Скачать 150.84 Kb.
|
Администрация Кожевниковского района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Староювалинская средняя общеобразовательная школа» 636165, Томская область, Кожевниковский район, Тел/факс (8-244)41-154 С. Старая Ювала, ул. Ульяновская, 36а Сценарий медиаурока Предмет – литература Тема урока: «История любви». Класс – десятый Автор: Диденко Лидия Ивановна, учитель русского языка и литературы, педагогический стаж – 29 лет. Старая Ювала 2010 Диденко Лидия Ивановна Предмет – Литература Тема – История любви. Продолжительность занятия – 45 минут. Класс – десятый. Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, с.Старая Ювала, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Староювалинская средняя общеобразовательная школа». Авторский медиапродукт – презентация. 14 слайдов (среда POWER POINT). Данный урок был посвящен одной из важных проблем произведения «Отцы и дети» И.С. Тургенева – взаимоотношениям Базарова и Одинцовой. Чтобы более ярко выявить особенности их отношений, использовались классические произведения, в которых тема любви также является одной из основных. Это определило и выбор формы урока – литературный салон. Своей целью я ставила формирование представлений обучающихся о чувстве любви и его проявлениях на примере произведений классиков русской и зарубежной литературы. Использование компьютера на уроке позволило создать необходимую атмосферу для творческого подхода обучающихся к данной теме. Герои великих произведений «оживали» на слайдах, становясь ближе и понятнее обучающимся. Атмосфера непринужденной беседы, характерная для литературного салона, позволяет развивать у обучающихся чувство красоты, нравственности, духовности.. План урока:
Цели урока: Образовательная –
Развивающая –
Воспитательная –
Тип урока: комбинированный урок. Форма урока: литературный салон. Технология проведения: технология развивающего обучения. Карта урока
Ход урока: I. Орг. момент. Слайд №1. Сообщение темы урока. Сегодня мы с вами поговорим о любви, анализируя произведения русских и зарубежных классиков. Слайд №2. Мотивация деятельности учащихся на уроке. Любовь никогда не перестает, Хотя и пророчества прекратятся, И языки умолкнут, И знание упразднится. Да, главное в ней, в любви, в том человеческом чувстве, что «движет солнца и светила». К теме любви обращались многие поэты и писатели, с одной стороны, она стара, как мир, а с другой, она вечна, как мир. Каждый, кто прикасается к ней, находит свой источник вдохновения, живой родник. И невозможно без трепета читать строки, говорящие о любви. Слайд №3. Эпиграф урока: И много будет странствий и скитаний: Страна Любви – великая страна! И с рыцарей своих – для испытаний – Все строже станет спрашивать она: Потребует разлук и расстояний, Лишит покоя, отдыха и сна… В. Высоцкий. II. Введение обучающихся в образовательный материал. 1. Отрывок из стихотворения В. Высоцкого «Баллада о любви». (I часть) Слайд №4. Когда вода Всемирного потопа Вернулась вновь в границы берегов, Из пены уходящего потока На сушу тихо выбралась Любовь – И растворилась в воздухе до срока, А срока было – сорок сороков… И чудаки – еще такие есть – Вдыхают полной грудью эту смесь, И ни наград не ждут, ни наказанья, - И, думая, что дышат просто так, Они внезапно попадают в такт Такого же – неровного – дыханья. Я поля влюбленным постелю – Пусть поют во сне и наяву!.. Я дышу, и значит – я люблю! Я люблю, и значит – я живу! И много будет странствий и скитаний: Страна Любви – великая страна! И с рыцарей своих – для испытаний – Все строже станет спрашивать она: Потребует разлук и расстояний, Лишит покоя, отдыха и сна… Но вспять безумцев не поворотить – Они уже согласны заплатить: Любой ценой – и жизнью бы рискнули, - Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить Волшебную невидимую нить, Которую меж ними протянули. Я поля влюбленным постелю – Пусть поют во сне и наяву!.. Я дышу, и значит – я люблю! Я люблю, и значит – я живу! 2. Чем же, по-вашему, эта тема волнует людей столько столетий? (Заслушать ответы учащихся). III. Работа творческих групп. 1. Слайд №5. В. Шекспир «Ромео и Джульетта». Начать наш разговор мне бы хотелось с обсуждения трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Трудно найти человека, который хотя бы однажды в жизни не слышал завораживающей музыки этих имен, наполненных гармонией и певучим очарованием. Ромео и Джульетта – сила и хрупкость, нежность и мужество, юность и жертвенность. Слайд № 6. (Портреты героев). Огонь их сердец пылает сквозь века, убеждая в том, что истинная любовь все же существует, несмотря ни на что. Беседа по содержанию произведения:
Историческая справка. Итальянцы относят историю Ромео и Джульетты к периоду правления веронского сеньора Бартоломео I к 1301-1304 годам. Жестокая борьба местной знати за лидерство была характерной чертой Италии того времени. Доподлинно известно, что в Вероне в XIII веке жили семьи с похожими фамилиями – Даль Капелло и Монтиколли. Долгая и жестокая борьба политических группировок заканчивалась победой то одной, то другой стороны. И вот на фоне этой борьбы – реальная гибель юноши из благородного рода и его возлюбленной, ставшая результатом очередной враждебной схватки. Картины подлинной веронской действительности подтверждают реалистичность сюжета о несчастных влюбленных.
Чтение монологов Ромео и Джульетты.
Чем повесть о Ромео и Джульетте?» 2. Слайд №8. А.С. Пушкин «Дубровский». Ребята, а в русской литературе мы встречались с подобными сюжетами? (Ответы учащихся). Слайд №9. «А счастье было так возможно». Беседа по произведению А.С. Пушкина «Дубровский».
Чтение отрывка из повести А.С. Пушкина «Дубровский»: Троекуров и Дубровский о женитьбе детей.
Чтение отрывка «Освобождение Маши Дубровским».
3. Слайд №11. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Сегодня мне бы хотелось с вами поговорить еще об одном произведении, которое вам очень хорошо известно. Это изучаемый нами роман «Отцы и дети». Вы, наверное, заметили, что в любом тургеневском романе герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу любого тургеневского романа. Но по сравнению с другими его романами в «Отцах и детях» любовная фабула проходит не через весь роман, а занимает только одну из стадий развития действия. Давайте поговорим о взаимоотношениях Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. Слайд №12. Беседа по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети». Вспомним, как Тургенев описывает нам ее первое появление: «Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».
-А кто ее знает! Вишь, как она себя заморозила! – возразил Базаров и, помолчав немного, прибавил: -Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове. -В переделе была, братец ты мой, нашего хлеба покушала. -Этакое богатое тело! – продолжал Базаров. – Хоть сейчас в анатомический театр. -(Поездка в Никольское). - А все-таки избаловала она себя; ох, как избаловала себя эта барыня! - стр. 221-222. - Да, - отвечал Базаров, - баба с мозгом. Ну, и видала же она виды… - Я уверен, что она и своим имением отлично распоряжается… тертый калач. Базаров перестал говорить с Аркадием об Одинцовой. Настоящею причиной всей этой «Новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотком и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило… Одинцова ему нравилась. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало его гордость.)
Чтение по ролям сцены признания Базарова в любви Одинцовой. (стр.240-241). (При прощании Базаров только поклонился – сдержанность, безразличие. Но он покраснел. Ему тяжело, ведь он идет против своих принципов. Он по положению побежденный, но насколько сильнее и глубже сердцем он выглядит в этой ситуации! Базаров отрицал романтику, но она в нем появилась и украсила его).
(Базаров-нигилист был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении – не верящий в те основы, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров – выходец из низов. В материальном отношении – бедняк, будущий лекарь. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь». Теперь, когда Одинцова узнала, что Базаров любит ее, почему она решила «не шутить этим «или»? Основа ее жизни – спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия (стр.242). Но все же в конце романа герои встречаются, хотя и при таких трагических обстоятельствах. Чтение отрывка: гл. 27, стр.328-329.
(Базаров сам просит ее об этом, ведь он по-прежнему ее любит. А у Одинцовой это был последний шанс вернуть себе свое душевное равновесие, она исполнила свой христианский долг). IV. Подведение итогов урока. Слайд №13. Отрывок из стихотворения В. Высоцкого «Баллада о любви». (II часть) Но многих захлебнувшихся любовью Не докричишься – сколько ни зови, - Им счет ведут молва и пустословье, Но этот счет замешен на крови. А мы поставим свечи в изголовье Погибших от невиданной любви… И душам их дано бродить в цветах, Их голосам дано сливаться в такт, И вечностью дышать в одно дыханье, И встретиться – со вздохом на устах – На хрупких переправах и мостах, На узких перекрестках мирозданья. Свежий ветер избранных пьянил, С ног сбивал, из мертвых воскрешал, - Потому что если не любил – Значит, и не жил, и не дышал! V. Домашнее задание.
Литература 1. Богданов Б.В. «Душа моя, все мысли мои в России». И.С. Тургенев в Спасском-Лутовинове. М.: Издательство «Планета», 1989. 2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по Русской литературе XIX века. 10 класс 1-ое полугодие. М.: «ВАКО», 2002. 336 с. 3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века, 10 класс. М.: «Просвещение», 2008. 4. Медынцева Г. По страницам любовной летописи Тургенева // Русский язык и литература для школьников. №5. 2007. С. 46-52. 5. Недзвецкий В.А. Любовь в жизни тургеневского героя // Литература в школе. №11. 2006. С. 11-14. |
Краткое содержание проекта Учебный проект «Удивительное в мире металлов» Дьякова Лидия Дмитриевна, Зорина Лидия Семеновна, Наговицына Людмила Ивановна, Рыбцова Галина Николаевна | Урок по теме «Квадратные уравнения» проводится в форме игры Авторы: Владимирова Ольга Григорьевна, Кирьянова Галина Михайловна, Сахарова Лидия Ивановна | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок разработала учитель химии моу «Средняя школа №19» г. Балаково Кузьмичёва Лидия Ивановна | Литература по курсу 12 Основная литература 12 Социальная работа как предмет социологического анализа с позиции (Ж. Тощенко, М. Н. Руткевич. А. О. Бароноева, В. Я. Ельмеева, В.... | ||
Маслобоевой Александры Александровны Предмет литература Предмет литература входит в образовательную область филология. Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет | ||
Календарно-тематический план учебной дисциплины преподаватель Муравлёва... | Российский научно-исследовательский институт Разработчик: М. Е. Диденко, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел | ||
Алексеева Людмила Ивановна, учитель географии, мбоу сош №29 посёлка... Фио: Алексеева Людмила Ивановна, учитель географии, мбоу сош №29 посёлка Приморского Темрюкского района | Рабочая программа Предмет: литература Учебник: Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 4 ч. / авт сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв,... | ||
Государственное образовательное учреждение начальная общеобразовательная... Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни.... | Иван III – государь всея Руси. Образование единого государства. Учебный предмет Автор: Ашаткина Анна Ивановна – учитель истории и обществознания. Моу покровская оош, муниципального района Кинельский, Самарской... | ||
Рабочая программа по технологии Уровень образования (класс) Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна | Погребицкая Екатерина Михайловна Предмет : литература | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет русская литература в 5-11 классах (ооо) входит в инвариативную часть учебного плана, изучается как обязательный учебный предмет... | Литература Тема учебного занятия: «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба» Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) |