Скачать 69.75 Kb.
|
Сценарий урока – изложения на основе зрительного восприятия текста. Преподаватель: Набойщикова Нина Иннокентьевна, учитель-логопед Образовательное учреждение: муниципальное образовательное учреждение «Каргасокская средняя общеобразовательная школа №1», Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок Номинация: сценарии уроков Предмет: урок развития речи, русский язык Класс: второй Возраст детей: 8-9 лет Тема и тип урока: урок развития речи, изложение на основе зрительного восприятия. Продолжительность занятия: 45 минут – 1 урок Изложения подобного типа носят обучающий характер и выполняются при значительной помощи учителя- логопеда, который в процессе коллективной подготовительной работы помогает учащимся осознать содержание и структуру будущего изложения. Коллективная подготовительная работа по выделению опорных слов помогает учащимся осознать признаки текста: тематическое единство, подчинение высказывания основной мысли, построение по определённой логической схеме. Существенная роль в изложениях подобного типа отводится зрительному восприятию не только при чтении, но и при орфографической подготовке к изложению материала. Выделение цветными карандашами словарных слов, слов с безударной гласной в корне и т.д. позволяют зрительно зафиксировать в памяти правильное написание. Подобным образом отрабатываются и закрепляются умения учащихся. Цели урока:
Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова «Жалейкин и дятел», цветные карандаши, картинный материал, запись опорных слов на доске. План урока.
1. Организационная часть, объявление темы урока. Сядет тот, кто готов к уроку, т.е. у кого на парте лежат ручка, цветные карандаши, простой карандаш и тетрадь по развитию речи. Сегодня мы пишем изложение. Запись числа, темы занятия «Изложение». 2.Повторение знаний о тексте. - Что такое текст? (Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Все предложения в тексте развивают одну мысль.) - Что такое тема текста? (Тема текста – это то, о чём в нём говорится.) - Что такое главная, основная мысль текста? (Основная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, в чём он хотел убедить читателя или слушателя). - Что значит написать изложение рассказа? – (Это пересказ того, что услышали или прочитали). - Что такое опорные слова? (Это те слова текста, которые передают основную мысль). -Очень хорошо, теперь давайте познакомимся с новым текстом, простым карандашом отметьте слова или выражения, которые вам непонятны. 3. Каждому раздается напечатанный текст. Дети самостоятельно прочитывают его. Жалейкин и дятел.
(Н. Сладков.) - Какие новые или незнакомые слова вам встретились? Объясняется смысл непонятных слов и демонстрируется картинка. Сухостой – засохшие на корню деревья. Валежник – сухие сучья и деревья, упавшие на землю. Как вы понимаете выражение: Изо всех сил? ( очень сильно, что есть мочи). 4. Выразительное чтение текста вслух логопедом. Беседа: - Докажите, что это текст. ( Во всех предложениях рассказывается о Жалейкине и о дятле Все предложения по смыслу связаны между собой). - Какова основная тема текста? О чём он? (Здесь рассказывается, как Жалейкин охраняет рощу от дятла). - А главная мысль? Что нам хотел сказать автор? (Автор хотел сказать, что дятел – полезная птица. Он охраняет леса от гусениц, жуков и насекомых). 5. Разбор текста по частям.
Опорные слова 4 части: охраняет, доохранялся, нечего, сухостой, валежник. Логопед записывает столбиком опорные слова каждой части на доске. Дети подчёркивают их чёрным карандашом в своём тексте. 6. Пересказ по частям с опорой на ключевые слова. - Мы с вами выделили опорные слова, а теперь будем пересказывать каждую часть, опираясь на эти ключевые слова. Каждую часть пересказывают по 1 ученику, затем весь текст пересказывают 2 учащихся. Логопед помогает использовать при пересказе опорные слова, редактирует высказывания. 7. Орфографическая подготовка. - Найдите в тексте и обозначьте красным цветом словарные слова. ( берёза, топор, пришёл, гусеница) - Внимательно прочтите текст, найдите в нём слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением, и подчеркните оранжевым карандашом. Дети называют слова, указывают на безударную гласную и проверяют её (разглядел - глядя, долбил - долбит, очищал - чистит, летать - полёт, развелись - развёл, расплодились - плод, болеть - боль). - Найдите в тексте слова с разделительными твёрдым и мягким знаками (листья, объели). Зелёным карандашом подчеркните разделительные знаки и гласные перед ними. - Обратите внимание на слова: подкрался, разглядел, прогнал, очищал, расплодились, перестал, развелись, объели. ( Это слова с приставками). Выделите синим карандашом приставку. 8. Хоровое орфографическое чтение всего текста. Вот так должен выглядеть текст во время хорового чтения. Жалейкин и дятел.
(Н. Сладков.) Дети убирают текст. 9. Самостоятельная запись текста. - Сколько частей в тексте? ( В тексте 4 части). - Как показать при письме, что вы переходите к новой части? (Нужно писать с красной строки) В течение самостоятельной записи текста учитель-логопед оказывает индивидуальную помощь учащимся. Кто написал, тот проверяет: - обозначение частей текста, - прочитывает написанное изложение по слогам, проверяя грамотность. 10. Итог урока. - Все закончили писать изложение. Давайте послушаем изложения учащихся. Чтение 3-4 работ вслух. - Смогли ли они передать основную мысль текста? Литература:
|