Тематическое планирование по литературе в 10 классе, 136 часов, Р/Р 20 часов.
| Тема урока
| Форма
| Теория литературы
| Сроки, примечания
| Введение. Судьбы русской литературы золотого века и новая эпоха европейской истории. 3 часа.
| 1.
| Мир идей. Историческая эпоха в России и мире, предопределившая развитие русской литературы.
| Лекция.
|
| 1 неделя
| 2. 3
| Искусство и литература России 19 века. Творчество писателей 18-начала 19 века. Обзорное знакомство. Русская литература в мировом литературном процессе, ее национальная самобытность и художественное совершенство. Взаимодействие русской и западноевропейской литератур в первой трети 19 века. Относительная самостоятельность литературного развития по отношению к развитию общеисторическому.
| Лекция.
Компьютерная презентация.
| Традиции 18 века в творчестве просветителей-классцистов. Значение Державина и Карамзина для становления новой русской литературы. Русские Эстетические трактаты и нормативные поэтики (А.Ф.Мерзляков) их типологическая общность с общеевропейскими и значение для русской литературы.
| 1 неделя.
| Сентиментализм, и предромантизм в России 19 века.
5 часов
| 4.
| Общая характеристика русского сентиментализма и предромантизма, их национальное своеобразие.
|
Компьютерная презентация «Сентиментализм, или что такое чувствительность?» Аналитическая работа с текстом произведения.
| Герой, литературный процесс, сентиментализм.
| 1 неделя
| 5
| Н.М.Карамзин как основоположник русского сентиментализма и предромантизма. Художественное своеобразие лирики.
|
|
| 1 неделя
| 6
7.
| «Бедная Лиза».
|
|
| 2 неделя
| 8
| К.Н.Батюшков. Художественный мир поэта.
Элегия «Мой гений».
| Чтение и анализ произведения.
| Представитель философского течения русского сентиментализма. Предромантические черты творчества поэта. К Батюшков и «Арзамас».
| 2 неделя
| Русский романтизм, 4 часа
| 9.
| Становление и развитие русского романтизма. Национальные черты, идейное и художественное своеобразие, связь с русским фольклором и традициями русской литературы предшествующего периода. Патриотическое звучание творчества русских романтиков.
| Элементы лекции, беседа, творческая работа. Компьютерная презентация
«Ранний европейский романтизм и русская поэзия начала XIX века»
| Романтизм.
| 2 неделя
| 10.
| В.А.Жуковский. Художественный мир поэта.
Пушкин о поэте («Надпись к портрету Жуковского»).
«Сельское кладбище».
| Гуманистический смысл, глубокие нравственно-философские искания, высокое поэтическое мастерство поэтов «золотого века» русской культуры. Жанровое своеобразие русской поэзии. Романтический характер творчества поэта. Гуманистический Элегия пафос творчества.
| 3 неделя
|
11
| Баллады В.А.Жуковского.
|
|
| 3неделя
| 12.
|
Романтический герой в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
|
|
| 3 неделя
| Художественный мир А.С.Пушкина. 9 часов + 1р\р
| 13 14
| Творчество Пушкина как выражение высочайшей гармонии.
Национальное и общечеловеческое значение творчества А.С.Пушкина. основные этапы творческого пути. Литературная полемика.
Многообразие тем и мотивов лирики.
| Компьютерная преэентация
«Сказки Пушкина »
| Воплощение общечеловеческих ценностей: свободы, красоты, любви, патриотизма, дружбы, слитности с миром. Эстетическое значение лирики Пушкина. Прозрачная ясность изложения в соединении с глубиной проблематики, особенности пушкинского стиха, своеобразие эпитетов, немногочисленность тропов, эстетически значимые картины в изображении Пушкина. Лирический герой.
Свободолюбивая лирика Пушкин
| 3-4 неделя
| 15
| Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина.
| Компьютерная презентация
«Пушкинское Болдино».
| Особое, высшее предназначение поэзии. («Пророк», «Памятник», «Пока не требует поэта…», свобода поэтического творчества, место поэта в общественном движении эпохи («Арион»). Взаимодействие поэта и власти , поэта и «черни».
| 4 неделя
| 16.
| Любовная и дружеская лирика А.С.Пушкина. Гармония в человеческих отношениях, светлые и добрые чувства в интимной лирике Поэта. «И.И.Пущину», «Зимний вечер», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье»
| Компьютерная презентация
«Поэт и любовь».
| Полнота человеческих чувств в поэзии Пушкина.
| 4 неделя
| 17.
| Р/Р Анализ лирического произведения.
| Практикум.
| Стилистические фигуры.
| 4 неделя
| 18
| Роман «Евгений Онегин». Художественные особенности произведения.
| Беседа.
| Композиция, «онегинская строфа»
| 5 неделя
| 19
| Автор и его герой в романе.
Духовные искания Евгения Онегина
|
|
| 5 неделя
| 20
| Татьяна – любимая героиня Пушкина.
|
| Смысл «открытого» финала романа. Татьяна как воплощение народных, национальных понятий о добре и зле, счастье и совести. Нравственная цельность характера Татьяны.
| 5 неделя
|
21 Р\Р
| Сочинение-миниатюра.
|
|
| 5 неделя
| Художественный мир М.Ю. Лермонтова, 4 часа+2р\р.
| 22.
| Общая характеристика творчества М.Ю.Лермонтова. Основные этапы творческого пути. Литературная оценка творчества поэта.
| Беседа с элементами практической работы.
Компьютерная презентация.
| Стихотворный жанр.
Пафос вольности.
| 6 неделя
| 23.
| Лирика Лермонтова.
Философская проблематика лирики.
|
| Трагический и романтический пафос лирики, стремление к героическому.
| 6 неделя
| 24.
| Р\р Анализ стихотворения. «Пророк» Лермонтова и Пушкина.
|
|
| 6 неделя
| 25-26
| «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе.
Смысл названия произведения. Актуальность проблематики произведения
| Лекция с элементами беседы.
| Особенности композиции романа: смещениехронологической последовательности, объединение в романе пяти новелл с самостоятельными сюжетами, смена повествователей. Общий принцип композиции: от загадки к разгадке. Постепенное раскрытие образа Печорина.
| 6-7 неделя
|
27
| «Княжна Мери»
|
|
| 7 неделя
|
28
| «Фаталист»
|
|
| 7 неделя
| 29.
| Р/Р Творческая работа.
|
|
| 7 неделя
| Н.В.Гоголь, 3 часа
| 30.
| Очерк жизни и творчества.
Место творчества Н.В.Гоголя в русской литературе 19 века. Гоголь и Пушкин.
| Лекция.
Компьютерная презентация
«Таинственный Карло»».
|
| 8 неделя
| 31.
| Поэма «Мертвые души».
Особенности жанра.
Произведение критического реализма.
| Семинар.
| Поэма как малый род эпопеи, т.е. повествования о нации, народе, родине, а не об отдельных героях. Образ Родины главный в произведении.
| 8 неделя
| 32.
| Тайна поэмы «Мертвые души»..
НРК Интерес писателя к национальным традициям поволжских народов. «Живая география России». Сбор этнографических материалов для 2 и 3 томов «Мертвых душ». Описания Арзамаса, Саранска, Пензы и их окрестностей.
| Компьютерная презентация
«Таинственный Карло».
| Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета..Микросюжеты и их роль в поэме. Роль описаний в произведении.
| 8 неделя
|
33 34
| Система персонажей в поэме.
Чичиков и помещики.
|
|
| 8 неделя
9 неделя
| Русская литература второй половины 19 века.
| 35.
| Грозовые шестидесятые.
Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Роль журналов в общественной жизни России 19 века. Журналы "Современник" и "Отечественные записки" Литературная критика 60-х годов Урок - конференция. Доклады и выступления учащихся по следующим темам: 1. Александр Иванович Герцен и журнал "Колокол". 2. Николай Александрович Добролюбов - человек, гражданин, соратник Некрасова и Чернышевского. 3. "Властитель дум" молодого поколения. (Д.И. Писарев.)
| Лекция.
Урок - лекция с элементами беседы. Лекция учителя о своеобразии русской литературной критики, об основных этапах общественной борьбы 60-х годов 19 века и её отражении в литературе. Составление учащимися плана-конспекта лекции.
| Литературная критика. Работа с трудными словами: либерал, реформизм, пародия, памфлет, репрессии. Беседа с учащимися о сущности понятий "реализм", "критический реализм". Работа с иллюстрациями художников-передвижников.
| НРК А.И.Герцен Высказывания писателя о мордве.
9 неделя
| |