№
П/П
|
Наименование темы
| Количество часов
| Виды работ по развитию устной и письменной речи
| Теория литературы
|
1
| Роль чтения в жизни человека. Литература как вид словесного искусства.
| 1
|
| Дать представление о художественной литературе как вид словесного искусства .
|
2.
| Фольклор и литература
| 1
| Составление таблицы: отрицательные и положительные герои.
| Фольклор, жанр фольклора
|
3.
| Происхождение загадок, пословиц, поговорок.
| 1
|
| Загадка, пословица, поговорка
|
4.
| Сопоставление загадок, пословиц, поговорок разных народов.
| 1
| О сходстве загадок и поговорок родного и русского языка.
| Показать, как отражены в мифах представления древних людей о мироустройстве.
|
5.
| Сказка. « Лиса и дрозд» как образец сказки о животных.
| 1
| Чтение сказок по цепочке
| Сказка, рассказ, типы сказок
|
6.
| « Перышко Финиста - Ясна сокола», как образец волшебной сказки.
| 1
| Чтение по ролям
| Устойчивые эпитеты
|
7.
| Сказка «Ванюшка и царевна»- бытовая сказка
| 1
| Работа по вопросам
| Сюжет, персонаж, язык
|
8.
| С.Т.Аксаков жизнь и творчество. Сказка «Аленький цветочек»
| 1
| Выразительное чтение . Анализ сказки.
| Художественный образ, персонаж
|
9.
| П.П.Ершов. « Конек – Горбунок». Осмеяние людской трусости, жадности и глупости.
| 1
|
|
|
10
| П.П. Ершов. «Конек – Горбунок»Прославление храбрости, сметливости простого человека.
| 1
| Выразительное чтение . Анализ сказки.
| Художественный образ, персонаж
|
12.
| Х.К. Андерсен. « Снежная королева». Мотив народных сказок.
| 1
| Описание Герды и Кая. Их характеров
|
|
13.
| Х.К. Андерсен. « Снежная королева». Фантастическое в сказке и ее реальная основа.
| 1
|
| Фантастика и реальность
|
14.
| И.А. Крылов. «Квартет» . Обличие и высмеивание в баснях Крылова человеческих пороков.
| 1
| Беседа по вопросам.
| Басня, мораль
|
15.
| И.А. Крылов. Басни . Отражение народной мудрости.
| 1
| Беседа о баснях родной литературы
|
|
16.
| В.А. Жуковский. « Жаворонок» . Ощущение радости, обновления жизни.
| 1
| Анализ стихотворений. Работа с иллюстрациями.
| Эпитет, метафора
|
17.
| А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье…»
| 1
| Анализ стихотворения
| Ямб, хорей
|
18.
| А.С. Пушкин « Зимний вечер»
| 1
| Анализ стихотворения
| Рифма
|
19.
| А.С. Пушкин. « Туча». Биографическая основа стихотворений. Изображение картин природы.
| 1
| Сообщение о поэте.
| Пейзаж
|
20.
| Ф.И. Тютчев. « Есть в осени первоначальной..»
Тютчев – певец русской природы.
| 1
| Работа над вопросами, над лексикой стихотворения.
| Лирический герой , ритмика стиха
|
21.
| Ф.И. Тютчев. « Чародейкою зимой..» Музыкальность стиха.
| 1
| Работа над лексикой стиха
| Ритмика стиха
|
22.
| А.А.Фет. « Ласточки пропали» , Поэзия Фета – выражение любви к русской природе.
| 1
| Нахождение синонимов, антонимов
| Метафора , эпитет
|
23.
| И.С. Никитин. « Утро» Связь природы с жизнью человека.
| 1
|
| Пейзаж
|
24.
| Н.А. Некрасов. « Крестьянские дети». Жизнь крестьян в изображении Некрасова.
| 1
| Крепостное право
| Сравнение, контраст, противопоставление
|
25.
| Н.А. Некрасов. « Крестьянские дети». Трудолюбие крестьянских детей, их близость к природе.
| 1
| Объясните значение следующих выражений: вереница, внимательных глаз, мужичок с ноготок.
|
|
26.
| А.И. Куприн. « Чудесный доктор». Изображение обездоленных людей а рассказе.
| 1
| Перескажите близко к тексту понравившийся эпизод рассказа.
| Рассказ
|
27
| А.И. Куприн. « Чудесный доктор». Отношение к ним автора: уважению к человеческому достоинству, умению постоять в жизненных испытаниях.
| 1
| Охарактеризуйте « чудесного доктора». Были ли вашей жизни встречи с добрыми, отзывчивыми людьми?
| Контраст
|
28.
| А.И. Куприн. « Чудесный доктор». Образ хирурга Пирогова: доброта , благородство души.
| 1
|
|
|
29.
| И.С. Тургенев. « Муму» .Жизнь и детские впечатления, положенные в основу повести.
|
|
|
|
30.
| И.С. Тургенев. « Муму». Образ Герасима: контраст между внутренним миром и внешним обликом героя.
| 1
| Перескажите сцену прощания Герасима и Татьяны. Скажите, что вы узнали об их чувствах друг к другу.
| Контраст
|
31.
| И.С. Тургенев. « Муму».Противопоставление Герасима барыне, нравственное превосходство Герасима и смысл его бунта.
| 1
| Составьте небольшой рассказ о жизни Герасима в барском доме.
|
|
32.
| Р/Р Сочинение по повести И.С. Тургенева « Муму».
| 1
|
|
|
33.
| А.П.Чехов. « Лошадиная фамилия». Осмеяние невежества и глупости.
| 1
|
| Юмор
|
34.
| А.П.Чехов. « Лошадиная фамилия». Художественные приемы создания комических ситуаций.
| 1
| Переведите на родной язык название рассказа.
|
|
35.
| А.П.Чехов. « Лошадиная фамилия». Понятие о юморе. Изображение внутреннего мира ребенка.
| 1
|
| Юмор
|
36.
| Беседа по внеклассному чтению. Рассказ « Детвора».
| 1
| Подготовьте выразительное чтение понравившегося вам стихотворения.
|
|
37.
| Л.Н. Андреев. « Петька на даче». Контраст мира богатых и бедных, гнетущей атмосферы города и вольной жизни на природе.
| 1
| Как вы понимаете выражения, выделенные шрифтом, в следующем отрывке: « Направо от пути раскинулась клочковатая равнина.
|
|
38.
| Л.Н. Андреев. « Петька на даче». Психологизм в изображении чувств и переживаний ребенка.
| 1
| Составьте устный рассказ о пребывании Петьки на даче.
|
|
39.
| С.А. Есенин. Биография поэта. « Береза» Народно – поэтические образы стихотворения.
| 1
| Выучите наизусть стихотворение « Береза»
|
|
40.
| С.А. Есенин. Выражение любви к родному краю
| 1
| Напишите небольшое сочинение о зимней березе и сравните свое описание с есенинским.
|
|
41.
| М.М. Пришвин . «Старый гриб». Тема бережного отношения к природе. Умение видеть удивительное в незаметном.
| 1
| Подготовьте близкий к тексту пересказ о том, что увидел грибник в лесу.
|
|
42.
| М.М. Пришвин . «Старый гриб». Зрительные и слуховые образы произведения, прием развернутого сравнения.
| 1
| Объясните выражение Березки и осинки начинают сыпать на молодые елочки вниз золотые и красные пятачки.
|
|
43.
| К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Поэтические миниатюры в прозе.
| 1
| Перескажите понравившийся вам эпизод рассказа.
| Миниатюра в прозе
|
44.
| К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Тематическое сходство рассказа с произведениями – миниатюрами о природе.
| 1
| Придумайте небольшой рассказ о своем любимом животном.
|
|
45.
| К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Прием противопоставления как способ выражения гуманистического пафоса рассказа.
| 1
|
| Пафос рассказа
|
46-47.
| Р/Р Сочинение по рассказу К.Г. Паустовского « Заячьи лапы».
| 2
|
|
|
48.
| В.П. Астафьев. « Бабушка с малиной». Нравственный пафос рассказа.
| 1
|
| Нравственный пафос
|
49.
| В.П. Астафьев. « Бабушка с малиной». Образ бабушки, её портретная и речевая характеристика.
|
|
|
|
50.
| В.П. Астафьев. « Васюткино озеро». Характер Васютки в рассказе.
| 1
| Подумайте над значением выражения Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!
|
|
51.
| В.П. Астафьев. « Васюткино озеро». Рассказчик и герой. Традиции изображения детей в родной литературе.
| 1
| Перескажите понравившийся вам эпизод рассказа близко к тексту.
|
|
52-53.
| Р/Р Сочинение по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
| 2
| .
|
|
54.
| М. Твен. Жизнь и творчество писателя.( Отдельные главы. В сокращении) «Приключения Тома Сойера»
| 1
|
| Приключения
|
55.
| М.Твен. «Приключения Тома Сойера» Каким образом Бекки и Том попали в пещеру.
| 1
| Расскажите о пещере, в которой заблудился Бекки и Том, используя слова и выражения: расщелина, лабиринт, галерея, сталактиты, подземное озеро и т.д.
|
|
56.
| Как детям удалось выбраться из пещеры? Обоснуйте свое мнение.
| 1
| Посмотрите в словаре значение следующих слов и выражений: карабкаться, расщелина, падать духом. Переведите их на родной язык.
|
|
57.
| Ю. П. Казаков. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Арктур – гончий пес»
| 1
|
|
|
58.
| Ю. П. Казаков. Рассказ «Арктур – гончий пес». Чем отличается Арктур от других собак?
| 1
| Объясните следующие выражения: слепой бег; лес бросался ему под ноги.
|
|
59.
| Ю. П. Казаков. Рассказ «Арктур – гончий пес». Почему первая встреча с лесом произвела на Арктура такое сильное впечатление?
| 1
| Перескажите эпизод встречи Арктура со стадом коров.
|
|
60.
| Ю. П. Казаков. Рассказ «Арктур – гончий пес».Чем привлекает история жизни и гибели слепой гончей собаки?
| 1
| Найдите в тексте описание весны. Выучите этот отрывок наизусть.
|
|
61.
| Ю.М. Нагибин. Творчество писателя. Рассказ « Зимний дуб»
| 1
|
|
|
62.
| Ю.М. Нагибин. Рассказ « Зимний дуб». Почему Савушкин постоянно опаздывал в школу.
| 1
| Найдите в тексте сова и выражения, с помощью которых автор показывает красоту зимнего дуба.
|
|
63.
| Ю.М. Нагибин. Рассказ « Зимний дуб» Что нового узнала о свое ученике Анна Васильевна в лесу?
| 1
|
|
|
64-65
| Р-Р. Сочинение по рассказу Ю.М. Нагибина «Зимний дуб»
| 2
| Напишите сочинение о вашей дороге из дома в школу. Встречаете ли вы что - нибудь интересное по пути?
|
|
66 – 67.
| Итоговый урок
| 2
|
|
|
68.
| Литературная викторина « Повторение»
| 1
|
|
|