ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА№ 1188
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
методическим
объединением учителей
художественно-эстетического цикла Заместитель директора школы Директор школы
___________ /__________/ _________ /Полозова Т.И./ ___________ /Тишина О.Ю./
Протокол № _______
от “___” ___________ 20__ г.
Рабочая программа
по предмету “Мировая художественная культура”
5 класс
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Романков В. О.
учитель изобразительного искусства и МХК.
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка Особенностью преподавания курса МХК в школе является установление интеграционных связей с предметами изобразительного искусства и музыкой. Примером может служить работа в 5 классе, когда совместные задания по композиции и МХК позволяют выполнить композиции на тему сюжетов древнегреческих и славянских мифов. Практикой школы подразумевается и проведение занятий и уроков, совмещенных с композицией. Так же спецификой школы определяется преемственность в использовании программ по Мировой художественной культуре в 5, 8-9 классах используется программа Г.И. Даниловой, а в 10-11 классах программа Л.А. Рапацкой. Такой выбор обусловлен мотивацией учеников старшей школы, заложенными в программе Рапацкой возможностями интеграции с предметами изобразительного искусства. Важной частью преподавания МХК в ГБОУ СОШ № 1188 является вовлечение всех учащихся в создание проектных работ в 10 классе и использование учениками навыков интеграционных связей МХК с предметами в школе. Практические навыки работы по рисунку и живописи удачно и успешно сочетаются с теоретическими знаниями, подученными на предмете МХК. Использование двух утвержденных программ Рапацкой Л.А. в старшей школе и Даниловой Г.И. в средней школе, обусловлено так же требованиями обучающихся к материалам и содержанию учебников и заданий в старшей школе, поскольку многие выпускники школы сдают собеседование или экзамен, включающий в себя вопросы, содержание которых раскрывается в курсе МХК. Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, примерной программы по для основного общего образования с учётом авторской программы Г.И. Даниловой Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5-11 кл. (6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011. -190, [2] с.). Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: - Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс: /Учебник для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова,– М.: Дрофа, 2012г. Учебник для общеобразовательных учреждений / Т. С. Шмагина , Княжицкий,- М. 2010 Мировая Художественная культура 5 класс. Рабочая программа по искусствознанию для 5-х классов рассчитана на 35 часов в год, из расчёта 1 часа в неделю. С целью реализации практических задач курса «Искусствознание» в 5 классе специально выделены часы на уроки контроля за учебными достижениями учащихся в форме тестов в количестве 4 часов. Другими формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются; анализ и оценка учебных, творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения искусства на данной ступени образования, изложенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по искусству. Образовательные цели и задачи курса: -изучение шедевров мирового искусства, созданных в разные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов; -формирование и развитие представлений о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации; -осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; -осознание единства, многообразие и национальной самобытности культур различных народов мира; -освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; -знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах; -интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия. Воспитательные цели и задачи курса: -помощь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры; -способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры; -подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному активному диалогу с произведением искусства; -создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе. Обучение искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков. Актуальность программы в том, что она направлена на формирование духовной культуры учащихся, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Новизна данной рабочей в том, что в условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Поэтому при планировании уроков искусства в 5 классах важно учитывать не только требования к содержанию, но и к результатом образования и воспитания учащихся средствами мировой художественной культуры. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников. В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Личностные: -формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства; -развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство; -накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания; -формирование творческого отношения к проблемам; -развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; -гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности; -подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Метапредметные: -формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством; -выявление причинно-следственных связей; -поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства; -развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения; -формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений; -применение методов познания через художественный образ; -использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации; -определение целей и задач учебной деятельности; -выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике; -самостоятельная оценка достигнутых результатов. По предмету: -наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства; -восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства; -осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества; -усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства; -усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства; -различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественно формы от цели творческого замысла; -классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников; -осознание ценности и места отечественного искусства; появление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа; -уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала; -формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи. -развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора; -умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства; -реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве. Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии. - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности; - построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Основные дидактические принципы Рабочая программа предусматривает изучение искусствознания на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания. Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают преемственность каждого этапа. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно-эстетическом аспекте, то в 9 и 10 классе античность осознается как культурно-историческая эпоха, колыбель цивилизации. Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс искусствознания закономерно и логично встраивается в общую систему предметов гуманитарно-эстетического цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, история, обществознание.
Интегративные подходы в изучении курса позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарии, понятийный аппарат, общие закономерности. Школьники учатся сопоставлять, сравнивать разнообразные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, у них развивается альтернативное и вариативное мышление. В программе намечены пути объединение гуманитарных предметов посредством сквозных идей (социальных, философских, религиозных) или опирающихся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно через использование межпредметных и внутрепредметных связей, создание интегрированных курсов и развитие проектно – исследовательской, творческой деятельности ученика. Принцип вариативности. Реализация этого принципа в процессе изучения курса предполагает возможность педагога выбирать различные методические подходы с учётом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. На протяжении всего учебного времени необходимо развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересными и вкусами. Эта особенность построения курса продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет, в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов. Главные приоритеты изучения искусства в 5 классе сосредоточены на решении задач наблюдения (воспитания) учащимся произведений мировой художественной культуры, раскрытие закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления. В курсе античной, славянской мифологии основной акцент делается на образной и сюжетно-событийной стороне изучаемых произведений, представлении системы общечеловеческих ценностей и моральных норм. выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальности и нравственности значимость и в наше время. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры. Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельности. В учебном процессе формирование указанных деятельностей происходит при изучении любой темы, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогают исследовать несложные реальные связи. Создавать собственных произведения, идеальных и реальных моделей объектов, реализация оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедийных технологий с умением импровизировать. Информационно-коммуникативные дает возможность извлечь необходимую информацию их разных источников, умело развернуть и обосновать суждения, определения, приводить доказательства. Рефлексивная деятельность дает понятие ценности образования как средства развития культуры личности. Помогает объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других при определении собственной позиции и самооценке, уметь соотносить свои усилия с полученными результатами своей деятельности. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы: - метод междисциплинарных взаимодействий; - метод проблемного обучения; - метод художественного, нравственно-эстетического познания искусства; - метод эмоциональной драматургии; - метод художественного контекста; - метод создания «композиций»; - стилевой подход; - системный подход. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по предмету МХК 5 класс Требования к знаниям В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен • знать/понимать: мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров; причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства; роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
Требования к умениям В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен • уметь: сравнивать мифологические сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой; понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).
Требования компетенции В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
самостоятельного художественного творчества.
Формы контроля знаний обучающихся
В педагогической практике преподавания искусствознания существуют различные формы контроля знаний обучающихся: высказывания учеников на семинаре, «круглом столе», диспуте; письменные размышления по проблеме литературного, живописного, музыкального произведения; составление сравнительных таблиц; собственное литературное, музыкальное, художественное творчество; театрализованное представление эпохи; выпуск художественного альманаха.
|