Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс





НазваниеРабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс
страница1/5
Дата публикации28.07.2014
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА№ 1188

ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

методическим

объединением учителей

художественно-эстетического цикла Заместитель директора школы Директор школы

___________ /__________/ _________ /Полозова Т.И./ ___________ /Тишина О.Ю./

Протокол № _______

от “___” ___________ 20__ г.

 

Рабочая программа

по предмету “Мировая художественная культура”

5 класс

на 2013 – 2014 учебный год

 

Составитель:

Романков В. О.

учитель изобразительного искусства и МХК.

высшей квалификационной категории





Пояснительная записка
Особенностью преподавания курса МХК в школе является установление интеграционных связей с предметами изобразительного искусства и музыкой. Примером может служить работа в 5 классе, когда совместные задания по композиции и МХК позволяют выполнить композиции на тему сюжетов древнегреческих и славянских мифов. Практикой школы подразумевается и проведение занятий и уроков, совмещенных с композицией. Так же спецификой школы определяется преемственность в использовании программ по Мировой художественной культуре в 5, 8-9 классах используется программа Г.И. Даниловой, а в 10-11 классах программа Л.А. Рапацкой. Такой выбор обусловлен мотивацией учеников старшей школы, заложенными в программе Рапацкой возможностями интеграции с предметами изобразительного искусства. Важной частью преподавания МХК в ГБОУ СОШ № 1188 является вовлечение всех учащихся в создание проектных работ в 10 классе и использование учениками навыков интеграционных связей МХК с предметами в школе. Практические навыки работы по рисунку и живописи удачно и успешно сочетаются с теоретическими знаниями, подученными на предмете МХК. Использование двух утвержденных программ Рапацкой Л.А. в старшей школе и Даниловой Г.И. в средней школе, обусловлено так же требованиями обучающихся к материалам и содержанию учебников и заданий в старшей школе, поскольку многие выпускники школы сдают собеседование или экзамен, включающий в себя вопросы, содержание которых раскрывается в курсе МХК.
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, примерной программы по для основного общего образования с учётом авторской программы Г.И. Даниловой Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5-11 кл. (6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011. -190, [2] с.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс: /Учебник для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова,– М.: Дрофа, 2012г. Учебник для общеобразовательных учреждений / Т. С. Шмагина , Княжицкий,- М. 2010 Мировая Художественная культура 5 класс.
Рабочая программа по искусствознанию для 5-х классов рассчитана на 35 часов в год, из расчёта 1 часа в неделю.
С целью реализации практических задач курса «Искусствознание» в 5 классе специально выделены часы на уроки контроля за учебными достижениями учащихся в форме тестов в количестве 4 часов.
Другими формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются; анализ и оценка учебных, творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения искусства на данной ступени образования, изложенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по искусству.
Образовательные цели и задачи курса:
-изучение шедевров мирового искусства, созданных в разные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
-формирование и развитие представлений о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
-осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
-осознание единства, многообразие и национальной самобытности культур различных народов мира;
-освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
-знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
-интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
-помощь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
-способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
-подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному активному диалогу с произведением искусства;
-создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Обучение искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Актуальность программы в том, что она направлена на формирование духовной культуры учащихся, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.
Новизна данной рабочей в том, что в условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Поэтому при планировании уроков искусства в 5 классах важно учитывать не только требования к содержанию, но и к результатом образования и воспитания учащихся средствами мировой художественной культуры. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные:
-формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
-развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
-накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;
-формирование творческого отношения к проблемам;
-развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
-гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
-подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные:
-формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
-выявление причинно-следственных связей;
-поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
-развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
-формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
-применение методов познания через художественный образ;
-использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
-определение целей и задач учебной деятельности;
-выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
-самостоятельная оценка достигнутых результатов.
По предмету:
-наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
-восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
-осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
-усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
-усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
-различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественно формы от цели творческого замысла;
-классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;
-осознание ценности и места отечественного искусства; появление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
-уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
-формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи.
-развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;
-умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
-реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.

