Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНА
на методическом объединении учителей:
______________________________________________________
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
На заседании приказом директора
педагогического совета МБОУ Камышевская СОШ
МБОУ Камышевская СОШ _____________ Л.А. Ильченко
Протокол от 28.08.2013г. от 2 09..2013г. № 207
№ 1
Протокол заседания от« 27.08 2013
№ __1_
Рабочая программа
учебного курса по обучению грамоте ( чтение и письмо)
на 2013 – 2014 учебный год
1 класс
Учитель: Апрышкина И.Н.
Раздел1. Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа по курсу «Обучение грамоте» разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.2 пп.6,7 Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования.
Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Камышевская СОШ».
Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения).
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013.
Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2012.
Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2011.
Соловейчик М. С. и др. Учусь быть читателем: Книга для чтения в период обучения грамоте. – 2012.
Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2012.
Данная программа составлена для реализации курса обучения грамоте в начальной школе. Период обучения грамоте является первой ступенью введения ребёнка в предметную область «Филология». На этом этапе делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной, изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т. д. В этот период, наряду с освоением техники чтения и каллиграфии, начинают формироваться и более общие предметные умения – читательские, языковые, речевые.
Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего программе и реализованного в букваре и прописях авторов М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко и др., является его глубокая внутренняя связь с систематическим курсом русского языка. Так, именно на основе букваря и прописей с позиций фонемного принципа русской орфографии и, соответственно, серьёзного внимания к освоению фонетики начинается последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости. Курс обучения грамоте также создаёт предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики, позволяет расширить языковой и речевой опыт ребёнка, чем обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка.
Раздел2.
Структура курса
Период обучения грамоте делится на три периода: подготовительный, основной, завершающий. На подготовительный период (будем называть его добуквенным) в букваре отведены с. 3–58, работа над которыми занимает 23 урока. Материал этих уроков объединен в четыре тематических блока.
1-я четверть
Тематика уроков
| Страницы
букваря
| Кол-во
уроков
| Знакомство с учителем, одноклассниками и первым учебником
| обложка,
с. 3–5
| 1
| Назначение речи, её разновидности; правила речевого поведения
| с. 8–19
| 5
| Понятия предложение, слово, слог
| с. 22–27
| 3
| Звуки речи; звуковой анализ
| с. 28–58
| 14
|
На этом этапе планируется проведение 5 уроков по букварю и 4 урока по прописям, вынося и на первые из них схематическую запись предложений (квазиписьмо), слоговой и звуковой анализ слов. Работа, проводимая в этот период на основе букваря, готовит детей к изучению русского языка, что даёт основание считать отводимыми на предмет «Русский язык» (традиционно именуемый на этом этапе «Письмо») 5 часов в неделю, а на подготовку к обучению чтению – 4 часа.
Основной период обучения грамоте, как ясно из названия этой части букваря («Узнаём буквы и учимся читать»), предполагает знакомство с буквами и их работой, становление первоначального умения читать. Он охватывает значительную часть первой четверти, вторую и почти все уроки третьей до февральских каникул.
Несколько последних уроков перед каникулами составляют завершающий период обучения грамоте.
В основной период на уроки чтения и письма отводится одинаковое количество часов – по 4 в неделю. Ещё один час, девятый, условно назван резервным. Поскольку на таком уроке в том или ином объёме всегда присутствует подготовка к изучению русского языка и обучение письму, в классном журнале урок фиксируется как час, отводимый на освоение русского языка (письма). Этот урок будет комбинированным, соединяя работу над чтением и письмом.
Для обучения грамоте используется букварь, который характеризуется своеобразной последовательностью предъявления букв, отличной как от традиционно принятой (линейно, по одной букве), так и от получившей распространение в ряде букварей (преимущественно парами). В букваре «Мой первый учебник» два названных способа сочетаются. Процесс знакомства с буквами можно представить как 10 этапов; они охватывают 67 планируемых уроков на основе букваря и 17 еженедельно проводимых резервных. (Резервные уроки включены в число уроков письма)
Знакомство с буквами в основной период обучения грамоте
Тематика уроков
| Страницы
букваря
| Кол-во
уроков
| 1-я четверть
Первые буквы гласных звуков:
А а–О о, И и–ы, У у–Э э1
Буквы непарных звонких (сонорных) согласных: Л л–М м, Н н, Р р 2 четверть
Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков:
С с, К к, Т т, В в2, П п, Ш ш
| Часть 1
с. 59–67 с. 70–81
с. 84–103
| 32
4 5
31 9
|
Буквы, обозначающие мягкость согласных:
и, я, е, ё, ю; ь
Буква й и обобщение: непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки и их буквы
Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков:
З з–С с, Б б–П п, Г г–К к, Д д–Т
т, В в–Ф ф, Ж ж–Ш ш 3четверть Продолжение темы
| Часть 2
с. 3–23
26–29
с. 30–33 с. 34–45
с. 48–53
с.54-69
|
11 2 9
29
7
| 3-я четверть
Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Х х, Ц ц, Ч ч, Щ щ
Новая «работа» знакомых букв: Е е, Ё ё, Ю ю, Я я
Разделительные знаки – ь и ъ
Обобщение, повторение
|
с. 70–73
76–91
с. 94–105 с. 108–113
с. 114–115
|
10 6 3
1
|
Для завершающего периода обучения грамоте предназначены с. 116–127 букваря. На них отводится 2 обязательных урока и оставшиеся резервные.
Тема первого урока – «Алфавит». Второй урок и примыкающие к нему резервные объединены общей мыслью: «Как хорошо уметь читать!»
На предпоследнем из указанных уроков (с. 26–27) вводится понятие «опасное при письме место» применительно к безударным гласным звукам и их буквам.
Перед изучением двух последних пар букв (с. 48–49) понятие «опасное место» распространяется на парные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы в положении на конце слова. На завершающих уроках блока первоклассники знакомятся с правилом написания ударных сочетаний жи–ши.
Перед знакомством с новыми буквами сведения об «опасных местах» для парных по глухости-звонкости согласных распространяются на положение парных перед другими парными, а на последних уроках учащиеся осваивают правописание ударных сочетаний ча–ща, чу–щу.
.
График текущего контроля
четверть
| неделя
| Техника чтения.
| 2четверть
| 8
| 24.12
|
|
|
| |