Диденко Лидия Ивановна Предмет литература





Скачать 150.84 Kb.
НазваниеДиденко Лидия Ивановна Предмет литература
Дата публикации24.09.2013
Размер150.84 Kb.
ТипЗанятие
100-bal.ru > Литература > Занятие
Администрация Кожевниковского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Староювалинская средняя общеобразовательная школа»


636165, Томская область, Кожевниковский район,

Тел/факс (8-244)41-154

С. Старая Ювала, ул. Ульяновская, 36а


Сценарий медиаурока

Предмет – литература

Тема урока: «История любви».

Класс – десятый


Автор: Диденко Лидия Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

педагогический стаж – 29 лет.


Старая Ювала 2010

Диденко Лидия Ивановна

Предмет – Литература

Тема – История любви.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Класс – десятый.

Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, с.Старая Ювала, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Староювалинская средняя общеобразовательная школа».

Авторский медиапродукт – презентация. 14 слайдов (среда POWER POINT).

Данный урок был посвящен одной из важных проблем произведения «Отцы и дети» И.С. Тургенева – взаимоотношениям Базарова и Одинцовой. Чтобы более ярко выявить особенности их отношений, использовались классические произведения, в которых тема любви также является одной из основных. Это определило и выбор формы урока – литературный салон.

Своей целью я ставила формирование представлений обучающихся о чувстве любви и его проявлениях на примере произведений классиков русской и зарубежной литературы. Использование компьютера на уроке позволило создать необходимую атмосферу для творческого подхода обучающихся к данной теме. Герои великих произведений «оживали» на слайдах, становясь ближе и понятнее обучающимся.

Атмосфера непринужденной беседы, характерная для литературного салона, позволяет развивать у обучающихся чувство красоты, нравственности, духовности..
План урока:


Части-блоки (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока.

2 минуты

Введение обучающихся в образовательный материал.

7 минут

Работа творческих групп.

32 минуты

Подведение итогов урока.

2 минуты

Домашнее задание.

2 минуты


Цели урока:
Образовательная

  • сформировать представление обучающихся о любви на примере произведений классиков русской и зарубежной литературы; раскрыть ее духовный потенциал.

Развивающая

  • развивать ассоциативное мышление и творческое воображение обучающихся.

Воспитательная

  • воспитывать у обучающихся чувство красоты, нравственности, духовности; прививать любовь к классической литературе.


Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: литературный салон.
Технология проведения: технология развивающего обучения.

Карта урока




Комментарий хода урока

Время


(мин)



слайд

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные

формы деятельности

Продуктивные

формы

деятельности

Учитель озвучивает тему и осуществляет мотивацию деятельности обучающихся на урок.

2

1-3

  • Внимание

  • Активное слушание







Обучающийся зачитывает отрывок из стихотворения В. Высоцкого «Баллада о любви». Учитель обращается к классу с вопросом: «Чем, по-вашему, эта тема волнует людей столько столетий?», и, опираясь на ответы обучающихся, указывает на актуальность темы любви в жизни человека.

7

4

  • Внимание

  • Активное слушание

  • Культура эмоций

  • Рефлексивность

  • Аргументированность

  • Самостоятельность

  • Мышление

  • Выразительность речи




Обучающиеся заранее разбиваются на группы, которые в ходе подготовки к уроку выполняли ряд заданий, предложенных учителем. Каждая группа изучала и анализировала одно из произведений: «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Дубровский» А.С. Пушкина, «Отцы и дети» И.С. Тургенева. В ходе урока группы отвечают на предложенные учителем вопросы, зачитывают соответствют наиболующие теме отрывки из произведений, таким образом знакомя одноклассников с изученным материалом. Независимо от групповой принадлежности, все обучающиеся вовлекаются в беседу, высказывают собственное мнение, обобщают ответы одноклассников, делают выводы. В результатео от групповой принадлежности, все обучающиеся вовлекаются в беседу, высказывают собственное мнение, обобщают ответы одн совместной работы учителя и обучающихся раскрывается многогранность темы урока.ее значимые опредложенные учителем вопросы

32

5-12

  • Внимание

  • Точность

  • Активное слушание




  • Мышление

  • Аргументированность

  • Самостоятельность

  • Активность

Учитель подводит итоги урока, проводит рефлексию, выставляет оценки


2

13




  • Рефлексивность

  • Аргументированность

Учитель озвучивает обучающимся домашнее задание:

Приготовить эйдос-конспект к сцене последней встречи Базарова и Одинцовой.

Выучить наизусть отрывок «Великодушная!.. Я нужен России… Нет, видно не нужен».

2

14

  • Внимание

  • Память




  • Ответственность

  • Самостоятельность

  • Целеустремленность

  • Точность


Ход урока:
I. Орг. момент.

Слайд №1. Сообщение темы урока. Сегодня мы с вами поговорим о любви, анализируя произведения русских и зарубежных классиков.

Слайд №2. Мотивация деятельности учащихся на уроке.
Любовь никогда не перестает,

Хотя и пророчества прекратятся,

И языки умолкнут,

И знание упразднится.
Да, главное в ней, в любви, в том человеческом чувстве, что «движет солнца и светила». К теме любви обращались многие поэты и писатели, с одной стороны, она стара, как мир, а с другой, она вечна, как мир. Каждый, кто прикасается к ней, находит свой источник вдохновения, живой родник. И невозможно без трепета читать строки, говорящие о любви.

Слайд №3. Эпиграф урока:

И много будет странствий и скитаний:

Страна Любви – великая страна!

И с рыцарей своих – для испытаний –

Все строже станет спрашивать она:

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна…

В. Высоцкий.
II. Введение обучающихся в образовательный материал.

1. Отрывок из стихотворения В. Высоцкого «Баллада о любви». (I часть)

Слайд №4.
Когда вода Всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На сушу тихо выбралась Любовь –

И растворилась в воздухе до срока,

А срока было – сорок сороков…
И чудаки – еще такие есть –

Вдыхают полной грудью эту смесь,

И ни наград не ждут, ни наказанья, -

И, думая, что дышат просто так,

Они внезапно попадают в такт

Такого же – неровного – дыханья.
Я поля влюбленным постелю –

Пусть поют во сне и наяву!..

Я дышу, и значит – я люблю!

Я люблю, и значит – я живу!
И много будет странствий и скитаний:

Страна Любви – великая страна!

И с рыцарей своих – для испытаний –

Все строже станет спрашивать она:

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна…
Но вспять безумцев не поворотить –

Они уже согласны заплатить:

Любой ценой – и жизнью бы рискнули, -

Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

Волшебную невидимую нить,

Которую меж ними протянули.
Я поля влюбленным постелю –

Пусть поют во сне и наяву!..

Я дышу, и значит – я люблю!

Я люблю, и значит – я живу!
2. Чем же, по-вашему, эта тема волнует людей столько столетий? (Заслушать ответы учащихся).
III. Работа творческих групп.

1. Слайд №5. В. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Начать наш разговор мне бы хотелось с обсуждения трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Трудно найти человека, который хотя бы однажды в жизни не слышал завораживающей музыки этих имен, наполненных гармонией и певучим очарованием. Ромео и Джульетта – сила и хрупкость, нежность и мужество, юность и жертвенность. Слайд № 6. (Портреты героев). Огонь их сердец пылает сквозь века, убеждая в том, что истинная любовь все же существует, несмотря ни на что.
Беседа по содержанию произведения:

  • Что мы узнаем о героях Шекспира с первых страниц произведения?

  • Насколько актуальна была поднятая Шекспиром тема вражды?

Историческая справка.

Итальянцы относят историю Ромео и Джульетты к периоду правления веронского сеньора Бартоломео I к 1301-1304 годам. Жестокая борьба местной знати за лидерство была характерной чертой Италии того времени. Доподлинно известно, что в Вероне в XIII веке жили семьи с похожими фамилиями – Даль Капелло и Монтиколли. Долгая и жестокая борьба политических группировок заканчивалась победой то одной, то другой стороны. И вот на фоне этой борьбы – реальная гибель юноши из благородного рода и его возлюбленной, ставшая результатом очередной враждебной схватки. Картины подлинной веронской действительности подтверждают реалистичность сюжета о несчастных влюбленных.

