Скачать 0.57 Mb.
|
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании МО зам.директора по Директор школы протокол№___от_____ УВР ______И.М.Миназов «___»__________2012 г. «___»________2012 г. «___»__________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА « БИОЛОГИЯ » для 9-го класса Новонадыровская средняя общеобразовательная школа Хайдарова Танзиля Абулгасовна учитель I квалификационной категории 2012-2013 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» Закона Республики Татарстан «Об образовании» Федерального компонента государственного стандарта; Примерной образовательной программы по биологии; Образовательной программы МБОУ «Новонадыровская СОШ» Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы МО РФ.РТ Базисного учебного плана РТ; Учебного плана МБОУ «Новонадыровская СОШ» на 2012-2013 учебный год; Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующихпрограммы общего образования; Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ( утвердены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю). В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важнейших компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ науки о жизни. Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цель обучения биологии в 9 классе:
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы. Результаты обучения приведены на странице «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Программа ориентирована на реализацию компетентностного подхода. Содержание компетенций представлено в приложении. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки тестового контроля. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные, главным образом, на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, уроки закрепления знаний, комплексного применения ЗУН учащимися, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок. Биологический материал может изучаться на интегрированных занятиях с химией, географией. Виды учебных занятий: лекция, экскурсия, лабораторная или практическая работа, собеседование, консультация, практикум, семинар, конференция, круглый стол, тестирование. Система оценивания результатов обучения по биологии Оценивание по биологии осуществляет учитель-предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету, оценивание происходит на основе: устных ответов; письменных работ; практических и лабораторных работ. Оцениваются следующие элементы: • знания по предмету, указанные в программе; • умение пользоваться биологическими терминами; • умение связывать между собой знания, относящиеся к разным темам и использовать их, поиск, обработка информации и её оценка; • умение делать из пройденного материала выводы; • умение использовать полученные знания в новой ситуации (в повседневной жизни); • умение самостоятельно работать с учебными материалами; • отчёты по исследовательским проектам и групповым заданиям; • сопроводительные тексты и комментарии к рисункам, схемам, диаграммам, графикам; • умение пользоваться дополнительной литературой и составление рефератов и эссе; • применять полученные знания от просмотра видеоматериала; умение комментировать и анализировать его; • умение составлять опорные конспекты тем и отдельных уроков; • умение самостоятельно подготавливать отдельные темы. Оценивание итогов обучения делится на: а) текущее оценивание: текущие оценки могут быть поставлены за устные ответы, письменные индивидуальные или фронтальные работы, выполнение письменного домашнего задания, за работу в группе, за практическую работу, доклад или реферат, за составление конспекта, за контрольную работу, за компьютерную презентацию. б) итоговое оценивание: контрольная работа отражает результат обучения по какой-либо целостной части учебного материала. За основу при оценивании контрольной работы берутся требуемые результаты обучения, зафиксированные в программе обучения по биологии. Контрольная работа может быть проведена в форме теста. Сроки и форму проведения контрольных работ учитель сообщает ученикам в начале учебной четверти. Ученик имеет право исправления неудовлетворительной оценки за контрольную работу в индивидуальном порядке в соответствии с графиком консультаций в течение 10 учебных дней после её получения. Итоговыми являются четвертные, полугодовые, годовые оценки. Четвертная и полугодовая оценка ставится на основании не менее трёх оценок. Годовая оценка ставится на основании полугодовых (четвертных) оценок. Итоговая оценка выставляется как средний результат за данный период. В случае спорной оценки оценка выставляется в пользу ученика. В конце 9, 11 классов ученик может выбрать биологию в качестве предмета, по которому сдаёт переводной экзамен. Нормы оценивания знаний и умений учащихся по биологии Оценка «5» (очень хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в полной мере соответствует требованиям программы обучения. • Учащийся знает и правильно понимает изучаемый и ранее изученный программный материал, излагаемые положения подтверждает убедительными примерами, правильно истолковывает конкретные факты, делает правильные выводы и обобщения по ним; понимает фактическое значение усвоенных научных положений и выводов; отвечает последовательно и полно, не прибегая к дословному изложению текста учебника. Оценка «4» (хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки, если ответ в основном соответствует тем же требованиям, которые установлены для оценки «5», но в ответе прослеживается один из следующих недочётов: • ученик допускает одну – две неточности в изложенном материале или истолковании фактов; • при ответе не отступает от текста учебника, но по контрольным вопросам учителя обнаруживает понимание излагаемого материала; • правильно выполняя практическую работу, затрудняется в некоторых выводах, недостаточно полно обобщает результаты выполненной работы. Оценка «3» (удовлетворительно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Учащийся обнаруживает знание и понимание основного программного материала, но его ответ страдает одним из следующих недостатков: • материал излагается схематично, опуская отдельные существенные подробности и допуская неточности в определениях; • затрудняется в выводах, обобщениях и истолковании фактов, но справляется с этим при помощи учителя; • правильно излагает теоретический материал, но затрудняется в подтверждении излагаемых положений конкретными фактами; • при ответе только пересказывает текст учебника, а при контрольных вопросах учителя обнаруживает недостаточное понимание отдельных излагаемых положений; • при выполнении практических работ допускает небрежность, без помощи учителя затрудняется в выводах по результату проведенной работы. Оценка «2» (недостаточно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствует требованиям программы обучения. Имеются существенные недостатки и ошибки. Учащийся: • обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала; • не может истолковывать конкретные факты и не понимает практического значения излагаемого; • не может самостоятельно и последовательно ответить на поставленный основной и наводящий вопросы учителя; • при выполнении работ практических работ, не может самостоятельно выполнить задание. При оценивании биологических диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10-ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания: 9 – 10 правильных ответов – «5» 7 – 8 правильных ответов – «4» 5 – 6 правильных ответов – «3» 3 –0 правильных ответов – «2» • При оценивании работ (рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить. • Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно. • При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради. При оценивании контрольной (письменной) работы учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала: 90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5» 65-89% правильно выполненной работы – оценка «4» 40-64%правильно выполненной работы – оценка «3» 0– 39% правильно выполненной работы – оценка «2» Учебник (название, автор, издательство, год издания) С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова,Н. И. Сонин. Биология.Общие закономерности. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007 Дополнительная литература (название, автор, издательство, год издания) Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 464 с. – (Образовательный стандарт) УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Материал по курсу «Биология. Общие закономерности» распределен следующим образом:
|
Рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии... Рабочая программа курса биологии 9 класса (общеобразовательного) на 2012-2013 учебный год | Рабочая программа по предмету «Биология» 6 класс Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 8-ого класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 3 часа в неделю,... | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2006), учебного плана школы на 2013-2014 учебный год. Согласно действующему Базисному... | Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2010/., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2009//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования... | Рабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская... | ||
Рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии... «Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина. В. М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина,... | ||
Рабочая программа по биологии для 8 класса базовый уровень М.: Дрофа, 2006,-с. 172//, полностью отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню... | Программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме... Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития... | ||
Рабочая программа для 6-ого класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по... | Образовательная программа для 9 класса предусматривает обучение литературе... Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего... | ||
Рабочая программа для 6 го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11 классы М., Дрофа, 2008, (авт. Морзунова И. Б.),... | Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,... |