Основные дидактические принципы
Рабочая программа предусматривает изучение искусствознания на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают преемственность каждого этапа. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно-эстетическом аспекте, то в 9 и 10 классе античность осознается как культурно-историческая эпоха, колыбель цивилизации.
Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс искусствознания закономерно и логично встраивается в общую систему предметов гуманитарно-эстетического цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, история, обществознание.

Интегративные подходы в изучении курса позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарии, понятийный аппарат, общие закономерности.
Школьники учатся сопоставлять, сравнивать разнообразные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, у них развивается альтернативное и вариативное мышление. В программе намечены пути объединение гуманитарных предметов посредством сквозных идей (социальных, философских, религиозных) или опирающихся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно через использование межпредметных и внутрепредметных связей, создание интегрированных курсов и развитие проектно – исследовательской, творческой деятельности ученика.
Принцип вариативности. Реализация этого принципа в процессе изучения курса предполагает возможность педагога выбирать различные методические подходы с учётом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. На протяжении всего учебного времени необходимо развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересными и вкусами. Эта особенность построения курса продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет, в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов.
Главные приоритеты изучения искусства в 5 классе сосредоточены на решении задач наблюдения (воспитания) учащимся произведений мировой художественной культуры, раскрытие закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.
В курсе античной, славянской мифологии основной акцент делается на образной и сюжетно-событийной стороне изучаемых произведений, представлении системы общечеловеческих ценностей и моральных норм. выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальности и нравственности значимость и в наше время. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры.
Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельности.
В учебном процессе формирование указанных деятельностей происходит при изучении любой темы, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.
Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогают исследовать несложные реальные связи. Создавать собственных произведения, идеальных и реальных моделей объектов, реализация оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедийных технологий с умением импровизировать.
Информационно-коммуникативные дает возможность извлечь необходимую информацию их разных источников, умело развернуть и обосновать суждения, определения, приводить доказательства.
Рефлексивная деятельность дает понятие ценности образования как средства развития культуры личности. Помогает объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других при определении собственной позиции и самооценке, уметь соотносить свои усилия с полученными результатами своей деятельности.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы: - метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания искусства;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- стилевой подход;
- системный подход.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету МХК 5 класс
Требования к знаниям
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
• знать/понимать:
мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;
причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

Требования к умениям
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
• уметь:
сравнивать мифологические сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

Требования компетенции
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;

самостоятельного художественного творчества.

Формы контроля знаний обучающихся

В педагогической практике преподавания искусствознания существуют различные формы контроля знаний обучающихся:
высказывания учеников на семинаре, «круглом столе», диспуте;
письменные размышления по проблеме литературного, живописного, музыкального произведения;
составление сравнительных таблиц;
собственное литературное, музыкальное, художественное творчество;
театрализованное представление эпохи;
выпуск художественного альманаха.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»...
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»...
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные...
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»...
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные...
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconРабочая программа По предмету «Мировая художественная культура» в 10-11 классах
Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 и ориентирована на учебник «Мировая художественная культура» 10-11 классы (базовый...
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 10 класс
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconРабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От XVII века до современности». 11 класс, автор Г. И. Данилова
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconРабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века». 10 класс, автор Г. И. Данилова
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconПрограмма по предмету «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой (Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5 – 11 кл. / сост. Г. И. Данилова. – 6-е...
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для...
Г. И. Даниловой Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5-11 кл. (6-е изд., перераб. – М.: Дрофа,...
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconРабочая программа учитывает требования федерального государственного...
Рабочая программа составлена на основе программы курса: Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 5-9, 10-11 класс. М.: Гуманитарный...
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 8-9 классов
Рабочая учебная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по...
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для...
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 8 класса составлена на основе авторской программы Г. И. Даниловой...
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для...
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 9 класса составлена на основе авторской программы Г. И. Даниловой...
Рабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск