№ лекции
| Название лекции
| Круг вопросов
|
Период: октябрь-январь
|
1
| Входной тест
|
2
| Биология как наука. Клетка – единица живого.
| Биология как наука. Свойства живых организмов. Методы исследования живых организмов. Уровни жизни.
Клетка-единица живого. Элементный состав клетки. Вода и минеральные соли, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: липиды, АТФ, биополимеры (углеводы, белки, нуклеиновые кислоты), ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Самоудвоение ДНК
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
3
| Одноклеточные и многоклеточные организмы. Обмен веществ.
| Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные положения клеточной теории. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот, эукариот. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен. Пластический обмен. Фотосинтез. Биосинтез белков. Код ДНК. Реакции матричного синтеза.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
4
| Размножение организмов
| Митоз, мейоз и оплодотворение. Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
5
| Тестирование по пройденным темам
|
6
| Систематика. Вирусы. Бактерии. Грибы.
| Систематика. Система, многообразие и эволюция живой природы.
Вирусы. Особенности их строения и жизнедеятельности.
Бактерии. Особенности строения, цианобактерии
Грибы. Общая характеристика, классификация, строение, представители. Значение. Лишайники.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
7
| Царство Растения.
| Классификация растений. Низшие и высшие споровые растения. Водоросли. Мхи. Плауны. Папоротники. Строение и размножение, основные представители.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
8
| Семенные растения.
| Голосеменные. Строение и размножение голосеменных. Распространение хвойных, их значение в природе, в народном хозяйстве. Покрытосеменные (цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре. Охрана растений.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
9
| Строение вегетативных органов цветкового растения
| Семя. Строение и состав семян. Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зона корня. Рост корня.
Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа. Дыхание листьев. Испарение воды листьями. Листопад. Стебель. Понятие о побеге. Почки вегетативные и цветочные. Рост стебля в длину. Ветвление стебля. Внутреннее строение древесного стебля. Рост стебля в толщину. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Видоизмененные побеги. Вегетативное размножение цветковых растений.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
10
| Строение генеративных органов цветкового растения. Половое размножение цветкового растения
| Цветок и плод. Строение цветка. Строение тычинки и пестика. Виды и классификация соцветий. Образование семян и плодов. Виды плодов. Самоопыление и перекрестное опыление. Оплодотворение. Однодольные и двудольные растения – отличия и представители.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
| Тестирование по пройденным темам
|
11
| Царство животные. Тип простейшие Тип кишечнополостные
| Одноклеточные. Общая характеристика. Обыкновенная амеба. Зеленая эвглена. Инфузория-туфелька. Малярийный плазмодий. Строение, жизнедеятельность, значение для человека. Тип кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводный полип — гидра. Внутреннее строение (двухслойность, разнообразие клеток). Регенерация. Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и их значение.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
12
| Тип плоские черви. Тип круглые черви. Тип кольчатые черви. Тип моллюски
| Тип плоские черви. Тип круглые черви. Тип кольчатые черви. Общая характеристика типа. Среда обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Процессы жизнедеятельности. Регенерация. Размножение. Тип моллюски. Общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
13
| Тип членистоногие
| Тип членистоногие. Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение. Внутреннее строение. Класс Паукообразные. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее и внутренне строение. Класс Насекомые. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение. Процесс жизнедеятельности. Размножение. Типы развития. Отряды насекомых с полным превращением. Отряды насекомых с неполным превращением.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
Период: февраль-март
|
14
| Тип хордовые. Надкласс рыбы
| Тип хордовые. Общая характеристика типа. Класс Ланцетники. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными. Надкласс рыбы. Общая характеристика класса. Внешнее и внутренне строение. Отряды рыб: акулы, осетровые, сельдеобразные, карпообразные, кистеперые. Хозяйственное значение рыб.
|
Выходной тест. Домашнее задание.
|
15
| Класс земноводные, класс пресмыкающиеся
| Класс земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности среды обитания. Внешнее строение. Особенности строения внутренних органон и процессов жизнедеятельности. Происхождение земноводных. Класс пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обитания. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Отряд Чешуйчатые. Отряд Черепахи. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
16
| Класс птицы. Класс млекопитающие
| Класс птицы. Общая характеристика класса. Голубь. Внешнее строение. Скелет тела. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Происхождение птиц. Приспособленность птиц к различным средам обитания. Отряды птиц. Класс млекопитающие. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полости тела. Система органов. Отряды млекопитающих. Первозвери. Происхождение млекопитающих.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
17
| Тестирование по пройденным темам
|
18
| Эволюционное учение
| Эволюционное учение. Додарвиновский период развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Критерии вида. Популяция. Движущие силы эволюции. Искусственный отбор и наследственная изменчивость. Возникновение приспособлений. Макроэволюция. Видообразование.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
19
| Эволюция органического мира. Происхождение человека
| Эволюция органического мира. Ароморфоз, идиоадаптация. Биологический прогресс и регресс. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Происхождение человека. Антропогенез. Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
20
| Тестирование по пройденным темам
|
21
| Общий обзор организма человека. Питание человека
| Общий обзор организма человека. Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Строение и функции тканей. Пищеварение. Пищеварение, ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Нервно-гуморальная регуляция желудочного сокоотделения. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Всасывание.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
Период: апрель-май
|
22
| Внутренняя среда организма. Иммунитет. Кровообращение.
| Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Состав крови. Группы крови. Свертывание крови. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции. Учение И.И.Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Лимфатическая система. Виды иммунитета. Вакцины.
Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
23
| Дыхание. Опора и движение.
| Дыхание. Органы дыхания, их строение и функция. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Гуморальная и нервная регуляция дыхания. Опорно-двигательная система. Значение. Строение скелета человека. Состав, строение и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
24
| Нейрогуморальная регуляция
| Нервная система. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Вегетативная нервная система. Большие полушария головного мозга. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
25
| Анализаторы. Психология и поведение человека.
| Анализаторы. Строение и функции органов зрения, слуха.
Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Торможение условных рефлексов. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о ВНД. Сознание и мышление. Память. Речь и восприятие. Сон, его значение.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
26
| Обмен веществ. Выделение. Кожа. Половая система
| Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Пластический и энергетический обмен. Витамины и их значение для организма. Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ. Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды. Половая система. Строение органов женской и мужской половой системы. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организмов.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
27
| Санитарно-гигиенические нормы. Первая доврачебная помощь
| Санитарно-гигиенические нормы. Факторы риска развития заболеваний. Профилактика. Переливание крови. Трансплантация. Инфекционные болезни и меры по их предупреждению. Эпидемии.
Первая доврачебная помощь. Травмы. Ожоги. Раны. Кровоизлияния.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
28
| Тестирование по пройденным темам
|
29
| Взаимосвязь организмов с окружающей средой.
Биосфера.
| Взаимоотношения между организмами. Основы экологии. Экологические факторы. Адаптации, ограничивающие факторы. Вид, его экологическая характеристика. Биогеоценоз. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Агроценозы. Экосистемы.
Основы учения о биосфере. Биосфера и ее границы. Живое вещество, его газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Проблемы окружающей среды: защита от загрязнения, сохранения эталонов и памятников природы, видового разнообразия, биоценозов, ландшафтов.
|
Мини-тест. Домашнее задание.
|
30
| Тестирование по пройденным темам
|
31
| Репетиционный экзамен
|
32
| «Работа над ошибками»
| Разбор типовых ошибок, рекомендации по написанию экзамена
|