Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил





Скачать 163.08 Kb.
НазваниеЗадача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил
Дата публикации25.06.2014
Размер163.08 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Культура > Задача
НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ


В школе нет мелочей, все важно, все сказывается на со­стоянии и здоровье ребенка: школьное здание и при­школьный участок, мебель, освещенность, расписание, про­должительность уроков и перемен, использование техни­ческих средств и многое другое. Все это в значительной мере регламентировано санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами - «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02» (Санитарные правила). Санитар­ные правила - это не «очередная бумажка с указаниями сверху», они разработаны с учетом возрастных особенно­стей школьников и направлены на охрану и укрепление здоровья детей и подростков. Санитарные правила воору­жают педагогов научно обоснованными рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса учащих­ся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоуст­ройству образовательных учреждений (ОУ).

Задача лекции - разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил.

Ребенок ходит в школу каждый день, и дорога туда и обратно должна быть безопасной и не занимать много вре­мени. В соответствии с этим Санитарные правила предус­матривают расположение ОУ внутри квартала, вдали от улиц с интенсивным движением. Желательно, чтобы шко­ла, которую посещает ребенок, находилась недалеко от дома, в пределах микрорайона. Если ребенок посещает ОУ, расположенное в другом районе города, то ответственность за его безопасность ложится целиком на родителей.

В сельской местности дети, проживающие на расстоя­нии более 1 км от школы, должны привозиться в ОУ транс­портом, предназначенным для перевозки детей. Кроме того, в сельских школах предусматривается пришкольный ин­тернат из расчета 10% мест от общей вместимости учреж­дения.

Каждое образовательное учреждение должно иметь «школьный двор» - самостоятельный земельный участок, территория которого ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями. Требования к зе­мельному участку предусматривают его озеленение, выде­ление зон для проведения учебно-опытной и физкультур- но-спортивной деятельности, отдыха учащихся и т.д. Школьный двор - это место, где дети гуляют, занимаются физической культурой, где проводятся школьные спортив­ные соревнования и т.д. В больших городах школа, пост­роенная 30-40 лет назад на «тихой улочке», в наши дни оказывается близко от улицы с оживленным движением автотранспорта. В таких случаях необходимо обратить осо­бое внимание на состояние ограждения земельного участ­ка. На школьном дворе ребенок должен быть в безопасно­сти.

Ученик проводит в школе значительную часть своего времени. Успешность обучения, физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей во многом зависят от условий обучения.

Каждое образовательное учреждение должно иметь помещения для проведения уроков (классы), помещения для занятий физической культурой (спортивные залы), по­мещения для приема пищи (буфет, столовая) и медицинс­кий пункт.

Размеры спортивного зала предусматривают выполне­ние полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий. При спортивных залах должны быть организованы отдельные раздевальные для мальчиков и девочек, душевые, уборные для девочек и маль­чиков, а также комната для инструктора и помещение для хранения инвентаря. В состав помещений физкультурно- спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а так­же - по возможности - бассейн. Во многих школах для занятий плаванием арендуют бассейн, расположенный не­далеко от ОУ.

Где ребенок в школе проводит большую часть време­ни? В КЛАССЕ. Каким должно быть классное помещение, чтобы ребенок успешно учился, меньше уставал, не пор­тил зрение, осанку, реже болел?

Каждое школьное здание рассчитано на определенное количество учащихся. Значительное увеличение числа школьников неизбежно приводит к ухудшению условий обучения. В переполненной школе трудно обеспечить для учащихся полноценную учебу, отдых, питание, двигатель­ную активность и т.д. Число учащихся в классе не должно превышать 25 человек. При этом на одного школьника дол­жно приходиться не менее 2,5 кв. м площади при фрон­тальных формах занятий и 3,5 кв. м - при групповых фор­мах работы и индивидуальных занятиях.

Чистота воздуха, его температура и влажность в учеб­ном помещении имеют огромное значение для здоровья и работоспособности учащихся. В закрытых, плохо провет­риваемых помещениях повышаются температура и влаж­ность воздуха, ухудшаются его физико-химические свой­ства. От начала к концу занятий возрастает запыленность воздуха и его бактериальная загрязненность. Пребывание школьников в запыленном, плохо проветриваемом поме­щении является причиной не только повышения утомляе­мости, но и многих заболеваний.

Согласно Санитарным правилам, в образовательных учреждениях проводится ежедневная влажная уборка по­мещений. Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но и дезин­фицирующих средств. Соответственно учебные помеще­ния и рекреации должны быть приспособлены для частого проведения влажной уборки: стены должны быть гладки­ми, а полы - без щелей и иметь покрытие или дощатое, или паркетное, или из линолеума на утепленной основе.

Учебные помещения проветриваются во время пере­мен, а рекреационные - во время уроков. До начала заня­тий и после их окончания необходимо осуществлять сквоз­ное проветривание учебных помещений. Естественно, что фрамуги и форточки в классах и рекреациях должны ис­правно работать в любое время года.

В школе учащиеся ежедневно от 4-х и более часов си­дят за партой (столом), следовательно, организм школьни­ка испытывает значительные статические нагрузки. В то же время статическая выносливость у детей и подростков невелика. Если ученик сидит за мебелью неправильной конструкции или не соответствующей своими размерами длине и пропорциям тела, то статическая нагрузка еще больше возрастает, ребенок не может сохранять правиль­ную рабочую позу, в результате чего нарушается осанка.

Для подбора мебели, соответствующей росту ученика, производится ее цветовая маркировка (№ мебели). Так, например, школьная мебель с фиолетовой маркировкой предназначена для учащихся, имеющих рост 115-130 см, а мебель с красной маркировкой - для учащихся, имею­щих рост 145-160 см и т.д. Учащиеся каждого класса от­носятся по меньшей мере к 3-4 ростовым группам. Поэто­му в каждом классе необходимо ставить мебель не менее трех различных номеров. Если возникают затруднения с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, номера.

Если в начальной школе, как правило, строго следят за соответствием школьной мебели росту учащихся, то в сред­ней и старшей школе, к сожалению, этому уделяется мень­шее внимание. Желательно, чтобы на такие предметы, как физика, химия, биология, информатика, выделялось по 2-3 кабинета. В таких случаях легче осуществить гиги­енически правильный подбор школьной мебели. Если в школе имеется по одному кабинету на предмет, то в нем размещают мебель примерно в таком процентном соотно­шении: 30% с красной маркировкой; 60% - с зеленой и 10% - с голубой.

Необходимо контролировать не только наличие марки­ровки на школьной мебели, но и ее правильную расста­новку в классе. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, боль­шие - дальше. Бывают ситуации, когда необходимо поста­вить мебель больших номеров ближе к доске (например, для детей с нарушением слуха и зрения). В таких случаях мебель следует ставить первой в рядах, расположенных у окон или стены. Следует помнить, что учащиеся с пони­женной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон, а детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, про­студными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Учебные помещения должны иметь как естественное, так и искусственное освещение. Уровень естественного освещения должен быть оптимальным. С одной стороны, оконные стекла должны быть чистыми и прозрачными и их не должны загораживать занавески или цветы в горш­ках. С другой стороны, яркое солнце может мешать заня­тиям. Поэтому окна учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жа­люзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы не­обходимо размещать в простенках между окнами. Цветы должны располагаться не на подоконниках, а у стен на спе­циальных подставках.

Для искусственного освещения учебных помещений предусматривается использование люминесцентных ламп или ламп накаливания. Не следует использовать в одном помещении одновременно люминесцентные лампы и лам­пы накаливания, поскольку это оказывает вредное воздей­ствие на зрение школьников.

В большинстве школ соблюдаются санитарно-гигиени­ческие условия обучения. Однако есть школы (таких око­ло 20% по России), которые испытывают трудности из-за недостаточного материального обеспечения. Администра­ция таких школ жалуется на практически аварийное состо­яние зданий, низкую температуру и освещенность классов в зимний период, нехватку школьной мебели, электричес­ких ламп, невозможность обеспечить детей горячим пита­нием, неукомплектованность школ педагогическими кад­рами и медицинским персоналом и т.д. Такие школы тре­буют повышенного внимания и поддержки со стороны ад­министрации регионов. Этим школам необходима помощь в решении острых проблем. Необходимо отметить, что многие директора прилагают огромные усилия для поддер­жания нормальных условий обучения в таких школах. На­пример, в Удмуртии и Кемеровской области школы актив­но сотрудничают с районной и областной администраци­ей, привлекают родителей, находят спонсоров, в том чис­ле и среди своих бывших учеников.

В то же время некоторые школы в своем стремлении «украсить» школу нарушают санитарно-гигиенические нормы. Так, например, в классе на подоконниках масса цветов, а на окнах тюлевые занавески. В результате есте­ственная освещенность классной комнаты снижается и детям приходится работать при искусственном освещении, которое создает дополнительную нагрузку на зрение. Бы­вает и так, что в коридорах, а то и в классах, пол застелен паласом или ковролином. В таких помещениях, как прави­ло, пыльно (не говоря уже о том, что пол замусорен, заля­пан жвачкой), в них невозможно проводить полноценную влажную уборку, а в ворсе напольных покрытий размно­жаются мельчайшие клещи, способные вызвать тяжелей­шую аллергию.

Соблюдение Санитарных правил помогает создать не только благоприятные, комфортные условия обучения, но и обеспечить рациональную организацию учебно-воспи­тательного процесса, которая является важнейшим прин­ципом построения режима дня школьника.

Поскольку в Санитарных правилах прямо сказано, что расписание уроков строится с учетом изменения умствен­ной работоспособности обучающихся в течение дня и не­дели, то необходимо пояснить, что такое работоспособ­ность вообще и в частности - умственная работоспособ­ность (УР).

Работоспособность - это способность организма че­ловека качественно и с достаточной интенсивностью вы­полнять умственную или физическую работу. Для изме­рения работоспособности нужно оценить объем работы (умственной или физической), которую человек спосо­бен выполнить за фиксированное время (за минуту, за час и т.п.).

Уровень умственной работоспособности изменяется в течение дня и имеет три фазы: врабатывания, оптималь­ной работоспособности и утомления.

Первая фаза - врабатывание. Организм человека (в том числе ребенка) в начале любой работы не может сразу до­стичь необходимого уровня активности нервных и других физиологических процессов. Требуется некоторое время для вхождения в работу, или врабатывание. Эта фаза ха­рактеризуется постепенным увеличением УР.

Вторая фаза - оптимальной работоспособности - ха­рактеризуется наиболее продуктивной работой и наивыс­шим уровнем работоспособности.

Третья фаза - утомление. Утомление проявляется сна­чала в несущественном, а затем в резком снижении рабо­тоспособности, что служит сигналом к прекращению ра­боты. Первые признаки утомления хорошо знакомы пе­дагогу: у ребенка ухудшается концентрация внимания, снижается темп работы, наблюдается двигательное бес­покойство, повышается количество ошибок, нарушается координация движений (ее первый признаком - измене­ние почерка) и т.п. Физиологические изменения в орга­низме, связанные с утомлением, носят временный харак­тер и вскоре исчезают при смене деятельности или в про­цессе отдыха. Однако утомление имеет свойство накап­ливаться, поэтому большая учебная нагрузка и недоста­точно рациональный режим учебной деятельности в те­чение дня и недели вызывают резко выраженное утомле­ние организма школьника.

У большинства детей и подростков прослеживаются следующие изменения умственной работоспособности в течение дня: УР повышается от момента пробуждения и достигает максимума между 11 и 13 часами, затем она снижается и вновь повышается в промежутке от 16 до 18 часов.

У младших школьников наиболее высокая работоспо­собность отмечается на 2-3 уроках. Поэтому основные (наиболее сложные) предметы, контрольные должны про­водиться на 2-3 уроках. Следует учесть, что при чрезмер­но интенсивной работе у учащихся снижение работоспо­собности начинается со второго урока, а на третьем - на­блюдается резко выраженное утомление. Кроме того, со­гласно Санитарным правилам, независимо от продолжи­тельности учебной недели в 1-4 классах число уроков в день должно быть не более пяти (с учетом дополнитель­ных и факультативных занятий). При составлении распи­сания уроков для обучающихся I ступени следует чередо­вать в течение дня основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры. В началь­ных классах с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физ­культминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике. Следует только подчеркнуть, что физ­культминутки ни в коем случае нельзя устраивать строго по часам, а выбирать для них логические перерывы в уро­ке, чтобы не нарушать естественного хода мысли учащих­ся в процессе усвоения учебного материала. Сдвиг време­ни физкультминутки на 5-10 минут в ту или другую сторо­ну гораздо менее вреден, чем нарушение логики урока.

Помимо дневной динамики УР существуют ее измене­ния в течение недели. Наибольшей УР бывает к середине недели - в среду, а к субботе она падает. Во вторник и сре­ду отмечен не только более высокий уровень, но и боль­шая устойчивость УР. Четверг и пятница, как правило, - дни сниженной работоспособности и наименьшей ее ус­тойчивости.

Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья имеет правильная организация не только каждого урока, но и учебной недели. Трудные задания, новый материал, контрольные работы потребу­ют значительно большего функционального напряжения учащихся в дни низкой работоспособности. Учитывая это, необходимо целесообразно распределять учебную нагрузку. Опыт многих школ показывает, что четверг можно сделать днем своеобразной разгрузки (экскурсия, бассейн, прогулки, рисование, музыка), тогда пятница (и суббота) становятся днями достаточно высокой рабо­тоспособности.

У школьников среднего и старшего звена наиболее вы­сокая работоспособность отмечается на 2-4 уроках, к пя­тому и особенно шестому уроку она снижается. Именно поэтому для обучающихся II и III ступени основные пред­меты, а также изложение нового материала, контрольные работы должны проводиться на 2-4 уроках. Согласно Са­нитарным правилам, независимо от продолжительности учебной недели, в 5-11 классах число уроков в день дол­жно быть не более шести.

Распределение учебной нагрузки в течение недели стро­ится таким образом, чтобы наибольший ее объем прихо­дился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение ново­го материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

В Санитарных правилах указывается максимально до­пустимая величина недельной нагрузки.


Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка

При 6-дневной неделе

При 5-дневной неделе

1

-

20

2-4

25

22

5

31

28

6

32

29

7

34

31

8-9

35

32

10-11

36

33



В начальной школе независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно превышать пяти. Однако в 7-10% образовательных учреждений про­должительность учебных занятий составляет 6-8 уроков. В средней и старшей школе практически в половине обра­зовательных учреждений (44%) недельная учебная нагруз­ка существенно превышает норму, а в 10-11-х классах она может достигать 8 и даже 10 уроков в день. Во многих школах выносят лишние часы во вторую половину дня, называют их факультативными или дополнительными за­нятиями, но обязательными для посещения всеми учащи­мися. Вот и получается, что формально все в порядке, рас­писание соответствует Санитарным правилам. Но не надо себя обманывать. На самом деле каждый лишний час заня­тий - это значительная нагрузка, вызывающая утомление, а то и приводящая к хроническому переутомлению учащих­ся. Необходимо помнить, что, согласно Санитарным пра­вилам, часы факультативных занятий должны входить в общий объем максимально допустимой нагрузки.

Факультативные занятия посещает значительная часть учащихся. Во избежание переутомления между началом факультативных занятий и последним уроком обязатель­ных занятий устанавливается перерыв продолжительнос­тью 45 минут. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультатив­ные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

При рациональной организации учебного процесса вре­мя выполнения домашних заданий учащимися должно со­ответствовать их возрастным особенностям. А именно, не превышать следующих временных пределов: в 1 классе (со II полугодия) - до 1 часа, во 2 - до 1,5 часов, в 3-4 - до 2 часов; в 5-6 - до 2,5 часа; в 7-8 - до 3 часов и в 9-11 - до 4 часов.

Если учесть, что в основной школе на приготовление домашних заданий необходимо 3-4 часа, то нетрудно под­считать, что рабочий день школьника составляет 8-12 ча­сов. Величина учебной нагрузки должна быть такой, что­бы были обеспечены нормальная деятельность централь­ной нервной системы, высокая работоспособность, про­филактика раннего утомления и переутомления, охрана здоровья учащихся.

При организации учебно-воспитательного процесса большое внимание следует уделять длительности перемен, в течение которых происходят восстановительные процес­сы в организме школьников. Согласно Санитарным прави­лам, перемены менее 10 минут в школе не допускаются, так как такого времени для отдыха учащихся недостаточ­но. Большие перемены (до 30 минут) предназначены для приема пищи и длительного отдыха и проводятся в сере­дине смены. Вместо одной большой перемены допускают­ся две перемены по 20 минут каждая после 2 и 3 уроков. При проведении ежедневной динамической паузы разре­шается удлинять большую перемену до 45 минут, из кото­рых не менее 30 минут отводится на организацию двига- тельно-активных видов деятельности учащихся.

Функциональные возможности организма ребенка в большой степени связаны с двигательной активностью, являющейся биологической потребностью ребенка. Со­временные школьники страдают от недостатка двигатель­ной активности, что оказывает негативное воздействие на состояние здоровья ребенка. Внедрение инновационных технологий обучения сопровождается интенсификацией обучения, увеличением недельной учебной нагрузки (со­ответственно увеличивается статический характер дея­тельности школьников), сокращением продолжительно­сти перемен, увеличением количества времени выполне­ния домашних заданий и т.д. Все это приводит к сниже­нию уровня двигательной активности, а следовательно, к задержке роста и развития ученика, ухудшению состоя­ния его здоровья.

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе - одно из средств нормализации двигательной ак­тивности и состояния здоровья учащихся. Учитель физи­ческой культуры может и должен осуществлять принцип оздоровительной направленности физической культуры.

Каждому школьнику для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности, кроме уро­ков физической культуры, нужен определенный комплекс внеурочных занятий.

Разработаны различные физкультурно-оздоровитель­ные программы, методики и двигательные режимы, направ­ленные на повышение двигательной активности и улучше­ние состояния здоровья школьников. Существует немало форм оздоровительных занятий, которые включаются в режим дня школьника. Основной можно считать утреннюю гимнастику, выполняемую ребенком дома. Применяются коллективная утренняя гимнастика и такая ее модифика­ция, как игровая, проводимые перед первым уроком, оздо­ровительные паузы во время уроков. На удлиненных пере­менах организуют свободные индивидуальные и группо­вые занятия на спортплощадках с преодолением полосы препятствий, бросками в баскетбольную корзину и т.д. Кроме физкультминуток и динамических перемен, прово­дят прогулочные, игровые, соревновательные, танцеваль­ные перемены.

Многочисленными исследованиями установлено на­личие тесной связи между состоянием здоровья учащих­ся и организацией учебного процесса в образовательном учреждении. Использование новых гигиенически и педа­гогически обоснованных форм и методов обучения мо­жет способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников.

С другой стороны, внедрение новых форм и методов обучения, интенсификация учебно-воспитательного про­цесса без должного педагогического и медицинского обо­снования часто приводят к значительному увеличению на­грузок, быстрому утомлению детей, переутомлению и по­вышению заболеваемости. Так, в образовательных учреж­дениях инновационного типа (лицеях, гимназиях и т.д.) продолжительность перемен сокращена в среднем на 50%. Продолжительность приготовления домашних заданий у 50% учащихся превышает гигиенические нормы в 2 раза.

Значительное увеличение нагрузок, как правило, сопровож­дается нерациональным распределением учебной нагруз­ки в течение дня, недели, четверти и года, а также нераци­онально составленным расписанием (преимущественно в средних и старших классах). Наиболее распространенные нарушения расписания: отсутствие чередования трудных и легких предметов, сдвоенные и строенные уроки (в про­фильных классах), превышение допустимых норм макси­мальной недельной нагрузки и др.

Несоответствие требований, предъявляемых школой, возможностям учащегося приводит к неблагоприятным изменениям центральной нервной системы, резкому па­дению учебной активности, снижению работоспособно­сти. Особое внимание необходимо обращать на органи­зацию учебного процесса в первых, пятых и выпускных классах, поскольку учащиеся попадают в новые для них условия, требующие значительного напряжения организ­ма: поступление в школу, переход из младшей в основ­ную и из основной в старшую школу, учеба в выпускном классе.

Таким образом, Санитарные правила позволяют гигие­нически грамотно подойти к планировке, благоустройству и оборудованию образовательных учреждений, рациональ­ной организации учебной деятельности и физкультурно- оздоровительной работы, питанию детей и т.д.

Если ребенок не перегружен, учится в чистом, теплом, светлом классе, сидит за партой, соответствующей его ро­сту, имеет возможность вовремя и качественно питаться, заниматься физкультурой в спортивном зале, подвижными играми на воздухе, то у такого учащегося гораздо больше шансов сохранить свое здоровье.

«Гигиенические требования к условиям обучения в об­щеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02» должны быть настольной книгой директора каждого обра­зовательного учреждения, заботящегося о здоровье своих учеников. Санитарные правила можно купить в книжном магазине, в СЭС или получить из Интернета (http:// www.alledu.ru/news/1/1016).

Вопросы

Проанализируйте, соответствуют ли в вашей школе Санитарным правилам:

  • количество учащихся (наполняемость) в классах;

  • продолжительность перемен, наличие перерыва меж­ду обязательными занятиями и факультативами;

  • расписание уроков в течение дня, в течение недели. Выберите по одному классу в младшей, средней и стар­шей школе. Сравните расписание в обычных и профиль­ных классах (если таковые имеются);

  • недельная учебная нагрузка в младшей, средней и старшей школе. Сравните величину нагрузки в обычных и профильных классах (если таковые имеются);

условия обучения в классах (освещенность, темпера­тура, покрытие полов и стен, размеры и расстановка мебе­ли, цветов, наличие штор, частота и регулярность прове­дения влажной уборки). Сравните в младшей, средней и старшей школе

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил iconЛекции
Цель курса: изложение главных идей, смысловых блоков и философских концептов наиболее важных и фундаментальных философских учений...
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил iconЛекции
Цель курса: изложение главных идей, смысловых блоков и философских концептов наиболее важных и фундаментальных философских учений...
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил iconАнализ урока с физиолого-гигиенических, санитарных, экологических позиций
Возможности мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние...
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил iconДополнительная образовательная программа изучения Правил Дорожного Движения «Безопасное колесо»
Поэтому одна из наиболее важных задач для ребенка научиться правилам жизни во взрослом мире мире спешащих людей и машин
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разъяснение общих положений на основе произведений Гайдара и Кара-Мурзы отн. Распада СССР
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил iconОб утверждении правил проведения экспертизы проектов нормативных
В целях организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по предупреждению включения в проекты нормативных правовых...
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил iconПлан работы на 2012 год г. Беломорск 2011г
РК. Работа мбук «Беломорская цбс» строится на основании Устава, «Положений о библиотеках структурных подразделениях», «Правил пользования...
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил iconПлан работы на 2013 год г. Беломорск 2012 г
РК. Работа мбук «Беломорская цбс» строится на основании Устава, «Положений о библиотеках структурных подразделениях», «Правил пользования...
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При организации групп продленного дня необходимо руководствоваться рекомендациями, изложенными в приложении 6 настоящих санитарных...
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил iconМероприятий по выполнению предписаний надзорных органов, санитарных...
Оборудование (ремонт) систем электроснабжения по соблюдению уровней освещенности
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель занятия: отработка навыков инсценировки, разъяснение правил создания вопросов для разминки
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил iconРабочая программа Дисциплины Правоведение
Исходя из того, что государство и право важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества, принадлежащие...
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил icon1: «Как устроен организм человека?»
Цель: формировать умение распознавать органы человека. В целях физического и гигиенического воспитания вырабатывать умение следить...
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил iconПрограмма физико технического объединения «максимум»
Программа расширена за счет включения наиболее интересных вопросов из астрофизики, геофизики, биофизики, космонавтики и наиболее...
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил iconГосударственный научный центр вирусологии и биотехнологии «вектор»...
Заявление воз по итогам совещания Комитета Международных медико-санитарных правил по чрезвычайной ситуации в отношении вспышки Эболы...
Задача лекции разъяснение физиолого-гигиенического обо­снования наиболее важных положений Санитарных правил iconРабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Методология научного творчества»
Целью изучения дисциплины является: сформировать у магистрантов цельное представление обо всем спектре методологических и методических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск