Лекции





Скачать 297.81 Kb.
НазваниеЛекции
страница1/3
Дата публикации18.10.2014
Размер297.81 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Философия > Пояснительная записка
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии




Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ


На заседании кафедры _______________ ЮФУ Декан факультета

Протокол №______ (зам.декана по учебной работе)

«___»____________200 г. __________________________

Зав.кафедрой________________ __________________________

«____»_______________200 г.


Учебно-методический комплекс

дисциплины «История западной философии»

федерального компонента цикла ОПД

специальности – «политология»
Составитель к.ф.н., доц Тихонов А.В.

Ростов-на-Дону

2009

Содержание

Стр.
1 Пояснительная записка…………………………………………………….2

2 Тематическое планирование курса ……………………………………….3

3 Программа курса …………………………………………………………..3

4 Планы семинарских занятий………..…………………………………..…7

5 Глоссарий……………………………………………………………...…...16

6 Вопросы, выносимые на зачет…………………………………………....17

7 Общий список литературы к курсу …..…………...……………………..18

Пояснительная записка
Цель курса: изложение главных идей, смысловых блоков и философских концептов наиболее важных и фундаментальных философских учений разных исторических эпох.
Задачи курса:

- составить содержательное представление об объеме философских учений разных исторических эпох и об их специфике;

- составить представление о взаимовлиянии различных философских идей, и о формировании историко-философских теоретических проблем;
Навыки студентов по окончанию курса: развитие навыков чтения и понимания философского текста, которые позволяют фиксировать философские проблемы и адекватно излагать предлагаемые философские учения. Получение таких навыков представляется особенно важным для изучения любых гуманитарных дисциплин.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА



темы

Тема занятия

Лекции

Семинары

1

Античная философия

2 ч

2 ч

2

Средневековая философия

2 ч

2 ч

3

Философия эпохи Возрождения

2 ч

-

4

Эмпиризм и рационализм философии Нового времени

2 ч

2 ч

5

Немецкая классическая философия

2 ч

2 ч

6

Европейская философия 19 века

2 ч

4 ч

7

Современная западная философия

2 ч

2 ч

8

Русская философия


2 ч

2 ч

Итого

16 ч

16 ч



Программа курса
Тема 1 Античная философия
Периоды античной философии. Фундаментальные проблемы античной философии. Натурфилософия. Характеристика философии досократовского периода: ионийцы, пифагорейцы, элеаты, атомисты. Проблема истинного бытия, единого и многого. Философия Сократа, софистов, сократических школ: проблема человека. Значение самопознания. Классический период античной философии. Платон: периодика диалогов, этапы творчества. Учение о умозрительном познании, критика телесности. «Государство»: учение о бытии и о душе. Теория идей. Благо. Философия. Диалектические рассуждения. Космология позднего Платона. Аристотель: первая систематизация знания. «Метафизика»: четыре причины, смысл бытия, проблема субстанции, сверхчувственное. Начало. Философия. Форма и материя, перводвигатель. Учение о душе. Природа. Категории. Этическое учение. Философия эпохи эллинизма: стоицизм, эпикурейство, скептицизм. Природа, познание, этика. Неоплатонизм: персоналии, этапы, идеи. Плотин: учение об эманациях Единого.
Тема 2 Средневековая философия
Теоцентризм как фундамент средневекового мировоззрения. Этапы формирования средневековой философии. Античность и христианство. Вопрос веры и разума. Библия как идейный источник христианской философии. Еретические учения. Апологетика восточная и западная. Патристика восточная и западная. Философия Августина Блаженного. Учение Псевдодионисия Ареопагита: «благо», «свет», небесная и земная иерархия. Схоластика: Северин Боэций. Реализм. Философия Фомы Аквинского: учение о бытии, доказательства бытия Бога. Номинализм: Д. Скот и У. Оккам. Душевные акты. Средневековая мистика. Христианская церковь и философия.
Тема 3 Философия эпохи Возрождения
Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения. Натурфилософские и пантеистические элементы учений: Н. Кузанский, Д. Бруно. Единое, материя и форма, «становление», «вселенная». М. Монтень: «Опыты». Природа. Критика средневековой схоластики.
Тема 4 Эмпиризм и рационализм философии Нового времени
Гносеологический характер философских проблем. Эмпиризм и рационализм как фундамент философского мировоззрения эпохи Нового времени. Индуктивно-эмпирический метод. Рационально-дедуктивный метод. Ф. Бэкон: задача «великого восстановления наук». Учение об «идолах». Чувства и их рациональная обработка. Эксперимент. Индуктивные таблицы. Р. Декарт: «правила для руководства ума». Процедура радикального сомнения. Врожденные идеи. Интеллектуальная интуиция и дедукция. Мыслящая и протяженная субстанции. Т. Гоббс: понятие опыт. Познавательный процесс. Импульс, знак, метка, суждение, силлогизм. Социальные взгляды Гоббса. Б. Спиноза: учение о субстанции, ее атрибутах и модусах. Учение об идеях. Аффекты. Г. Лейбниц: идея «предустановленной гармонии». Монады. Перцепция. Проблема материи. Дж. Локк: процесс познания. Материя, идеи, истина. Первичные и вторичные качества. Д. Беркли: проблема реальности. Познающий дух. Д. Юм: критика понятия субстанция, понятия Я. Процесс познания.
Тема 5 Немецкая классическая философия
Специфика данной философской формации. «Докритический» этап философии И. Канта. Замысел «Критики чистого разума»: различие между синтетическими и аналитическими суждениями, постановка проблемы возможности метафизики, новый класс суждений, сущность трансцендентального исследования познавательной способности человека. Структура книги «Критика чистого разума». Пространство и время как формы созерцания, как чувственные начала познания. Вещь в себе и явление. Понятие трансцендентальной логики. Таблица суждений. Категории: «чистота», «априоризм», второе начало познания, условие опыта. Единство апперцепций, сила продуктивного воображения. Схемы временности. Разум как формальный принцип функционирования рассудка. Идеи как чистые понятия разума, неизбежность иллюзии. Критика рациональной космологии и учение об антиномичности разума. Кант о доказательстве бытия Бога. Природа философского знания. Понятие «практической» способности разума. Нравственный закон как второй априорный принцип, понятие практического разума. Формулы «нравственного закона». Критика способности суждения» как соединение двух предыдущих «критик». Эстетическая способность суждения. Телеологическая способность суждения. Целесообразность и нравственный образ жизни. Творческая эволюция И.Г. Фихте: «первое» и «второе» «наукоучение». Цели и задачи «наукоучения». «Три «безусловных основоположения» «наукоучения». «Учение о созерцании». Теоретическая и практическая части «наукоучения», интерпретация кантовской «вещи в себе». «Второе» «наукоучение»: «Я» «абсолютное» как абсолютное бытие. Догматизм, идеализм, реализм. Творческая эволюция Ф.В.И. Шеллинга: натурфилософия, философия абсолютного тождества, философия откровения. Природа как развивающееся целое. Задачи и принцип «трансцендентальной» философии. Абсолютное тождество «субъекта» и «объекта». Знание и бытие. Сознание и самосознание. Искусство как «документ» и «орган» философии. «Энциклопедия философских наук» Г.В.Ф. Гегеля: философия и логика, понятие и его движение. Объективность мысли, принцип совпадения логического и метафизического. Три отношения мысли к объективности. Три момента логического. Учение о бытии: качество, количество, мера. Учение о сущности: рефлексия, тождество и различие. Существование как внешность сущности, явление и действительность. Учение о понятии: «самовоплощение» понятия, суждение, умозаключение, идея. Природа как инобытие идеи. Механика, физика, органика. Стремление индивида к всеобщему. «Философия духа»: учение о «субъективном духе», учение об «объективном духе». Государство, «абсолютное право», «всемирная история». Учение об «абсолютном духе»: искусство, религия и философия - формы самопознания духа.

Тема 6 Европейская философия 19 века
А. Шопенгауэр: мир как представление и мир как воля. Мировая воля и воля индивидуальная. Тело как явление воли. Иерархия ступеней объективации воли. «Идеи». Постижение идей. Связь морального учения Шопенгауэра с его метафизическими взглядами. О. Конт: «позитивное», задача «позитивной» философии. Универсальный закон трех стадий интеллектуального развития, его истоки. Социальная философия: социальная статика и динамика. Позитивное понимание этики. С. Кьеркегор: задачи философии. Обретение целостного Я. Я и выбор. Эстетический тип существования: физическая непосредственность, наслаждение жизнью. Этический тип существования: выбор, долг, всеобщие нормы. Переход к религиозному типу существования. Вера в невозможное. Свобода человека. Различие этапов творчества Ф. Ницше. «Аполлоновское» и «Дионисийское» начало в греческой культуре. Учение о познании и о действительности, представление о жизни, «миф о вечном возвращении». Воля и интеллект. Критика научного познания. Жизнь и поступок. Анализ и критика европейского философствования и христианской морали. Понятие «аристократичного», учение о сверхчеловеке. Основная задача философии будущего. Материализм XIX в.: Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс. Философия жизни: В. Дильтей об общих задачах философии. Понятие «жизнь». Отличие «наук о духе» от «наук о природе». Идея описательной психологии как фундамента наук о духе. Категории жизни. Дильтей о характере исторического познания. Герменевтика. Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений. А. Бергсон: «жизненный порыв» как основа всего сущего. Эволюция как непрерывная скачкообразная деятельность. «Инстинкт» - прямое выражение «жизненного порыва». «Интеллект» как дополнение «инстинкта». Взаимововлечение «интеллекта» и «инстинкта». Время и жизнь. «Длительность» и сознание. Кинематографичность понятий «интеллекта». Интуиция. Открытое общество, религия и мораль.
Тема 7 Современная западная философия

Э. Гуссерль: критика психологизма. Субъективные и объективные условия познания. Логика. Акт идеации. Феномены сознания. М. Хайдеггер: онтологический проект. Бытие и сущее. Время и бытие. Темпоральная структура субъекта. Язык. Экзистенция. Ж.П. Сартр: бытие и экзистенция. Свобода. Человек как проект. Ситуативная мораль. Интерсубъективность. Онтологические структуры сознания. З. Фрейд: психоанализ. «Недовольство культурой», сознательное, бессознательное, сверх-я. К.Г.Юнг: аналитическая психология. Коллективная психика, «архетип», моделирование мира. Структурализм: К. Леви-Стросс, М. Фуко. Понятие структуры в этнологии, структура мифов. Логика мифов, бинарные оппозиции, бриколлаж. Высказывание как объект исследования. «Эпистема». Способы организации знания. Философия постмодерна: Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр. Грамматология. Исследование письма и критика метафизики. Миф, симулякр. Символ.

Тема 8 Русская философия

Периоды развития русской философии, ее своеобразие, круг тем. Философия В.С. Соловьева: абсолютное, софийность, «положительное всеединство». Понятие «богочеловечества». Историософия. Роль России в историческом процессе. Философия творчества Н.А. Бердяева. Онтологичность понятия «свобода», метафизичность и аксиологичность учения о свободе и творчестве. Этика. Л. Шестов: вера и разум. Русский космизм: Н.Федоров. Религиозно – философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Проблема ценностей, душевной борьбы. Отношение к христианству. Отечественная философия советского периода: персоналии, идеи, школы.

Планы семинарских занятий
Тема 1

Занятие 1 Античная философия эпохи классического полиса: Платон, Аристотель.

1 Основные космологические идеи Платона.

2 Аристотель о предмете философии.

3 Основные понятия философии Аристотеля: «сущность», «начало», «материя», «форма».

Рефераты:

1 Учение Платона о душе.

2 Аристотель о природе.

Литература:

1 Платон. Тимей. // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. – Москва, 1994. (см. также примечания Лосева А.Ф.). (или в книгах: Антология античной философии. – Москва, 2001 (стр. 92-144); Антология мировой философии в четырех томах. Том 1. Ч. 1. – Москва, 1970. (стр.372-407)).

2 Аристотель. Метафизика. // Аристотель. Сочинения. Том 1. – Москва, 1976. (Кн.1: гл.1,2,3,10; Кн.2: гл.2; Кн.4: гл.1,2,3; Кн.12: гл.1,2,6,7; Кн.13: гл.1). (или в книгах: Антология античной философии. – Москва, 2001 (стр.152-156); Антология мировой философии в четырех томах. Том 1. Ч. 1. – Москва, 1970. (стр.408-428)). 4,12,13 (195-197, 209-211, 302-303, 309-311).

3 Аристотель. Физика. // Аристотель. Сочинения. Том 3. – Москва, 1981. (кн.1,2,3,7,8). (или в книгах: Антология античной философии. – Москва, 2001 (стр.156-179); Антология мировой философии в четырех томах. Том 1. Ч. 1. – Москва, 1970. (стр.439-452)) 1,2,3,7,8.

4 Платон: Pro et contra. - Санкт–Петербург, 2001.

5 Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. - Москва: «Логос», 1999.

6 Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – Москва, 2000. (стр.178-187,204-232,251-256).

7 Асмус В.Ф. Античная философия. – Москва, 1998. (стр.124-300).

8 Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том 1. – Москва, 2003. (ч.3).

9 Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том 2. – Москва, 2003. (ч.4).

10 Целлер Э. Очерк истории греческой философии. – Москва, 1996. (стр.112-199).

11 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – Москва: «Высшая школа», 1981. (лекции 22,23,24,25,26).

12 Брамбо Р. Философы Древней Греции. – Москва, 2002. (стр.189-298).

13 Басов Р.А. История древнегреческой философии от Фалеса до Аристотеля. – Москва, 2002. (стр.252-280, 324-338).

14 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 1. – Санкт-Петербург, 1994. (ч.4,5).

15 Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь, 2000. (стр.124-183).

16 История философии (под ред. Кохановского В.П., Яковлева В.П,). – Ростов-на-Дону, 2001. (Раздел 2, гл. 1, параграф 3).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лекции: каждая по 90 минут Лекции в первом семестре 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-18
Лекции iconЛекции по общим положениям четырех разделов криминалистики, а также...
Охватываются три группы закономерностей
Лекции iconПочасовой учебно-методический план весеннего семестра Лекции
Вводные лекции по курсу Зарубежная литература конца Х1Х – начала ХХ века. Основные тенденции развития – 5 часов
Лекции iconПоликарпов В. С. Лекции по культурологии
Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. 344 с. 18В^ 5-7357-0139-8
Лекции iconЛекция №6 Модель Изинга
Целью настоящей лекции является проиллюстрировать статистический подход на примере простейшей системы уже упоминавшейся в первой...
Лекции iconМ. В. Карапетян лекции по теоретической грамматике английского языка владимир
Предлагаемые в пособии лекции разрабатывались автором с 2004 года и читались во Владимирском государственном университете студентам,...
Лекции iconЛекции по медицине катастроф Учебное пособие
Жуков С. В. Королюк Е. Г. Избранные лекции по медицине катастроф. – Тверь, 2007. – 120с
Лекции iconУчреждение высшего профессионального образования
К каждой лекции необходимо готовиться за несколько дней до ее чтения. Накануне лекция просматривается и подвергается окончательной...
Лекции iconУчреждение высшего профессионального образования
К каждой лекции необходимо готовиться за несколько дней до ее чтения. Накануне лекция просматривается и подвергается окончательной...
Лекции iconЛекции Название лекции Круг вопросов Период: октябрь-январь 1 Входной тест 2
Биология как наука. Свойства живых организмов. Методы исследования живых организмов. Уровни жизни
Лекции iconКомпьютерные технологии в науке и производстве. Вопросы к лекции №2
Ответы на все вопросы должны занимать не меньше 5 страниц. Шрифт Times New Roman 14. Интервал полуторный. Обложек не требуется. Фамилию...
Лекции iconКомпьютерные технологии в науке и производстве. Вопросы к лекции №3
Ответы на все вопросы должны занимать не меньше 5 страниц. Шрифт Times New Roman 14. Интервал полуторный. Обложек не требуется. Фамилию...
Лекции iconОпределяется темой пропущенного занятия/лекции или преподавателем/лектором
Написание реферата предусматривается как вариант отработки пропущенного практического занятия или пропущенной лекции
Лекции iconПрограмма учебной дисциплины «Методика преподавания философии»
Дать представление об основных формах вузовского учебного процесса по курсу философии (лекции и семинара), закрепляя его практическими...
Лекции iconПлан лекции. Организационный момент. Проверка присутствия студентов...
Организационный момент. Проверка присутствия студентов на лекции. Сосредоточение внимания студентов (5 – 10 мин.)
Лекции iconПостановка проблемы на лекции для повышения познавательной активности...
В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск