Учебно- тематическое планирование
по русской литературе
Классы 5
Количество часов 70
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков 4: тестов 1, сочинений 3.
Планирование составлено на основе Русская литература, под редакцией К.М.Нартова, 2005г.
Программа
Учебник Литература М.Г.Ахметзянов, Н.Н.Вербовая, Н.М.Нартов, издательство «Просвещение» Санкт-Петербургский филиал, 2006
Название, автор, год издательство, год издания
Дополнительная литература ________________________________________________________________________________________
Название, автор, год издательство, год издания
_________________________________________________________________________________________________________________________
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Литература 5-9 классы»С-П. «Просвещение», 2005г. Авторы С.К.Бирюкова, Н.Н.Вербовая, К.М.Нартов. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Русская литература» под редакцией М.Г.Ахметзянова, С-П, Просвещение, 2004г., а также дополнительных пособий для учителя
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Изучение литературы на уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: · воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; · развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; · освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей; · совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний на профильном уровне старшей школы при изучении литературных произведений, рассматриваемых в широком историко-культурном контексте.
Овладение способами деятельностей по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
различные виды пересказа;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
определение принадлежности литературного текста к тому или иному литературному жанру;
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определении их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Освоение компетенций информационно-коммуникативной, познавательной и рефлексивной.
№ п\п
| Тема урока
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
|
Домашнее задание
| Дата проведения урока
| План
| Факт
| 1.
| Введение. Роль чтения в жизни человека.
| Изучение новой темы
| Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем
| Устный опрос
| Знать понятия и определения
| Прочитать статью учебника стр.3-5
|
|
| 2.
| УНТ. Фольклор и литература.
| Изучение новой темы
| Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем
| Устный опрос, самостоятельная работа
| Знать понятия и определения
| Обратиться в библиотеку, взять книги со сказками, загадками и т.д.
|
|
| 3.
| Происхождение загадок.
| Закрепление знаний
| Выполнение заданий вместе с учителем и самостоятельно
| Устный опрос, комментирование
| Уметь, пользуясь признаками, определять предмет, находить верные сравнения
| Выполнить задание 6, стр.12, проиллюстрировать отгадки
|
|
| 4-5
| Пословицы и поговорки как обобщение нравственности народа.
| Закрепление знаний
| Самостоятельное выполнение заданий
| Устный опрос, аналитическое чтение и письмо
| Уметь объяснять поучительность пословиц, определить разницу между пословицами и поговорками
| Написать 5 пословиц на чувашском языке, суметь раскрыть их смысл
|
|
| 6.
| Народные сказки. Три типа сказок.
| Изучение новой темы
| Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем
|
| Самостоятельная работа, проверка тетрадей (выбор)
| Знать понятия и определения
| Пересказать статью на стр.19-23, написать волшебные предметы и дать их описание
|
|
| 7.
| «Зимовье зверей»- образец сказки о животных.
| Закрепление знаний
| Совершенствование речевых навыков посредством анализа изучаемого произведения
| Устный опрос, проверка тетрадей
| Уметь выявлять особенности сказок разных народов, находить изобразительные средства
| Подготовиться к ролевому чтению, сделать краткий пересказ
|
|
| 8.
| «Каша из топора»- бытовая сказка.
| Закрепление знаний
| Совершенствование речевых навыков посредством анализа изучаемого произведения
| Устный опрос, ролевое аналитическое чтение
| Уметь характеризовать общность мотивов в сказках, поэтичность языка, сходство построения
| Правильно и выразительно прочитать сказку, ответить на вопросы (стр.39)
|
|
| 9-10
| «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»- волшебная сказка.
| Комплексное применение знаний
| Совершенствование речевых навыков посредством анализа изучаемого произведения
| Устный опрос, самостоятельная работа, выразительное чтение
| Уметь находить и сопоставлять реальное и фантастическое в волшебной сказке
| Проиллюстрировать сказку, выписать характерные сказочные выражения, пересказать понравившийся эпизод
|
|
| 11-12
| Героическая сказка « Иван - крестьянский сын и чудо - юдо».
| Изучение новой темы
| Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем
| Устный опрос, проверка тетрадей, комментированное чтение
| Знать понятия и определения, уметь определять типы сказок, характеризовать их
| Пересказать сказку по эпизодам боёв близко к тексту, выписать собственные имена
|
|
| 13
| Урок внеклассного чтения. Сказки народов России.
| Обобщение и систематизация знаний
| Совершенствование речевых навыков посредством анализа изучаемых произведения
| Устный опрос, аналитическое чтение, заполнение таблицы
| Уметь определить тематику сказок, находить зачин и концовку, использовать ТС
| Подготовиться к следующему УВЧ
|
|
| 14
| Литературные сказки. А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
| Изучение новой темы
| Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем
| Устный опрос, проверка тетрадей
| Знать биографию поэта, его сказки, близкие к народным
| Выучить отрывок из поэмы - вступление
|
|
| 15-16
| Нравственный смысл сказки Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Основные образы сказки
| Комплексное применение знаний
| Совершенствование речевых навыков посредством анализа изучаемого произведения
| Устный опрос, самостоятельная работа, выразительное чтение
| Уметь выразительно прочитать сказку, правильно сопоставить образы и пословицы
| Составить план, пересказать его по плану, небольшой отрывок выучить наизусть
|
|
| 17-18
| Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
Осуждение эгоистических начал в человеческих поступках в сказке Андерсена.
| Изучение новой темы
| Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем и самостоятельно
| Устный опрос, проверка тетрадей (выбор), аналитическое чтение
| Знать о творчестве великого сказочника, его сказки, уметь характеризовать общность мотивов в сказках, поэтичность языка, сходство построения
| Нарисовать рисунок, пересказать по главам, написать небольшое сочинение – рассуждение на тему «Смелая Герда»
|
|
| 19-20
| Сказка М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб»
Осуждение коварства и зла в сказке.
| Изучение новой темы
| Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем и самостоятельно
| Устный опрос, самостоятельная работа
| Знать биографию поэта, его сказки, близкие к народным, уметь описывать события, раскрывающие тему
| Выполнить задания на стр.117, пересказать
|
|
| 21-22
| С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Изображение внешней и внутренней красоты в сказке
| Изучение новой темы
| Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учителем и самостоятельно
| |