Факультет журналистики





НазваниеФакультет журналистики
страница1/7
Дата публикации12.08.2015
Размер0.93 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Журналистика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7



Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Южно-Уральский государственный университет

Факультет журналистики


Кафедра «Средства массовой информации»




РАБОТА ПРОВЕРЕНА ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Рецензент, редактор программы Заведующий кафедрой, к.и.н., проф.

«BeautyTime» ООО ИК «Медиа-Центр» _______________Л.П. Шестеркина

_______________ А. В. Слезко «____»___________2011 г.

«____»___________2011 г.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ТЕЛЕПРОГРАММЫ В РАДИОЭФИРЕ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕДАЧИ «BEAUTYTIME» ООО ИК «МЕДИА-ЦЕНТР»)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ работе

ЮУрГУ– ­­­­­­­­­­­­030601.2011.300.ПЗ.ВКР



Консультант, преподаватель

__________Т.Д. Николаева

«____»___________2011 г.


Руководитель проекта, к.и.н., проф.

_______________Л.П. Шестеркина

«____»___________2011 г.




Автор проекта

студент группы ФЖ-511

______________А.Н. Худотеплова

«____»___________2011 г.





Нормоконтролер, к.ю.н., доцент

________________А.В. Минбалеев

«____»___________2011 г.

Челябинск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..7

1 МЕСТО И РОЛЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ТЕЛЕРАДИОЭФИРЕ…………………………………………………………...…..11

1.1 Жанры развлекательных программ на телевидении и радио……………….11

1.2 Структурно-композиционные особенности развлекательных телерадиопрограмм………………………………………………...…………..20

    1. Специфика журналистской деятельности в создании развлекательной программы…………………………………………………………..........…….30

    2. Сравнение отечественных и передовых зарубежных технологий в сфере подготовки развлекательных программ…………………………………...….37

2 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «BEAUTYTIME» ООО ИК «МЕДИА-ЦЕНТР» В РАДИОЭФИРЕ……………...49

2.1 Основные этапы создания телепрограммы…………………………….......49

2.2 Трансформация программы для радиоэфира………………….…………...55

2.3 Анализ особенностей творческой деятельности журналиста в условиях конвергенции…..………….…………………………………….……………60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….64

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..67

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Расшифровка программ...……………...…………………..…...70

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Классификация развлекательных программ…………………..72

ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы. В современных условиях быстрого развития технологий и появления новых каналов коммуникаций, традиционная система СМИ претерпевает существенные изменения: процесс конвергенции является общим свойством современного информационного общества. Под конвергенцией понимается как объединение различных форматов (например, газета в Интернете), так и экономическое объединение ранее изолированных секторов (телефония, радио и кабельное телевидение). В результате в СМИ формируется особый рынок контента. На этом рынке особое значение приобретает фигура журналиста, который должен обладать новыми знаниями и умениями. Современные профессиональные требования к журналистам предполагают наличие у них мультимедийных навыков – умения производить материалы для любого вида СМИ. Квалифицированный журналист должен писать в разных жанрах и для разных форматов, уметь пользоваться Интернетом, знать основные программы монтажа и т.д. Особое значение приобретают и личностные качества специалиста, обусловленные социальной природой и сущностью журналистики.

В связи с этим нам представляется интересным и актуальным исследование особенностей производства конвергентного продукта, в частности развлекательной телерадиопрограммы, описание деятельности журналиста при создании развлекательных программ, и, наконец, анализ эффективности такого подхода.

Новизна дипломной работы заключается в создании четкой структурированной классификации развлекательных программ на телевидении и радио, на основе классификаций некоторых исследователей, а также собственных наблюдений. Кроме того, в работе подробно описывается процесс трансформации экранного продукта, телепередачи, для радиоэфира.

Объектом исследования являются развлекательные теле- и радио программы в современных российских СМИ.

Предмет исследования: процесс конвергенции на примере развлекательной телепрограммы «BeautyTime».

Степень разработанности проблемы. Развлекательные передачи в современном их виде появились на российском телевидении и в радиоэфире только в последние 15–20 лет, с возникновением новой экономической и политической систем, повлиявших на формирование рынка отечественных СМИ. Однако, несмотря на внушительный объём развлекательной продукции в программной сетке, до сих пор исследователями представлено крайне мало классификаций программ подобного рода, за исключением научных работ, лишь упоминающих о существовании разного рода развлекательных передач, либо описывающих отдельные их типы, либо предлагающих уже устаревшие сравнительные классификации. Так, например, исследованию развлекательного телевидения вообще и проблемы классификации развлекательных передач в частности посвящены книги А.А.Новиковой, Е.В.Поберезниковой, Н.В.Вакуровой. Перспективы и пути дальнейшего развития российского развлекательного телевидения обсуждаются в книгах Н.В.Бергера, Н.Б.Кирилловой, в сборниках «Телевидение: режиссура реальности» под редакцией Д.Б.Дондурея и «Телерадиоэфир: История и современность» под редакцией А.Г.Качкаевой. Вопросы конвергенции СМИ в своих работах затрагивают такие исследователи, как Е.Л. Вартанова, С.Д. Балмаева, В.В. Солодов.

Гипотеза исследования: В условиях конвергенции при создании развлекательных телепередач, предназначенных для размещения в радиоэфире, расширяется роль журналиста, происходит его универсализация и, как следствие, повышается эффективность его творческой деятельности.

Цель дипломной работы заключается в определении роли журналиста в создании развлекательных программ, а также анализе эффективности его творческой деятельности в условиях конвергенции.
Задачи работы:

определение понятия «развлекательная программа»;

классификация жанров развлекательных программ на телевидении и радио;

выявление структурно-композиционных особенностей развлекательных телерадиопрограмм;

анализ роли журналиста при создании развлекательных передач;

поэтапное описание процесса создания развлекательной телепрограммы и дальнейшей ее трансформации для радиоэфира;

анализ особенностей творческой деятельности журналиста в условиях конвергенции.

Методы исследования включают фактологический и исторический анализ, функциональный анализ, сравнительный и типологический анализ отечественного развлекательного телерадиовещания.

Работа может представлять интерес для студентов факультетов журналистики, социологов, занимающихся изучением современного развлекательного телевидения, специалистов, интересующихся особенностями производства и функционирования программ в условиях конвергенции.

Структура работы

Содержание работы, ее структура обусловлены целью и задачами исследования, логикой изложения материала. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении приводится обоснование важности и актуальности исследования, выявлена степень его изученности, сформулирована его цель, охарактеризованы предмет и объект изучения, определены научная новизна и практическая ценность результатов работы.

В первой главе дипломной работы «Место и роль развлекательной программы в телерадиоэфире», включающей в себя три параграфа, приводится жанровая классификация развлекательных программ на телевидении и радио, описывается история развлекательного телерадиовещания СССР и России, выявляются структурно-композиционные особенности развлекательных телерадиопрограмм и анализируется роль журналиста при создании программ такого рода.

Во второй главе «Функционирование развлекательной телепрограммы «BeautyTime» в радиоэфире», так же включающей в себя три параграфа, дается подробное описание этапов производства телевизионного продукта и дальнейшей его трансформации для радиоэфира. А также проводится анализ особенностей творческой деятельности журналиста в условиях конвергенции.

1 МЕСТО И РОЛЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ТЕЛЕРАДИОЭФИРЕ

В этой главе дается определение жанра развлекательной программы, приводится классификация программ такого рода на телевидении и радио. Рассматриваются исторические особенности отечественного развлекательного вещания, а также исследуются структурно-композиционные особенности развлекательных программ на телевидении и радио. В отдельном параграфе рассматривается роль журналиста в создании развлекательной программы. Проводится сравнительный анализ отечественных и передовых зарубежных технологий в сфере конвергенции.

1.1 Жанры развлекательных программ на телевидении и радио

Развлечение – это, прежде всего, процесс, вид поведения человека, помогающий ему расслабиться и получить удовольствие.1

Передачу можно назвать развлекательной, если она удовлетворяет хотя бы несколько следующих зрительских потребностей в получении удовольствия, позитивных эмоций, снятии напряжения (рекреация и релаксация), редукции тревоги, уходе от реальности (эскапизм), в азарте и эмоциональном осмыслении комического (юмор).

В процессе анализа становится видно, насколько сложным и неоднозначным представляется исследователям определение термина «развлекательная программа». Так как передачу нельзя назвать развлекательной, исходя только лишь из одного из вышеперечисленных признаков – в противном случае невозможно будет найти между ними ничего общего. Поэтому, только учитывая все признаки в комплексе, можно дать определение понятию «развлекательная программа».

В своем исследовании мы опирались на общепринятую теорию жанров журналистики, согласно которой развлекательная программа на телевидении – это программа, сочетающая в себе признаки азарта, юмора, игры, рассчитанная на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации.

Развлекательная программа на радио – это программа, также рассчитанная на эмоциональную реакцию аудитории, где за основу берутся потребности слушателей в рекреации, отдыхе или наоборот акцент делается на азарт, соревновательный дух, стремление к выигрышу.

Развлекательные передачи можно разделить на реалити-шоу, ток-шоу, хроники, викторины и шоу. Развлекательное телевидение, наряду с телевидением информационно-аналитическим, является важнейшим фактором социального ориентирования зрителей, выработки их этических принципов и моделей поведения в обществе.

Отечественное развлекательное вещание принято делить на несколько этапов:

1) 1941 – 1945 – послевоенные годы – В годы Великой Отечественной Войны – радио было не только источником информации, оно поднимало дух людей, вселяло надежду и уверенность в победе. Транслировались практически все новые произведения отечественных композиторов и поэтов, на радио звучали концерты «По вашим письмам», «Концерт для воинов», «Встреча с песней».

2) 1957 – 1970гг. – зарождение и формирование развлекательного телевидения. На радио в этот момент культурно-просветительские программы уже пронизывают все пласты и уровни радиовещания: это и новости о театре, кино, литературе, и трансляции концертов классической и народной музыки, и художественное чтение, и различные радиокомпозиции.

3) 1970 г. – первая половина 80-х годов – время жёсткого партийного контроля на телевидении, приостановившего качественное развитие развлекательного телевещания. Радио в этот момент также делает упор на образовательные программы («Радионяня», «КОАПП»), развлекательных жанров в чистом виде практически не встречается.

4) вторая половина 80-х годов – переходный период, начало становления российского развлекательного телевидения. При этом на российских радиоканалах четко обозначилась экспансия медийных продуктов западного образца. Все больший вес приобретает массовое коммерческое вещание.

5) 1991 г. – наши дни – с появлением жанра реалити-шоу, а также повсеместным распространением викторин, ток-шоу и юмористических передач российский развлекательный теле- и радиосектор приобретает свои сегодняшние очертания. 2

Важной составляющей современного вещания становится феномен инфотейнмента. Он работает по формуле информация + развлечения, т.е. преподнесение основной информации, идет в форме развлечения. Это явление проникает практически во все сферы теле и радиопроцесса. Возможно, уже говорить о том, что новостные программы транслируются с некой долей упрощенности и развлекательности, для того, чтобы быть доступнее и интереснее.3

Исследователь С.И. Акинфиев делит все современные развлекательные программы на несколько больших групп: ток-шоу, реалити-шоу, хроники, викторины, шоу. Каждая группа имеет свои подвиды и различные критерии классификации (см. Приложение А). Рассмотрим подробнее каждую из них:

Ток-шоу. В соответствии с той аудиторией, которой они предназначены, делятся на три группы: семейные, женские и узкоспециализированные.

Знаковым годом для ток-шоу стал 1996 год, когда телеканал НТВ запускает первый по-настоящему развлекательный проект «Про это». В том же 1996 году на ОРТ выходит первый выпуск программы Валерия Комиссарова «Моя семья», а в 1998 году в эфире НТВ появляется ток-шоу Юлии Меньшовой «Я сама». Радиоэфир в это время больше наполнен политическими ток-шоу, что обусловлено обстановкой в стране. Однако и здесь со временем появляются развлекательные программы в жанре ток-шоу.

Ток-шоу показывает человеку, столкнувшемуся с проблемой, что он не одинок, что вокруг достаточно людей с идентичными проблемами, однако истинная суть подобных передач не в бесстрастном отражении окружающей действительности и не в пессимистичной констатации фактов. Ценность ток-шоу в том, что подобные передачи консолидируют различные ячейки общества в единое целое, находя сходство в жизненных позициях, утверждая приемлемые для всех моральные ценности и помогая найти универсальное решение общих проблем. Все участники ток-шоу – от зрителей до экспертов – пытаются смоделировать общую для каждого единичного случая ситуацию, проецируя ее не только на конкретного, сидящего перед нами участника, но и на каждого телезрителя, имеющего к этой проблеме непосредственное отношение. Итак, группы ток-шоу:

«Женские» ток-шоу. В программе обсуждаются те вопросы, которые интересуют или могут заинтересовать только женщин (личная жизнь, мода, красота, здоровье, карьера), проблема рассматривается, как правило, сквозь призму женского видения мира, героями повествования являются женщины, ведут передачи женщины-ведущие: «Я сама» (НТВ), «Лолита. Без комплексов» (Первый канал), «Чего хочет женщина» («Россия»), «О стиле все и сразу» («Эхо Москвы»), «Домашняя академия» («Радио России»).

«Семейные» ток-шоу. В отличие от сугубо «женских», они ориентированы уже на семью, обсуждаются проблемы, одинаковые для обоих полов, участниками в равной степени являются как мужчины, так и женщины. Это «Пусть говорят» (Первый канал), «Моя семья» («Россия»), «Научите меня жить» (ТВ3), «Принцип домино» (НТВ), «Счастливый билет» («Радио России»), «Ищем выход» («Эхо Москвы»), «Взрослым о взрослых» («Эхо Москвы»), «Родительское собрание» («Эхо Москвы»)

– Узкоспециализированные, например, музыкальные ток-шоу («12 злобных зрителей» (MTV), «Группа разбора» (Муз-ТВ), «Dнамика» («Dfm»)), кулинарные («Спросите повара» (Домашний), «Смак» (Первый канал)), медицинские («Мединфо» («Эхо Москвы»), «Жить здорово» («Первый канал»), «Рецепты здоровья» («Радио России»)).

Некоторые исследователи также предлагают ввести дополнительный критерий классификации ток-шоу – этический. Он подразумевает деление на группы в соответствии с морально-этическим контентом и оформлением передачи:

– Конфликтные ток-шоу. Передачи, делающие акцент на скандалах, разногласиях, зачастую на драках участников. Суть программы, как правило, не в поиске решения, а в самом обсуждении проблемы: «Окна» (ТНТ), «Большая стирка» (Первый канал).

– Ток-шоу – совет. Такие программы помогают участникам найти выход из ситуации, решить проблемы, дать нужный совет. Авторы стараются избегать открытых конфликтов в студии. Это «Принцип домино» (НТВ), «Пять вечеров» (Первый канал), «Кто куда?» («Эхо Москвы»).
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультет журналистики iconФакультет журналистики история зарубежной журналистики учебная программа
Ю. В. Чемякин, кандидат политических наук, доцент кафедры истории журналистики факультета журналистики Уральского государственного...
Факультет журналистики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии....
Факультет журналистики iconБиография факультета журналистики 2006 год
С 1 октября в Южно-Уральском государственном университете путём реорганизации социально-гуманитарного факультета появились: факультет...
Факультет журналистики iconУчебно-методический комплекс Автор-составитель : Л. Д. Иванова, доцент...
Автор-составитель: Л. Д. Иванова, доцент кафедры истории журналистики департамента «Факультет журналистики» Уральского федерального...
Факультет журналистики iconФакультет журналистики
Печатается по решению Редакционно-издательского совета и Методической комиссии факультета журналистики
Факультет журналистики iconФакультет журналистики и социологии кафедра теории и практики электронных...
Для студентов отделений журналистики, обучающихся по направлению 031300. 62 Журналистика
Факультет журналистики iconФакультет журналистики

Факультет журналистики iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...
Дисциплина "Система западной словесности" относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Она адресована студентам, обучающимся...
Факультет журналистики iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...
Дисциплина "Система западной словесности" относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Она адресована студентам, обучающимся...
Факультет журналистики iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...
Дисциплина "Система западной словесности" относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Она адресована студентам, обучающимся...
Факультет журналистики iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...
Дисциплина "Система западной словесности" относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Она адресована студентам, обучающимся...
Факультет журналистики iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...
Дисциплина "Система западной словесности" относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Она адресована студентам, обучающимся...
Факультет журналистики iconФакультет журналистики прика з
Профессиональные журналистские культуры: национальная специфика, глобальный контекст
Факультет журналистики iconБелаякнига
Единый государственный экзамен. Белая книга. М.: Факультет журналистики мгу, 2008
Факультет журналистики iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...

Факультет журналистики iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск