Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка





Скачать 194.42 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка
Дата публикации05.08.2014
Размер194.42 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Веселовская средняя общеобразовательная школа № 1

344780 Ростовская область Веселовский район п. Веселый пер. Комсомольский 57

6-12-35, 6-81-84

РАССМОТРЕНО И РЕКОРМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на школьном МО на заседании Методсовета школы директор школы

………….И И Миронюк. ………… Никонова Т.В ………….. Г.Ф. Евдокимова

«…….»……….. 2013г. «…….»……………2013г. «…..»………… 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя черчения

Мартопляс Александра Викторовича

68 часов, 2 часа в неделю

2013 – 2014 учебный год

Рабочая программа
по курсу черчения 9 класс


Пояснительная записка
 

Основные положения. Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей.

Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и

динамических пространственных представлений учащихся. Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды

творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач.

Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа:

понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач.

Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным.

Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний.

Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности, развивает коммуникативную культуру.
Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.
     

Цели и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности, развитие ключевых компетенций.
     

Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
 — формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости

проекций, о способах построения изображений на  чертежах (эскизах), а  также способах построения

прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
— научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;                                                                                                    — развивать статические и  динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по  проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;

- развивать графическую культуру; 
— научить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;
— формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.
   

 

Учащиеся должны знать:
- методы графического отображения геометрической информации о предмете;
- способы построения проекций на проекционных плоскостях;
- способы построения аксонометрических проекций;
- способы выполнения технического рисунка и выявления объема;
- информационные возможности рабочего чертежа (совокупность информации,
  отображаемой на чертеже и необходимой для изготовления изделий);
- изображения на чертежах (виды);
- правила оформления чертежей, простановки размеров;
- последовательность выполнения чертежа детали;
- знать содержание проектной деятельности.


Учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться чертежными инструментами;
- выполнять геометрические построения (деление окружности на равные части,
  сопряжения);
- наблюдать и анализировать форму предметов (с натуры и по графическим
  изображениям);
- читать и выполнять проекционные изображения, развертки и рабочие чертежи
  геометрических тел, моделей деталей;
- отображать форму изделия, выбирая необходимое количество изображений;
- оформлять чертеж в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД;
- осуществлять преобразование простой геометрической формы предмета,
  изменять положение и ориентацию в пространстве, отображать указанные
  преобразования на чертеже;
- осуществлять элементарные операции, применяемые в конструировании, для
  решения графических и практических задач на изменение объектов по заданным
  условиям;
- осуществлять проектную деятельность.
 

Курс черчения 9  класса содержит 34 часов.

Учащиеся должны иметь представления:
- об изделиях; о деталях и их конструктивных элементах;
- о сборочных единицах; о деталировании;
- о взаимодействии составных частей сборочной единицы;
- о видах соединения деталей в изделии;
- о чертежах различного назначения (строительные, машиностроительные);
- о схемах, диаграммах и диаграммах.
Учащиеся должны знать:
- изображения чертежа (сечения и разрезы), различия между ними, обозначения;
- условное изображение и обозначение резьбы;
- виды соединений и их графическое отображение на чертежах;
- условности и упрощения, применяемые при отображении сборочных единиц;
- последовательность чтения и деталирования сборочных чертежей;
- различные виды графической документации;
- информационные возможности чертежей общего вида;
- правила оформления чертежей общего вида;
- особенности строительных чертежей и способы их выполнения.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять чертежи деталей, используя сечения и разрезы;
- отображать форму изделия, выбирая необходимое количество изображений
  (видов, разрезов, сечений);
- анализировать форму изделия и деталей, составляющих сборочную единицу;
- выполнять, читать и деталировать чертежи общего вида;
- читать и выполнять строительные чертежи;
- строить схемы, диаграммы, гистограммы с помощью компьютерных программ;
- оформлять чертежи в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД;
- осуществлять проектную деятельность.
9 класс

Дата



Урока

Название

темы

Цели урока:


Краткое содержание теоретической части урока

оборудование

Практическая работа на уроке

Задание на дом




1.

Введение.

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.


а) Понятие о чертеже как изображении на плоскости формата.

б) Формирование интереса к изучению конструкторской документации.

в) Развитие технического и образного мышления.

Роль чертежа в жизни человека .

Имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи.

Содержание данных в современном чертеже.

Графические изображения.

Плакат.

Набор инструментов для черчения.


Сравнение примеров изображений.

Ознакомление с чертежными инструментами, принадлежностями.

§§ 1-3





2.

Понятие о государственных стандартах.

Форматы, рамки, основная надпись чертежа.

а) Знакомство школьников с правилами оформления чертежей.

б) Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

в) Развитие интереса к предмету.

Организация рабочего места.

Подготовка чертежного инструмента к работе.

Правила оформления чертежей. Размеры форматов.

Инструменты для доски.

Учебные таблицы.

Вычерчивание рамки и основной надписи чертежа (А-4).


§ 4.




3.

Типы линий.

а) Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

б) Развитие интереса к предмету.

Ознакомление с основными чертежными линиями, применяемые в черчении

Таблица

« Типы линий».

Презентация.

Рис.54







4.

Графическая работа №1 «Линии чертежа»

Закрепление навыков выполнения линий.

Повторение теоретического материала

Учебная таблица

Выполнение упражнения

дочертить




5.

Стандартный шрифт.


а) знакомство с правилами написания прописных и печатных букв и цифр чертежного шрифта.

Шрифт, его размер и ширина.

Написание прописных букв и цифр.

Набор инструментов для черчения.


Упражнения в написании букв и цифр чертежного шрифта

(по группам)

§ 5-6.

рис. 33





6.

Нанесение размеров на чертежах


а) знакомство с правилами нанесения размеров, букв и цифр.

б) развитие у школьников стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.

Линейные размеры в машиностроительных чертежах, их толщина и размер. Расстояние между контуром изображения и размерными линиями. Нанесение замерных чисел, знаков и букв.


Учебные таблицы.

Плакаты.


Упражнения в написании знаков для нанесения размеров, стрелок, замерных и выносных линий.

§7 -8





7.

Применение и обозначение масштаба.

Знакомство с видами масштабов.

Масштаб.

таблицы

Выполнение чертежа с использованием различных видов масштаба

П.9




8.

Графическая работа:

« Чертеж плоской детали»


закрепление умений и навыков по построению чертежа и обозначению размеров.

Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков по теме.

Работа по учебнику

Выполнение практической работы

П.10




9.

Графическая работа №2 «Выполнение сложного чертежа с исправлением и нанесением размеров» Рыбка.

а) закрепление умений и навыков по построению чертежа и обозначению размеров.

б)развитие стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.

Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков по теме.

Индивидуальные карточки –задания

Выполнение чертежа плоской детали с нанесением размеров


§ 9-10.




10.

Деление окружности на равные части и построение правильных многоугольников.

а)ознакомить учащихся с основными приемами деления окружности на равные части и с приемами построения правильных многоугольников.

б) развитие навыков графического труда, навыков работы с чертежными инструментами.

Основные приемы деления окружности на равные части.

Приемы построения правильных многоугольников.


Практическая работа.

Построение и деление углов.

Построение и деление окружности на равные части.

Построение правильных многоугольников.

§11





11.

Сопряжение.

Графическая работа №3

«Построение изображения детали с применением сопряжения».


Сформировать понятие о сопряжении

Развитие навыков графического труда.

Навыков работы с чертежными инструментами.


Понятия о сопряжении

Построение изображения детали с применением сопряжения

Практическая работа.

Построение 2-х видов сопряжения

§§ 15-16.

дочертить





12.


Проецирование .

Прямоугольное проецирование.

Проецирование на 3 плоскости.

Сформировать понятие о проецировании и его видах.


Общие сведения о проецировании. Примеры проекций.

Учебные таблицы. «димметрия», «изометрия».


Ознакомление с основными понятиями

Построение предмета на 1,2,3 плоскости

§§ 16 - 20





13.

Расположение видов на чертеже. Местный вид.

Понятие о расположении видов на чертежах;

Формирование навыков построения видов на чертежах

Название проекций, полученных при проецировании на 3 плоскости проекций и их расположение.

Учебные

Таблицы.

Выполнение тренировочных упражнений.







14.

Аксонометрические проекции.


Ввести понятие о аксонометрии и ее видах.

Развитие навыков графического труда, навыков работы с чертежными инструментами.

Расположение осей в аксонометрии. Способ построения аксонометрических проекций плоских фигур.




Получение аксонометрических проекций.







15.

Технический рисунок.

Закрепление умений и навыков в выполнении чертежа детали в изометрической проекции.

Правила

Учебные таблицы.

Работа с учебником.







16.

Графическая работа №4:

« Выполнение чертежа детали в изометрической проекции»

Закрепление умений и навыков в выполнении чертежа детали в изометрической проекции.

Выполнение чертежа детали в изометрической проекции

Учебные таблицы.

Выполнение чертежа детали в изометрической проекции

§§ 21-23





17.

Анализ геометрической формы предмета.

Чертежи геометрических тел.

Графическая работа №5:

« Чертежи групп геометрических тел».


Знакомство с правилами построения проекций геометрических тел.

Воспитание культуры труда.

В основе форм деталей машин и механизмов находятся геометрические тела. Проекции геометрических тел.

Модели геометрических тел.


Анализ группы геометрической формы предмета.

Проецирование геометрических тел.

§§ 21,27,28





18.

Графическая работа №6 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»

Закрепление навыков выполнения проекций.

Повторение изученного материала

Работа с учебником

Практическая работа

дочертить




19.

Порядок чтения чертежей. Эскиз

Закрепление знаний, умений и навыков в чтении чертежей

Изучение объемной формы детали.

Чертеж детали

Ответы на вопросы.

П.33-35




20.

Графическая работа №9

«Выполнение эскиза детали»

Закрепление навыков выполнения проекций.

Повторение изученного материала

Работа с учебником

Практическая работа







21.


Сечения .


Понятие о сечении как изображении, назначение сечений, их классификация.

Закрепление умений и навыков построения и обозначения сечений.

Проверка качества усвоения материала по теме.

Развитие у учащихся

Сечения наложенные и вынесенные, обозначение их на чертежах, штриховка материалов в сечениях, алгоритм построения сечений.

Отработка практических навыков по теме:

«Сечения»

Учебная таблица

Индивидуальные карточки – задания для опроса у доски, для самостоятельной практической работы.

Построение наложенных сечений и использование программируемых карт (работа выполняется на кальке).

Решение задач на построение сечений (в рабочих тетрадях)

Построение сечений (работа выполняется по индивидуальным карточкам)

§§ 36,37.

Гр.раб.

Стр.160.

Рис.166(а)

перечертить+3сеч.





22.

Графическая работа №12:

« Эскиз детали с выполнением необходимого сечения»

Закрепление навыков выполнения сечения.

Формирование навыков самостоятельной работы


Повторение теоретических положений темы «Сечения»

Учебная таблица «Сечения»

Набор моделей технических деталей.

План выполнения работы.

Выполнение (на клетчатой бумаге формата А4) эскиза детали с применением необходимого сечения.

§§ 36,37.






22

Сечения и разрезы, сходство и различия между ними

Знакомство учащихся с правилами соединения части вида с частью разреза, особенностями обозначения разрезов и условностями, принятыми в таких случаях Формирование навыков самостоятельной работы

Повторение теоретических положений по теме «Сечения».

Сходство и различия между сечением и разрезом.

Учебные таблицы по теме урока.

Индивидуальные задания для

практической работы.

Повторение теоретических положений по теме «Сечения».

Сходство и различия между сечением и разрезом.

Тренировочные упражнения.

§38.

Зад. 8 стр. 179.рис 184(а)

(А4)




23.

Разрезы.

Простые разрезы, фронтальные, горизонтальные и профильные.

Понятие о разрезах, знакомство с классификацией разрезов.

Знакомство с правилами обозначения простых разрезов, формирования понятия о местном разрезе.

Знакомство с правилами выполнения особых случаев разреза.

Воспитание аккуратности и четкости при выполнении разреза.

Общие сведения о разрезах.


Учебные таблицы с чертежами –заданиями.

Динамическая модель .

Таблица «Обозначение разрезов».

Решение задач на построение чертежа детали симметричной формы, содержащий разрез, упражнения на построение разрезов и обозначения их.

Решение задач на построение особых случаев разрезов.

§38.

Зад. 8 стр. 179.рис 184(б)

(А4)




23.

Соединение вида и разреза.

Местные разрезы.

Формирования понятия о местном разрезе.

Знакомство учащихся с правилами соединения части вида с частью разреза. Формирование навыков самостоятельной работы


Повторение теоретических положений по теме «Разрезы».

Соединение части вида с частью разреза.

Учебные таблицы по теме урока.»Местный разрез»

Тренировочные упражнения на построение местного разреза, на совмещение части вида с частью разреза, половины вида с половиной разреза.

§§ 39,40.

Зад. 2 стр 189

Рис.195

(А4)




24.

Графическая работа №13

«Чертеж детали с применением разреза»

Закрепление навыков выполнения разрезов.

Закрепление теоретических вопросов.

План выполнения задания.

Построение чертежа с применением разреза.







25.

Разрезы в изометрической проекции.

Особые случаи выполнения разрезов.










§41





26

Сборочные чертежи.

Знакомство с правилами выполнения сборочных чертежей.
















27.

Общие сведения об изделии. ознакомление с чертежами разъемных и неразъемных соединений.

Условное изображение резьбы на стержне, в отверстии и соединении.

Обозначение метрической резьбы.

Чтение чертежей резьбовых соединений.

Понятие о резьбовых соединениях.

Формирование интереса к учению.


Общие сведения о соединении деталей.

Изображение и обозначение резьбы.

Учебная таблица.

Индивидуальные карточки – задания для опроса.

Виды соединений деталей.

Стандарты . Изображение резьбы и обозначение различных видов резьб.

Шпильки,болты

§§42-44.

Зад.5 стр.201

Рис.209

(а,б)




28

Выполнение чертежей резьбовых соединений.

Штриховка смежных деталей, изображаемых в разрезе.

Закрепление навыков в выполнении чертежей резьбовых соединений

Формирование навыков самостоятельной работы.

Закрепление теоретических навыков.

Учебная таблица.

План выполнения работы.

Построение чертежа с выполнением резьбовых соединений.

§§45,46.

Гр.раб.

Стр.219

Рис.226(а)





28

Графическая работа:

«Выполнение чертежа, внося исправления и нанося условные обозначения и резьбу.

Закрепление навыков в выполнении чертежей резьбовых соединений

Формирование навыков самостоятельной работы.

Закрепление теоретических навыков.

Учебная таблица.

План выполнения работы.

Построение чертежа с выполнением резьбовых соединений.


§§45,46.

Гр.раб.

Стр.219




29

Чтение сборочных чертежей. С выполнением технических рисунков.

Основные правила расположения видов на сборочных чертежа

Правила чтения сборочных чертежей и условности упрощений.

Формирование интереса к учению.


Повторение теоретических положений.

Последовательность чтения сборочных чертежей. условности упрощения, применяемые при выполнении сборочных чертежей

Учебная таблица.

План выполнения работы.

Индивидуальные карточки для опроса

Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Спецификация. Разрезы.

Размеры.

Порядок чтения сборочных чертежей , а также условности и упрощения применяемые при их выполнении.

§53

Зад. 5. стр.245 в тетради.

План стр.135=136.




29

Деталирование.


Понятие о деталировании сборочного чертежа.

Воспитание к стремлению добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

Развитие логического мышления.

Изделия, состоящие из нескольких деталей, собирают по сборочным чертежам. Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделий, состоящих из нескольких деталей, называют деталированием.

Учебная таблица.

План выполнения работы.

Индивидуальные карточки для опроса

Порядок выполнения деталирования деталей.

Карточки-задания.

§54

Гр. раб.

Стр.258

Деталь поз.2

Рис.237

(А4)




30.

Графическая работа:

«разработать конструкцию детали входящей в состав сборочной единицы по заданному условию.

Закрепление навыков полученных при изучении курса черчения




Учебная таблица.

Контрольная работа по чертежу сборочной единицы.

Индивидуальные карточки

§§54,55.

Гр.раб.

Стр.263.

Рис 265

(А4)




31

Основные особенности выполнения строительных чертежей.



















32

Условные обозначения на строительных чертежах.



















32

Чтение строительных чертежей.



















33

Г.Р «Чтение строительных чертежей»

Закрепление навыков полученных при изучении строительных чертежей
















34

Итоговый урок
















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по курсу «Россия и мир» 10 класс Пояснительная записка
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история....
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история. Конец XV-XVIII в в.» 7 класс
Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Статус рабочей программы
Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год
Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса по немецкому языку для 2 класса...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «нижнеозернинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по курсу ≪Искусство. 6 класс≫ включает
Использование данной программы позволяет реализовать требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconКравченко А. И. Обществознание. 10 класс
Пояснительная записка по курсу "Обществознание" на 2014-2015 учебный год 10 класс
Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconОбразовательная программа по курсу «Умники и умницы» (внеурочная...
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство»
Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34...
Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа учителя по курсу литературного чтения для учащихся 2-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные...
Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсу «Технология»
Рабочая программа учителя по курсу технология для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели)...
Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса по обучению грамоте ( чтение и письмо)...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconБалагтдиновой Алсу Ниязовны (первая квалификационная категория) по...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр
Рабочая программа по курсу черчения 9 класс Пояснительная записка iconРабочая программа По предмету (курсу ) история России
Пояснительная записка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск