Урок для 5-6 классов





Скачать 129.99 Kb.
НазваниеУрок для 5-6 классов
Дата публикации30.06.2014
Размер129.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Художники-иллюстраторы сказок

(библиотечный урок для 5-6 классов)


Цель: дать обучающимся представление о книжной графике, её особенностях. Познакомить с творчеством художников-иллюстраторов и книгами, которые они иллюстрировали, добиться узнаваемости их творческой манеры. Привить обучающимся устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации, сопереживать герою, ассоциировать его чувства с собственными.

Материал и оборудование: презентация.

Ход урока

Слайд 1. Ребята, я хочу познакомить вас с творчеством очень интересных художников, художников-иллюстраторов детских книг. С детской книгой вы встречаетесь уже в самые ранние годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым вы знакомитесь. Художник приходит к вам – детям, когда вы еще даже не умеете говорить, а буквы для вас тайна за семью печатями, и вы только рассматриваете картинки. И поэтому иллюстрации к детским книгам едва ли не важнее текстов. Наряду с родителями художник становится вашим первым воспитателем и учителем. Все вы хорошо помните рисунки, но, к сожалению, редко имя художника.

Сегодня у нас первый урок из цикла занятий, посвященных искусству книжной графики, на котором мы познакомимся с художниками, которые иллюстрировали сказки, в том числе и сказки А. С. Пушкина.

Слайд 2. В первую очередь хотелось бы вам рассказать о знаменитом русском художнике Иване Яковлевиче Билибине (1876–1942), для которого иллюстрация к сказке стала жизнью. Билибин родился под Сант-Петербургом. Отец его работал врачом в военно-морском госпитале. Мать была дочерью знаменитого русского композитора Рубинштейна. В доме Билибиных всегда царила атмосфера творчества. И сам художник вспоминал: «Насколько я себя помню, я всегда рисовал».

Слайд 3. Его учителем был И. Е. Репин. Билибин рано проявил творческую самостоятельность: раз и навсегда отказался от масляной живописи и стал писать картины только на сюжеты из русской старины, иллюстрировать сказки, первая из них была «Сказка об Иване царевиче, Жар-птице и о сером волке».

По настоянию отца Иван Яковлевич окончил университет, но карьера юриста его не интересовала. Гораздо важнее для него было стать участником выставки «Мир искусства», чтобы показать свои иллюстрации. Ему тогда исполнилось всего 25 лет. Билибин стал книжным иллюстратором, и напечатанные сказки с его рисунками сразу сделали его знаменитым.

Слайд 4–5.

Назвать по иллюстрациям сказки.

Слайд 6–8.

Он как бы вернулся к рукописной и старопечатной книге, чтобы на этой основе создать книгу современную. Его иллюстрации к сказкам и былинам выполнены в модном в то время стиле «модерн», воссоздают сказочный и фантастический мир русского фольклора. Вы легко узнаете его почерк по ясным, радостным краскам, по широким рамкам, украшенным цветами, деревьями, рыбами, птицами или жуками.

Слайд 9. Билибин мечтал проиллюстрировать все сказки А. С. Пушкина, но смог выполнить рисунки лишь к двум. (Обложка «Сказки о царе Салтане»)

Слайд 10. Одной из значительных его работ были иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».

Слайд 11. Рисунки Билибина отчетливы, на них хорошо видны и каждая волна в океане, и каждый листок на дереве.

Слайд 12. Он с поразительным мастерством и большим знанием изображал старинные орнаменты, костюмы и утварь. Одежда героев – в узорах, а лица так выразительны, что сразу видно, кто хороший человек, а кто – хитрый, злой.

Слайд 13–15. Художник создал также эскизы декораций и костюмов к сценической постановке сказки А. С. Пушкина «Золотой петушок», в которой нет ни одного положительного героя.

У Билибина не было прямых подражателей, но его иллюстрации будут жить, пока живы сами сказки, значит – вовеки.
Слайд 16. «Ваше чудотворное искусство воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту. Ваша живопись – добрая, в каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты – огромное в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям» – эти слова были адресованы К. И. Чуковским Владимиру Михайловичу Конашевичу (1888–1963) – замечательному иллюстратору книжек для детей.

Родился Конашевич на Украине, но вскоре после его рождения семья переехала в Москву. В детстве он совсем не думал стать художником, а с удовольствием занимался математикой, астрономией, играл на скрипке, любил поэзию, как и многие мальчишки, мечтал стать моряком, строить корабли.

«Затем я захотел стать художником и отдался рисованию с тем же пылом, с которым брался за всё раньше, – и замечательно: все, чем я занимался раньше, в моем новом деле очень пригодилось. Всем мальчишкам и девчонкам тоже советую больше трудиться и мечтать», – так напишет впоследствии Владимир Михайлович.

В детской книге Конашевич стал работать случайно. Его дочери было четыре года, она жила с матерью на Урале, а Владимир Михайлович в Петрограде рисовал для неё картинки на каждую букву алфавита.

Слайд 17. Рисовал и посылал ей в письмах. Так из писем родилась первая книга «Азбука в рисунках В. Конашевича».

Слайд 18. Свои иллюстрации к детским книгам художник выполнял карандашом и акварелью, гуашью и цветной тушью. Его рисунки красочны, зрелищны, увлекательны, полны занимательных деталей.

Слайд 19. Вот иллюстрация к сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Сразу вспоминается сказочный дворец, в котором жили герои: «Красивее всех был чудесный замок из картона; сквозь его маленькие окна можно было заглянуть внутрь и увидеть комнаты. Перед замком лежало зеркальце, оно было совсем как настоящее озеро, а вокруг стояли маленькие деревья. По озеру плавали восковые лебеди и любовались своим отражением. Все это радовало глаз, но очаровательней всего была молоденькая девушка, стоявшая на пороге…». Какой чудесный замок нарисовал Конашевич – с башенками, балкончиками, крышей, украшенной разноцветной черепицей.

Слайд 20–21. Посмотрев следующие иллюстрации, вспомните названия сказок и их авторов.

Слайд 22. Чем дольше рассматриваешь рисунки Конашевича, тем больше деталей можно заметить. Вы, конечно, помните сказку Чуковского о Мухе-Цокотухе, которая купила самовар и устроила угощение для своих друзей – жуков, бабочек, кузнечиков и разных др. насекомых.

Слайд 23. Посмотрите на иллюстрацию к этой сказке – сколько здесь персонажей и кто они? Для этого вам, наверное, придется перечитать сказку Чуковского:

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки – по три чашки

С молоком и крендельком…

Слайд 24–25. Корней Иванович с восхищением отзывался о богатой фантазии Конашевича. Их знакомство переросло в дружбу и тесное сотрудничество, а иногда и в соавторскую работу по созданию книги. «Муха-Цокотуха», писал Чуковский художнику, – давно уже не столь же моя, сколь Ваша». А к открытию персональной выставки Конашевича: «Ваш праздник – это мой праздник, праздник всех моих Бармалеев, Айболитов и Мух-Цокотух».

Слайд 25. Одной из важных работ для художника стало оформление сказок А. С. Пушкина. Конашевич, работая над пушкинскими сказками, очень переживал, ведь до него немало мастеров уже рисовали эти сказки, но далеко не все достигали успеха. Он делал много эскизов, и в итоге получились замечательные иллюстрации – изящные и нарядные.

Показывая рисунок обложки «Сказки о царе Салтане», Владимир Михайлович говорил: «Смотрите, какой я кораблик разрисовал, может быть, кто-нибудь из мальчиков захочет сам смастерить себе такой же и разыграть сказку как спектакль».

Слайд 26. Конашевич – веселый художник, но в пушкинских сказках он очень серьезен. Посмотрите на старика из «Сказки о рыбаке и рыбке». Вот он склонился над разбушевавшимся морем, протянул руки к рыбке, молит исполнить прихоть ненасытной старухи. И низкое небо мрачно, и неподвижные скалы стали похожи на волны.

Слайд 27–30. Так случилось, что «сказки» Пушкина оказались последней большой работой художника, он умер, не увидев многие свои иллюстрации напечатанными.

Рисунки Конашевича – это путешествие в сказочный мир, полный всяких неожиданностей и чудесных открытий. Но чтобы любоваться его замечательными иллюстрациями, конечно, лучше всего хорошо знать книги, для которых они нарисованы. Тогда рассматривать их будет еще интереснее.
Слайд 31. А рисунки художницы – Татьяны Алексеевны Мавриной (настоящая фамилия Лебедева) (1902–1996) большой любительницы сказок, выдумщицы – совсем другие. Она родилась в старинном городе Нижнем Новгороде, в котором часто проводились ярмарки.

Слайд 32. Народные мастера со всей России привозили туда на продажу свои изделия: расписные дуги, прялки, короба и шкатулки, посуду деревянную, игрушки, вот такие… Полюбуйтесь на них. Как о них можно сказать? Какие они? Нарядные, яркие, праздничные, узорчатые, декоративные. Мастера старались их расписывать так, чтобы люди не только использовали эти вещи в хозяйстве, но и украшали ими свой дом. А чем же украшены эти предметы? Птицы, цветы, лошадки, люди. Обратите внимание, какими крупными линиями, цветными пятнами сделаны эти росписи.

Маленькая Таня любила ходить на ярмарки со своими родителями, они часто задерживались перед прилавками с этими красивыми вещами, любовались ими и обязательно домой приносили какой-нибудь предмет. Позже, когда Таня стала художницей, она стала собирать произведения народных мастеров.

Слайд 33. Она любила путешествовать по старым русским городам и везде рисовала древние терема, башни, церкви и колокольни, деревянные дома, украшенные резьбой.

Слайд 34. Татьяну Алексеевну Маврину называют сказочницей за особый талант рисовать сказки и народные прибаутки. Ко многим сказкам сделала она рисунки. Смотришь на них и дивишься: будто художница побывала сама в тридесятых царствах-государствах, видела летающих по небу коней, золотых петушков и сказочных зверей.

Слайд 35. Она писала пером и акварелью легко и свободно, в её работах отразилась любовь к русской иконе, к фольклору. Живописный язык Мавриной – это яркость цвета, декоративность, смелость рисунка, введение сказочно-фантастических элементов.

Слайд 36–37. Много раз иллюстрировала она для детей русские народные сказки, сказки А. С. Пушкина, поэму «Руслан и Людмила», к пушкинскому вступлению к этой поэме нарисовала целую книжку и назвала её «Лукоморье».

Слайд 38. В ней двадцать иллюстраций, включая богато украшенную обложку. От сказки к сказке ходит кот ученый, и всякий раз он меняет цвет: то – розовый, то – синий, то – черный. А глаза огромные, умные – вроде кошачьи, а вроде бы и человечьи.

Слайд 39–41. Вашему вниманию, предлагаю иллюстрации Мавриной к сказкам А. С. Пушкина. Посмотрев их, скажите, к каким сказкам эти рисунки? («Сказка о царе Салтане» и «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Слайд 42. А теперь, давайте вспомним строки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и посмотрим, как эти строки проиллюстрировала Маврина:

«Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась

И до смерти испугалась

И взмолилась: «Жизнь моя!

В чем скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя».

Та, в душе её любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, бог с тобой».
Какие детали пушкинского повествования воссозданы художницей?

Лес на рисунке изображен темным, непроглядным, но совсем нестрашен волк, на съедение которому царевну оставляют в лесу по воле царицы; вовсе не пугают нас и ночные птицы.

Слайд 43. А теперь рассмотрим иллюстрации к еще одной сказке А. С. Пушкина – «Сказке о золотом петушке». Взгляните на обложку. Кто тут главный герой? Да, петушок, но какой он необычный – весь золотой, нарядный. Как нарисовала его художница? Крупными, толстыми линиями, желтой и черной краской, желтые линии на черном смотрятся очень декоративно. На фоне какого цвета нарисован петушок? На красном. Петушок на шпиле возвышается над городом.

На другой иллюстрации нарисован дворец – царство-государство Дадона. На синем фоне ярко смотрится малиновый дворец с башнями, которые стерегут воины; они внимательно смотрят в разные стороны. А во что они одеты? Что держат в руках? Вот и конница видна. А кто это в центре, на троне в золотой сидит короне и плачет?

Слайд 44. Что же нас ждет на следующих страницах? Я буду читать, а вы смотрите на рисунки.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка…

Текст написан на левой страничке, а на правой художница нам наглядно все показывает. Посмотрите, какая красивая буква начинает текст. А кто в неё заглядывает? Забавная собачка, а сверху выглядывают слуги царя. Посмотрим, что же происходит на правой страничке. Мудрец показывает царю золотого петушка. Этот рисунок очень крупный, хорошо видны все линии, которыми рисовала художница.

Слайд 45. А что же дальше? Видите, опять нарядная буква начинает текст. Обратите внимание на изображение войска. Кони то ли игрушечные, то ли сказочные – все в яблоках белых, а сами красные, с желтыми гривами. А воины одеты в зеленые доспехи. А сам царь едет с Шамаханской царицей в золотой колеснице. Трубы трубят, флаги реют на ветру, собаки лают!

Разворот книги радостный, нарядный. И опять обозначенные цветом силуэты ограничены крупными четкими линиями. Рисунки сделаны крупной кистью, толстой линией. А не напоминает ли вам этот рисунок работы мастеров, которые расписывают шкатулки, разделочные доски, прялки? Так же ярко, крупно нарисовано, нарядно и видна кистевая роспись.

Слайд 46. У Мавриной изысканная художественная манера. Спутать её с каким-либо другим художником невозможно – достаточно один раз увидеть её своеобразные рисунки, чтоб запомнить их навсегда. В рисунках Мавриной нет мелочей и подробностей – все крупно и переливается разными цветами и оттенками, все неожиданно, празднично, как и должно быть в сказке.

Слайд 47. Маврина является еще и одним из создателей мультфильма по произведению А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Слайд 48. В 1969 г. выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии «Сказочная азбука» Мавриной. От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве – свой маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности, как и все искусство художницы.

Слайд 49. Татьяна Алексеевна всю свою жизнь посвятила созданию рисунков к сказкам, оттого и говорила о себе: «Ложусь спать на горах, кладу шесть сказок в головах: одна разговаривает, другая спрашивает, третья звенит, четвертая шумит, пятая смеется, шестая плачет».

Искусство Мавриной получило широкое признание за рубежом. Она единственная из российских писателей и художников, удостоилась Международной золотой Медали им. Г. Х. Андерсена, высшей награды в области литературы для детей.

Слайд 50. А вот сейчас вам предстоит неспешная прогулка с героями сказок по картинам художника Анатолия Елисеева. Родился он в Москве. Окончил Художественно-оформительское отделение Полиграфического института. В своем творчестве он продолжает традиции лучших художников-сказочников – Билибина (о котором мы с вами уже узнали), Васнецова и Рачева (о которых вы узнаете на следующих занятиях).

Слайд 51. Краски художник берет яркие, одну к одной плотно кладет, и они чуть расплываются, как края у радуги. Пишет Елисеев гуашью и акварелью.

Трудно представить Анатолия Михайловича скучно-серьезным. И жил он всегда интересно. Еще мальчишкой пригласили его сниматься в кино. Потом подружился с театром «Современник». Играл в одном из первых спектаклей как актер. И оформлял постановки. Пять спектаклей шли на сцене «Современника» в оформлении Елисеева.

Слайд 52–57. Но, конечно, главное дело художника – книги. Елисеев окончил Московский полиграфический институт. Еще, будучи студентом начал, работу в издательстве «Детская литература», потом в издательстве «Малыш», и чаще всего выходили в свет с его рисунками русские народные сказки, пословицы и поговорки.

Слайд 58. Но с полной силой и яркостью его талант проявился в иллюстрациях к сказкам А. С. Пушкина. Известно, что в сказках хранится вся народная мудрость. Сказки рассказывают нам о жизни. Не случайно Пушкин признавался: «Что за прелесть эти сказки, каждая из них есть поэма!»

Слайд 59. Елисеев большой выдумщик. Как представит он, к примеру, Шамаханскую царицу, князя Гвидона или Царевну-Лебедь, так и мы с вами будем смотреть – его глазами.

»

«Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава:

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит».
Слайд 60. Узнать по иллюстрации сказку.

Слайд 61. Елисеев выступает как превосходный пейзажист, тонко чувствующий природу. Цветовая гамма отражает и передает настроение героев, психологические нюансы сказочной ситуации.

Слайд 62. Художника отличает любовь к древнерусской архитектуре: здесь и храмы, и княжеские хоромы, и царский дворец, и уютный деревенский домик, в котором живет «Поп, толоконный лоб». Все архитектурные детали выписаны со вкусом и знанием. А многообразный мир животных (гуси, куры, утки, индюки, свиньи, кони, коты, собаки) отражает особенности и черты характера, чаще всего отрицательных героев сказок.

У Елисеева многогранный талант. Он стремится передать читателям книг свое светлое, доброе и радостное видение мира. Иллюстрации Елисеева находятся в экспозиции единственного в нашей стране негосударственного детского музея «Дом сказок "Жили-были"» в Москве.

Наш необычный урок подходит к концу. Я надеюсь, что теперь вы будете с большим интересом, отзывчивостью и сопереживанием к героям, рассматривать иллюстрации, радоваться, удивляться интересным и выразительным рисункам художников.

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ О КНИГЕ И ЧТЕНИИ

«Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги».

К.Г. Паустовский

«Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу будущего».

М. Горький

«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание».

В.И. Даль

«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человечества рода, она – рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей».

Н.А. Морозов

ПОСЛОВИЦЫ О КНИГЕ И ЧТЕНИИ

  • «Слово – ветер, а бумага – грунт» (белорусская)

  • «Не красна книга письмом, красна умом» (русская)

  • «Книга для ума – что теплый дождь для восходов» (русская)

  • «Золото добывают из земли, а знания из книги» (русская)

  • «Прочел новую книгу – встретился с другом» (китайская)

  • «Недочитанная книга – не пройденный до конца путь» (китайская)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок для 5-6 классов iconУрок по теме «Спорт» для 6-х классов. Задачи мероприятия
Внеклассное мероприятие по английскому языку как завершающий урок по теме «Спорт» для 6-х классов
Урок для 5-6 классов iconУрок по медиабезопасности для учащихся 1-11 классов Сентябрь 2013
Беседа «Общие рекомендации по обеспечению безопасной работы в Интернете» для обучающихся 1-11 классов
Урок для 5-6 классов iconУрок с 55ч до 10. 40ч. 3 урок с 11. 00ч до 11. 45ч. 4 урок с 12....
Дополнительные каникулы для обучающихся первых классов: с 18 февраля по 25 февраля – 8 дней
Урок для 5-6 классов iconУрок «моя профессия» Конспект дистанционных занятий по профессиональному...
Данный урок поможет вам найти ответы на эти и другие важные для вас вопросы
Урок для 5-6 классов iconГодовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта»
На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся...
Урок для 5-6 классов iconКвн по математике для 9-11 классов
В конкурсе участвуют команды 9, 10 и 11 классов в составе 6-7 человек. Заранее следует приготовить стенд с расписанием уроков и местом,...
Урок для 5-6 классов iconУрок кл час, посвящённый Астраханскому краю Урок кл час «Здоровые дети в здоровой семье»
Организация различных форм обучения. Комплектование классов, профильных групп 7-х классов, групп гпд, спецмедгрупп
Урок для 5-6 классов iconУчебник для 10-11 классов. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т....
Согласно Федеральному Базисному Учебному Плану (2004 г.) на изучение информатики и икт на базовом уровне в 11 классе отводится 70...
Урок для 5-6 классов iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической...
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской...
Урок для 5-6 классов iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической...
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010г и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений...
Урок для 5-6 классов iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической...
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской...
Урок для 5-6 классов iconВикторина по английскому языку для учащихся начальных классов ‘Are you good at English?’
Сегодня у нас необычный урок это урок викторина. И называется он «Хорошо ли ты в английском?» Наш урок будет состоять из пяти маленьких...
Урок для 5-6 классов iconУрок для учащихся 7 классов, рассчитан на 45 минут, сопровождается...
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок для 5-6 классов iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Дуб и все вокруг него
Открытый урок по окружающему миру по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 классов
Урок для 5-6 классов iconУрок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому предлагаю вам
«Симметрия». В апреле месяце я планирую провести урок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому...
Урок для 5-6 классов iconЛитвинов Евгений Игоревич Форма инновационного продукта учебно-методический...
Воспитательная и образовательная деятельность в школе в среде начальных, средних и старших классов, а также в среде родителей для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск