономики, инновационная инфраструктура и инновационная стратегия Томской области.

11) Томская особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Основные направления: нанотехнологии и новые материалы; биотехнологии и медицина; информационные технологии и электроника. Основные резиденты.

Проблемы освещения науки и образования в томских СМИ.
Тема 5. Нанотехнологии в Томске
Понятие нанотехнологий. Федеральные, региональные и городские программы по развитию нанотехнологий. Нанотехнологии в ТГУ, ТПУ, ТУСУР, СибГМУ, ТНЦ СО РАН, ТНЦ СО РАМН, СХК: история, направления, разработки, проекты. Наноиндустрия и наукоемкий бизнес. НПФ «Микран», ООО «Аквазон», ООО «СорбентПлюс», ООО «Прикладная электроника» и т.д.; резиденты ОЭЗ ТВТ в Томске. Программы Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Межведомственный центр «Томскнанотех». Взаимодействие Томской области с Государственной корпорацией нанотехнологий «Роснано». Освещение развития наноидустрии в федеральных и региональных СМИ.
Тема 6. Актуальные проблемы научного сообщества в России на современном этапе
Реформы науки и образования. Финансирование научных исследований. Деятельность Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Федеральные целевые программы. Венчурное финансирование. Обновление приборного парка. Международное сотрудничество. Привлечение молодежи в науку, обеспечение преемственности поколений. Проблема обеспечения научных работников жильем. Заработная плата. Социальные проблемы. Проблемы «лженауки» и фальсификации научных исследований.





п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Наука и журналистика

4

1

Л-2

СР-2










2

Философия и методология научного знания

4

2-4

Л-6

СР-6







Опрос

3

«Научная журналистика» и популяризация науки в СМИ

4

5-7

Л-6

СР-6









Опрос

4

Научно-образовательный комплекс Томской области и СМИ

4

8-11

Л-8

СР-8



ПР-2




Опрос

Творческая работа – 11

5

Нанотехнологии в Томске

4

12-13

Л-4

СР-4







Опрос

6.

Актуальные проблемы научного сообщества в России на современном этапе

4

14-16

Л-6

СР-6

ПР-2




Опрос

Творческая работа – 16

Зачет – 17


5. Образовательные технологии
Используемые образовательные технологии: лекции, творческие задания, самостоятельная работа студентов.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Опрос – осуществляет текущий контроль способности к освоению основных положений курса; оценивает умение оперативно и точно отвечать на вопросы преподавателя, навыки публичного выступления.

Творческие задания – способствуют освоению практических навыков подготовки научно-популярных материалов в журналистских жанрах, обеспечивают закрепление теоретических знаний.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconРеспублики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. №164, от 31 августа 2009 г. №320, от 19 октября 2009 г. №427,...
Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconПриказ №2451 (зарегистрирован в Минюсте РФ 31 января 2012 г. №23065)
Тюменской области в 2012 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства...
Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconПриказ №2451 (зарегистрирован в Минюсте РФ 31 января 2012 г. №23065)
Тюменской области в 2013 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства...
Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconПротокол №3 от 28 января 2012 года
Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,...
Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconЗадание 2 блок лето 2012
Письменные задания должны быть сданы 1 месяц до начала 3 блока обучения (к 8 января 2012 г.)
Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconПриказ от «22» февраля 2012 г. № г. Сосновоборск Об утверждении списков...
На основании приказа Управления образования администрации города Сосновоборска от 27 января 2012 г. №14
Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...

Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconО проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 класса в 2012 году
Тюменской области в 2012 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства...
Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconА. С. Корчуков М. Н. Ершов
Ведущая организация – фгоу впо кемеровский государственный сельскохозяйственный институт
Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconТематическое планирование 5 класса по русской литературе №
П. П. Ершов. «Конек – Горбунок»Прославление храбрости, сметливости простого человека
Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconСведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного...
Фбу «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу»
Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconКонкурс учителей на замещение вакансий в сельских школах Красноярского края в 2012 году
Отчёт о работе Медведевского райкома профсоюза работников народного образования и науки за период с 27 октября 2009 года по 24 января...
Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconПротокол № от 2011г общеобразовательная школа»
Тюменской области в 2012 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства...
Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconРабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного...
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего...
Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconП. В. Симонов, П. М. Ершов темперамент характер личность
Предмет: биология с углубленным изучением отдельного раздела анатомии темы – строение и функции кожи
Ю. М. Ершов \"30\" января 2012 г iconОтчет о выполнении Основных направлений развития архивного дела в Иркутской области за 2012 год
Отчёт о работе Медведевского райкома профсоюза работников народного образования и науки за период с 27 октября 2009 года по 24 января...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск