№
| Тема урока
| Кол-во час.
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
Планируемая
| Фактическая
|
Введение (1 час)
|
1.
| Биология-наука о живой природе.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Работа с учебником, наблюдение, групповая работа.
| Упр.№2 в раб.тетради вопрос 3на с.12; вопр.1 на с.12 Лабор.работ №1, «наблюдения за сезонными изменениями растений».
| Называть основные царства живых организмов. Приводить примеры значения биологических знаний. Определения термина биология.
| Введение с.9-12.Начать фенологические наблюдения за осенними изменениями деревьев.
|
|
|
ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (3 ЧАСА)
|
2.
| Строение растительной клетки.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Практическая работа, работа с учебником, контроль и самопроверка знаний.
| Вопр 2 на с.20. Выполнение лабораторной работы №28,1 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука». Упражнение №7, №17 в раб.тетр. Задание со свободным ответом по выбору учителя.
| Называть клеточные структуры и их значения. Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.
Сравнивать по заданным критериям строения клетки кожицы лука и клетки мякоти листа.
| §.2.
|
|
|
3.
| Жизнедеятельность клетки.
| 1
| Комбинированный урок
| Собеседование, работа с книгой. Поабзацевое чтение.
| Вопр. 6. На с.23. Упр №11, №12 в раб.тетр.
| Называть: структуры клетки, участвующие в делении; роль хромосом.
Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки.
Отличать старую клетку от молодой.
| §.3.
|
|
|
4.
| Ткани
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Самостоятельная работа, работа с учебником, тестирование.
| Упр. №14, №15, №16 в раб.тетр. Задание со свободным ответом по выбору учителя.
| Давать определение термину ткань. Приводить примеры разных видов тканей. Распознавать и описывать строение тканей растения. Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани.
| §.4. Упр. 16
|
|
|
ТЕМА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2ЧАСА)
|
5.
| Строение и жизнедеятельность бактерий.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Беседа, работа с учебником, самостоятельная работа,.
| Упражнение №22, 23, 24 в раб.тетр. Задание со свободным ответом учителя.
| Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки. Выделять отличительные особенности бактерий. Объяснять, что бактерии живые организмы. Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки.
| §.5.
|
|
|
6.
| Роль бактерий в природе и жизни человека.
| 1
| Комбинированный урок.
| Беседа, работа с учебником, самостоятельная работа.
| Задание со свободным ответом учителя. Упр. №28 в раб.тетр.
| Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
| §.6. Упр. №27, 28.
|
|
|
ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (3ЧАСА)
|
7.
| Общая характеристика грибов. Плесневые грибы.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Практическая работа, самостоятельная работа, работа с учебником.
| Выполнение лабораторной работы №5 «Изучение строения плесневых грибов». Упр.№33 в раб.тетр. вопр.2, 5 на с37. Задание со свободным ответом по выбору учителя.
| Давать определение терминам сапрофиты, паразиты. Выделять признаки царство Грибы. Сравнивать грибы с растениями и животными. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека.
| §.7, §.9. Упр. 27, 28.
|
|
|
8.
| Шляпочные грибы.
| 1
| Комбинированный урок.
| Практическая работа, самостоятельная работа, работа с учебником.
| Упр. №31, 32 в раб.тетр. Лаб.работа №6 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Задание сл свободным ответом по выбору учителя.
| Давать определение терминам мицелий, микориза, Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в нашей местности. Различать по немому рисунку и описывать строение шляпочных грибов. Различать ядовитые и съедобные грибы.
| §.8
|
|
|
9.
| Грибы - паразиты
| 1
| Комбинированный урок.
| Групповая работа, работа с учебником, тестирование.
| Вопр. 1, 2 на с.47. Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упр. №34 в раб.тетр.
| Давать определение термину паразиты. Распознавать представителей грибов-паразитов. Объяснять пути заражения грибами-паразитами. Выявлять влияние грибов-паразитов на растения.
| §.10 до статьи « Прочие грибы-паразиты».Упр. 34.
|
|
|
ТЕМА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (5 ЧАСОВ)
|
10.
| Общая характеристика царства растений.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Опрос, самостоятельная работа, работа с учебником.
| Упр. №37, 38, 192 в раб.тетр. Задание со свободным ответом по выбору учителя.
| Давать определение терминалу ботаника. Перечислять основные группы растений, приводить примеры основных групп растений. Объяснять происхождение высших растений. Выделять особенности строения низших и высших растений.
| §.11, статья «Что изучает ботаника». §.58. статья «Основные этапы развития растительного мира».
|
|
|
11.
| Водоросли.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Работа с учебником, практическая работа.
| Лаб. Раб. «Изучение внешнего строения водорослей». Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упр. №42 в раб.тетр. вопр. 10, 11 на с.62.
| Давать определение термину низшие растения. Распознавать водоросли различных отделов, внешнее строение водорослей. Доказывать принадлежность водорослей к низшим растениям. Объяснить роль водорослей в природе и в жизни человека.
| §.12. Упр. 41 и 42 в раб.тетр.
|
|
|
12.
| Высшие споровые растения. Выход растений на сушу.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Практическая работа, работа с учебником.
| Задание со свободным ответом по выбору учителя. Лаб.раб. «Изучение внешнего строения мхов». Упр.46, 50 в раб.тетр.
| Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать внешнее строение мхов, растения отделела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объяснять роль мхов в природе и в жизни человека
| §.14, §.58 с.263-264. Упр. 48
|
|
|
13.
| Папоротники.
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с учебником. Практическая работа, беседа.
| Лаб. раб. «Распознавание растений отдела Папоротникообразные», «Изучение внешнего строения папоротников». Вопр.1-5 на с.73.
| Распознавать растения отдела Папоротникообразные, описывать внешнее строение, объяснять роль в природе и в жизни человека.
| §.15.
|
|
|
14.
| Голосеменные
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Практическая работа, работа с учебником .
| Лаб.раб. «Распознавание растений отдела Голосеменные растения», «Изучения строения и многообразия голосеменных растений», «Выявление приспособлений у растений среди обитания». Задание со свободным ответом по выбору учителя.
| Давать определение термину голосеменным растениям. Распознавать растения отдела Голосеменные растения, описывать наиболее известных представителей голосеменных. Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги.
| §.16. упр.51 раб.тетр.
|
|
|
ТЕМА 5. МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ (4 ЧАСА)
|
15.
| Общая характеристика строения покрытосеменных растений.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Самостоятельная работа, практическая работа, работа с учебником.
| Лаб.раб. «Распознавание растений отдела Покрытосеменные растения», «Изучения строения и многообразия покрытосеменных растений». Упр.62, 76, 77, 55 раб.тетр.
| Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения, описывать строения цветкового растения, жизненные формы растений, выделять особенности строения покрытосеменных растений.
| §.17. упр 55 раб.тетр.
§.23,§.26.
|
|
|
16.
| Строение семян.
| 1
| Комбинированный урок.
| Самостоятельная работа, практическая работа, групповая работа.
| Упр. 58, 59 в раб.тетр. Лаб.раб. «Изучение органов(семени) цветкового растения». Упр.60, 61.
| Рас-ть и описывать строение семян однодольных и двудольных растений.
Сравнить по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений
| §.18. Упр. 60.
|
|
|
17.
| Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств.
| 1
| Комбинированный урок.
| Практическая работа, работа с учебником.
| Лаб.раб. «Распознавание наиболее распространенных растений класса Двудольные», «Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений», «Определение принадлежности растений к классу Двудольные».
| Распознавать: наиболее распространенные в данной местности растений семейств класса Двудольные;
Сельскохозяйственные растения.
| §.47-§.59
|
|
|
18.
| Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольных.
| 1
| Комбинированный урок.
| Практическая работа, работа с учебником, тестирование.
| Лаб.раб. «Рас-ие наиболее распространенных растений класса Однодольных растений», «Распознавание важнейших сельскохозяйственных однодольных растений», «Определение принадлежности растений к классу Однодольные».Упр.77.
| Рас-ть: растения семейст: лилейные, злаки; с-х растения; объяснить причины сокращения численности редких и охраняемых растений. Определять принадлежность растений к классу Однодольные.
| §.52, §.53.
|
|
|
ТЕМА 6. СТРОЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (6 ЧАСОВ)
|
19.
| Строение и функции корня.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Самостоятельная работа, работа с учебником, наблюдения.
| Упр. 67, 65, 69 в раб.тетр.
| Приводить примеры видоизменений корней и связи с выполняемой функцией. Рас-ть и оп-ть зоны корня. Устан-ть взаимосвязь между строениями зон корня и их функциями.
| §.19, §.20, §.21.
|
|
|
20.
| Побег. Строение почки.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Практическая работа, наблюдение.
| Лаб.раб. «Строение почек. Расположение на стебле». Вопр. 1 на с.124. Упр.75, 90, 91 в раб.тетр
| Рас-ть и оп-ть на живых объектах строение: побега, почки. Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги. Объяснять. Что почка- видоизмененный побег.
| §.22, §.27. Упр. 90,91.
|
|
|
21.
| Строение и функции листа.
| 1
| Комбинированный урок.
| Практическая работа, работа с учебником, опрос.
| Лаб.раб. «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы листа». Упр.82, 83. Вопр. 2, 6, 4 на с.111.
| Рас-ть и оп-ть по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа. Называть функ-ии кожицы листа. Мякоти листа и жилок. Рас-ть и оп-ть строение листа. Объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений.
| §.23, §.24, §.25.
|
|
|
22.
| Строение стебля.
| 1
| Комбинированный урок.
| Беседа, практическая работа, работа с учебником.
| Упр.88, 86, 87. Задание со свободным ответом по выбору учителя. Лаб.раб. «Изучение клеток растений. Клеточное строение стебля».
| Приводить примеры тканей, расположенных в стебле. Наз-ть функции слоев стебля. Рас-ть и оп-ть по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение стебля. Объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину.
| §.26.
|
|
|
23.
| Цветок. Соцветие.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Практическая работа. Работа с учебником, беседа.
| Упр. 93, 94, 98. Лаб.раб. «Выявление приспособлений у растений к среде обитания».
| Распознавать и оп-ть по рисунку: строение цветка, типы соцветий. Приводить примеры растений, имеющих различные соцветия. Сравнивать строение цветков вишни и тюльпана. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.
| §.28, §.29. Упр.98.
|
|
|
24.
| Плоды. Распространение плодов и семян.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Самостоятельная работа, практическая работа, работа с учебником, наблюдение, тестирование.
| Вопр. 1-4 на с.139. лаб.раб. «Классификация плодов», упр. 101 в раб.тетр.
| Наз-ть функции плодов, способы их распространения. Рас-ть и оп-ть по рисункам, коллекциям строение плодов. Выделять приспособление к распространению плодов и семян.
| §.30, §.31. Упр.102.
|
|
|
ТЕМА 7. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (9 ЧАСОВ)
|
25.
| Обмен веществ у растений.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Самостоятельная работа, Работа с учебником, беседа.
| Зад. Со свободным ответом по выбору учителя. Упр.126. вопр. 1, 2, 4. На с.152.
| Описывать опыты, демонстрирующие испарение воды, передвижение воды и минеральных солей по древесине. Объяснить влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями.
| §.39, §.36 до листопада, §.37 до передвижения орг.веществ.
|
|
|
26.
| Фотосинтез. Передвижение орг.веществ.
| 1
| Комбинированный урок.
| Самостоятельная работа, работа с учебником, беседа, наблюдения, выводы.
| Вопр 1 и 4 на с.152. Упр. 136 в раб.тетр. Задание со свободным ответом по выбору учителя.
| Оп-ть механизм фотосинтеза, передвижения орг.веществ. Оп-ть роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Об-ть космическую роль зеленых растений.
| §.34, 37.
|
|
|
27.
| Дыхание растений.
| 1
| Комбинированный урок.
| Работа с учебником, наблюдения, выводы.
| Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упр.119, 122.
| Выд-ть приспособления растений для дыхания. Об-ть результаты опытов подтверждающих дыхание у растений. Сравнивать процессы фотосинтеза и дыхания.
| §.35.
|
|
|
28.
| Способы размножения растений.
| 1.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Беседа, работа с учебником, самостоятельная работа.
| Вопр. 1 на с.176. Упр. 156 в раб.тетр. Вопр 5 на с.190, вопр. 4-6 на с.176.
| Давать определение терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка. Производить примеры растений, которые размножаются вегетативно. Об-ть биологическое значение вег-ого разм-ия. Выд-ть особенности полового типа разм-ия у растений.
| §.40, §.43.
|
|
|
29.
| Размножение споровых растений.
| 1
| Комбинированный урок.
| Работа с учебником, беседа, выводы.
| Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упр.149, 148, 152.
| Давать опр-ие терминам полового размножение, сперматозоид, яйцеклетка. Рас-ть и оп-ть этапы размножения и развития водорослей, мхов и папоротников. Объяснять условия размножения.
| §.41.
|
|
|
30.
| Размножение голосеменных растений.
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с учебником, беседа, выводы.
| Упр.153, вопр. 2-3 на с.184.
| Давать определение терминам: половое размножение, опыление, оплодотворение. Рас-ть по немому рисунку и оп-ть этапы развития голосеменных растений. Выд-ть особенности размножения и развития голосеменных растений в связи с условиями жизни.
| §.42.
|
|
|
31.
| Размножения покрытосеменных растений.
| 1
| Комбинированный урок.
| Работа с учебником, беседа, выводы.
| Упр. 158, 161,159 в раб.тетр. Вопр.2 на с.198, вопр 7-8 на с.199.
| Давать определение термину двойное оплодотворение. Оп-ть способы опыления растений, этапы размножений и развития покрытосеменных растений. Выд-ть признаки насекоопыляемых и ветроопыляемых растений.
| §.44.
|
|
|
32.
| Прорастание семян.
| 1
| Комбинированный урок.
| Работа с учебником, беседа, наблюдения, выводы.
| Вопр.1-3, 4-8 на с.171. Упр. 141, 142, 140.
| Описывать условия прорастания семян. Объяснять целесообразность использования правил посева семян. Оп-ть сроки посева семян. Рас-ть потребность в воде семян различных растений. Уст-ть соответствие между размерами семян. Сроками и глубиной посева.
| §.38. Упр. 142, 143, 139.
|
|
|
33.
| Рост растения.
| 1.
| Комбинированный урок.
| Практическая работа, наблюдения, выводы, беседа, тестирование.
| Вопр.4 на с.175. Упр.68. Лаб.раб. «Наблюдение за ростом и развитием растений».
| Называть стадии растений. Об-ть механизм верхушечного роста и минерального питания. Наб-ть за ростом и развитием комнатного растения, размножающегося вегетативно.
| §.38.
|
|
|
ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВО (1 ЧАСА)
|
34.
| Растительные сообщества.
| 1
| Комбинированный урок.
| Самостоятельная работа, беседа, наблюдения.
| Вопр. 2 на с.253. Упр. 185, 187 в раб.тетр.
| Приводить примеры растительных сообществ. Оп-ть видовой состав растений лесного сообщества. Рас-ть последовательность этапов смены растительного сообщества.
| §.56 кроме елового леса, §.57.
|
|
|
ТЕМА 9. ОБОБЩЕНИЕ (1 ЧАС)
|
35.
| Что мы узнали о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений.
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Тестирование.
| Тестовые задания.
| Называть особенности строения, жизнедеятельности организмов.
|
|
|
|