№ урока
| тема
| сроки
| Практические
работы
| РК
| Стандарт (результат)
|
знать
| уметь
|
1
| Введение. 6 часов
|
|
| Работа с дневником наблюдений
| «тело», «вещество», «явление природы»
| Работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать, обобщать
|
2
| Науки о природе.
|
|
| Учебные предметы в школе
| Естественные науки, объекты их изучения,
| Логически мыслить, производить опыты
|
3
| Методы изучения природы. Наблюдение.
|
| Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы
| Наблюдение развития растения
| Методы изучения природы, их роль
| Выполнять несложные наблюдения, проводить опыты
|
4
| Эксперимент, измерение - методы познания природы.
|
|
| Измерение расстояния до школы шагами.
| эксперимент
| Выполнять несложные наблюдения, проводить опыты
|
5
| Оборудование для научных исследований.
|
| Практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
| Рассмотреть строение мухи под лупой.
| Увеличительные и измерительные приборы, лабораторное оборудование
| Пользоваться микроскопом, лупой, знать правила работы с весами, и т.д.
|
6
| Великие естествоиспытатели
|
|
| Наблюдения за живой природой
| Карл Линней, Чарльз Дарвин, В.И.Вернадский
| Составлять сообщения об ученых
|
7
| Тема № 1 «Вселенная» - 15 часов.
Что такое Вселенная.
|
|
| Наблюдение за Полярной звездой, Солнцем, Луной
| Современное определение Вселенной, представление Вселенной индийцами, шумерами, греками, взгляды Пифагора на форму Земли, суть модели по Аристотелю, и Птолемею
| Самостоятельно работать с учебником, сравнивать модели, составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты, использовать дополнительную литературу
|
8
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
|
|
|
| Вклад в науку Аристотеля и Клавдия Птолемея.
| Сравнивать модели, составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты, использовать дополнительную литературу, излагать материал опираясь на записи, но не читая их, формулировать вопросы, отвечать на них
|
9
| Н.Коперник, его модель Вселенной.
|
|
| Наблюдение за Полярной звездой, Солнцем, Луной
| Особенности модели Н.Коперника
| Сравнивать модель Коперника с моделями Аристотеля и Птолемея
|
10
| Дж. Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника.
|
|
| Наблюдение за Полярной звездой, Солнцем, Луной
| Заслуги Д.Бруно, вклад Г.Галилея, современные представления о Вселенной
| Работать самостоятельно с учебником, извлекать нужную информацию, совершать логические операции, сравнивать, анализировать, делать выводы
|
11
| Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.
|
|
| Работа с дневником наблюдений
| Состав Солнечной системы, планеты земной группы и их характеристики
| Работать с текстом и извлекать из него нужную информацию, анализировать, сравнивать
|
12
| Планеты – гиганты.
|
|
|
| Планеты-гиганты и их характеристика, Плутон – самая маленькая планета
| Самостоятельно работать с текстом, совершать логические операции
|
13
| Спутники планет.
|
|
| Наблюдение за Полярной звездой, Солнцем, Луной, звездами
| Спутник Земли – Луна, ее характеристики, спутники других планет
| Самостоятельно работать с текстом, совершать логические операции,
совершать логические операции, сравнивать, анализировать, делать выводы
|
14
| Астероиды. Кометы .
|
|
|
| Характеристики астероидов и комет
| Оформлять результаты логических операций в тетради.
|
15
| Метеоры, метеориты.
|
|
|
| Метеоры и метеориты
| Составлять таблицу
|
16
| Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда.
|
|
| Наблюдение за Полярной звездой, Солнцем, Луной, звездами
| Звезда, размеры и природа Солнца,
| Делать сообщения
|
17
| Многообразие звезд.
|
| Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий северного полушария
| Наблюдение за Полярной звездой, Солнцем, Луной, звездами
| Звезды – гигантские пылающие шары, многообразие звезд и их характеристики
| Выбирать из текста заданную информацию
|
18
| Созвездия.
|
|
| Наблюдение за Полярной звездой, Солнцем, Луной, звездами
| Виды созвездий
| Находить на небе созвездия Малой и Большой Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи
|
19
| Галактики. Световой год.
|
|
| Находить на небе Млечный путь
| Световой год- астрономическая единица длины.
| Находить на небе созвездия Малой и Большой Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи
|
20
| Многообразие галактик.
|
|
|
| Множество галактик, методы их изучения
| Рисовать схемы внешнего вида галактик
|
21
| Обобщающий по теме «Вселенная»
|
|
|
| Представления о строении Вселенной на протяжении веков, строение Солнечной системы, Галактики
| Самостоятельно работать с текстом, совершать логические операции,
совершать логические операции, сравнивать, анализировать, делать выводы
|
| Тема «Земля» 13 часов
|
|
|
|
|
|
22
| Как возникла Земля.
|
|
|
| Сущность термина «гипотеза», гипотезы возникновения земли различных ученых, современные взгляды
| Изображать гипотезы возникновения Земли.
|
23
| Возникновение Земли.
|
|
|
| гипотезы возникновения земли различных ученых, современные взгляды
| Составлять рассказы, сообщения, оформлять сообщения, доклады, рефераты
|
24
| Внутренне строение Земли.
|
|
| Горные породы, минералы нашей местности
| Строение земли, внешние оболочки
| Работать по физической карте полушарий.
|
25
| Горные породы, минералы. Полезные ископаемые.
|
| Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.
| Горные породы, минералы
| Отличия горных пород от минералов, полезные ископаемые
| Выполнять практическую работу и фиксировать в тетради
|
26
| Землетрясения.
|
|
| Горные породы, минералы нашей местности
| Причины землетрясений
| Выполнять терминологический диктант
|
27
| Вулканы.
|
| На контурной карте подписать крупнейшие вершины
| Горные породы, минералы нашей местности
| Причины вулканической деятельности
| Работать с физической картой полушарий
|
28
| Суша планеты.
|
|
|
| Общая характеристика материков
| Показывать на карте материки
|
29.
| Атмосфера Земли.
|
|
| Работа с дневником наблюдений
| Состав воздуха, типы облаков, закономерности согревания воздуха над сушей и водой
| Проводить простейшие опыты
|
30
| Погода. Климат.
|
|
| Работа с дневником наблюдений
| Понятия погода, климат. Влияние климата на состояние живых организмов, здоровье людей
| Подводить итоги наблюдений по дневнику наблюдений
|
31
| Ураганы. Смерчи.
|
|
| Работа с дневником наблюдений
| Причины ураганов, смерчей
| Изображать таблицы, схемы
|
32
| Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.
|
|
| Воды нашей территории
| Составные части гидросферы, сущность круговорота воды
| Выполнять практические работы
|
33
| Воды суши.
|
| На контурной карте подписать крупнейшие реки материков.
На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.
| Воды нашей территории
| Источники пресной воды, роль каждого из них в круговороте природы, использование пресной воды человеком
| Составлять таблицу
|
34
| Уникальность планеты Земля.
|
|
|
| Русло, долина, бассейн, айсберг, подземные воды, ледники, и все понятия предыдущих тем
| Самостоятельно работать с текстом, совершать логические операции,
совершать логические операции, сравнивать, анализировать, делать выводы
|
35
| Обощающий урок по теме «Земля».
|
|
|
| все понятия предыдущих тем
| Отвечать на вопросы письменно и устно, извлекать из различных источников нужную информацию
|
| Тема «Жизнь на Земле»13часов
|
|
|
|
| .
|
36
| Развитие жизни на Земле.
|
|
| Животные нашего края
| История развития жизни на Земле, вода – колыбель жизни
| Изготавливать из различных материалов наглядные пособия, работать с дополнительной литературой, Подготовить сообщения о древних ящерах
|
37
| Животные прошлого.
|
| Рассматривание ископаемых остатков организмов
| Растения нашей территории
| Историческое развитие растений и животных на Земле,
| Работать с таблицей, делать выводы.
|
38
| Живые клетки.
|
| .
Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.
| Растения нашей территории
| История открытия клетки, главные ее части, функции частей
| Выполнять практическую работу
|
39
| Разнообразие клетки.
|
| Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов
| Грибы нашей территории
| Строение микроскопа и правила работы с ним
| Уметь работать с микроскопом
|
40
| Царства живой природы.
|
|
| Растения нашей территории
| Царства живой природы,
| Заполнять таблицу, делать сообщение
|
41
| Многоклеточные организмы.
|
|
| Животные нашего края
| Многоклеточные организмы: животные и растения
| Выполнять практическую работу
|
42
| Беспозвоночные и позвоночные животные
|
|
| Животные нашего края
| Многообразие животных и распространение на земном шаре, связь их с растительным миром
| Работать с текстом и рисунками
|
43
| Среды обитания организмов
|
| Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.
| Животные нашего края
| Многообразие сред обитания животных, и приспособленность животных к ним
| Работать с гербарием
|
44
| Водная среда.
|
| Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций
| Животные наших водоемов
| Отличительные особенности водной среды
| Описание животных по рисунку
|
45
| Почвенная среда.
|
|
| Животные почв
| Отличительные особенности почвенной среды
| Описание животных по рисунку
|
46
| Жизнь на разных материках.
|
|
|
| Особенности растительного и животного мира на разных материках
| Составлять таблицу
|
47
| Природные зоны Земли.
|
| Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов
| Наша природная зона
| Природные зоны земли, причины распределения животных и растений
| Показывать на карте природные зоны, работать с гербарием
|
48
| Жизнь в морях и океанах.
|
| Рассматривание морских организмов в коллекциях и на влажных препаратах
|
| Разнообразие животных и растений в морях и океанах
| Делать сообщения
|
49
| Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».
|
|
|
| Термины всей темы
| Логически мыслить, анализировать
|
| Тема «Человек на Земле»
.
|
|
|
|
|
|
50
| Происхождение человека.
|
|
|
| Человекоподобные обезьяны
| Работать с рисунками, муляжами, проявлять творчество
|
51
| Первые люди.
|
|
|
| Первые люди на Земле
| Составлять рассказ, подбирать материал
|
52
| История географических открытий.
|
|
|
| Представления об открытии материков
| Характеризовать заслуги путешественников, показывать на карте пути следовании я путешественников
|
53
| Открытие Австралии и Антарктиды.
|
|
|
| Первооткрыватели Австралии и Антарктиды.
| Составлять рассказы, сообщения из дополнительной литературы
|
54
| Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.
|
|
|
| Великие путешественники
| Называть 3-5 великих путешественника, кратко характеризовать их заслуги
|
55
| Как человек изменил Землю.
|
|
| Изменение природы родного края
| Последствия влияния человека на природу, экологические проблемы
| Самостоятельно работать с учебником, логически мыслить
|
56
| О кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте.
|
|
| Влияние Магнитогорского комбината на состояние атмосферы
| Естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы, виды опасности для живого от загрязнения
| Составлять рассказы природоведческого содержания, используя доп.литературу
|
57
| Жизнь под угрозой.
|
|
| Исчезнувшие животные и растения родного края
| Последствия влияния деятельности человека на живые организмы
| Составлять рассказы природоведческого содержания, используя доп.литературу
|
58
| Меры сохранения жизни на Земле.
|
|
| Охрана природы
| Основные меры сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ
| Составлять рассказы природоведческого содержания, используя доп.литературу, подобранную самостоятельно
|
59
| Опустынивание и его причины.
|
|
|
| Сущность опустынивания, его причины
| Самостоятельно работать с текстом, оформлять записи
|
60
| Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»
|
|
|
| все понятия предыдущих тем
| Работать с картой
|
61
| Здоровье человека и безопасность жизни
|
|
|
| Опасность курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании
| Правила поведения в различных ситуациях
|
62
| Первая помощь. Ядовитые животные и растения
|
|
| Растения и животные нашей территории
| Первая помощь при кровотечении, основные ядовитые Растения и животные нашей территории
| Правила поведения при грозе, граде, ливне,
|
63
| Обобщающий урок по всем разделам
|
|
|
|
|
|
64
| Проверочная работа за год
|
|
|
|
|
|
| Региональный компонент
|
|
|
|
|
|
65
| Экскурсии в природу
Изучение форм рельефа
|
|
|
| Знать местные формы рельефа
| Описывать формы рельефа по плану
|
66
| Изучение вод: река Урлядка
|
|
|
| Основные параметры реки
| Определять берега, описывать реку по плану
|
67
| Озеро Чебачье.
|
|
|
| Основные параметры озера
| Определять берега, описывать озеро по плану
|
68
| Изучение почв
|
|
|
| Типы почв нашей территории
| Описывать основные характеристики почвы
|
69
| Резерв времени
|
|
|
|
|
|
70
| Резерв времени
|
|
|
|
|
|