Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Кузнечихинская средняя общеобразовательная школа
Спасского района Республики Татарстан»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Основам религиозных культур и светской этики
4 класс
Составитель:
Каштанова Алла Сергеевна
2013 г.
Пояснительная записка Назначение рабочей программы Программа учебного предмета « Основы религиозных культур и светской этики»» предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями российских стандартов по основам религиозных культур и светской этике. Программа составлена в соответствии с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, личностных качеств, индивидуальных способностей и задатков. Статус рабочей программы Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»
- Закон РТ «Об образовании»;
- Закон РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»
- Инструктивное письмо МОиН РТ «Об учебных планах в 2013-2014 учебном году» №9127/13 от 09.07.2013г.
- Приказ МОиН РТ от 09.07.2012 года № 4154 / 12 "Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования";
-Приказ № 74 от 01.02.2012 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом Министерством Образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312
- Федеральный Государственный образовательный стандарт 2004 года;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
- Устава и образовательной программы МБОУ «Кузнечихинская СОШ»;
- Учебного плана МБОУ «Кузнечихинская СОШ» на 2013-2014 учебный год (утвержден решением педагогического совета , протокол №1 , от 26.08.2013 г.
Место предмета « Основы религиозных культур и светской этики» в базисном учебном плане. В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 1 час в 4 классе. Всего 34 часа в год.
На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом.
Общая характеристика учебного предмета Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя следующие модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Цель обучения
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметные результаты:
Освоение обучающимися универсальных способов деятельности , применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
• Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• Осознание ценности человеческой жизни.
Учебно-тематический план
-
№
|
Содержание
| Количество часов
| 1
| Введение
| 1
| 2
| Основы светской этики
| 16
| 3
| Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека
| 12
| 4
| Повторение пройденного
| 3
|
| Итого
| 32
| |