  • Есть ли косвенные жертвы этого конфликта?

  • С чем связана возможность быть вместе Ромео и Джульетты? (с побегом).

  • Существует ли здесь мотив роковой случайности? (непринесенное письмо).

Чтение монологов Ромео и Джульетты.

  • Что вы можете сказать о любви героев? На чем она строится? (На честности, обожании, искренности, наивности, верности).

  • Почему автор говорит: Слайд №7. «Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте?»
2. Слайд №8. А.С. Пушкин «Дубровский».

Ребята, а в русской литературе мы встречались с подобными сюжетами? (Ответы учащихся). Слайд №9. «А счастье было так возможно».
Беседа по произведению А.С. Пушкина «Дубровский».

  • Каким образом в повести «Дубровский» проявляется вражда семейств? (В самодурстве Троекурова и гордости Дубровского. В продажности существующего общества).


Чтение отрывка из повести А.С. Пушкина «Дубровский»: Троекуров и Дубровский о женитьбе детей.

  • Как здесь складываются отношения между молодыми людьми? (Чтение слов, подтверждающих ответ: 1-я встреча Маши и Дефоржа; случай с медведем; уроки музыки; первое свидание).

  • Существует ли сходство между шекспировскими и пушкинскими героями?

  • Есть ли в повести мотив роковой случайности? (Кольцо, опасность в образе будущего мужа).


Чтение отрывка «Освобождение Маши Дубровским».

  • Какие чувства вызывает у вас этот эпизод?

  • Ребята, а есть ли у Пушкина в «Повестях Белкина» более позитивная любовь? Слайд №10. («Барышня-крестьянка»).

  • Что выразил Пушкин в этой повести? (Мечту о высокой морали, любви, не знающей социальных преград).

3. Слайд №11. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Сегодня мне бы хотелось с вами поговорить еще об одном произведении, которое вам очень хорошо известно. Это изучаемый нами роман «Отцы и дети». Вы, наверное, заметили, что в любом тургеневском романе герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу любого тургеневского романа. Но по сравнению с другими его романами в «Отцах и детях» любовная фабула проходит не через весь роман, а занимает только одну из стадий развития действия. Давайте поговорим о взаимоотношениях Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.
Слайд №12. Беседа по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Вспомним, как Тургенев описывает нам ее первое появление: «Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

  • Какое впечатление произвела на вас Одинцова? А на Евгения Базарова? (Базаров тоже обратил внимание на Одинцову. - Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа.)

  • Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине. Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась.

  • Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезнет цинизм, появляется смущение. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.

-А кто ее знает! Вишь, как она себя заморозила! – возразил Базаров и, помолчав немного, прибавил:

-Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове.

-В переделе была, братец ты мой, нашего хлеба покушала.

-Этакое богатое тело! – продолжал Базаров. – Хоть сейчас в анатомический театр.

-(Поездка в Никольское).

- А все-таки избаловала она себя; ох, как избаловала себя эта барыня!

- стр. 221-222.

- Да, - отвечал Базаров, - баба с мозгом. Ну, и видала же она виды… - Я уверен, что она и своим имением отлично распоряжается… тертый калач.

Базаров перестал говорить с Аркадием об Одинцовой.

Настоящею причиной всей этой «Новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотком и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило…

Одинцова ему нравилась.

Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало его гордость.)

  • Сравните две сцены объяснения Базарова – поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»? Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова?



Чтение по ролям сцены признания Базарова в любви Одинцовой. (стр.240-241). (При прощании Базаров только поклонился – сдержанность, безразличие. Но он покраснел. Ему тяжело, ведь он идет против своих принципов. Он по положению побежденный, но насколько сильнее и глубже сердцем он выглядит в этой ситуации! Базаров отрицал романтику, но она в нем появилась и украсила его).

  • Почему не могла состояться любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?

(Базаров-нигилист был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении – не верящий в те основы, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров – выходец из низов. В материальном отношении – бедняк, будущий лекарь. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».

Теперь, когда Одинцова узнала, что Базаров любит ее, почему она решила «не шутить этим «или»? Основа ее жизни – спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия (стр.242).

Но все же в конце романа герои встречаются, хотя и при таких трагических обстоятельствах. Чтение отрывка: гл. 27, стр.328-329.

  • Почему Одинцова все-таки поцеловала умирающего Базарова?

(Базаров сам просит ее об этом, ведь он по-прежнему ее любит. А у Одинцовой это был последний шанс вернуть себе свое душевное равновесие, она исполнила свой христианский долг).
IV. Подведение итогов урока.
Слайд №13. Отрывок из стихотворения В. Высоцкого «Баллада о любви». (II часть)

Но многих захлебнувшихся любовью

Не докричишься – сколько ни зови, -

Им счет ведут молва и пустословье,

Но этот счет замешен на крови.

А мы поставим свечи в изголовье

Погибших от невиданной любви…

И душам их дано бродить в цветах,

Их голосам дано сливаться в такт,

И вечностью дышать в одно дыханье,

И встретиться – со вздохом на устах –

На хрупких переправах и мостах,

На узких перекрестках мирозданья.
Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мертвых воскрешал, -

Потому что если не любил –

Значит, и не жил, и не дышал!
V. Домашнее задание.

  • Приготовить эйдос-конспект к сцене последней встречи Базарова и Одинцовой.

  • Выучить наизусть отрывок «Великодушная!.. Я нужен России… Нет, видно не нужен».


Литература
1. Богданов Б.В. «Душа моя, все мысли мои в России». И.С. Тургенев в Спасском-Лутовинове. М.: Издательство «Планета», 1989.

2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по Русской литературе XIX века. 10 класс 1-ое полугодие. М.: «ВАКО», 2002. 336 с.

3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века, 10 класс. М.: «Просвещение», 2008.

4. Медынцева Г. По страницам любовной летописи Тургенева // Русский язык и литература для школьников. №5. 2007. С. 46-52.

5. Недзвецкий В.А. Любовь в жизни тургеневского героя // Литература в школе. №11. 2006. С. 11-14.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconКраткое содержание проекта Учебный проект «Удивительное в мире металлов»
Дьякова Лидия Дмитриевна, Зорина Лидия Семеновна, Наговицына Людмила Ивановна, Рыбцова Галина Николаевна
Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconУрок по теме «Квадратные уравнения» проводится в форме игры
Авторы: Владимирова Ольга Григорьевна, Кирьянова Галина Михайловна, Сахарова Лидия Ивановна
Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок разработала учитель химии моу «Средняя школа №19» г. Балаково Кузьмичёва Лидия Ивановна
Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconЛитература по курсу 12 Основная литература 12
Социальная работа как предмет социологического анализа с позиции (Ж. Тощенко, М. Н. Руткевич. А. О. Бароноева, В. Я. Ельмеева, В....
Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconМаслобоевой Александры Александровны Предмет литература
Предмет литература входит в образовательную область филология. Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе,...
Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет
Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconКалендарно-тематический план учебной дисциплины преподаватель Муравлёва...

Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconРоссийский научно-исследовательский институт
Разработчик: М. Е. Диденко, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел
Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconАлексеева Людмила Ивановна, учитель географии, мбоу сош №29 посёлка...
Фио: Алексеева Людмила Ивановна, учитель географии, мбоу сош №29 посёлка Приморского Темрюкского района
Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconРабочая программа Предмет: литература
Учебник: Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 4 ч. / авт сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв,...
Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconГосударственное образовательное учреждение начальная общеобразовательная...
Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни....
Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconИван III – государь всея Руси. Образование единого государства. Учебный предмет
Автор: Ашаткина Анна Ивановна – учитель истории и обществознания. Моу покровская оош, муниципального района Кинельский, Самарской...
Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconРабочая программа по технологии Уровень образования (класс)
Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна
Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconПогребицкая Екатерина Михайловна Предмет : литература

Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет русская литература в 5-11 классах (ооо) входит в инвариативную часть учебного плана, изучается как обязательный учебный предмет...
Диденко Лидия Ивановна Предмет литература iconЛитература Тема учебного занятия: «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба»
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск