Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе
Учителя начальных классов
МКОУ Червлёновской СОШ
Тулуповой Н.П. Тема урока. Согласные звуки [д], [д`], буквы Д,д.
Цель урока: познакомить учащихся с новыми согласными звуками [д], [д'] и
буквой обозначающей.
Задачи:
- овладение умением давать характеристику звукам;
- формирование навыка осознанного чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами;
-способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
- развивать фонематический слух, творческое воображение;
- развивать произвольное внимание; память;
- воспитание прилежания, любознательности в процессе учения;
-способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, Букварь Л.А. Ефросининой, касса букв, разноцветные смайлики и карточки для парной работы, разноцветные снежинки с буквами.
№
| Этапы работы
| Содержание работы
| 1.
2.
3.
4.
5.
| Организационный момент.
Цель, которую хочет достичь учитель: подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне, формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности Методы: словесный, наглядный, метод стимулирования и мотивации
Опрос учащихся по ранее изученному материалу.
Цель, которую хочет достичь учитель: опираясь на ранее изученный материал, подготовить учащихся к усвоению нового.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять значимость предыдущих уроков для изучения нового материала.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый,
метод стимулирования и мотивации.
Изучение нового учебного материала.
Цель, которую хочет достичь учитель: познакомить учащихся с новыми согласными звуками[д],[д'] и буквой их обозначающей; научить давать характеристику новым звукам и отличать звуки и букву от ранее изученных; зафиксировать новые знания в речи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы; уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый,
метод стимулирования и мотивации.
Закрепление учебного материала.
Цель, которую хочет достичь учитель: организовать усвоение учащимися новых знаний с учётом индивидуальных особенностей, на основе выполнения дифференцированной работы по уровню подготовки детей к чтению.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый,
метод стимулирования и мотивации
Итог урока. Рефлексия.
Цель, которую хочет достичь учитель:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: давать устную оценку своей учебной деятельности и всего класса.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения нового материала:
-определение на слух местоположение звуков [д], [д,] в словах;
-самостоятельный подбор слов со звуками [д] [д,];
-разграничение звука и буквы;
-умение выделять из ряда ранее изученных букв графическое изображение буквы Д.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический, метод стимулирования и мотивации.
| На интерактивной доске появляются снежинки.
Снег порхает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок.
Начинаем наш урок.
-Посмотрите, всё ли необходимое для урока есть на парте.
-Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.
–А отправимся мы сегодня за новыми знаниями. Познакомимся
с новыми звуками и буквой, а какими узнаете позже.
– Чтобы всё успеть на уроке, давайте себя настроим на урок.
На интерактивной доске показаны определённые символы, а дети заканчивают предложения.
- На уроке наши глаза…(внимательно смотрят).
- Наши уши…(внимательно слушают).
- Наши руки…(не мешают, а помогают).
- Наша голова…(хорошо думает).
Снежинки с буквами на классной доске.
-Посмотрите, сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила. Снежинки непростые. Назовите буквы, которые в них спрятались. На какие две группы их можно разделить?
-Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю?
Дети поочереди выходят к доске.
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).
А какую букву мы изучили на прошлом уроке? Что вы о ней теперь знаете?
Подведём итог. Что мы повторили? Для чего это нам необходимо?
А каких букв мы изучили на данный момент больше гласных или согласных? Сегодня вы узнаете ещё одну букву и в конце урока определите семью гласных или согласных она пополнит.
-Ребята, а что вы заметили на доске? (две снежинки без букв)
Давайте их перевернём. Что увидели? (Загадки)
Отгадки помогут нам узнать тему урока.
Читают загадки, хорошо читающие ученики.
1.Все деревья с интересом Изучает доктор леса. Если дерево ест жук, Доктор сразу: ТУК –ТУК- ТУК! (дятел)
2. Очень много окон в нём. Мы живём в нём. Это …(дом)
Картинки слов отгадок появляются на интерактивной доске. - Произнесите первые звуки слов-отгадок и сформулируйте тему сегодняшнего урока. / Слово дятел начинается со звука [д,], а слово дом со звука [д]. Значит, тема урока «Звуки [д] [д,] и буква их обозначающая». - Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока, продолжив предложения. Карточки прикрепляются на доске. На уроке мы должны познакомиться………… Научиться отличать………. Учиться читать……….
- По ходу достижения наших целей, на доске будут появляться . - В русском языке много слов со звуками [д] [д,] А где место этих звуков в словах отгадках?
Отгадайте загадки и определите местоположение новых звуков:
Два брюшка, четыре ушка. Что это…(подушка)
Летом одевается, а зимой раздевается. (дерево)
В реках Африки живёт злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл – всех проглотит…(крокодил)
- Молодцы!
- Сейчас мы исследуем эти звуки. Сегодня исследователями будут ….. Их задача проанализировать слова и ответить на три вопроса: звуки [д] [д,] гласные или согласные, звонкие или глухие, какие бывают в словах твёрдые или мягкие?
4 учащихся у доски.
Один ученик доказывает гласные или согласные звуки.
Второй определяет звонкие или глухие.
Третий составляет звуковую схему слова дятел, а четвёртый звуковую схему слова дом.
Вывод: Звуки [д] [д,] согласные, потому что язычок создает преграду воздуху, они звонкие, потому что произносятся с голосом и шумом, в словах бывают твердыми и мягкими. - Кто повторит вывод наших исследователей?
Физминутка - игра на развитие фонематического восприятия.
-Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали!
- Хлопните в ладоши, если услышите звук [д].
- Присядьте, если услышите звук [д,]:
В звуках:[ а, о, м, д, в, п, д ̉, у, ж, д, ш, з´̉̉, д.]
В слогах: ка, ды, то, да, ты, мы, дя, ки, до, ха, ра, ду.
В словах: дом, парта, Дима, помидор, окно, день, друг, кружка, солдат, стол, деревня.
-Молодцы!
- А сейчас мы поиграем в игру «Кто самый внимательный»
- услышьте слова со звуками [д] [д,] и постарайтесь их запомнить и после назвать:
Ду-ду-ду- давненько встарь
В дудочку дудел дударь…
-Д,д,д –долбим мы звонко:
- Дождик, дом, дупло, дубленка.
Вверх, в десну язык ударит,
Голос звонкий звук украсит:
Доктор, дыня, дача, дно,
Душ, дорога, домино.
-Что новое для себя узнали из стихотворения? /Кого называли дударь/
- Назовите вы предметы, в названии которых встречается звуки [д] [д,]. Дети подбирают слова и определяют местоположение новых звуков и где [д] [д,].
- Вернёмся к задачам нашего урока. Мы познакомились с новыми звуками. Прикрепляем .
С чем теперь мы будем знакомиться? /С буквой, которая обозначает эти звуки/ -Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новые буквы, то хлопните в ладоши, а если нет, то качайте головой.
А,Л,с,Н, у,И,Э,Т,Д,Р,з,д,м.
Новые буквы- Д, д появляются на интерактивной доске. - Кто знает, как правильно называется эта буква? - Для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? – Вы узнаёте новые буквы, запоминаете их, составляете из них слоги, слова. Это всё вам пригодится в жизни. Чтобы лучше запомнить букву Д выполним упражнения.
На что похожа? / На домик/
Тактильное восприятие. а) Буква из верёвочки. б) Сделать из палочек.
в) Напечатать в блокноте.
Напечатать на спине товарища.
На полу правой ногой.
- Послушайте стихи про букву Д (подготовленные учащиеся).
Буква «Д» на дом похожа,
Дачку «Д» напомнит тоже.
Две доски углом сложили,
Снизу доску положили.
На коротких ножках дом.
Звуку «Д» удобно в нем.
Д — с высокой крышей дом.
В этом доме мы живем.
Игра «Найди букву».
Среди картинок, в названии которых есть буква Д /буква с обратной стороны/ на доске.
Подведём итог этапа урока.
Познакомились мы с буквой? Что мы о ней знаем? Прикрепляем .
- А где можно встретиться с этой буквой? / на страницах «Букваря»/
Работа по учебнику «Букварь», стр.95-96. Чем мы будем заниматься на страницах букваря?/Учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой/ Давайте разобьёмся на группы. А помогут нам разноцветные Смайлики. Задания: 3 группа- жёлтые☺ (плохо читающие дети) прочитать слоги по карточке- слоговице ( с помощью учителя), прочитать слова в учебнике на стр. 95 и назвать в словах первый звук; 2 группа- зелёные☺ (средне читающие дети) прочитать слова в учебнике на стр. 95, найти в тексте на стр.96 слова с новой буквой и прочитать их; 1 группа-красные☺ (хорошо читающие дети) прочитать слова в учебнике на стр. 95 и текст на стр. 96.
Проверка качества и осознанности чтения. -Прочитайте слова верхней строчки. Назовите в совах первый звук (ученики 3 группы)
-Прочитайте слова нижней строчки. (ученики 2 группы) - Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос Что? Кто? Что делали? - Прочитайте текст по цепочке. (ученики 1 группы) -Ответьте на вопросы:
-Кто играл в мяч?
-Что делали Лера и Кира?
-Кто скакал на скакалке? Выразительное чтение текста.
Подведём итог этапа урока. Прикрепляем .
Творческое задание. Работа в парах.
Задание на карточке. Соединить название домика с его обитателем.
Лиса берлога
Мышка хатка Бобры логово
Медведь норка Собака конура Проверка работы в парах выборочно и по образцу на интерактивной доске. Дополнительные вопросы: О каких животных шла речь? Кто помогает разным животным обустраивать свое жилище?
- Наш урок подошёл к концу.
-Вернемся к началу урока. Вспомним, какие цели мы поставили для себя.
- Все ли поставленные задачи мы с вами решили, как вы думаете?
- С какими звуками познакомились на уроке?
- Какой буквой обозначаются эти звуки? Давайте прикрепим букву на снежинку. Так чью семью пополнит новая буква? /семью согласных/
– Как вы чувствовали себя на уроке? Продолжите предложения: /на интерактивной доске/ -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… -На следующем уроке мы…
-Ребята, вспомните, о каком явлении природы была загадка вначале урока.
Скоро наступит весёлый праздник «Новый год», давайте украсим нашу ёлочку игрушками - снежинками. Они помогут вам
оценить, вашу работу на уроке.
Если у вас всё получилось, вы всё поняли–прикрепите снежинку зелёного цвета.
Если у вас остались вопросы –жёлтая снежинка.
Если вам было трудно и требуется помощь – синяя снежинка.
Делаем вывод.
-Спасибо, вы отлично поработали на уроке! Поздравляю всех с наступающим Новым годом!
| |