Скачать 275.5 Kb.
|
Пояснительная записка Программа основного общего образования Биология. Общие закономерности. 9 класс (70 ч, 2 ч в неделю) Автор В. Б. Захаров Рабочая программа по биологии для 9 класса средней школы «Общая биология. 9 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Место предмета в базисном учебном плане: Данная программа рассчитана на 70 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю на прохождение программы по курсу биологии 9-го класса (согласно действующему Базисному учебному плану, программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, всего 70 часов за год) Из них: для проведения зачётных работ - 4 часа, практических работ - 12 часов В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся УУД. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Почти все практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию. Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 9 классе: Введение (1 ч). Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (21 ч) Тема 1.1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов (2 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — уровни организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся изучением процессов жизнедеятельности на каждом из них; — химический состав живых организмов; — роль химических элементов в образовании органических молекул; — свойства живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов, происходящих в неживой природе; — царства живой природы, систематику и представителей разных таксонов; — ориентировочное число известных видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Учащиеся должны уметь: — давать определения уровней организации живого и характеризовать процессы жизнедеятельности на каждом из них; — характеризовать свойства живых систем; — объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации; — приводить краткую характеристику искусственной и естественной систем классификации живых организмов; — объяснять, почему организмы относят к разным систематическим группам. Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч) Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы; — взгляды К. Линнея на систему живого мира; — основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, её позитивные и ошибочные черты; — учение Ч. Дарвина об искусственном отборе; — учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Учащиеся должны уметь: — оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии; — характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина; — давать определение понятиям «вид» и «популяция»; — характеризовать причины борьбы за существование; — определять значение внутривидовой, межвидовой борьбы за существование и борьбы с абиотическими факторами среды; — давать оценку естественному отбору как результату борьбы за существование. Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — типы покровительственной окраски (скрывающая, предостерегающая) и их значение для выживания; — объяснять относительный характер приспособлений; — особенности приспособительного поведения. Учащиеся должны уметь: — приводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения живых организмов. Тема 1.5. Микроэволюция (2 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — значение заботы о потомстве для выживания; — определения понятий «вид» и «популяция»; — сущность генетических процессов в популяциях; — формы видообразования. Учащиеся должны уметь: — объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции; — характеризовать процесс экологического и географического видообразования; — оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях животных, растений и микроорганизмов. Тема 1.6. Биологически последствия адаптации. Макроэволюция (3 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс; — основные закономерности эволюции: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм; — результаты эволюции. Учащиеся должны уметь: — характеризовать пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию; — приводить примеры гомологичных и аналогичных органов. Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (2 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — теорию академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Учащиеся должны уметь: — характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (3 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — этапы развития животных и растений в различные периоды существования Земли. Учащиеся должны уметь: — описывать развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры; — описывать развитие жизни на Земле в палеозойскую эру; — описывать развитие жизни на Земле в мезозойскую эру; — описывать развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — движущие силы антропогенеза; — систематическое положение человека в системе живого мира; — свойства человека как биологического вида; — этапы становления человека как биологического вида; — расы человека и их характерные особенности. Учащиеся должны уметь: — характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека; — опровергать теорию расизма. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета; — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений и животных, делать выводы на основе сравнения; — оценивать свойства пород домашних животных и культурных растений по сравнению с дикими предками; — находить информацию о развитии растений и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую; — сравнивать и сопоставлять между собой современных и ископаемых животных изученных таксономических групп; — использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; — выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и человека; — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. Раздел 2. Структурная организация живых организмов (10 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества; — химические свойства и биологическую роль воды; — роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности; — уровни структурной организации белковых молекул; — принципы структурной организации и функции углеводов; — принципы структурной организации и функции жиров; — структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК). Учащиеся должны уметь: — объяснять принцип действия ферментов; — характеризовать функции белков; — отмечать энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров. Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; — приводить подробную схему процесса биосинтеза белков. Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — определения понятий «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы», «кариотип», «митоз»; — строение прокариотической клетки; — строение прокариот (бактерии и синезелёные водоросли (цианобактерии)); — строение эукариотической клетки; — многообразие эукариот; — особенности строения растительной и животной клеток; — главные части клетки; — органоиды цитоплазмы, включения; — стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них; — положения клеточной теории строения организмов; — биологический смысл митоза. Учащиеся должны уметь: — характеризовать метаболизм у прокариот; — описывать генетический аппарат бактерий; — описывать процессы спорообразования и размножения прокариот; — объяснять место и роль прокариот в биоценозах; — характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки; — описывать строение и функции хромосом. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний; — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий; — объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике; — самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам; — иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками; — работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч) Тема 3.1. Размножение организмов (2 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны; — сущность полового размножения и его биологическое значение; — процесс гаметогенеза; — мейоз и его биологическое значение; — сущность оплодотворения. Учащиеся должны уметь: — характеризовать биологическое значение бесполого размножения; — объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет. Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — определение понятия «онтогенез»; — периодизацию индивидуального развития; — этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез); — формы постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие полным и неполным превращением; — прямое развитие; — биогенетический закон Э. Геккеля и К. Мюллера; — работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости. Учащиеся должны уметь: — описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе; — характеризовать формы постэмбрионального развития; — различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении; — объяснять биологический смысл развития с метаморфозом; — характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — сравнивать и сопоставлять между собой этапы развития животных изученных таксономических групп; — использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; — выявлять признаки сходства и различия в развитии животных разных групп; — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (20 ч) Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — определения понятий «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип», «генотип», наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»; — сущность гибридологического метода изучения наследственности; — законы Менделя; — закон Моргана. Учащиеся должны уметь: — использовать при решении задач генетическую символику; — составлять генотипы организмов и записывать их гаметы; — строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании сцепленном с полом; — сущность генетического определения пола у растений и животных; — характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма; — составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Тема 4.2. Закономерности изменчивости (6 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — виды изменчивости и различия между ними. Учащиеся должны уметь: — распознавать мутационную и комбинативную изменчивость. Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — методы селекции; — смысл и значение явления гетерозиса и полиплоидии. Учащиеся должны уметь: — объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и возникновение отличий от родительских форм у потомков. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — давать характеристику генетическим методам изучения биологических объектов; — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы; — пользоваться поисковыми системами Интернета. Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 ч) Тема 5.1. Биосфера, её структура в функции (3 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — определение понятия «биосфера», «экология», «окружающая среда», «среда обитания», «продуценты», «консументы», «редуценты»; — структуру и компоненты биосферы; — компоненты живого вещества и его функции; — классифицировать экологические факторы. Учащиеся должны уметь: — характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность; — описывать биологические круговороты веществ в природе; — объяснять действие абиотических, биотических и антропогенных факторов; — характеризовать и различать экологические системы — биогеоценоз, биоценоз и агроценоз; — раскрывать сущность и значение в природе саморегуляции; — описывать процесс смены биоценозов и восстановления природных сообществ; — характеризовать формы взаимоотношений между организмами: симбиотические, антибиотические и нейтральные. Тема 5.2. Биосфера и человек (2 ч) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — антропогенные факторы среды; — характер воздействия человека на биосферу; — способы и методы охраны природы; — биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов; — основы рационального природопользования; — неисчерпаемые и почерпаемые ресурсы; — заповедники, заказники, парки России; — несколько растений и животных, занесённых в Красную книгу. Учащиеся должны уметь: — применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства, а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе информации из учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета; — избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации. Личностные результаты обучения — формирование чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину; — осознания учащимися ответственности и долга перед Родиной; — ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию; — формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии; — учащиеся должны строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений; — формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; — соблюдение учащимися и пропаганда правил поведения в природе, природоохранительной деятельности; — умение реализовывать теоретические познания на практике; — осознание значений образования для повседневной жизни и сознанного выбора профессии; — способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; — привить любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, развить эстетическое восприятие общения с живыми организмами; — признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение; — готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранительном поприще; — умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения; — критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты; — осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; — осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. Заключение (1 ч) Тематическое планирование. Биология. Общие закономерности. 9 класс. (70часов)
|
Рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии... Рабочая программа курса биологии 9 класса (общеобразовательного) на 2012-2013 учебный год | Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2006), учебного плана школы на 2013-2014 учебный год. Согласно действующему Базисному... | ||
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии... Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 3 часа в неделю,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 8-ого класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю,... | Рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии... «Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина. В. М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений.... | ||
Образовательная программа для 9 класса предусматривает обучение литературе... Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего... | Рабочая программа по предмету «Биология» 6 класс Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2009//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования... | Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2010/., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования... | ||
Образовательная программа для 9 класса предусматривает обучение чувашскому... Рабочая учебная программа по чувашскому языку составлена на основе программы по чувашскому языку, допущенной Министерством образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы основного общего образования по природоведению 5 класса, А. А плешакова,Н. И. Сонина (5-ое издание, стереотип. М: Дрофа,2000).... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта и примерной Программы по природоведению для 5 класса... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта и примерной Программы по природоведению для 5 класса... | ||
Рабочая программа для 6-ого класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина,... |