Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение





Скачать 148.67 Kb.
НазваниеРоссийская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение
Дата публикации02.10.2014
Размер148.67 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
Российская Федерация

Томская область, Томский район

Муниципальное образовательное учреждение

«Синеутесовская средняя общеобразовательная школа»

Томского района

643051, Томская область, Томский район, п. Синий Утес, ул. Парковая, 5

тел. 954-221, 954-210, факс: (382-2) 954-221

e-mail: utes90@mail.ru

Рабочая программа

ПО ИНФОРМАТИКЕ

7 – 9 КЛАСС

СОСТАВИТЕЛЬ:

ЗОЛОТАРЕВА О. С.,

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ И

ИНФОРМАТИКИ

п. Синий утес 2007
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

На изучение курса информатики в основной школе отводится 136 часов по 34 часа (1 час в неделю) в 7 и 8 классах и 68 часов (2 часа в неделю) в 9 классе.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
1. Цели и задачи курса

Цель:

 освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах и технологиях.

Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


2. Требования к уровню содержания дисциплины

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты.

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • писать и строить таблицы истинности для типовых логических операций;

  • кодировать информацию, осуществлять перевод целых десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;

  • осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства вывода-ввода и производить его установку в компьютере;

  • работать в браузере, искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем, работать в среде редактора HTML;

  • работать с формулами в электронных таблицах, создавать текстовые документы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

обладать базовыми компетенциями

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;

  • обучение здоровьесберегающим технологиям при работе на личном компьютере и при работе в компьютерном классе: организация рабочего места, режима работы, порядка и способов умственной деятельности.


обладать ключевыми компетенциями

Информационно-технологические:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах и технологиях;

  • овладение навыками работы с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • знание мультимедийных технологий

Учебно-познавательные:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, формулирование выводов, решение задач.

  • умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

  • умение представлять материал с помощью средств презентаций, проектов.

Коммуникативные:

  • умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;

  • умение обмениваться информацией, фиксировать ее в процессе коммуникации.

Социокультурная:

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.


3. Учебно – тематический план 7 – 9 кл.


Наименование разделов

Количество часов

Формы контроля


Всего

Уроки

Практические

занятия

Самостоя

тельная работа

7 класс

Введение. Информация. Информационные процессы.

9

6

2

-

тест

Алгоритмы.

8

4

3

-

к/р

Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления

17

5

10

-

к/р-2ч.

8 класс

Техническое обеспечение информационных технологий.

12

6

5

тест

к/р

Прикладная среда текстового процессора.

10

2

8

-

-

Прикладная среда табличного процессора.

11

2

8

-

к/р

9 класс

Современное состояние и перспективы развития компьютерной техники.

9

5

3

1

-

Коммуникации в глобальной сети Интернет.

10

2

8

-

-

Информационная картина мира

13

6

6

2

к/р

Моделирование в среде текстового процессора.

6

1

5

-

-

Моделирование в среде графического редактора.

12

3

9

-

-

Моделирование в электронных таблицах.

14

2

12

-

-



4. Содержание дисциплины

7 класс

ТЕМА 1. Введение. Информация. Информационные процессы – 9 ч.

Понятие об информации. Свойства информации. Форма и язык представления информации. Информационная деятельность человека. Информационные процессы. Основные устройства компьютера.
ТЕМА 2. Алгоритмы – 8 ч.

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Линейный и циклический алгоритм. Стадии создания алгоритма. Разветвляющий и вспомогательный алгоритм. Информационная модель среды программирования. Представление алгоритма в виде блок-схемы.
ТЕМА 3. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления – 17 ч.

Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней. Создание микромира и его обитателей. Организация движения Черепашки. Составление программ. Роль датчиков в ЛогоМирах.
8 класс

ТЕМА 1. Техническое обеспечение информационных технологий – 12 ч.

Устройства ввода-вывода информации. Взаимодействие устройств компьютера. Представление о микропроцессоре. Устройства памяти. Кодирование информации в компьютере. Кодирование символьной и графической информации.
ТЕМА 2. Прикладная среда текстового процессора – 10 ч.

История обработки текстового документа. Макет документа. Интерфейс текстового документа. Набор, редактирование и форматирование текста. Назначение и характеристики текстового документа. Оформление текста в виде таблиц. Включение в текстовый документ графических объектов. Работа с формулами.

Практическая работа.

  1. Набор и редактирование текста.

  2. Форматирование символов и абзацев.

  3. Списки, колонки, колонтитулы, сноски.

  4. Оформление текста в виде таблиц.

  5. Вставка графических объектов.

  6. Работа с формулами.


ТЕМА 3. Прикладная среда табличного процессора – 11 ч.

Общая характеристика табличного процессора. Создание и редактирование табличного документа. Форматирование табличного документа. Использование функций и логических формул. Представление данных в виде диаграмм. Построение графиков функций.

Практическая работа.

  1. Создание таблицы «Расписание».

  2. Редактирование таблиц.

  3. Форматирование таблиц.

  4. Технология работы с формулами.

  5. Вставка диаграмм.

  6. Построение графиков функций.

9 класс

ТЕМА 1. Современное состояние и перспективы развития компьютерной техники – 9 ч.

История развития компьютерной техники. Классификация компьютеров по функциональным возможностям. Класс больших и малых компьютеров. Аппаратное обеспечение работы компьютерных сетей. Логические основы построения компьютера.

ТЕМА 2. Коммуникации в глобальной сети Интернет – 10 ч.

Возможности Интернета. Среда браузере Internet Explorer. Поиск информации в сети Интернет. Язык разметки гипертекста HTML. Web-страница с графическими объектами и гиперссылками. Мир электронной почты.

Практическая работа.

  1. Работа с браузером Internet Explorer.

  2. Поиск информации по известным адресам.

  3. Поиск информации по ключевым словам.

  4. Использование тегов для создания Web-страниц.

  5. Включение графических объектов в Web-страницу.

  6. Включение гиперссылок в Web-страницу.

  7. Работа с электронной почтой.


ТЕМА 3. Информационная картина мира – 12 ч.

Представление о системе объектов. Основы классификации объектов. Классификация моделей. Основные этапы моделирования.
ТЕМА 4. Моделирование в среде графического редактора – 12 ч.

Понятие о моделировании в среде графического редактора. Моделирование геометрических операций и фигур. Моделирование объектов с заданными свойствами. Конструирование – разновидность моделирования. Создание меню мозаичных форм. Моделирование расстановки мебели.

Практическая работа.

  1. Моделирование геометрических операций.

  2. Моделирование объектов с заданными геометрическими свойствами.

  3. Моделирование паркета.

  4. Создание меню мозаичных форм.

  5. Создание геометрических композиций из готовых мозаичных форм.

  6. Создание набора кирпичиков для конструирования.

  7. Моделирование резьбы по дереву.

  8. Моделирование оконных наличников.

  9. Моделирование топографической карты или плана местности.


ТЕМА 5. Моделирование в среде табличного процессора – 7 ч.

Словесная модель. Моделирование составных документов. Структурные модели: таблица, схема, блок-схема, структура деловых документов. Алгоритмические модели.

Практическая работа.

  1. Словесный портрет.

  2. Поздравительная открытка.

  3. Научный текст.

  4. Протокол классного собрания.

  5. Разбор предложения.

  6. Кто есть кто?


ТЕМА 6. Моделирование в среде электронных таблиц – 13 ч.

Этапы моделирования в электронных таблицах. Расчет геометрических параметров объекта. Моделирование ситуаций. Обработка массивов данных. Моделирование биологических процессов. Моделирование экологических систем.

Практическая работа.

  1. Склеивание коробки.

  2. Компьютерный магазин.

  3. Исследование массива температур.

  4. Биоритмы.

  5. Изменение численности биологического вида.

  6. Бросание монеты.


5. Перечень средств ИКТ

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.


Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор Web-страниц.


6. Учебно-методическая литература


  1. И.Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001.

  2. Ю. Шафрин. Информационные технологии: в 2ч. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2000.

  3. А.Г. Гейн. Информатика: учебное пособие для 10-11кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

  4. О. Ефимова, В. Морозов, Н. Угринович. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. – М.: ABF, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

  5. Н.В. Макарова, И.Н. Кузнецова, Е.О. Феофанова. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс.

  6. Н. В. Макарова, Практикум по информационным технологиям. – СПб.: Питер, 2004.

  7. Н. В. Макарова, Задачник по моделированию. – СПб.: Питер, 2004.

  8. Учебные пособия от «Школьного Университета» ТУСУР.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Россия, Томская область, Томский район, с. Калтай, ул. Ленина-74 тел./факс 967-001 е-mаil
Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Россия, Томская область, Томский район, с. Калтай, ул. Ленина-74 тел./факс 967-001 е-mаil
Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconПриложение Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Россия, Томская область, Томский район, с. Калтай, ул. Ленина-74 тел./факс 967-001 е-mаil
Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconКрещение Руси
Образовательное учреждение- томская область, Александровский район, село Александровское, Муниципальное общеобразовательное учреждение...
Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconРоссийская Федерация Костромская область Буйский муниципальный район...
Умк авт сост. И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича, авторского тематического планирования учебного материала
Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: муниципальное образовательное учреждение «Каргасокская средняя общеобразовательная школа №1», Томская...
Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconТема урока: Понятие обыкновенной дроби
Образовательное учреждение: Томская область, Колпашевский район, село Новосёлово, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосёловская...
Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconДиденко Лидия Ивановна Предмет литература
Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, с. Старая Ювала, Муниципальное общеобразовательное учреждение...
Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconУчебник Никитин А. Ф. «Обществознание», §12-13, задания после параграфа
Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, с. Старая Ювала, Муниципальное общеобразовательное учреждение...
Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconУчебник Никитин А. Ф. «Обществознание», §14,15, задания после параграфа
Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, с. Старая Ювала, Муниципальное общеобразовательное учреждение...
Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, с. Старая Ювала, Муниципальное общеобразовательное учреждение...
Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Томская область, Колпашевский район, село Новосёлово, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосёловская...
Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconРоссийская Федерация Костромская область Буйский муниципальный район...
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы /Авторы: М. Т....
Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconТомская область, Томский район, с. Воронино, ул. Центральная 63
Какие программы (курсы) превентивной (профилактической) направленности реализуются в оу
Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconРоссийская Федерация Костромская область Буйский муниципальный район...
Подросток не отделён от этого мира глухой стеной, он ежедневно сталкивается с подобными ситуациями. Подготовку к решению таких проблем...
Российская Федерация Томская область, Томский район Муниципальное образовательное учреждение iconРоссийская Федерация Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Югра
Новоаганское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск