Тематическое планирование по литературе в 9 классе (102 ч.)
№
| Дата
| Тема урока
| Цели
| Тип, форма урока, способы контроля
| Методы обучения
| Теоретико-литературные понятия
| Внутри- и межпредметные связи
| Примечание
| 1
|
| Введение (1 ч.)
Литературные направления, школы, движения.
| Обобщить знания, расширить представление об этапах развития отечественной литературы
| Лекция с элементами беседы
| Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи
| Литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление, сквозные темя, мотивы
| Общие темы, проблемы, образы в произведениях русских и зарубежных писателей
|
| 2
|
| Из древнерусской литературы (5 ч.)
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
| Дать представление о жанровом и тематическом своеобразии ДРЛ, познакомить с историей рукописи «Слова…»
| Урок-беседа
| Фронтальный опрос, работа с терминами, текстом, комментированное чтение
| Жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование.
| «Слово…» и традиции былинного эпоса. Выставка книг
|
| 3
|
| «Печальная повесть о походе Игоревом»
| Раскрыть основную идею «Слова…», формировать навыки сопоставительного анализа
| Урок систематизации знаний учащихся, практикум
| Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, сопоставительный анализ
| Психологический параллелизм, рефрен
| Художественные и музыкальные интерпретации «Слова…»
|
| 4
|
| Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова…»
| Раскрыть фольклорные и языческие мотивы и символы в поэме
| Комбинированный, закрепление и обобщение изученного
| Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа
| Психологический параллелизм, рефрен
| Работа с иллюстрациями и музыкальными фрагментами. Книжная выставка «Слово...» в истории русского книгопечатания».
|
| 5
|
| Образ автора в «Слове…»
| Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы
| Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа
| Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение
| Образ автора
| Опера А. Бородина «Князь Игорь», репродукции фресок Рублева
|
| 6
|
| РР. Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…» Обучение сочинению
| Рассмотреть основные этапы работы над сочинением
| Практикум
| Обучение написанию сочинения, составление плана, работа с цитатами и текстом
| Образ, выразительные средства языка
| Гравюра В. Фаворского «Плач Ярославны»
|
| 7
|
| Из литературы XVIII века
(13 ч.)
Общая характеристика литературы 18 века. Классицизм
| Дать общий обзор литературы 18 века. Познакомить с классицизмом
| Лекция с элементами беседы
| Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи
| Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм
| Традиции западноевропейского классицизма в русской литературе 18 века
|
| 8
|
| М. В. Ломоносов – реформатор русского языка
| Познакомить с жизнью и творчеством Ломоносова, его теорией «трех штилей»
| Изучение нового материала, комбинированный
| Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа
| Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм
| Исследовательские работы учащихся, презентации
|
| 9
|
| Г. Р. Державин – поэт-философ
| Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэзии Державина
| Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа
| Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа
| Ода
| Исследовательские работы учащихся, презентации
|
| 10
|
| Анализ стихотворений «Властителям и судиям», «Фелица»
| Учить анализировать стихотворение, выразительно читать
| Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа
| Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа
| Ода, стихотворные размеры, выразительные средства языка
| Державин в изобразительном искусстве
|
| 11
|
| Своеобразие русского театра в эпоху Просвещения
| Дать представление о своеобразии русского театра в эпоху Просвещения
| Заочная экскурсия, комбинированный
| Работа с дополнительной литературой, защита литературных газет
| Эпоха Просвещения, театр
| Картины русских художников
|
| 12
|
| Д. И. Фонвизин «Недоросль» Герои и идейное содержание комедии
| Рассмотреть героев комедии, их взаимоотношения, учить сравнивать персонажей, обобщать
| Изучение нового материала, комбинированный
| Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа
| Комедия
| Фонвизин в изобразительном искусстве
|
| 13
|
| Идеал честного человека в комедии
| Учить работать с текстом, цитатами, составлять связный ответ по данной теме
| Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа
| Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа
| Комедия, образ
| Иллюстрации к книге
|
| 14
|
| Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки»
| Учить анализировать эпизод
| Комбинированный, закрепление и обобщение изученного
| Анализ эпизода, практикум
| Эпизод
| Иллюстрации учащихся
|
| 15
|
| А. Н. Радищев
Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...»
| Раскрыть замысел книги, показать своеобразие художественного метода Радищева
| Изучение нового материала, комбинированный
| Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа
| Жанр путешествия
| Классицизм в живописи и литературе
|
| 16
|
| Основная проблематика книги
| Раскрыть жанровые особенности и идейное содержание «Путешествия…»
| Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа
| Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа
| Жанр путешествия
| Классицизм в живописи и литературе
|
| 17
|
| Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», «Осень»
| Познакомить с произведениями Карамзина, учить анализировать эпизод, выразительно читать
| Комбинированный, закрепление и обобщение изученного
| Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа
| Сентиментализм
| Классицизм в живописи и литературе
|
| 18
|
| ВЧ. Н. М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»
| Познакомить с произведениями Карамзина, учить анализировать эпизод, выразительно читать
| Изучение нового материала, комбинированный
| Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа
| Сентиментализм
| Картины русских художников
|
| 19
|
| РР. Классное сочинение по произведениям литературы 18 века
| Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь
| Практикум
| Составление сложного цитатного плана, работа с текстом, написание сочинения
| Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора
|
|
| 20
|
| Из литературы XIX века
(64 ч.)
Становление и развитие романтизма в 1 четверти 19 века.
| Дать представление о романтизме 1 четверти 19 века.
| Изучение нового материала, комбинированный
| Работа с дополнительной литературой, защита литературных газет
| Романтизм
| Романтизм в живописи и литературе
|
| 21
|
| К. Н. Батюшков – основатель «школы гармонической личности»
| Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики
| Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа
| Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа
| «школа гармонической личности»
| Романтизм в живописи и литературе
|
| 22
|
| В. А. Жуковский. Своеобразие романтической лирики
| Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики
| Заочная экскурсия, комбинированный
| Выразительное чтение, пересказ, работа с текстами, анализ теста
| Романтизм, романтический герой
| Романтизм в живописи и литературе
|
| 23
|
| К. Ф. Рылеев Жанр исторической песни в творчестве поэта
| Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики
| Урок закрепления и обобщения знаний
| Выразительное чтение, пересказ, работа с текстами, анализ теста
| Историческая песня
| Романтизм в живописи и литературе
|
| 24
|
| «Гражданский романтизм» в русской литературе 1 четверти 19 века
| Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики
| Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа
| Выразительное чтение, пересказ, работа с текстами, анализ теста
| «Гражданский романтизм»
| Романтизм в живописи и литературе
|
| |