Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа





НазваниеПояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа
страница1/3
Дата публикации14.08.2014
Размер0.54 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (207 ч)

к УМК В. Г. Горецкого, В. Г. Кирюшкина, А, Ф. Шанько, В, Д, Берестова

« Русская азбука»

Пояснительная записка
23 недели * 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов


Обучение грамоте (4 часа в неделю)

Письмо (5 часов в неделю)

92 часа

115 часов

Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте » разработана на основе программы начального общего образования, утвержденной МО РФ (Москва, 2009 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Программа составлена в соответствии с концепцией модернизации российского образования, на основе положений правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к традициям русского народа и других народов страны.

Обучение грамоте:

Количество часов по программе в год -92 ( 23 недели)

Количество часов в неделю по программе - 4

Количество часов в неделю по учебному плану – 4

По календарно- тематическому плану без учета календарных праздников- ….. часа

Письмо:

Количество часов по программе в год -115 ( 23 недели)

Количество часов в неделю по программе - 5

Количество часов в неделю по учебному плану – 5

По календарно- тематическому плану без учета календарных праздников- ….. часа
Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целым словом чтения предложений и связных текстов.

Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.

В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность; обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.

На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом - отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т.п.

В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением, с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.

В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения.

Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других занятиях в процессе общения с детьми.

Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.

На уроках обучения чтению и письму учитель стремится к разнообразию видов деятельности с учетом психофизиологических особенностей первоклассников, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п. Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков чтения и письма.

В период обучения грамоте особое значение приобретают согласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитание у них положительного отношения к учебе.
В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).

В это же время на занятиях внеклассным чтением у учеников формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Ведущий метод обучения - метод чтения-рассматривания детских книг.

Подготовительный период (36 часов)

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами – моделями .

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный (основной) период (143 ч)

1. Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение.

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

2. Обучение письму

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании'.

Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных)) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи –ши, ча - ща, чу - щу).

Знакомство с правилами гигиены письма.


3. Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, ш- ж, п - б, с ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
ПИСЬМО. ЧТЕНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

№п/п

Тема урока по чтению.

Стр.

Тема урока по письму.

Стр.

Цели изучения.

Основные понятия темы.

Сам-ная

работа

учащихся.

Вид контроля

письмо

чтение

Подготовительный период – 4 недели.

1-2

Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.

5

История возникновения письма.

3-4

-формировать у учащихся начальные сведения о понятиях «речь письменная и устная», «звук», «знак»;

-развивать внимание, монологическую речь, фонематический слух;

-познакомить учащихся с учебником «Русская азбука» и историей письма.

Речь устная и письменная

Звук

Знак


П.с.3-4







3-4

Предложение.

6-7

Гигиенические правила письма.

5

-формировать представления детей о знаниях, накопленных человечеством;

-способствовать развитию связной речи детей;

-формировать умение быстро и точно находить слова для обозначения окружающих предметов;

-учит классифицировать слова, обозначающие названия школьных и нешкольных предметов.

Предложение


П.с.5







5-6

Предмет и слово.

8-9

Гигиенические правила письма.

6

-учить различным формам устного ответа (полный ответ и краткий);

-ввести правила «готов к уроку», «урок окончен»;

- учить хоровому ответу и ответу цепочкой;

-учить правильно согласовывать слова в предложении: обучать пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию иллюстрации или о предмете;

-совершенствовать диалогическую речь.

Имена собственные и нарицательные

Слово


П.с.6




7-8

Устная речь. Внеклассное чтение. Колыбельные песни.

10

Рабочая строка.

7

-обучение детей правильному согласованию слов в предложении;

-формирование умений у детей задавать вопросы и отвечать на них;

-знакомство с рабочей строкой;

-воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей.

Рабочая строка

Внеклассное чтение

Колыбельные песни


П.с.7




9







Рабочая строка.




-продолжить знакомить детей с рабочей строкой;

-воспитание аккуратности.










10-11

Письменная речь. Слог, ударение.

11

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу.

8-9

-формировать представления о письменной речи;

-учить делить слова на слоги, дать понятие об ударении;

ударные и безударные слоги;

-письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу;

-развивать логическое мышление, внимание.

Слог

Ударение


П.с. 8-9




12-13

Слово, слог, ударение (закрепление).

12,

14

Письмо наклонных прямых с закруглением вверху.

10

-учить делить слова на слоги, правильной постановке ударения в словах;

-писать наклонные прямые с закруглением вверху;

-развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление.




П.с.10




14-15

Слог, ударение.

13, 20

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу.

11

-закрепить умение делить слова на слоги и ставить ударение;

-письмо наклонных с закруглением внизу;

-развивать устную речь, внимание, фонематический слух;

-воспитывать чувство товарищества.




П.с.11




16-17

Деление слова на слоги. Внеклассное чтение. Потешки.

15

Письмо линий с закруглением вверху и внизу.

12

-развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, мелкую моторику рук;

-учить ставить ударение на нужном слоге;

-воспитывать интерес, любовь к книге, внеклассному чтению;

-продолжить знакомить учащихся со школьными правилами вежливости.

Потешки


П.с.12




18







Письмо изученных элементов букв.




-повторить написание наклонных прямых и прямых с закруглением внизу и вверху;

-развивать мелкую моторику кистей рук;

-воспитывать аккуратность.










19-20

Гласные и согласные звуки.

16-17

Письмо наклонных прямых и прямых с закруглением внизу.

13

-учить различать согласные и гласные звуки, познакомить с артикуляцией при произношении звуков;

-развивать устную речь, внимание, фонематический слух;

-воспитывать интерес к русскому языку.

Гласные и согласные звуки


П.с.13




21-22

Гласные и согласные звуки.

18-19

Письмо удлинённой петли вверху и внизу.




-продолжить формировать представление о гласных и согласных звуках;

-письмо удлинённой петли вверху и внизу;

-развивать внимание, наблюдательность, фонематический слух.










23-24

Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков.

21-23

Письмо «левых» и «правых» полуовалов.




-дать представление об алфавите, буквах как знаков звуков;

-продолжить формирование умения определять количество звуков в слове, их последовательность;

-учить различать звуки гласные и согласные;

-письмо полуовалов;

-воспитание аккуратности письма.

алфавит







25-26

Гласный звук [а]. Буквы «А а». Внеклассное чтение. Скороговорки, считалки, небылицы.

24-27

Строчная и прописная букв «а А».

14-15

-формировать умение выделять звук [а ] из речи;

-познакомить с буквами А, а;

-научить писать сточную и прописную буквы а, А;

-развивать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание;

-воспитывать стремление сознательно соблюдать дисциплину.

Звук [а ]

Буквы А, а

Скороговорки

Считалки

Небылицы


П.с.14-15




27







Письмо изученных букв.




-формировать умение правильно писать изученные буквы;

-воспитывать аккуратность письма.










28-29

Гласный звук [о]. Буквы «О о».

28-31

Строчная и прописная буквы «о О».

16-17

-знакомить с буквами, обозначающими гласный звук [о], учит озвучивать буквы;

-формировать умение выделять ударный слог, делить слово на слоги, из слогов вычленять звуки;

-научить писать строчную и прописную буквы о, О.

Звук [о]

Буквы О, о

П.с.16-17




30-31

Звук [и]. Буквы «И и».

32-35

Строчная и прописная буквы «и И»

18-19

-познакомить с буквами И, и, обозначающими гласный звук [и];

-наблюдать за позиционным изменением согласных звуков: твёрдые - мягкие согласные;

-продолжить учить грамотному слого - звуковому анализу слов;

-научить писать строчную и прописную буквы и, И.

Звук [и]

Буквы И, и

П.с.18-19




32-33

Звук [ы]. Буква «ы».

36 -39

Письменная буква «ы».

20-21

-познакомить с буквой, обозначающей гласный звук[ы];

-учить наблюдать за позиционной сменой согласных звуков: твёрдые – мягкие согласные;

-научить писать письменную букву ы.

Звук [ы]

Буква ы

П.с.20-21




34-35

Звук [у]. Буквы «У у». Внеклассное чтение. Русские народные сказки.

39-43

Строчная и прописная буквы «у У».

22-23

-познакомить с буквами, обозначающими гласный звук [у], продолжать учить озвучивать буквы;

-дать общее представление о назначении больших букв;

-познакомить с «У» как целым словом;

-научить писать строчную и прописную буквы у, У;

-воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Звук [у]

Буквы У, у

Русские народные сказки


П.с.22-23




36







Письмо изученных букв.




-формировать умение писать изученные буквы;

-воспитывать аккуратность в письме.









  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconУтверждено
Количество часов: «Обучение грамоте» (23 учебные недели, 9 ч в неделю, 184 часа в год)
Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconРабочая программа по литературе для 10 12 классов составлена на основе...
Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой И. А. и рассчитана на 0,7 часа в неделю...
Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconРабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы...
Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всего 170 часов; в неделю 5 часов (3 часа в неделю алгебры, итого 102часов; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов)
Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconРабочая программа по литературе для 8-9 классов составлена на основе...
В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой...
Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconПояснительная записка содержание рабочей программы
Количество недельных часов: в VIII классе 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе 68 учебных часов из расчета 2 часа...
Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconРабочая программа учебного курса по обучению грамоте ( чтение и письмо)...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconМетодическая разработка интегрированного урока «Обучение грамоте»
Тема урока: «Знакомство с буквой З,з. Письмо заглавной и строчной буквы З, з» (1час из 2 часов)
Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа рассчитана на 72 часа в 8 классе (2 часа в неделю, 36 учебных недель) и 68 часов в 9 классе ( 2 часа в неделю, 34 учебных...
Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconПояснительная записка рабочая программа учителя по курсу окружающий...
Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)...
Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconРоссийская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение
На изучение курса информатики в основной школе отводится 136 часов по 34 часа (1 час в неделю) в 7 и 8 классах и 68 часов (2 часа...
Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе индивидуальное обучение 2013-2014 учебный год
Количество часов 2 часа в неделю, 68 часов в год. Учитывая состояние обучающегося, обучение ведется в ознакомительном плане. Основные...
Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconРабочая программа по предмету география Для 6 класса (индивидуальное обучение 4 часа в год)
Образовательной программе школы. В заочной школе программа 6 класса рассчитана на 35 часов (1 раз в неделю). Индивидуальное обучение...
Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconРабочая программа по истории 9 класс
Количество часов по учебному плану – 68 часов в год; в неделю 2 часа (34 недели)
Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе государственного...
Икт, примерной программы и базисного учебного плана. Настоящая программа рассчитана на изучение информатики в 9 классе, общее количество...
Пояснительная записка 23 недели 9 ч.( обучение грамоте + письмо)= 207 часов Обучение грамоте (4 часа в неделю) Письмо (5 часов в неделю) 92 часа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Плану для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Ярославской области (заочная форма обучения) для преподавания курса истории...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск