Скачать 0.6 Mb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Андреевская средняя общеобразовательная школа № 3 РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА и рекомендована приказом к утверждению МОУ Андреевская СОШ №3 (протокол педсовета 16.08.2012г. №31 От 15.08.2012г. № 1) Руководитель ОУ: Директор: Колганов А.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год УЧИТЕЛЯ МАКЕЕВОЙ ЛАРИСЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ст. Андреевская2012г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и программы по природоведению для 5-го класса, авторов Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Издательства-М.: Вентана-Граф, 2005.-72с., в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению в объёме 2 часа в неделю (71 час в год). С учётом праздничных 09.05; и каникулярных дней данная рабочая программа рассчитана на 70 часов в год. В рабочей программе отражаются цели и задачи изучения природоведения на ступени основного общего образования, а также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Курс природоведения для 5 класса имеет комплексный характер и включает основы различных наук: биологии, физики, географии. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Тематическая последовательность обусловлена логикой развития основных понятий, рассмотрением биологических явлений в совокупности с явлениями в неживой природе и ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии живой и неживой природы, формирование навыков практической деятельности. Принцип отбора содержания связан с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний включены лабораторные и творческие работы. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу "готовых знаний", сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Результаты обучения, приведённые в рабочей программе, сформулированные в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки опросы, тестовые работы, контрольные и самостоятельные уроки. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний. В результате изучения природоведения ученик должен знать/ понимать:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Содержание программы 1. Введение Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент). Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач). Обитатели суши, воды, воздуха. Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения. Практическая работа. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы. Демонстрации. Перемещения тел неживой природы, движения листьев к свету, плавания рыб; действия йода на крахмал; эволюционных изменений в живой природе. Опыт в домашних условиях. Изучение испарения жидкостей. Экскурсия. Живая и неживая природа. 2. Явления природы Многообразие природных явлений (1ч) Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Человек как биосоциальное явление. Физические и химические явления в живой и неживой природе (9 ч) Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества. Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения, во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными. Лабораторная работа. № 1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями. Практическая работа. Прослушивание записей звукового общения животных (на примере китов и птиц). Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе. Биологические явления. Особенности живого организма История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле. Как размножаются организмы. Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Расселение потомства у животных и растений. Взаимосвязь растительных и животных организмов. Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни. Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности, отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека. Как питаются живые организмы. Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов. Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов. Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду. Что мы узнали о жизни на Земле. Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий увеличение содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах. Лабораторные работы. №2. Изучение устройства микроскопа. № 3. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени. №4. Изучение строения семени фасоли. №5. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа. № 6. Рассматривание корней растений. №7. Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. №8. Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов. Опыты в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе. Выяснение условий прорастания семян. Наблюдение за испарением воды листьями. Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Измерение роста (длины тела) и массы тела. Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела. Практические работы. Уход за комнатными растениями и аквариумом. Подкормка птиц. 3. Движение в сферах планеты и в космосе Глобальные изменения облика Земли. Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли. Движение в литосфере. Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников. Движение в атмосфере. Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Движение в гидросфере. Движение вод в биосфере. Биосфера — все части планеты, освоенные жизнью. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере). Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли. Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах. Лабораторная работа. №9 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения». Демонстрации. Объемные модели ландшафта, вулканов, географические карты, теллурий, глобус; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе «Последний день Помпеи» К. Брюллова); схемы круговорота веществ. 4. Освоение человеком природы Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, интернет и др.). Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей. Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Демонстрации. Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией. Оборудование и приборы Компьютер, проектор, интерактивная доска. Лабораторное оборудование: лупы, термометры, ножницы, скальпели, препаровальные иглы, пинцеты, пипетки, пробирки, держатели для пробирок, предметные и покровные стёкла, спиртовки, магниты. Микроскоп, готовые микропрепараты тканей растений и животных. Гербарные растения. Коллекции горных пород Контроль уровня обученности. Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета. Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе. Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка. Отметка – числовой аналог оценки. Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера. Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов. Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий. Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии. Отметка 1 («единица»): ответ не дан. Оценивание тестовых заданий: «5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «3» - 66 – 50%; «4» - 82-67%; «2» - менее 50%. Контрольно – тематическое планирование природоведения 5 класс.
|
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя географии... Рабочая программа предмета «Природоведение» для 5 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе | Рабочая программа по природоведению для 5-ого класса, основной ступени на 2011/2012 учебный год Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению | ||
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса на 2012/2013 учебный... Рабочая программа предназначена для учащихся мбоу сош№1 и рассчитана на 2012/2013 учебный год | Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего... Содержание, структура и методический аппарат учебника создают условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности... | ||
Рабочая программа по природоведению в 5 классе на 2012 2013 учебный год | Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса на 2013 -2014 учебный год Природоведение является одним из учебных предметов образовательной области «Естествознание». Рабочая программа предназначена для... | ||
Рабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:... Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,... | Рабочая программа по «Природоведению» для 5 го класса На 2011-2012 учебный год Программа состоит из разделов: пояснительная записка, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, перечень... | ||
Рабочая программа по предмету «русский язык» для 9а класса на 2012/2013 учебный год Рабочая программа составлена для работы в 9 классе по учебнику М. М. Разумовской (М., Дрофа, 2005г.) и рассчитана на 2 часа в неделю,... | Рабочая программа по физике 10 класса учитель Садыкова С. Д год составления... Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03.... | ||
Рабочая программа по географии для 10 класса на 2012-2013 учебный... Протокол №2012г от 2012 от 2012г | Программа по геометрии для 7 класса. 2012-2013 учебный год Пояснительная записка Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «География. Начальный курс.» для 6 класса Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе | Рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии... Рабочая программа курса биологии 9 класса (общеобразовательного) на 2012-2013 учебный год | ||
Рабочая программа учебного курса истории 9 класса на 2012-2013 учебный год А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История Россия в XX- начале XXI века» учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение»,... | Рабочая программа по обществознанию для 9 класса на 2013/2014 учебный год Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических... |